КАФЕДРА ЮНЕСКО

Программа УНИТВИН / Кафедры ЮНЕСКО – одна из наиболее плодотворных инициатив ЮНЕСКО, которая и сегодня приветствуется всей вузовской и научной общественностью мира. Кафедры ЮНЕСКО играют все более важную роль в обмене опытом, знаниями и информацией по всему комплексу вопросов, относящихся к высшему образованию и развитию науки, обеспечивают вхождение российских вузов и научных учреждений в действующую всемирную систему многостороннего межвузовского и научного сотрудничества. Сеть кафедр ЮНЕСКО аккумулирует передовой опыт в различных сферах образовательной деятельности и способствует его распространению в мире, в том числе и России, в интересах устойчивого развития. Международные сети межуниверситетского сотрудничества и кафедры ЮНЕСКО представляют собой важный и динамично развивающийся механизм вовлечения российских образовательных учреждений в мировую инфраструктуру и содействуют созданию глобального образовательного пространства.

25 октября 2013 года было подписано Соглашение между ООН по вопросам образования, науки и культуры и Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы об открытии кафедры ЮНЕСКО по теме «Подготовка полифункционального педагога для современной сельской школы».

Заведующим кафедрой ЮНЕСКО по положению является ректор университета. Так, с 2013 года заведующим кафедрой являлся д.п.н., профессор Р.М. Асадуллин. В соответствии с приказом от 1 февраля 2015 г. на должность исполнительного директора кафедры ЮНЕСКО назначена к.п.н., доцент Л.П. Гирфанова. А в 2019 году С.Т. Сагитов, как ректор университета, принял на себя обязанности заведующего кафедрой.

Основной целью кафедры является продвижение интегрированной системы компаративных исследований, обучения, информации и документации в сфере подготовки современного педагога, позиционирование вуза как кластера образования, науки, культуры, спорта и туризма в регионах; укрепление и расширение международного сотрудничества. Кафедра ЮНЕСКО является общеуниверситетской и её деятельность направлена на объединение научного потенциала высококвалифицированных, международно признанных исследователей в области педагогического образования и подготовки педагога.
Встречаем высоких гостей
В рамках направлений работы кафедра осуществляет постоянное сетевое сотрудничество с кафедрами ЮНЕСКО РГПУ им. А.И. Герцена, МПГУ, Университетом управления «ТИСБИ» (Казань), а также осуществляет взаимодействие с Координационным комитетом кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации, Комитетом по делам ЮНЕСКО РБ и Комиссией по делам ЮНЕСКО РФ. Руководители кафедры ЮНЕСКО, преподаватели и студенты приняли участие во Всероссийском форуме (с международным участием) продвижения идей и принципов инклюзивного образования «Учиться и жить вместе: открытое пространство инклюзии» (Университет управления «ТИСБИ», 2015), в работе Республиканского научно-практического семинара на тему: «Роль учреждений культуры и образования в создании безопасной информационной среды для молодежи (по Программе ЮНЕСКО «Информация для всех»), организованного Национальной библиотекой им. А.-З. Валиди совместно с Комитетом по делам ЮНЕСКО РБ, посвященного году литературы (2015), в работе Международной конференции по образованию в интересах устойчивого развития в г. Ханты-Мансийск с публикацией доклада в «Вестнике ЮНЕСКО» (2015), в Международных конференциях по образованию в интересах устойчивого развития «Образование – 2030» в г. Санкт-Петербург (2016, 2017), в серии международных семинаров, организованных кафедрой ЮНЕСКО МИОО, г. Москва (2015-2017). В декабре 2015 года в г. Санкт-Петербурге состоялся III Всероссийский конгресс кафедр ЮНЕСКО, посвященный 70-летию ЮНЕСКО. На Конгрессе был представлен анализ сотрудничества кафедры ЮНЕСКО БГПУ им. М. Акмуллы с ассоциированными школами ЮНЕСКО Республики Башкортостан.

В свою очередь на базе университета в 2016 году было организовано заседание Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации, кафедра принимала участие в организации I и II Международных Евразийских гуманитарных форумов в г. Уфе (2016, 2017), участвовала в работе III Евразийского гуманитарного форума по проблемам культуры (2018) и др.

Кроме того кафедра осуществляет научно-исследовательскую деятельность по проблеме подготовки полифункционального педагога для современной сельской школы. Для более глубокого осмысления сущности полифункциональной педагогической деятельности и условий подготовки педагога к её осуществлению перед кафедрой была поставлена задача изучения условий образовательного процесса в современной сельской школе РБ и проблемы качества образования как ведущей Цели устойчивого развития.
Для осуществления научно-исследовательской деятельности в рамках научной темы кафедры при кафедре ЮНЕСКО создана Лаборатория общих проблем сельской школы, которая объединяет научный потенциал ученых вуза по данному направлению.

Кафедра установила тесную взаимосвязь с сельскими школами Республики Башкортостан. В марте 2015 года на базе нашего вуза была проведена встреча за круглым столом с директорами и зам. директоров малокомплектных школ РБ с целью анализа основных проблем образовательного процесса в данных школах. Одним из важнейших направлений её научно-педагогической деятельности является организация в курсовой системы повышения квалификации для сельских педагогов по теме кафедры, организация обучающих семинаров, проведение разнообразных конкурсов республиканского масштаба.

Традиционной для кафедры ЮНЕСКО стала организация Республиканских конкурсов сельских учителей и учащихся, таких как «Художественное мастерство сельского учителя» (2016), «Творческая мастерская в сельской школе: учитель-ученик» (2017).

В помощь сельскому учителю в университете разработан проект «Открытая школа», в рамках которого осуществляется дистанционное учебно-методическое сопровождение деятельности сельского учителя.

Установлено тесное сотрудничество с Алтайским государственным педагогическим университетом и Ярославским государственным педагогическим университетом по исследованию проблем сельской и в том числе малокомплектной школы.
Организаторы и участники конференции
Результаты научных исследований апробируются на международных научно-практических конференциях. В 2016-2018 гогдах университет провел такие международные конференции, как «Человек в условиях социальных изменений», «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании», «Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве», «Нугуман Мусин: международный диалог на евразийском пространстве», «Наследие выдающегося педагога XX века В.А. Сухомлинского: вчера, сегодня, завтра», посвященной 100-летию со дня его рождения.

В январе 2018 г. участники лаборатории приняли участие в выездных группах Государственного собрания-Курултая и МО РБ по изучению качества образования в малокомплектных школах Республики Башкортостан, по результатам которого была издана коллективная монография под редакцией Р.М. Асадуллина и даны рекомендации по совершенствованию образовательного процесса в малокомплектных школах республики.

Сотрудники кафедры также принимают активное участие в качестве экспертов в мероприятиях, проводимых в Ассоциированных школах ЮНЕСКО республики под эгидой Комитета по делам ЮНЕСКО РБ.

Одним из основных проектов кафедры ЮНЕСКО стало создание Международной ассоциации студентов при кафедре ЮНЕСКО, которая в течение четырех лет при содействии и руководстве кафедры провела целый ряд мероприятий культурно-просветительского и исследовательского характера: фестивали культур «Единство в многообразии» и «Краски Китая»; творческий проект с учащимися ассоциированных школ ЮНЕСКО «Лисья нора» по профилактике подростковой тревожности, тематические круглые столы с участием учащихся сельских ассоциированных школ ЮНЕСКО, международную студенческую научно-практическую конференцию под эгидой Комиссии по делам ЮНЕСКО РФ «И.Г. Песталоцци как полифункциональный педагог народной школы» с публикацией сборника статей (2016).