ДЕТСКИЕ СКАЗОЧНЫЕ ГОРОДКИ
Одним из интересных проектов нашего вуза стали детские сказочные городки, которые с 1978 года стали возникать в уфимских дворах, скверах и парках. Они так оживили и украсили городскую инфраструктуру, что постепенно стали вырастать далеко за пределами столицы. Их стали создавать в других городах, в сельских районах и даже деревнях Башкирии. Место для строительства первого уфимского городка искали недолго – выбрали тихий дворик между пятиэтажными домами по улице Достоевского.

Автором проекта и инициатором строительства был преподаватель художественно-графического факультета Алексей Иванович Ковешников. С началом его работы в вузе на факультете начался этап бурного развития декоративно-прикладного искусства, в особенности художественной обработки дерева. Выпускник Орловского художественно-графического факультета, он обладал высокими теоретическими знаниями и был хорошим практиком. А.И. Ковешников создал кружок, объединяющий увлеченных и целеустремленных подвижников. Результатом работы кружка стало то, что многие его ученики на всю жизнь выбрали искусство обработки дерева и до сих пор являются великолепными мастерами своего дела. Идея строительства детского городка тоже родилась в стенах этого кружка.

Городок получился аккуратным, изящным и компактным. При возведении круглых скульптур – героев различных сказок, башен, теремов, игровых элементов - опирались на богатую традиционную культуру обработки дерева. Выполненные из разных пород дерева, строения богато украшались резьбой и отдельными деталями. Городок так понравился детворе и их родителям, что его стали называть «сказочным». С тех пор и пошла традиция называть городки «детскими сказочными».

Интерес к этим творениям очень быстро становится повсеместным. Для удовлетворения возросшего интереса в нашем вузе стали создаваться студенческие отряды. Вскоре к бригадам вуза стали присоединяться студенты Уфимского государственного института искусств и Уфимского государственного нефтяного института. Иногда в течение одного года количество таких бригад достигало двенадцати.

Партийные и комсомольские органы также заинтересовались подобным творчеством педагогов и студентов, они оказывали всяческую помощь в организации работ. Постепенно география строительства расширялась, например, большой, красивый городок был построен в новом микрорайоне города Благовещенска. Со временем проекты становились объемнее и сложнее, поэтому места для строительства, тематика художественной части, материалы выбирались тщательнее. Для осуществления особых, крупных, знаковых и технологически сложных проектов создавались объединенные отряды. Так в парке культуры и отдыха им. М. Гафури огромный многофункциональный городок был построен совместно со студентами авиационного института.

Как-то в начале 1980-х годов, представители немецкой делегации из окон экскурсионного автобуса увидели эти удивительные творения. Восхищенные немцы озадачили наших городских и партийных начальников просьбой построить подобное чудо в городе-побратиме Галле. После этого было решено в интеротряд нашего института «Товарищ» включать группу студентов, занимающихся строительством сказочных городков. В течение нескольких летних, так называемых «третьих трудовых семестров», стройотрядовцы творили, чтобы в итоге получился прекрасный детский сказочный городок.

Сказочные герои, сооружения, скульптуры и другие объекты были выполнены на высоком профессиональном уровне, это было настоящее искусство. Жители немецкого города оказались более бережными к материальным ценностям, к труду настоящих мастеров. Очевидцы говорят, что и сегодня городок действует, является любимым местом отдыха горожан и особенно детей.

Интересно об этих событиях в 1984 году писал Раиль Асадуллин, бывший в ту пору секретарем комсомольской организации института. Он говорит о стройотрядовцах, «которые немецким друзьям далеко от Родины свою «сказку сказывали» про диковинных драконов и леших, про птиц, медведей и носорогов, про орлов и северных оленей. Мастера создавали своих персонажей, из дерева и бутового камня, отделывали их металлом и чеканкой.

В фигурках зверей и сказочных персонажей, поселившихся в чудных теремах, шалашах и на висячих мостиках, запечатлелась легкая ирония наравне с искренней любовью. Они стали основными ингредиентами творческой кухни интеротряда «Товарищ», сочетавшей в себе безупречный художественный вкус, декоративность, гармоничность, тонкое чувствование материала и профессиональное владение секретами технологий. Галльские сказочные городки приобрели характерный колорит, навевающий воспоминания не столько о европейских, сколько о восточных сказках и башкирских легендах.

Немецкие мамочки с детьми завороженно наблюдали за работой уфимских студентов. Студентам часто приходилось прекращать работу, когда немецкие детишки забегали на площадку и начинали «использовать ее по прямому назначению»: прятаться в теремках, кататься с горок, взбираться на мосты и лестницы.

Словами огромной благодарности провожали наших ребят галльские друзья. И эту особую теплоту удивительных встреч, чувство причастности к большому миру привезли сегодня в Уфу студенты пединститута».

Спустя годы, приходит осознание того, что это было счастливое время - время созидания, приобретения и накопления уникального опыта, не только практического, строительного, но, что особенно ценно, общения с людьми в разных ситуациях. А они были и сложными, и необычными, требующими быстрого и профессионального решения. В этой связи вспоминаются встречи и работа с руководителями организаций и учреждений, партийно-хозяйственным и комсомольским руководством. Кажется, тогда все было доступнее и проще: можно были поспорить с секретарем райкома партии и доказать свою правоту. В отрядах студенты занимались с детьми, желающих научиться творить было много, они выбирали для занятий определенное время, создавали особые. безопасные для работы, условия. И на практике выполняли высокую педагогическую миссию.

Сравнивая студентов тех лет с сегодняшними, Талгат Масалимов, декан художественно-графического факультета, ветеран ИССО, командир ССО по строительству детских сказочных городков, говорит о некотором чувстве огорчения. «Насколько несамостоятельна нынешняя молодежь, многое приходится за них думать, решать и делать. Мы были намного самостоятельнее и ответственнее, поэтому нам доверяли серьезные дела. Прошедшие через стройотряды ребята с огромной благодарностью вспоминают те времена. Многие из них так же, как и тогда, достойно идут по жизни, создавая, сохраняя и передавая другим прекрасные творения».

Вспоминая стройотрядовскую молодость, хотелось бы отметить то, что тогда на практике осуществлялись многие требования современных, так называемых, образовательных новаций, например, идея приобретения профессиональных и специальных компетенций. На самом деле принцип осуществления связи теории с практикой такой же древний, как и воспитание. Поэтому в советском прошлом знания, навыки и умения, полученные на теоретических аудиторных занятиях, проверялись и закреплялись в учебных мастерских, затем - на производстве. Это умения правильно читать и грамотно выполнять чертежи, создавать проекты изделий и сооружений, изготовлять по ним артобъекты, организовывать работу коллектива, эффективно управлять производственным процессом. Все это помогает бывшим строителям детских сказочных городков успешно справляться с возникающими задачами в современных условиях.