Эдуарда Шайхулловича всегда характеризует основательность во всём, математическая точность в определении целей, задач и детальное знание способов проектирования их решений. Одна из его отличительных черт –перспективное мышление, то есть способность видеть будущее педагогического образования и реальные стратегии развития. Он с уверенностью говорит: «Я верю в образование». Эта вера, подкреплённая ежедневным неустанным трудом и высокими личностными качествами, стала основой непререкаемого авторитета, ведущего за собой весь коллектив вуза, и вектором больших свершений в период ректорства. Он мог убеждать в необходимости строительства новых учебных корпусов, открытия профилактория, лабораторий, разработки инновационных методик образования. В тот период он ещё не был доктором наук, поскольку у него просто не было времени, чтобы перевести свои мысли и дела в диссертационный формат. Но он совершил столько дел, которыми с полным основанием может гордиться любой профессор: около двухсот опубликованных научных работ, авторское свидетельство, обустроенные общежития (предмет зависти абитуриентов других вузов тех лет), плавательный бассейн, базы отдыха, Центр психологической помощи, открытие новых факультетов, кафедр, лабораторий и специальностей.
Усилия ректора и педагогов вуза давали хорошие всходы: выпускникам нашего вуза были всегда рады в учреждениях образования и других отраслях, они обладали фундаментальными знаниями, умели творчески подходить к решению любого вопроса, использовали на практике современные технологии. Многие ещё со студенческой скамьи подружились с наукой: участвовали в международных и республиканских конференциях, различных грантах, «отметились» научными публикациями в центральных изданиях. Слава о вожатых и воспитателях вуза далеко перешагнула границы Башкирии. Заявки на них поступали не только из крупных городов нашей страны, но и из Болгарии, Германии. Студенты университета оказались в числе призёров международного конкурса «Студенты в свободном предпринимательстве», стабильно отличаются на фестивале «Студенческая весна». Лето многие из них проводят на Черноморском побережье – о таком виде отдыха позаботился Э.Ш. Хамитов.
Будучи безусловным стратегом, ректор в первой половине восьмидесятых годов составил список перспективных коллег, которые, по его мнению, могли защитить докторскую диссертацию. Не у всех это в итоге получилось, но его внимание к данному вопросу как одному из важных факторов развития было настолько мощным, что вуз засверкал именами новоиспечённых докторов в последующие годы. Думается, что это внимание к одному из основных показателей вуза и последующие достижения коллектива в этом направлении во многом были предопределены личным вкладом руководителя. Работа ректором позволила ему реализовать свой талант учёного в области педагогики. Занимаясь вопросами подготовительной работы по профессиональной ориентации школьников, он подготовил монографию, ставшую основой докторской диссертации.
Защита докторской диссертации Эдуарда Шайхулловича «Теория и практика формирования контингента гуманитарного вуза» состоялась в 1999 году. Название диссертации говорит о многом. Это не просто научная работа, которая в соответствии с требованиями выполнена на должном уровне, а решение огромного свода проблем педагогического образования, теоретическое осмысление опыта многолетней работы талантливого и преданного педагогическому долгу Учителя с большой буквы. В этом исследовании впервые определены методологические и теоретические подходы к формированию контингента студентов как социально-педагогической проблеме. Успешная научная работа была не только личным вкладом ректора в развитие вуза, но и примером того, как можно сочетать невероятно сложную административную работу с научными изысканиями и педагогической деятельностью.