ХАМИТОВ ЭДУАРД ШАЙХУЛЛОВИЧ
В становлении нашего университета принимало участие множество достойнейших людей. В этой плеяде выделяются имена тех, кто своим интеллектом, гражданской позицией, личными качествами определяли стратегический вектор развития вуза. К их числу, безусловно, относится Эдуард Шайхуллович Хамитов, который с 1983 по 2005 годы находился на посту ректора во главе института, а затем уже и университета.
Родился Эдуард Шайхуллович 22 сентября 1937 года в Бураевском районе деревни Новокизганово БАССР. Педагогическая карьера будущего руководителя центрального вуза Башкортостана была предопределена воспитанием в учительской среде родительского дома. Педагогические гены у него – в крови. А пример отца – директора школы с ранних лет заронил в его добрую и светлую душу семена познания, обильно проросшие в будущем на ниве отечественного просвещения. Проблемы образования часто обсуждались в семье, и, на первый взгляд, вполне закономерно, что Э.Ш. Хамитов выбрал именно педагогическую стезю. В то же время следует отметить, что далеко не каждый, ежедневно воочию наблюдая все трудности педагогического труда, решится повторить путь своих родителей. А он не только не испугался и повторил, но прошёл все ступени педагогического и научного роста – от студента до ректора, на каждом этапе демонстрируя высочайший уровень достижений и постоянное стремление к совершенствованию. Его по праву можно назвать педагогом от Бога. Впоследствии Эдуард Шайхуллович вспоминал: «Сельские жители, поселившиеся в городе, это люди, привыкшие всю жизнь трудиться. Такая привычка заложена в генах, поэтому их успехи удивления у меня не вызывают… Однако есть много сельских жителей, переехавших в города, которые так и не устроили свою жизнь, но зато приобрели много негативных привычек. Об этом мы стараемся не говорить. Просто нужно иметь сильный характер. И пробиваются те, кто его имеет. Что касается меня, педагогами были мои родители. Авторитет сельского учителя был в советское время просто непререкаем. Мамин учительский стаж короче – она воспитывала нас с сестрой. А вот отец педагогом был всю жизнь – очень хорошим учителем математики и директором школы. Это я знаю по отзывам его же учеников. У него учился и я. Обе мои дочери тоже стали педагогами – однако, династия. Да и я ещё в школе замечал за собой «слабость»: поделиться чем-то, меня поразившим, с тем, кто рядом. Списывать давал и объяснял, что было непонятно. Поэтому, когда окончил десять классов, ни у меня, ни у родителей сомнений не было: иду в учителя… Сейчас могу уверенно сказать, что ни разу в жизни не пожалел о том, что стал учителем. Внутренне ощущаю, насколько важно то, чем я занимался и занимаюсь. Внутри меня сидит педагог, и сидит там очень уютно».
Обсуждение актуальных вопросов педагогического Образования
Уже в студенческие годы Эдуард Шайхуллович проявил и зарекомендовал себя как человек педагогически одарённый, исключительно честный, ответственный, активный и целеустремлённый. Поэтому после окончания с отличием Бирского педагогического института по специальности «учитель математики, физики и черчения» его оставляют в этом же вузе на преподавательскую работу. В 1964 году Э.Ш. Хамитов окончил аспирантуру Куйбышевского государственного педагогического института и стал работать в этом вузе старшим преподавателем, а затем – деканом физико-математического факультета. В 1966 году молодой педагог и учёный становится заведующим кафедрой физики Уфимского нефтяного института.

Его «роман» с нашим вузом берёт начало в 1968 году и продолжается до настоящего времени, обрастая всё новыми прекрасными и вдохновенными страницами. Здесь он успешно проходит все мыслимые ступени развития и совершенствования педагога, учёного и организатора образования: заведующий кафедрой, декан физико-математического факультета, с 1972 года – проректор по учебной работе. Ему в это время только 35 лет, а сколько уже было пройдено, осмыслено, сделано. Природный ум, опыт работы в нескольких учебных и научных заведениях, высокая культура, интеллигентность, образованность, ответственное отношение к делу, широкий профессиональный кругозор, чуткость к переменам в обществе, трезвость взгляда на происходящие события – все эти качества сделали его яркой личностью на посту ректора головного педагогического вуза республики.
Почетные гости у Э.ш.Хамитова
Эдуарда Шайхулловича всегда характеризует основательность во всём, математическая точность в определении целей, задач и детальное знание способов проектирования их решений. Одна из его отличительных черт –перспективное мышление, то есть способность видеть будущее педагогического образования и реальные стратегии развития. Он с уверенностью говорит: «Я верю в образование». Эта вера, подкреплённая ежедневным неустанным трудом и высокими личностными качествами, стала основой непререкаемого авторитета, ведущего за собой весь коллектив вуза, и вектором больших свершений в период ректорства. Он мог убеждать в необходимости строительства новых учебных корпусов, открытия профилактория, лабораторий, разработки инновационных методик образования. В тот период он ещё не был доктором наук, поскольку у него просто не было времени, чтобы перевести свои мысли и дела в диссертационный формат. Но он совершил столько дел, которыми с полным основанием может гордиться любой профессор: около двухсот опубликованных научных работ, авторское свидетельство, обустроенные общежития (предмет зависти абитуриентов других вузов тех лет), плавательный бассейн, базы отдыха, Центр психологической помощи, открытие новых факультетов, кафедр, лабораторий и специальностей.

Усилия ректора и педагогов вуза давали хорошие всходы: выпускникам нашего вуза были всегда рады в учреждениях образования и других отраслях, они обладали фундаментальными знаниями, умели творчески подходить к решению любого вопроса, использовали на практике современные технологии. Многие ещё со студенческой скамьи подружились с наукой: участвовали в международных и республиканских конференциях, различных грантах, «отметились» научными публикациями в центральных изданиях. Слава о вожатых и воспитателях вуза далеко перешагнула границы Башкирии. Заявки на них поступали не только из крупных городов нашей страны, но и из Болгарии, Германии. Студенты университета оказались в числе призёров международного конкурса «Студенты в свободном предпринимательстве», стабильно отличаются на фестивале «Студенческая весна». Лето многие из них проводят на Черноморском побережье – о таком виде отдыха позаботился Э.Ш. Хамитов.

Будучи безусловным стратегом, ректор в первой половине восьмидесятых годов составил список перспективных коллег, которые, по его мнению, могли защитить докторскую диссертацию. Не у всех это в итоге получилось, но его внимание к данному вопросу как одному из важных факторов развития было настолько мощным, что вуз засверкал именами новоиспечённых докторов в последующие годы. Думается, что это внимание к одному из основных показателей вуза и последующие достижения коллектива в этом направлении во многом были предопределены личным вкладом руководителя. Работа ректором позволила ему реализовать свой талант учёного в области педагогики. Занимаясь вопросами подготовительной работы по профессиональной ориентации школьников, он подготовил монографию, ставшую основой докторской диссертации.

Защита докторской диссертации Эдуарда Шайхулловича «Теория и практика формирования контингента гуманитарного вуза» состоялась в 1999 году. Название диссертации говорит о многом. Это не просто научная работа, которая в соответствии с требованиями выполнена на должном уровне, а решение огромного свода проблем педагогического образования, теоретическое осмысление опыта многолетней работы талантливого и преданного педагогическому долгу Учителя с большой буквы. В этом исследовании впервые определены методологические и теоретические подходы к формированию контингента студентов как социально-педагогической проблеме. Успешная научная работа была не только личным вкладом ректора в развитие вуза, но и примером того, как можно сочетать невероятно сложную административную работу с научными изысканиями и педагогической деятельностью.
Эдуард шайхуллович знакомится с творчеством детей
Безусловным достижением Эдуарда Шайхулловича является его способность создавать положительную ауру в коллективе. Это качество руководителя было отмечено многими коллегами, руководителями подразделений вуза, преподавателями, административным и обслуживающим персоналом. У него есть чёткий принцип, на котором он строит свои отношения с коллегами: преданность делу и полная самоотдача в работе. Как мудрый руководитель он сформировался уже в ранние годы. Этому способствовали такие черты его характера, как строгость, пунктуальность, честность, преданность работе и своему долгу, деликатность, дипломатичность, тактичность, уважительное отношение к людям. Одной из приоритетных ценностей для него является возможность жить на родной земле и гордиться этим.

К Эдуарду Шайхулловичу вполне можно применить латинский термин «новатор» («строящий заново, обновитель, изобретатель»). Примеров тому множество: участие в разработке и создании первого в истории республики Закона «Об образовании»; создание концепции развития Башкирского государственного педагогического университета до 2005 года; обоснование идеологии обновления университетского образования; открытие новых перспективных факультетов и специальностей и так далее. Умение делать прогноз на основе всесторонней оценки, способность видеть, чувствовать и поддерживать новое – определяющие черты его высокого профессионализма в качестве руководителя.
Одно из больших желаний и стремлений Э.Ш. Хамитова – сделать университет научным и учебным центром всероссийского и международного значения осуществилось. Именно при нём началась новая эпоха в истории вуза, эпоха его расцвета, обретения высокого научного значения, выходящего далеко за пределы Башкирии. Знаменательно, что годы его руководства пришлись на времена, когда менялась общая обстановка в стране. Его чутьё острого аналитика позволило в сложных внешних условиях вывести вуз на новые рубежи развития.

Не случайно то, что Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы стал ведущим в республике учебно-методическим и научным центром кадров образования, на базе которого проходят зональные и межрегиональные конференции и симпозиумы. Учёные, учителя-предметники съезжаются сюда, чтобы обменяться опытом работы по внедрению новых технологий развивающего обучения, наметить перспективы сотрудничества, обсудить последние научные достижения, к числу которых можно отнести, например, работу лаборатории педагогической психологии. На её базе созданы новые школьные учебники по географии и химии – одни их лучших в России. С этой лаборатории начиналось перспективное направление в педагогике и психологии – психодидактика. В Башкортостане именно нашему вузу принадлежит приоритет в подготовке дипломированных психологов, специалистов по социальной и коррекционной педагогике, специальной психологии. Вуз первым в регионе открыл аспирантуру по культурологии, создал американо-башкирский интерколледж, представительства университета в районах республики.

Эдуард Шайхуллович был ректором, который принимал в своём кабинете руководителей подразделений, коллег по работе, студентов, их родителей. И никогда посетители не выходили от него без действенного совета и конкретного решения своей проблемы. Он и сейчас может дать мудрый совет. Э.Ш. Хамитов по своей натуре настоящий альтруист, поэтому не случайно и неоднократно его выбирают депутатом Горсовета, Верховного совета БАССР, Государственной Думы РФ, где он работал в комитете по народному образованию и науке.

Достижения вуза, многократно проявляющиеся в различных рейтингах, успехи в качественной подготовке учителей для школ республики, личная плодотворная многогранная деятельность учёного и педагога получили высокую оценку. Э.Ш. Хамитов удостоен многих правительственных наград и званий: Заслуженный работник высшей школы РФ, Почётный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный деятель науки РБ, кавалер ордена Дружбы народов, ордена «За заслуги перед Республикой Башкортостан», обладатель медали К.Д. Ушинского, также награждён многочисленными другими медалями и почётными грамотами. О нём написано множество статей, в том числе в различных энциклопедиях: «Лучшие люди России» «Энциклопедия Башкортостана», «Ректоры России». В настоящее время Эдуард Шайхуллович работает советником ректората вуза.