Он родился 25 апреля 1953 года в деревне Чишмы Башкирской АССР. Его отец Мирвалетдин Ялалетдинович – кавалер двух орденов Славы, достойный земляк знаменитых чишминцев Зии Камали, Сайфи Кудаша, Мустая Карима, Рустема Гумеровича и Раиля Гумеровича Кузеевых, Фариды Кудашевой и многих других. Трудовую деятельность Раиль Мирваевич начал очень рано, уже в шестом классе работал помощником комбайнера. Затем судьба совершенно не случайно привела его в школу деревни Кляшево, где юноша вёл историю, рисование, физкультуру и труд, учился работать с детьми, постигал азы учительства. Приобретённый в деревенской школе опыт зажёг в сердце молодого педагога огонь желания посвятить себя педагогической профессии. Поэтому после службы в армии он осознанно поступил на естественно-географический факультет. Становление будущего деятельного организатора и инициатора образования и науки в вузе начиналось с увлекательной, насыщенной стройотрядовской и комсомольской работы. Командир зонального студенческого строительного отряда, секретарь комитета комсомола института, член бюро Кировского РК ВЛКСМ, бюро Уфимского ГК ВЛКСМ, член Башкирского Обкома ВЛКСМ – вот не полный перечень должностных обязанностей энергичного активиста.
Его профессиональное становление как педагога неразрывно связано с кафедрой педагогики, где с 1983 года он последовательно прошёл путь от старшего преподавателя до профессора. За это время избирался заместителем декана ЕГФ, исполняющим обязанности декана рабфака, заведующим кафедрой педагогики. Кафедра стала настоящей школой новаторства. Здесь совместно с коллегами разрабатывались и апробировались на практике новые методики и технологии, которые легли в основу будущих пособий и монографий. Он становится одним из лидеров своего поколения.
В 1999 году Раиль Мирваевич был назначен проректором по учебно-воспитательной работе, и в полную силу проявились его творческие и организаторские способности. С 2001 по 2005 гг. он столь же успешно работал в должности проректора по учебной работе, стал компетентным менеджером в организации образовательного процесса вуза. В эти годы совместно с креативными преподавателями вуза ему удалось обосновать и выстроить систему образовательного процесса, позволяющую развивать у студентов способы самостоятельной, новаторской педагогической деятельности.
Аналитическое и стратегическое мышление, неутомимость в работе, устремлённость в будущее, умение держать руку на пульсе современных тенденций и процессов позволили ему в 2005 года стать ректором родного университета. Произошло счастливое совпадение, позитивное системно-деятельностное резонирование огромных потенциальных возможностей руководителя и коллектива. Именно благодаря его настойчивости, широте замыслов, многогранной деятельности университет превратился в крупный научно-образовательный и инновационный центр Республики Башкортостан. И в последние годы университет становится не только республиканским, но и региональным центром переподготовки преподавателей высшей школы по педагогике и психологии.
В 2006 г. университету присваивается имя выдающегося просветителя края Мифтахетдина Акмуллы, а в 2008 г. на центральной площади вуза создаётся прекрасный памятник-ансамбль, один из наиболее гармоничных, высоко духовных памятников деятелям просвещения в республике и стране.