Первый этап охватывает время с периода расцвета Киевской Руси до конца ХVII в. Время, когда стали возникать первые учебные заведения, которые могут быть условно отнесены к педагогическому образованию. Особую роль в становлении образования, естественно, сыграла церковь. Корпус учительства чаще формировался из среды низшего духовенства (дьяконы, чтецы, певчие), а также светских лиц – мелких служителей канцелярий, приказных изб, грамотных ремесленников, мелких торговцев, отставных солдат. Задачей учителей в средневековом русском государстве было обучение детей элементам грамоты: чтению, письму, счету. За это и были прозваны учителя «мастерами грамоты».
Вообще для сферы просвещения характерными фигурами являлись не школьные учителя, как это было в Западной Европе, а странствующие «мастера грамоты», «калики перехожие», духовники, монахи-аскеты, т.е. наставники в нравственно-духовной жизни [1; С. 207]. До самого конца ХVIII в. кое-где существовали так называемые «учителя-ходебщики», заходившие в деревни и устраивавшие там временные школы. Труд этих учителей оплачивался крайне дешево: иные из них обучали детей только за «прокорм», иногда плата взималась со всей крестьянской общины «с каждого дыму» или плата с родителей за выучку их детей какому-либо одному предмету «по-книжно». Подобные временные школы были, конечно, наиболее консервативными в организации и методике обучения, но все-таки педагогическая деятельность мастеров грамоты и учителей-ходебщиков имела определенное позитивное значение в образовании, хотя они не могли долго удовлетворять растущие потребности русского государства в подготовке грамотных людей для дела государства. Поэтому высказывались мнения о создании специальных государственных училищ, которых до ХVII в. в России не существовало (74; С. 213). Еще на рубеже ХV-ХVI вв. новгородский архиепископ Геннадий сетовал на то, что лица, обученные мастерами грамоты, не способны читать богослужебные тексты и занимать церковные должности. Учитывая это, Стоглавый Собор (1550 г.) вынес решение об организации в домах священнослужителей училищ для обучения детей. Число открываемых церковью учебных заведений с этого времени стало постепенно расти.
С развитием в ХVII в. ремесел и торговли, возникновением мануфактуры, единого всероссийского рынка, с усилением торгово-экономических связей со странами Западной Европы к организации различных училищ приступает и государство. Так, в Москве организуются несколько греко-латинских школ. К ним можно отнести школу Андреевского монастыря, открытую боярином Ф.М. Ртищевым, школу Чудова монастыря под руководством Епифания Славинецкого, Заиконоспасскую школу Симеона Полоцкого, Типографскую школу при Московском печатном дворе, организованную иеромонахом Тимофеем и ряд др. Известными учебными заведениями этого периода являлись Киевский коллегиум и Эллино-греческая, впоследствии Славяно-греко-латинская академия. Надо отметить, что и в последних, влияние церкви было огромно, следствием чего можно считать сложившееся тогда представление об обучении детей не как о простом процессе передачи определенного круга знаний, а как о выработке у них целостного религиозного мировоззрения. Религиозные толкования вошли как педагогические откровения в учебную литературу допетровского периода. Само «толкование», как метод преподавания, вырабатывало у учащихся умение извлекать из книжного текста внутренний духовно-нравственный смысл, способствовало развитию религиозно-православного отношения к знаниям.
На территории Башкирии образовательную и просветительскую функцию выполняли мусульманские учебные заведения – медресе и мектеб. Учителями в этих учебных заведениях становились их же выпускники. У мусульманских народов края установилась также практика посылки способной молодежи в центры исламского образования. После окончания обучения в этих центрах и возвращения домой молодые люди часто становились преподавателями медресе.
Итак, первый этап педагогического образования тесно связан с христианской церковью и мусульманской мечетью и может быть определен как религиозно-просветительский. На этом этапе возникают требования к учителям: готовить грамотных людей для дела государева, или с возникновением приказов появляются квалификационные характеристики; так, например, в приказе иностранных дел – знание иностранных языков и географии, в пушкарском приказе – знание литья и математики. Для этого этапа характерным является отсутствие специальных учебных заведений, готовящих учителей; государственных документов, регламентирующих их подготовку; отсутствие учебных планов и размытость содержания педагогического образования.