СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Социально-гуманитарный факультет берет свое начало с 4 июля 1990 года: в этот день был подписан приказ о создании в вузе «Кафедры теории и истории мировой культуры», ставшей первой подобной кафедрой в Урало-Поволжском регионе.

Четырем кандидатам наук (В.Л. Бенин, Л.А. Венгрус, Т.Г. Миролюбова, Э.Ш. Файзуллина), одному ассистенту (С.Г. Хазиахметова) и лаборанту (Е.Е. Никонорова), таков был первый состав кафедры, предстояло разработать те курсы, которые ранее вообще отсутствовали в системе отечественного высшего образования – культурологию, мировую художественную культуру, историю религий; по-новому переосмыслить содержание предметов этического и эстетического цикла.
в.л.Бенин
Как известно, с начала 90-х годов в школах республики вводится новый предмет – «Культура Башкортостана». Наша кафедра вносит посильный вклад в его методическое обеспечение, организовав курсы для учителей, в которых принимали участие многие представители творческой интеллигенции республики. Собранный таким образом материал лег в основу учебного пособия «Очерки по культуре народов Башкортостана», выпущенного издательством «Китап» в 1994 году. Приятно отметить, что и сегодня, через двадцать с лишним лет, авторам не стыдно перечитывать свое произведение.

В 1999 году на базе кафедры был открыт социально-гуманитарный факультет. Ректорат дал «добро» и за короткое время были лицензированы, как показало время, престижные и востребованные специальности – культурология и социальная педагогика. В открытии последней большой вклад внесли коллеги с кафедры педагогики – доценты Н.С.Сытина и Е.В.Трофимова.

Знаете ли вы, что стоит за словами «работа социального педагога»? Это не манипуляции с реостатом в теплом и светлом классе физики и не просмотр слайдов по топику «London is the capital of Great Britain». Это детское горе крупным планом и в натуральную величину – в социальных приютах и социально-реабилитационных центрах, детских домах и центрах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а еще профилактическая работа в школах, разнопрофильных детских центрах и по месту жительства… В Советском Союзе социальных педагогов не было. Считалось, что у нас таких социальных язв нет. Поэтому дело надо было начинать «с нуля».

В 2000 году на новом факультете была организована «Кафедра культурологии и социальной педагогики». В это же время из ее состава выделилось и приобрело самостоятельный статус ныне музыкальное отделение института педагогики, первоначально также работавшее в составе кафедры культурологии. С 2001 по 2004 год на факультете была проведена подготовительная работа и открыта новая специальность «Юриспруденция», позднее переданная в структуру Института исторического и правового образования. С 2004 года факультет готовит студентов по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», с 2006 года – по направлению «Социально-экономическое образование» профиль «Экономика».
Участники «Студенческой осени»
В 2002 году кафедра культурологии и социальной педагогики разделилась на две самостоятельные – «Культурологии» и «Социальной педагогики». Кафедра социальной педагогики реализует основные образовательные программы бакалаврской и магистерской подготовки как в очной, так и в заочной форме. В рамках договора о сотрудничестве университетов стран ШОС ею осуществляется международное академическое сотрудничество с Евразийским национальным университетом им. Л.Н.Гумилева (Казахстан, г. Астана), ведется взаимообмен преподавателями и студентами.

С момента создания кафедру возглавляет Отличник образования РБ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор педагогических наук, профессор Г.И. Гайсина. С коллегами-единомышленниками (кандидаты наук, доценты Е.В. Трофимова, А.Ф. Фазлыева, О.Н. Хахлова, И.Б. Цилюгина, преподаватель О.В. Вечканова) ею создан динамичный и сплоченный коллектив, в рамках научно-методической и научно-исследовательской работы плодотворно сотрудничающий с Министерством образования РБ, Министерством труда и социальной защиты населения РБ, Управлением по опеке и попечительству г. Уфы, органами опеки и попечительства городов и районов республики, психолого-медико-социальными центрами, детскими домами и социальными приютами. Социальные педагоги были в числе авторов-разработчиков Закона РБ «О патронатном воспитании в Республике Башкортостан» и принятой по заказу Министерства образования Республиканской программы по профилактике социального сиротства на 2010-2012 гг. Поэтому неудивительно, что небольшая по численности кафедра социальной педагогики сегодня является общероссийской экспериментальной площадкой по разработке и внедрению технологий психолого-педагогического сопровождения жизнеустройства детей-сирот с дальнейшей разработкой новых образовательных программ для педагогических вузов РФ.
Преподаватели кафедры социальной педагогики
Кафедра одной из первых в педагогических вузах России стала разрабатывать и апробировать программы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, приемных родителей и замещающих семей. С 2013 года в рамках созданной кафедрой Школы приемных родителей осуществляется подготовка семей, желающих принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей. И немало «чужих» детей благодаря этой школе стали «своими».

Кафедра культурологии после разделения также не застыла в развитии. В 2009 г. в целях организации учебно-воспитательного процесса по направлению «Социально-экономическое образование» профиль «Экономика», как имеющая богатый учебно-организационный опыт, она была преобразована в «Кафедру культурологи и социально-экономических дисциплин». Сегодня это одна из самых крупных кафедр университета. Ее бессменно возглавляет доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования, Заслуженный работник образования РБ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, лауреат премии Уральского отделения РАО В.Л. Бенин. Его бывшие аспиранты (Д.С. Василина, Е.Д. Жукова, С.В. Рябова, Т.З. Уразметов) сегодня – ведущие преподаватели вуза. Д.С. Василина – кандидат педагогических наук, руководитель образовательной программы, Е.Д. Жукова – Заслуженный работник образования РБ, кандидат педагогических наук, доцент, С.В. Рябова – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая аспирантурой университета, Т.З. Уразметов – кандидат культурологии, доцент, заместитель декана по научной работе. Свое будущее кафедра связывает с недавними выпускниками, а ныне коллегами-преподавателями А.В. Султангалеевой, М.А. Чукреевой, С.Е. Чушкиной.

Эта живая связь поколений стала возможной благодаря тому, что на кафедре сложилась известная далеко за пределами Башкортостана научная школа «Педагогическая культурология». Проблемы, решаемые этой научной школой, трояки. На уровне фундаментальных задач – это обоснование образования как феномена культуры, выявление морфологии образовательной сферы как подсистемы культуры. На уровне антропологических задач – выявление эволюции человеческого сознания в культурно-образовательных средах. На уровне прикладных задач – разработка технологии модернизации образовательной сферы в соответствии с закономерностями культурной эволюции и современного культурного этапа. Исследователи научной школы работали с коллегами из университета города Йёнчёпинг (Швеция), выступали на научных конференциях в Болгарии, Германии, Греции, Голландии, Дании, Египте, Италии, Польше, США, Франции, Швеции, многих вузах ближнего зарубежья.

Комплексность научной тематики позволила с минимальными проблемами подключиться к ней в разные годы пришедшим на кафедру кандидатам экономических наук, доцентам Л.Н. Баяновой, А.В. Золотухиной, Р.Ф. Кабирову, старшим преподавателям З.Р. Кильдибековой, В.Н. Нефедовой, Л.Р. Садыковой.
Преподаватели кафедры культурологии (2017)
В 2004 году факультет принял первых студентов по специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Ее открытие стало возможным с приходом в университет ведущего ученого-библиотековеда Башкортостана, кандидата исторических наук, доцента Р.А. Гильмияновой. Референты-аналитики информационных ресурсов, выпускаемые по данному направлению, являются уникальными специалистами по работе с любой информацией на любых носителях. Их с радостью принимают на работу во все структуры, работающие с информацией, от банков до органов государственного и муниципального управления.

В 2007 году при СГФ образовано творческое объединение учителей «Мировой художественной культуры» и «Культуры Башкортостана» «Tabula», ставшее методическим центром педагогов столицы республики. «Tabula» – это добровольная организация, в состав которой могут войти работники республиканских, городских и районных органов управления образованием, методисты, учителя-предметники мировой художественной культуры, культуры Башкортостана, литературы, ИЗО, музыки, информатики, иностранных языков, преподаватели системы СПО, а также иные работники, чья профессионально-педагогическая деятельность соотносима с целями и направлениями работы факультета. «Tabula» регулярно проводит круглые столы по обмену опытом, курсы повышения квалификации, научно-практические конференции и олимпиады по предметам «Мировая художественная культура» и «Культура Республики Башкортостан».
Выпускники 2016 года
С 2007 года при факультете действует учебно-научно-методический центр «Байрам» − полифункциональное структурное подразделение, использующее и развивающее новые технологии, как в области инновационной деятельности, так и в области проектных технологий. В рамках Центра студенты реализуют свои социальные проекты («Время читать!», «Подари книгу больному ребенку», «Подари игрушку больному ребенку»), выступают в роли аниматоров, игротехников, организаторов детского культурного досуга, осуществляют информационное и методическое сопровождение студенческой науки, активно сотрудничают с общеобразовательными и специализированными учреждениями для детей с различными формами ограничения возможностей здоровья, детскими домами и больницами.

Сегодня наши выпускники успешно трудятся в общеобразовательных школах, колледжах и техникумах, учреждениях дополнительного образования, центрах развития детей. Они востребованы в государственных организациях и учреждениях, ассоциациях, различных объединениях и фондах; успешно решают вопросы в сфере культуры и образования, современной индустрии досуга и информационного менеджмента не только в различных районах Башкортостана, но и в других регионах России и за ее пределами, добрым словом вспоминая свою Alma Mater.
Первокурсники 2016 года
Вот несколько воспоминаний наших выпускников и студентов: «СГФ – это судьба! На нашем факультете нет случайных людей. С первого и до последнего дня обучения ты живешь в атмосфере доброты, любви и поддержки и по прошествии многих лет вспоминаешь обо всем только с теплотой и с огромными словами благодарности всем тем, кто повстречался тебе в стенах родного, самого лучшего факультета!» (Ирина Лобаева, выпускница 2009 года).

«Вначале, конечно, я не очень обрадовалась, когда узнала, что факультет находится достаточно далеко от общежития и главного корпуса. Но потом я поняла, что СГФ – маленькое и очень удобное здание, которое стало родным и близким, таким домашним, где все друг друга знают, что придает ему своеобразный уют» (Гузель Нигматуллина, 3 курс).
Посвящение в студенты
«СГФ – это большая семья. Во время учебы не покидало ощущение поддержки, заботы и чувство гордости. Он дал самое главное – возможность найти себя в жизни. Подарил замечательных друзей, которых я очень ценю и люблю» (Светлана Забегайлова, выпускница 2011 года).

С февраля 2020 г. СГФ вошел в состав института исторического и правового образования, в результате которого был образован институт исторического, правового и социально-гуманитарного образования.
Преподаватели кафедры социальной педагогики (2011)