Программа УНИТВИН / Кафедры ЮНЕСКО – одна из наиболее плодотворных инициатив ЮНЕСКО, которая и сегодня приветствуется всей вузовской и научной общественностью мира. Кафедры ЮНЕСКО играют все более важную роль в обмене опытом, знаниями и информацией по всему комплексу вопросов, относящихся к высшему образованию и развитию науки, обеспечивают вхождение российских вузов и научных учреждений в действующую всемирную систему многостороннего межвузовского и научного сотрудничества. Сеть кафедр ЮНЕСКО аккумулирует передовой опыт в различных сферах образовательной деятельности и способствует его распространению в мире, в том числе и России, в интересах устойчивого развития. Международные сети межуниверситетского сотрудничества и кафедры ЮНЕСКО представляют собой важный и динамично развивающийся механизм вовлечения российских образовательных учреждений в мировую инфраструктуру и содействуют созданию глобального образовательного пространства.
25 октября 2013 года было подписано Соглашение между ООН по вопросам образования, науки и культуры и Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы об открытии кафедры ЮНЕСКО по теме «Подготовка полифункционального педагога для современной сельской школы».
Заведующим кафедрой ЮНЕСКО по положению является ректор университета. Так, с 2013 года заведующим кафедрой являлся д.п.н., профессор Р.М. Асадуллин. В соответствии с приказом от 1 февраля 2015 г. на должность исполнительного директора кафедры ЮНЕСКО назначена к.п.н., доцент Л.П. Гирфанова. А в 2019 году С.Т. Сагитов, как ректор университета, принял на себя обязанности заведующего кафедрой.
Основной целью кафедры является продвижение интегрированной системы компаративных исследований, обучения, информации и документации в сфере подготовки современного педагога, позиционирование вуза как кластера образования, науки, культуры, спорта и туризма в регионах; укрепление и расширение международного сотрудничества. Кафедра ЮНЕСКО является общеуниверситетской и её деятельность направлена на объединение научного потенциала высококвалифицированных, международно признанных исследователей в области педагогического образования и подготовки педагога.