ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКИРИИ
Автор: Аминов Т.М.
В основу предлагаемой периодизации становления и развития системы педагогического образования (СПО) положены следующие факторы:
  • историко-социальное обоснование возникновения СПО;
  • общественные, социальные, квалификационные требования к педагогическим кадрам;
  • изменение содержания образования, отсюда изменение содержания педагогического образования;
  • изменение, совершенствование образовательных структур;
  • появление новых типов ПУЗ.
Исходя из этих факторов, можно выделить пять этапов истории становления и развития системы педагогического образования России и Башкирии.
Первый этап
Первый этап охватывает время с периода расцвета Киевской Руси до конца ХVII в. Время, когда стали возникать первые учебные заведения, которые могут быть условно отнесены к педагогическому образованию. Особую роль в становлении образования, естественно, сыграла церковь. Корпус учительства чаще формировался из среды низшего духовенства (дьяконы, чтецы, певчие), а также светских лиц – мелких служителей канцелярий, приказных изб, грамотных ремесленников, мелких торговцев, отставных солдат. Задачей учителей в средневековом русском государстве было обучение детей элементам грамоты: чтению, письму, счету. За это и были прозваны учителя «мастерами грамоты».

Вообще для сферы просвещения характерными фигурами являлись не школьные учителя, как это было в Западной Европе, а странствующие «мастера грамоты», «калики перехожие», духовники, монахи-аскеты, т.е. наставники в нравственно-духовной жизни [1; С. 207]. До самого конца ХVIII в. кое-где существовали так называемые «учителя-ходебщики», заходившие в деревни и устраивавшие там временные школы. Труд этих учителей оплачивался крайне дешево: иные из них обучали детей только за «прокорм», иногда плата взималась со всей крестьянской общины «с каждого дыму» или плата с родителей за выучку их детей какому-либо одному предмету «по-книжно». Подобные временные школы были, конечно, наиболее консервативными в организации и методике обучения, но все-таки педагогическая деятельность мастеров грамоты и учителей-ходебщиков имела определенное позитивное значение в образовании, хотя они не могли долго удовлетворять растущие потребности русского государства в подготовке грамотных людей для дела государства. Поэтому высказывались мнения о создании специальных государственных училищ, которых до ХVII в. в России не существовало (74; С. 213). Еще на рубеже ХV-ХVI вв. новгородский архиепископ Геннадий сетовал на то, что лица, обученные мастерами грамоты, не способны читать богослужебные тексты и занимать церковные должности. Учитывая это, Стоглавый Собор (1550 г.) вынес решение об организации в домах священнослужителей училищ для обучения детей. Число открываемых церковью учебных заведений с этого времени стало постепенно расти.

С развитием в ХVII в. ремесел и торговли, возникновением мануфактуры, единого всероссийского рынка, с усилением торгово-экономических связей со странами Западной Европы к организации различных училищ приступает и государство. Так, в Москве организуются несколько греко-латинских школ. К ним можно отнести школу Андреевского монастыря, открытую боярином Ф.М. Ртищевым, школу Чудова монастыря под руководством Епифания Славинецкого, Заиконоспасскую школу Симеона Полоцкого, Типографскую школу при Московском печатном дворе, организованную иеромонахом Тимофеем и ряд др. Известными учебными заведениями этого периода являлись Киевский коллегиум и Эллино-греческая, впоследствии Славяно-греко-латинская академия. Надо отметить, что и в последних, влияние церкви было огромно, следствием чего можно считать сложившееся тогда представление об обучении детей не как о простом процессе передачи определенного круга знаний, а как о выработке у них целостного религиозного мировоззрения. Религиозные толкования вошли как педагогические откровения в учебную литературу допетровского периода. Само «толкование», как метод преподавания, вырабатывало у учащихся умение извлекать из книжного текста внутренний духовно-нравственный смысл, способствовало развитию религиозно-православного отношения к знаниям.

На территории Башкирии образовательную и просветительскую функцию выполняли мусульманские учебные заведения – медресе и мектеб. Учителями в этих учебных заведениях становились их же выпускники. У мусульманских народов края установилась также практика посылки способной молодежи в центры исламского образования. После окончания обучения в этих центрах и возвращения домой молодые люди часто становились преподавателями медресе.

Итак, первый этап педагогического образования тесно связан с христианской церковью и мусульманской мечетью и может быть определен как религиозно-просветительский. На этом этапе возникают требования к учителям: готовить грамотных людей для дела государева, или с возникновением приказов появляются квалификационные характеристики; так, например, в приказе иностранных дел – знание иностранных языков и географии, в пушкарском приказе – знание литья и математики. Для этого этапа характерным является отсутствие специальных учебных заведений, готовящих учителей; государственных документов, регламентирующих их подготовку; отсутствие учебных планов и размытость содержания педагогического образования.
Второй этап
Второй этап – с начала XVIII в. до 1782-1786 гг. Этот этап тесно связан с преобразованиями Петра I, охватившими целое столетие, которое может быть названо этапом Петровской эпохи. В это время были открыты первые светские государственные школы – специальные и общеобразовательные. Наряду с этим была проведена реформа церковного образования: созданы начальные архиерейские школы и духовные семинарии. Также к важным событиям этого периода необходимо отнести открытие Академии наук и Московского университета. В этот период начинает складываться государственная система подготовки учителей, в 1779 г. в России открывается первое ПУЗ – учительская семинария при Московском университете, так называемый «бакалаврский институт».

Второй этап характеризуется определенной централизацией подготовки педагогических кадров, возникновением новых ПУЗ, началом издания научной, педагогической и учебно-методической литературы. Так, студенты учительской семинарии широко пользовались отечественными книгами по педагогике и книгами зарубежных авторов, например: «Учитель, или Всеобщая система воспитания, в которой предложены первые основания наук, особенно нужных молодым людям» (152; С. 19). Появление педагогической литературы в определенной мере восполняло отсутствие необходимого количества ПУЗ, способствуя самообразованию учителей. Главным итогом второго этапа явилось утвердившееся осознание необходимости специальной подготовки учителей не только в прогрессивно-педагогической среде, но и в царском правительстве.
Третий этап
Третий этап начинается со времени школьных реформ 1782-1786 гг. - до начала 60-х гг. XIX в. Седьмого сентября 1782 г. была создана государственная администрация (Комиссия об учреждении народных училищ), занявшаяся вопросами реформирования системы народного образования в стране. Комиссии под председательством П.В. Завадовского было вменено в обязанность: 1) необходимые для народных училищ книги перевести и издать, исправив в них то, что необходимо для соглашения с законом Православным и в соответствии с особенностями Российской империи, 2) разработать общий план заведения народных школ и постепенно приводить его в исполнение; 3) приготовить необходимое количество учителей. В сентябре 1786 г. был принят «Устав народным училищам», который сыграл важную роль в становлении единой государственной системы образования в целом, и педагогического в частности. «Никогда и ни в одном документе прошлого так много и обстоятельно не освещались требования, предъявляемые к учителю, как в Уставе 1786 г. и в «Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ».

Принятие Устава 1804 г. было следующим крупным шагом в деле становления народного образования. Этот закон юридически оформил организацию сети различных учебных заведений, на которые полностью или частично была возложена задача подготовки учителей. Школьные уставы конца ХVIII – первой четверти XIX в. не требовали того, чтобы претенденты на учительские места имели специальную педагогическую подготовку. Это было отчасти сделано лишь в 1846 г. с изданием «Положений об испытаниях».

Следуя букве реформ, в это время организуется ряд ПУЗ: учительская семинария в составе Петербургского Главного народного училища; учительские институты при университетах; педагогические курсы при Петербургской гимназии; Петербургский Главный педагогический институт и его "второй разряд"; Дерптская учительская семинария. Но все эти ПУЗ действовали непродолжительное время. На территории Южного Урала ПУЗ не существовали вообще. Задача подготовки учителей была возложена на Уфимское главное народное училище, Уфимскую гимназию, уездные училища, Педагогический институт Казанского университета.

Таким образом, на этом этапе также не была создана система педагогического образования, организация ПУЗ носила случайный характер. Среди причин неудач в организации педагогического образования главной являлся поверхностный, иногда даже отрицательный взгляд правительства, попустительски относившегося к самой идее просвещения народа. Тем не менее, в этот период постепенно, с известными перерывами, в стране складывался определенный тип ПУЗ, во многом отличавшийся от существовавших на Западе семинарий рядом положительных сторон. Так, в российских ПУЗ было обращено внимание на сочетание общенаучной и практической подготовки будущих учителей. Поэтому в деятельности первых ПУЗ, наряду с общеобразовательной и специальной теоретической подготовкой, стала широко применяться педагогическая практика. Наметившиеся на первом этапе приоритеты в подготовке учителей во многом определили их развитие и становление цельной системы педагогического образования в последующие годы.
Четвертый этап
Четвертый этап начинается с 60-х гг. XIX в. до 1905-1907 гг. Экономические преобразования, начатые в России в 60-е гг. XIX в., непосредственно повлияли на все народное образование. Реформы системы образования, закрепленные в ряде законов («Положение о начальных народных училищах», «Устав гимназий и прогимназий» от 1864 г., «Устав гимназий и прогимназий» от 1871 г. и др.), определили начало нового этапа в развитии педагогического образования в Башкирии. Начальные школы в эти годы стали в своем большинстве трех- четырехлетние, расширился круг учебных предметов, школа постепенно становится основой низшего специального образования. Наряду с этими учебными заведениями возникает новый тип повышенной начальной школы – городское училище. В 60-80-е гг. ХIХ в. резко увеличивается количество различных общеобразовательных школ. Все эти процессы вызвали необходимость не только обеспечить школы учительскими кадрами, но и реорганизовать всю систему педагогического образования. Поэтому в пореформенное время повсеместно стали возникать совершенно новые ПУЗ: учительские институты, семинарии, школы, педагогические классы и курсы. Деятельность всех ПУЗ строго регламентировалась различными документами. В этот период в Башкирии происходит оформление сети ПУЗ, готовящих учителей почти для всех в этноконфессиональном отношении начальных народных училищ. Каждое ПУЗ имело определенные цели, задачи, содержание образования, выраженное в учебных планах, программах, учебниках, учебных пособиях, учебном расписании.

Четвертый этап, условно названный «преобразовательным», знаменателен еще и тем, что на этом этапе, как в России, так и на Южном Урале была оформлена система начального педагогического образования.
Пятый этап
Пятый этап охватывает период с 1905-1907 гг. до 1917 г. Это наивысший этап развития педагогического образования в Башкирии. События 1905-1907 гг. в значительной степени ускорили поступательное развитие педагогического образования. Вопросы подготовки учителей становятся основными в общественной жизни страны, одна из причин - взятый курс на всеобщее начальное образование. В это время резко увеличивается количество ПУЗ, намного повышается уровень финансовых отчислений из бюджета в народное образование. Наряду с количественными происходят и качественные изменения системы педагогического образования. Так, были увеличены сроки обучения в учительских семинариях и школах до 4-х лет; при приеме в учительские институты стали отдавать предпочтение выпускникам низших ПУЗ или лицам, уже имеющим педагогический стаж; образцовые начальные училища при ПУЗ стали выполнять роль подготовительных классов; углубляется и расширяется содержание образования в ПУЗ, в этом вопросе стало больше уделяться внимание, как на общеобразовательную, так и на научную, специальную подготовку учителей; в ПУЗ стали вводиться новые предметы; в практику вошло использование множества альтернативных учебников и учебных пособий; резко повышается уровень различных форм повышения квалификации и самообразования учителей, в это время ежегодно организовывалось множество краткосрочных педагогических курсов, экскурсий, выездных музеев и выставок, созывались съезды, открывались библиотеки.

Таким образом, за одно десятилетие педагогическое образование в стране сделало большой шаг вперед. Правда, количество учителей еще не удовлетворяло потребностей школы. Но можно, основываясь на опубликованных сегодня данных, предположить, что если бы в 20-е годы ХХ в. в системе народного образования не произошли «революционные изменения», то проблема нехватки учителей и другие вопросы, например, вопрос введения всеобщего образования, возможно, были бы решены намного раньше.

В период с 1905-1907 гг. до 1917 г. было заложено большинство принципов советского, и даже постсоветского педагогического образования.

Таким образом, начиная с 60-х гг. XIX в. формируется система педагогического образования Башкортостана, где специфически отражается полиморфизм целей, задач, форм, содержания и методов организации учебно-воспитательного процесса. Необходимо отметить, что развитие педагогического образования, характерное для Башкирии, тенденция развития, периодизация тесно соотносятся с общероссийским процессом, выражая общие законы развития социальных структур, оно имело свои особенности и закономерности, которые нашли отражение во всех компонентах СПО Башкирии.
Количество педагогических учебных заведений в Оренбургском учебном округе
(без учета педагогических классов при женских гимназиях)
Таким образом, к 1900 г. около 62%, а к 1918 г. - 53% всех педагогических учебных заведений Оренбургского учебного округа находилось именно в Уфимской губернии.
Литература:
  1. История педагогики: Учеб. пос. для педагогических университетов. - М: «Школа», 1995. Ч.1. - 231 с.
  2. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. Историко-педагогические очерки. - М., 1979. - 216 с.