ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЕКТОР РАЗВИТИЯ»
С 1 октября 2020 году институт дополнительного образования переименован в институт непрерывного профессионального образования «Вектор развития», основной задачей которого является переподготовка и повышение квалификации кадров системы образования. Руководителем подразделения назначен к.п.н., доцент Г.И. Калимуллина.

История Института начинается с 8 сентября 1978 года, когда был создан Факультет повышения квалификации, открыта кафедра научных основ управления школой (НОУШ). Первым деканом факультета и заведующей кафедрой стала к.п.н., доцент М.Г. Сагдетдинова. Основной задачей факультета в то время было повышение квалификации руководителей общеобразовательных школ. Директорский корпус, заместители по учебной и воспитательной работе в течение двух месяцев проходили обучение по новейшим для того времени технологиям, обменивались опытом работы, выезжали на стажировочные площадки, участвовали в конференциях, защищали собственные методические разработки. С 1990 года кафедру НОУШ возглавил член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор К.Ш. Ахияров. На базе этой кафедры была открыта аспирантура и докторантура по педагогике, а двумя годами позже начал свою работу совет по защите кандидатских диссертаций по двум педагогическим специальностям. В 1993 году состоялась первая защита кандидатской диссертации.

Под руководством декана факультета Р.Р. Мунирова был расширен спектр приоритетных направлений работы, началась подготовка студентов старших курсов к управленческой деятельности в системе образования, разработаны курсы по классическому менеджменту, психологии управления. В то время на факультете работали С.Ш. Зиганшин, Р.Т. Гарданов, Л.Ш. Камалова, Г.П. Ников, Р.Н. Латыпова, М.М. Садриев, Г.З. Зелялетдинов, А.Ф. Амиров, Л.М. Кашапова, Л.А. Амирова.
Факультет повышения квалификации стал инициатором первых коммерческих проектов – открыты дополнительные образовательные программы профессиональной переподготовки по психологии, логопедии, переводу с иностранных языков. Количество дополнительных образовательных программ увеличивалось, расширялся контингент слушателей. На базе накопленного опыта в 2004 году начал свою работу Центр дополнительного профессионального образования, в 2006 году был сформирован Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки, который возглавила д.п.н., профессор Л.А. Амирова. Основным направлением работы стало повышение квалификации и профессиональной переподготовки работников системы общего, среднего и высшего профессионального образования, работа с незанятым населением, методическая апробация инновационных образовательных технологий. Не остались без внимания и вопросы повышения квалификации и профессиональной переподготовки студентов старших курсов, работников непедагогической сферы. Главной идеей Института этого периода стал принцип клиенториентированной маркетинговой стратегии.

8 октября 2015 года Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки преобразован в Институт дополнительного образования, директором была назначена Г.И. Калимуллина. Приоритетным направлением института остались повышение квалификации и профессиональная переподготовка. При реализации программ учитывалось и учитывается мнение и пожелания работодателей, адаптация их к конкретной организации.

По программам профессиональной переподготовки студентам предлагаются различные актуальные направления, которые дают возможность освоения второй дополнительной специальности. При этом ставится задача подготовки востребованного на рынке труда, многофункционального выпускника.
Подразделение вуза оказывает образовательные услуги для взрослого населения, при реализации которых процесс отличается от традиционного, привычного: наша сфера приспосабливается к их потребностям. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе обучения, ему предоставляется определенная свобода в выборе целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, способов оценивания результатов. На курсах повышения квалификации работают ведущие специалисты в области психологии, педагогики и информационных технологий. Их организация для преподавателей высшей школы, системы СПО, а также общеобразовательных учреждений стала визитной карточкой вуза.

Институт расширяет границы своей деятельности, географию оказания образовательных услуг, работает над совершенствованием дополнительных профессиональных программ, что не осталось незамеченным. Департаментом статистики и экспертизы «Экспертмедиагрупп» совместно с привлеченными социологическими организациями проводился опрос мнений потребителей, с целью оценки качества оказываемых дополнительных образовательных услуг. Исследование проводилось во всех Федеральных округах России и охватывало наиболее значимые города регионов, по результатам которого наш университет стал Лауреатом Национального конкурса «Лучшие учебные центры Российской Федерации – 2016». Университет был награжден Дипломом лауреата и памятной медалью, а также сертификатом, дающим право использования логотипа конкурса при реализации дополнительных образовательных услуг.

Сегодня развитие осуществляется посредством создания в муниципалитетах республики партнерской развивающей среды в рамках реализации приоритетного проекта университета «Региональная сеть научно-методических площадок сопровождения профессионального роста работников образования». Целью создания площадки является формирование условий, способствующих профессиональному развитию работников образования. В числе приоритетных задач проекта: углубление интеграции педагогического сообщества; удовлетворение актуальных потребностей системы образования; сопровождение процесса профессионального роста работников образования в условиях перехода на профессиональные стандарты; оказание содействия муниципальным органам управления в организации и проведении независимой оценки качества образования.
В 2019 году институт дополнительного образования получил грант федерального проекта «Новые возможности для каждого» нацпроекта «Образование». Его задача – создание для работающих граждан системы непрерывного обновления знаний и навыков, включая компетенции в сфере цифровой экономики.

За 2019 год реализовано: 256 программ, из них 169 - повышения квалификации, 48 – профессиональной переподготовки, 39 – общеобразовательных программ для детей и взрослых.

Для студентов институт предлагает свыше 50 программ профессиональной переподготовки по различным направлениям, которые дают возможность освоения второй – дополнительной специальности.

В структуру института входят: отдел управления качеством образования; подготовительное отделение по обучению льготных категорий граждан; центр бережливых компетенций; центр примирительных технологий и общественного взаимодействия; общежитие института.