Руководители горных ведомств были одними из первых, кто стал развивать начальное женское образование в крае. Так, при некоторых заводах стали открываться школы для девочек 10-13 лет. Срок обучения в них был два года. Учительница и ее помощница назначались заводоуправлением «из женщин, достаточно для того времени образованных, сведущих в домашнем хозяйстве и безукоризненной нравственности... из особ благородного звания, не очень молодых лет» [4; С. 23].
К середине ХIХ в. горнозаводские школы пришли в довольно стройную систему, они по организации и постановке учебно-воспитательной работы стали одними из лучших, не только в России, но и в Европе. Эти школы были бесплатными, в них соблюдалась преемственность, иерархичность, подчиненность единому учебному начальству (окружному инспектору). Кроме того, они отличались широким кругом изучаемых общеобразовательных и специальных предметов. Так, в окружном училище изучали арифметику, алгебру, геометрию, географию, историю, чистописание, рисование, черчение, немецкий и латинский языки, ремесла, минералогию, модели заводских машин. В 1847 г. во всех горнозаводских школах числилось 1123 ученика и 50 учителей [17; С. 242]. Количество школ и учащихся, хоть и медленно, но росло. В 1860 г. только в восьми заводских школах одного Златоустовского горного округа обучались 513 учеников [23; С. 28].
В сельской местности активную школьную политику проводили удельное ведомство и Министерство государственных имуществ. В учебных заведениях этих ведомств наряду с обучением письму, чтению и счету ученики получали сведения по делопроизводству и лесному хозяйству. Целью этих школ, кроме начального образования, была подготовка из крестьянских мальчиков писарей и счетоводов для сельских контор, приказов и правлений. В 1848 г. всех училищ удельного ведомства было 5: с. Дуваней, с. Печенегино, с. Касево, с. Мысово-Челны и с. Утовка. Учителей в них было 6 человек, из них в училище с. Печенегино – двое. Все 6 учителей были духовного звания. Учащихся в этих школах было 124. Министерство государственных имуществ имело в своем ведомстве в 1848 г. 54 училища, из которых 4 школы находились в городах и пригородах, а остальные в сельской местности. Учащихся в 54 школах было 1794, а учителей – 56. Жалованье учителей составляло 115 рублей в год, помощникам учителей платили 75 руб.
Характерным было то, что все эти учителя были людьми, имевшими непосредственное отношение к церкви. В обзорной статье по народному образованию в крае, напечатанной в Оренбургских ведомостях, приводятся данные о том, что из 56 учителей школ ведомства государственных имуществ, 50 человек были священниками, 2 – дьяконами и 4 – лица, не окончившие духовную семинарию [4; С. 49]. Накануне крестьянской реформы школы государственных имуществ находились в уездах: Челябинском, Мензелинском, Уфимском, Белебеевском, Стерлитамакском, Бузулукском и Бугурусланском с общим количеством учащихся 1937 человек, из них 23 девочки. Учителей и законоучителей было 59 человек. [4; С. 24]. В школах ведомства уделов к этому времени было 250 детей.
Интересы военного ведомства требовали подготовки кадров для башкирских и казачьих войск. С этой целью, начиная с 1794 г., когда вышло Положение военной коллегии о военных училищах, во многих крепостях и укреплениях стали основываться гарнизонные школы. Учащиеся этих школ в течение семи-восьми лет получали начальное образование и воинскую выучку. Целью этих школ было обучать детей «грамоте, арифметике, барабанщичьей науке, играть на флейте, по субботам же читать высочайший устав и военный артикуль» [17; С. 240). Учителями в военных школах были офицеры и унтер-офицеры, штат которых определялся соответственно контингенту воспитанников. Так, например, в 1820 г. в Звериноголовском гарнизоне на 500 детей, кроме смотрителя-майора, было 2 обер-офицера, 19 унтер-офицеров и их помощников. Для подготовки кадров среднего командного состава военное ведомство в 1825 г. открыло в Оренбурге Неплюевское военное училище, преобразованное затем в кадетский корпус. Неплюевский кадетский корпус, представлявший собой среднее специальное учебное заведение, воспитал многих представителей национальной интеллигенции: С. Кукляшева, М. Бикчурина, М. Иванова, М.И. Уметбаева и др.
В 1832 г. при Неплюевском училище основано Оренбургское девичье училище, где курс преподавания был элементарным и длился три года. В 1840 г. это училище перешло в ведомство императрицы Марии, обучение было увеличено до шести лет. В 1855 г. оно было преобразовано в институт благородных девиц – закрытое среднее учебное заведение.
Кроме этих учебных заведений, Военное министерство открыло в 1836 г. четырехлетнее училище лесоводства, а в 1841 г. фельдшерскую школу (206; С.31). Кроме начального образования, учащиеся этих школ получали некоторые специальные знания и навыки.
Определенную заботу в учреждении начальных станичных школ проявило руководство Оренбургского казачьего войска. К моменту отмены крепостного права в войске существовала 81 станичная школа с 2305 учащимися [23; С. 31]. С открытием в январе 1800 г. Оренбургской епархии к созданию школьной сети приступило православное ведомство. Уже в сентябре этого же года была открыта Уфимская духовная семинария, а в 1818 г. из нее выделилось духовное училище. Впоследствии духовные училища были открыты в Челябинске (1830 г.), Бугульме (1831 г.) и Оренбурге (1860 г.) [23; С.32]. Хотя это были закрытые профессиональные духовные учебные заведения, призванные готовить церковно- и священнослужителей, часть выпускников, отказываясь от духовной карьеры, шли на гражданскую службу, в том числе становились учителями начальных школ.
Наряду с духовными учебными заведениями православной церковью в крае стали открываться начальные приходские школы, где детей обучали азам грамоты и вероучению. В 1860 г. в Уфимской и Оренбургской епархиях числилось 53 школы, в которых обучалось 1020 учащихся [23; С. 33].
Итак, к отмене крепостного права в Оренбургской губернии насчитывалось 253 русских учебных заведений: 233 – начальных, 3 – средних и 17 – профессиональных. В них обучалось 9489 человек [23; С. 34]. Учащиеся по отношению к числу жителей губернии составляли 0,47%. По всей стране этот показатель был выше, а именно – 0,7%. В целом в этот период школа в крае не была массовым явлением, как следствие, местное население, особенно дети нерусских народов, были в основном безграмотны. На 133 жителя в России приходился один учащийся, в то время как в Австрии на 15 человек – один учащийся.
Подготовкой преподавателей средних учебных заведений в России стали заниматься педагогические институты при университетах, создававшиеся в русле школьной реформы начала ХIХ в. Задача подготовки учителей средних школ в крае была сначала возложена на Казанский университет, организованный в 1804 г. на базе местной гимназии. Но в первые годы своей деятельности, университет выпускал мизерное количество специалистов. Число студентов в первое десятилетие после открытия университета не превышало 40-50 человек. Но даже педагогический институт, открытый при университете в 1812 г., на протяжении всего первого полувека существования не мог удовлетворить потребности учебного округа в преподавательских кадрах. Из-за наличия большого количества вакансий многие слушатели, не окончив курса, поступали на службу учителями.
Подготовка учителей начальных училищ в первой половине ХIХ в. была организована еще хуже, чем подготовка педагогического персонала для средних учебных заведений. По существу в этот период в России средних педагогических учебных заведений не было. Об этом официально докладывал министр народного просвещения С.С. Уваров царю в 1838 году: «Еще в бытность мою попечителем Санкт-Петербургского учебного округа заметил я ощутимый недостаток в заведениях, предназначенных собственно для приготовления учителей уездных и приходских училищ... В учителя уездных училищ поступают ныне по большей части молодые люди, окончившие с успехом науки в гимназиях, и частью воспитанники семинарий, уволенные из духовного ведомства» [18; С. 57].
Вначале проблему подготовки учителя начальной школы предлагалось решать с помощью гимназий. Поэтому в Уставе 1804 г. говорилось, что «в гимназии, сверх обыкновенного преподавания наук, приготовляются к учительской должности желающие быть учителями в уездных, приходских и других училищах. Обучась способу преподавания, они испытуются в знаниях своих; после чего с ведома университета, за подписанием директора и учителей, получают свидетельства, что имеют способности, потребные учителям упомянутых выше училищ» [25; С. 103]. Но учителей во вновь открываемых начальных училищах не хватало, да и «желающих быть учителями» среди гимназистов было мало. Поэтому с 1819 г. учебное начальство стало назначать на учительские места казенных стипендиатов из гимназий. Но гимназия не давала специального педагогического образования, поэтому выпускники гимназий, за малым исключением, были плохими учителями и «даже при всем их усердии, страдали в значительной степени отсутствием знания усовершенствованных методов преподавания» [2; С. 20], - так аттестовало этих учителей само МНП.
Поэтому в январе 1820 г. при Петербургском университете был открыт учительский институт для подготовки учителей начальных школ. Учебный план института включал следующие учебные предметы: закон божий, словесность, арифметику, геометрию, историю, географию, рисование, чистописание, пение и ручной труд. Кроме этих предметов, в институте была методика их преподавания в начальной школе. Но институт просуществовал недолго, уже осенью 1822 года он был закрыт.
Более успешным была деятельность учительской семинарии, созданной в 1828 году в городе Дерпте, целью которой была подготовка учителей начальных училищ Остзейского края. Дерптская семинария за период с 1828-1864 год подготовила 175 человек [12; С. 8]. Это было «каплей в море» даже для Остзейского края.
Создание учительского института при Петербургском университете и семинарии в г. Дерпте были не единственными попытками организовать педагогическую подготовку будущих учителей. В 1820 году при Петербургской гимназии были созданы педагогические курсы, но уже через два года они были закрыты. Всего десять лет с 1838 по 1848 год просуществовал «второй разряд» Главного педагогического института в Петербурге. В нем преподавали закон божий, русский и славянские языки, немецкий язык, арифметику и геометрию, географию, русскую и всеобщую историю, чистописание, черчение и рисование. Кроме этих предметов, была еще и методика преподавания этих предметов. Успешно окончивших весь курс назначали учителями уездных училищ, а тех, которые при «похвальной нравственности» не показывали «удовлетворительных сведений», определяли учителями приходских училищ. После закрытия «второго разряда» тут же при Главном педагогическом институте было учреждено отделение для подготовки домашних наставников, но оно существовало недолго. В 1851 году его окончило 5 человек и больше «туда поступить - желающих не оказалось» [9; С. 87].
Известную роль в подготовке учителей начальной школы сыграл и Главный педагогический институт, который готовил учителей гимназий, уездных и приходских училищ. Всего за 11 выпусков этот институт подготовил 682 педагога, из которых 262 стали учителями начальных школ [12; С. 8]. В 1858 году Главное правление училищ закрывает этот институт, вместо него создаются особые педагогические курсы, где готовят преподавателей средних учебных заведений из лиц, уже окончивших университет. Подготовка учителей начальной школы на этих курсах не предусматривалась.
Таким образом, в ХIХ в. вплоть до шестидесятых годов в России организованной подготовки учителей для различных начальных училищ не существовало. Главное правление училищ высказало даже такую мысль: «Следует надеяться, что когда учение с просвещением распространятся, тогда конечно являться будут... способные люди со стороны обучившиеся на своем иждивении» [7; С. 61]. А время неумолимо требовало, чтобы такие «способные люди» появлялись. Этому стал способствовать и ланкастерский метод взаимного обучения; получивший распространение в конце ХVIII - начале XIX вв. в Европе, в т.ч. и в России. Такая система обучения стала широко использоваться и в Башкирии (243; С. 8). Но качественная сторона деятельности учителей была на низком уровне, так как в школьном уставе 1804 г. даже не требовалось, чтобы претенденты на учительские места имели специально-педагогическую подготовку, они должны были быть сведущи только в предметах курса приходских училищ.
И только в уставе 1828 г. было оговорено, а затем в марте 1846 г. было издано специальное «Положение об испытаниях кандидатов на учительские места». В соответствии с этими установками претендент на должность учителя городского приходского училища должен был закончить полный курс уездного училища. От претендента на должность учителя сельского приходского училища требовалось знание общеобразовательных предметов, правила преподавания, учебные планы и учебники приходских училищ. Все это входило в испытания по закону божьему, чтению, письму и арифметике. И тот и другой претендент должны были дать всего один пробный урок. Но на деле не было претендентов, которые удовлетворяли бы даже эти скромные требования. Да и сами испытания нередко были формальными. Вот что об этом говорится в документах того времени, приведенных Н.Н. Кузьминым: «сами экзаменаторы-смотрители и учителя уездных училищ, как правило, были «незнакомы практически с тою методою, в которой они должны были испытывать учительских кандидатов» [12; С. 6].
Таким образом, несмотря на объективно существующую необходимость в организованной подготовке педагогических кадров для начального образования, в осознании этой необходимости как со стороны прогрессивных педагогов, так и самих учителей, царское правительство попыток осуществить такую подготовку почти не делало. Как заявляло само МНП: «все эти попытки до 60-х годов не сопровождались прочным успехом .