Как известно, вожатское движение зародилось в нашей стране ещё в 20-х годах прошлого столетия. Тогда и появилось это образное название «вожатый», которое произошло от понятия «вести», «идти во главе». В советский период функции коллективного и индивидуального вожатого выполняли комсомольская и пионерская организации. Так пионерский отряд являлся
коллективным вожатым октябрят, из среды пионеров выделялись и отдельные предводители, занимавшиеся опекой младших школьников. У пионерских отрядов тоже были вожатые, которые помогали в подготовке и проведении различных общественно-полезных дел. По поручению комсомола отрядом пионеров руководил
вожатый – член ВЛКСМ. Для регулирования этой деятельности в 1967 году было принято Положение «О старшем и отрядном пионерском вожатом Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина». Поэтому в некоторых педагогических вузах кроме основной специальности стали обучать второму профилю – методист по пионерской работе.
Профессиональная подготовка вожатого в современный период включает в себя формирование знаний, умений, навыков в области педагогики, возрастной психологии, физиологии, организационной работы, которые будут способствовать конструктивному и эффективному общению с детьми. Сегодня ведущим вузом региона, занимающимся подготовкой вожатых, является наш университет.