ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Факультет психологии был открыт 30 июня 2001 года на базе отделения, функционировавшего с 1995 года при факультете педагогики и психологии. Первым деканом факультета была избрана Римма Мухаметовна Фатыхова – д.п.н., к.пс.н., профессор, член Диссертационного Совета по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при университете, член редакционной коллегии журнала «Педагогический журнал Башкортостана» и рецензент журнала «Медицинский вестник Башкортостана», научный консультант Научно-издательского комплекса «Башкирская энциклопедия», Академик Академии педагогических и социальных наук, Член-корреспондент Международной Академии наук педагогического образования, председатель Регионального отделения Федерации психологов образования России, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный работник образования РБ, автор более 250 научных публикаций.

С ноября 2010 года руководителем является Курунов Виктор Валерьевич – кандидат психологических наук, доцент, заведующий научно-инновационной лабораторией инженерной психологии, эргономики и организационных отношений, Отличник образования РБ, член Санкт-Петербургского отделения Российского психологического общества, член комиссии «Сопровождение применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы» Федерального учебно-методического объединения «Образование и педагогические науки», автор более 60 научных публикаций.
Р.М. Фатыхова
В первые годы профессиональная подготовка осуществлялась по специальности «Педагогика и психология» с дополнительными специальностями «Олигофренопедагогика» и «Логопедия», а в последующем, выпускникам уже присваивалась квалификация «Психолог, преподаватель психологии» со специализациями «Социальная психология» и «Юридическая психология». В настоящее время профессиональная подготовка реализуется по всем четырём уровням высшего образования – бакалавриат, специалитет, магистратура и аспирантура.

Миссия факультета определяется как подготовка психологов, обладающих высокой квалификацией, социально-личностной зрелостью, профессиональной мобильностью, готовностью к переобучению и овладению новыми компетенциями, развитыми адаптивными возможностями для продуктивной самореализации в различных сферах общественно-исторической практики. Задачи профессиональной подготовки и развития будущего специалиста решают три выпускающие кафедры, три лаборатории и два центра.
Кафедра общей и социальной психологии
Кафедра общей и социальной психологии была создана в июне 2005 года. Её заведующей со дня основания является к.пс.н., доцент, Отличник образования РБ М.В. Нухова. Она автор более 100 научных публикаций, в том числе 2 учебных пособий с грифами УМО. На кафедре работают 3 доктора наук, профессора: В.Н. Бондаренко, Т.Д. Дубовицкая, Э.Ш. Шаяхметова; 7 кандидатов наук, доцентов: Г.В. Бондаренко, А.И. Валитова, О.М. Макушкина, Г.В. Митина, И.Н. Нестерова, Г.А. Шурухина, преподаватель А.Н. Нугаева и ассистент А.М. Валишина.

Основная философия кафедры – к достижению цели ведут только ясные цели. Направление научных исследований: «Проблема развития личности в деятельности и общении». Педагоги ориентированы на реализацию основных положений концепции модернизации образования, обновление содержания и совершенствование фундаментальной подготовки в рамках многоуровневого образования, реализацию деятельностного и компетентностного подходов, всестороннее формирование личности студента как субъекта образовательного процесса.

Кафедра осуществляет сотрудничество c МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва), ЮУрГГПУ (Челябинск), РУДН (Москва), ТГУ (Тольятти), КГУ им. Циолковского (Калуга), МВД РБ (Уфа), МЧС РБ (Уфа), Всероссийским центром глазной и пластической хирургии «Аллоплант» (Уфа), вузами, колледжами и школами республики.
При кафедре созданы две лаборатории:

Научно-образовательная лаборатория прикладной психологии является полифункциональным подразделением, созданным в 2007 году М.В. Нуховой. С 2015 года заведующим лабораторией является Г.В. Бондаренко, а главный научный консультант – В.Н. Бондаренко.

Лаборатория стала площадкой для проведения прикладных научных исследований, индивидуального и семейного консультирования, а также целого спектра образовательных тренингов («Тренинг тренеров», «Тренинг сознательного родительства», «Тренинг личностного роста», «Теория и практика арт-терапии») и мастерских («Встреча с внутренним мудрецом», «Ресурсы наших снов»).

Тема основного проекта лаборатории: «Прикладная духовная психология и психотерапия», руководителем которой является В.Н. Бондаренко. В рамках этого проекта реализуются программы дополнительного профессионального образования: «Духовно-психологическое консультирование и немедицинская психотерапия»; «Практическая психология», профиль «Духовная психология и психотерапия»; «Арт-терапия в психологическом консультировании»; «Основы теории и практики работы с метафорическими картами»; «Основы юнгианской психологии и психотерапии»; «Работа со сказками в арт-терапии». При лаборатории работает студенческая научная группа «Духовная психология и психотерапия».

Лаборатория психофизиологии и экспериментальной психологии, заведующей которой является Э.Ш. Шаяхметова. Основное направление деятельности – психофизиологический скрининг, или анализ выявления зависимостей и их профилактика. Мониторинг профилактического вмешательства в область зависимого поведения (табакокурение, алкоголизм, наркомания) – одна из наиболее важных областей борьбы с нею. Цель – проведение индивидуального полного психофизиологического скрининга – анализа состояния организма в реальном масштабе времени для недопущения человека в «зону риска».

Также на базе лаборатории осуществляется проведение экспериментальных исследований по направлению подготовки кадров высшей квалификации «Психологические науки» и магистерских диссертаций по направлению «Психология, психофизиология спорта».

Технико-технологическое оснащение позволяет проводить самые разнообразные исследования. Например, «Реактор-Т» направлен на активизацию внутренних резервов организма, позволяет повысить показатели эффективности в большом спорте, искусстве, в любой деятельности, требующей длительных усилий, а также большой ответственности. Аудиовизуальная стимуляция способствует улучшению памяти и интеллектуальных функций, снижает уровень стресса и снимает усталость, улучшает настроение и самочувствие, способствует изменению отношения к психотравмирующим ситуациям. Или «Эгоскоп» предназначен для диагностики неосознаваемых доболезненных состояний, синдрома жизненного истощения. С помощью этого прибора можно проводить кадровый отбор персонала и другие диагностические процедуры. Устройство психофизиологического тестирования «Психофизиолог» предназначено для автономного проведения индивидуального психофоизиологического тестирования. «Психофизиолог» применяется для предсменного, предрейсового и предстартового контроля в спорте, силовых ведомствах, МЧС, авиации, энергетике, на транспорте, при отборе и оценке персонала.
Кафедра психологии образования и развития
Кафедра психологии образования и развития была создана в сентябре 1995 года. С 2001 года кафедрой заведовала д.пс.н., профессор А.И. Сорокина. С 2014 года заведующей является д.пс.н., профессор Л.Г. Дмитриева. Также на кафедре работают: д.пс.н., профессор Г.В. Дьяконов, к.пс.н., доценты Л.В. Лямина, Н.Н. Моисеева, С.Д. Мухаметрахимова, Г.Р. Фаттахова, преподаватели Г.М. Асадуллина, Н.А. Колесникова, Д.Н. Сергеева. Педагогический состав представляет собой серьезный научный потенциал, ресурсы которого реализуются в самых разнообразных проектах, грантовой деятельности и других мероприятиях. Научная тема кафедры: «Психология безопасности личности», в рамках которой работают педагоги, а также проблемные студенческие группы, проводятся олимпиады для старшеклассников, студенческие научные конференции. При кафедре созданы Центр профилактики деструктивных явлений и студенческий добровольческий отряд психологов.
Традиционным стало проведение ежегодных международных семинаров по диалогу. Его гостями стали известные ученые нашей страны и ближнего зарубежья. Продолжают наращиваться связи с научными психологическими сообществами других городов. В частности, в рамках сетевого взаимодействия с Пермским и Южно-Уральским государственными гуманитарно-педагогическими университетами по программе магистратуры «Психология управления образовательной средой» проводятся совместные научные конференции, публикуются статьи.

Кафедра активно сотрудничает с Поволжской государственной социально-гуманитарной академией (г. Самара), Уральским федеральным университетом (г. Екатеринбург), Российским государственным социальным университетом (г. Москва), Московским государственным лингвистическим университетом (г. Москва), Ярославским государственным университетом им. П.Г. Демидова.

Созданы и активно работают филиалы кафедры на базе СОШ № 29 и СОШ № 45 г. Уфы, проводится разнообразная работа и с другими образовательными учреждения города и районов республики.

Подготовка кадров высшей квалификации осуществляется в аспирантуре по направлению «Психологические науки», профили «Педагогическая психология», «Социальная психология».
Кафедра прикладной психологии и девиантологии
Кафедра прикладной психологии и девиантологии была образована в 1999 году первоначально как кафедра социальной и практической психологии. С 2014 года в связи с началом реализации новых программ она имеет настоящее название. До 2015 года кафедрой руководила к.пс.н., доцент Т.С. Чуйкова, Отличник образования РБ, член Международной ассоциации прикладной психологии (International Association of Applied Psychology – IAAP) и Межрегиональной эргономической ассоциации, автор более 100 публикаций и 3 монографий. Сегодня заведующим кафедрой является к.ф.н. доцент, автор более 80 научных работ, Отличник образования РБ И.Ф. Шиляева.

Деятельность кафедры обеспечивают высококвалифицированные и творческие профессионалы. На кафедре работают 7 кандидатов наук, доцентов (А.Р. Биктагирова, Э.И. Зинина, В.В. Курунов, Е.С. Нагимова, Ф.К. Нуриманова, Т.С.Чуйкова, И.Ф. Шиляева), 4 преподавателя (А.Е. Киселёва, С.А. Макарова, Е.И.Жаркова Р.Р. Самигуллин) и 2 ассистента (Н.А. Афлятунова, Г.Ф. Жданова).

В разные периоды своего развития кафедра занималась разработкой различных проблем теоретической и прикладной психологии. Направления исследований преподавателей кафедры объединяла общая научная проблема «Субъект деятельности, общения и профессионального развития: теоретические и прикладные аспекты».

Преподаватели кафедры на протяжении всех лет активно участвуют в организации и проведении конференций и семинаров различного уровня. С 2004 года была заложена традиция проведения ежегодных Психологических чтений. Под руководством преподавателей развивается студенческая наука. Студенты выполняют научные исследования, принимают участие в конференциях, конкурсах и олимпиадах.
Сложились устойчивые связи с научными центрами, кафедрами и факультетами, имеющими сходную направленность. Так, давние связи существуют с Психологическим институтом РАО, где преподаватели кафедры обучаются в аспирантуре и повышают квалификацию. Тесное сотрудничество с кафедрой поддерживает главный научный сотрудник ПИ РАО, доктор психологических наук, профессор А.К. Осницкий, являющийся почетным профессором нашего университета.

Активно развивается международное сотрудничество. Кафедра сотрудничает с коллегами факультета психологии и консультирования Университета штата Арканзас (США). Заложены основы сотрудничества с университетом Глиндор (Великобритания).

Все годы кафедра является выпускающей. В настоящее время кафедра осуществляет подготовку студентов и аспирантов по следующим образовательным программам: специалитета «Педагогика и психология девиантного поведения», магистратуры «Психология» по направленностям «Организационная психология», «Прикладная конфликтология и медиация», «Психология управления и кадровый менеджмент».

Подготовка кадров высшей квалификации осуществляется в аспирантуре по направлению «Психологические науки», профили «Общая психология, психология личности, история психологии», «Психология труда, инженерная психология и эргономика».

При кафедре создана и продуктивно работает научно-инновационная лаборатория инженерной психологии, эргономики и организационных отношений им. Б.Ф. Ломова. Возглавляет лабораторию к.пс.н., доцент В.В. Курунов.
На базе лаборатории осуществляется реализация программ комплексного обследования и оценки личности с использованием аппаратурных методов и методик (Активациометр, Полиграф и др.), проведение центров оценки и развития персонала организаций (Ассессмент-центров); проектирование и внедрение корпоративных стандартов и формирующих рабочих сред в организациях; проведение социально-психологических, инженерно-психологических, эргономических, психографологических, почерковедческих и других экспертиз; инженерно-психологическое и эргономическое сопровождение проектов и разработок в сфере бизнеса, управления и информационных технологий; разработка профессиограмм, психограмм, профиля должностей и должностных инструкций, профориентация, профконсультирование, профотбор, обучение и развитие персонала; конструирование, разработка и внедрение компьютерных диагностических комплексов на выявление инженрено-технических способностей, математических способностей, потенциалов личности для успешной самореализации в различных сферах профессиональной деятельности.

Научные и инновационно-прикладные исследования в лаборатории проводят преподаватели, студенты, магистранты и аспиранты. На базе лаборатории осуществляется подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре по направлению «Психологические науки», направленность «Психология труда, инженерная психология и эргономика». Осуществляется сотрудничество с Институтом психологии РАН, с Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом, с Актюбинским региональным государственным университетом им. К. Жубанова (Республика Казахстан), а также с образовательными учреждениями, психологическими центрами и службами республики.
Студенческий бизнес-инкубатор «Арт-Бизнес»
Студенческий бизнес-инкубатор «Арт-Бизнес» - инновационный центр, созданный на базе факультета. Его директор к.пс.н., доцент Л.В. Лямина. Студенты всех факультетов университета и других вузов в бизнес-инкубаторе осваивают технологию проектной деятельности и бизнес-проектирование. Разработанные на инновационной площадке проекты становились призёрами ведущих молодёжных форумов «Территория смыслов на Клязьме» и «Иволга». В 2016 году команда от «Арт Бизнеса» заняла первое место на региональном этапе международного конкурса «WorldSkills») по компетенции «Предпринимательство», в феврале 2017 года подготовленные менторами «Арт-Бизнеса» команды, выиграли золото и серебро на конкурсе «JuniorSkills».
Сегодня факультет ориентирован на реализацию инновационных направлений развития высшей школы: реализацию основных положений концепции модернизации образования, обновление содержания и совершенствование фундаментальной подготовки в рамках многоуровневого профессионального образования, формирование личности студента как субъекта образовательного процесса. В этих целях осуществляется создание формирующей профессиональной среды, универсального центра формирования профессиональных компетенций, развитие культуры профессионального общения и выстраивание индивидуальной траектории личностно-профессионального развития для каждого студента, внедряются программы профессиональной переподготовки, дополнительного образования и повышения квалификации.

Факультет гордится своими студентами и выпускниками. Наши студенты являются призёрами и победителями Международных, Всероссийских, Региональных профессиональных олимпиад и конкурсов, активно реализуют себя в различных сферах научной, общественной, спортивной и культурно-творческой деятельности. Выпускники достойно осуществляют профессиональную психологическую деятельность в различных сферах общественной практики. Множество наших выпускников защитили диссертации на соискание учёной степени кандидата наук по психологии, педагогике, философии. Среди них Н.А. Биктимирова, А.А. Ганеева, Л.А. Гаязова, Д.С. Занин, Л.В. Лямина, Е.С. Миронова, Г.В. Митина, Н.К. Нуриханова, И.Н. Нурлыгаянов, В.В. Павлова, Н.Ю. Трефилова, Г.Р. Фаттахова, Э.Р. Хабибуллин, З.Н. Шафикова и другие. Они сейчас успешно трудятся в родном университете, в ведущих вузах республики и России.

С 1 июля 2020 года на базе факультета психологии созданы две кафедры: кафедра общей и педагогической психологии (и.о. заведующей кафедрой к.пс.н. М.В. Нухова) и кафедра возрастной и социальной психологии (и.о. заведующей кафедрой к.пс.н, профессор Т.С. Чуйкова).

На базе факультета действуют три лаборатории: научно-исследовательская лаборатория «Психология профессиональной деятельности и когнитивных исследований», научно-образовательная лаборатория психофизиологии и нейропсихологических исследований, научно-образовательная лаборатория научно-методического сопровождения деятельности педагога-психолога в образовательных организациях. Также активно развиваются инновационная площадка студенческий инновационный бизнес-инкубатор «Арт-Бизнес».

В настоящее время наш факультет является научно-методическим центром по организации психологической службы в Республике Башкортостан, обеспечивает теоретико-методологическую базу развития экспериментальных школ и психологических центров республики, выполняет функции регионального ресурсного центра Федерального учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию.