Начальные школы с трехлетним курсом обучения, существовавшие в России в первой половине XIX в., не могли удовлетворить потребностей развивающегося общества. Возникла необходимость создания повышенных школ. Так стали создаваться двухклассные начальные училища с пятилетним сроком обучения. Но эти училища также не могли решить проблему получения повышенного образования, к которому стремились все более широкие слои населения. Поэтому правительство, чтобы сохранить привилегию на среднее образование и отвлечь внимание средних слоев населения от гимназий и реальных училищ, учреждает повышенные начальные школы – так называемые городские училища, действовавшие на основе «Положений о городских училищах ведомства МНП», опубликованных 31 мая 1872 г. Цель этих училищ «сообщать детям всех классов городского населения правильное общее начальное образование и необходимые по местным потребностям прикладные знания». Курс обучения в них устанавливался 6-летний.
В городских училищах преподавались закон божий, русский язык и литература, арифметика, алгебра, геометрия, география, история, естествознание (сведения из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека), рисование, черчение, пение.
Появление городских училищ вызвало необходимость обеспечения их специально подготовленными учителями. В этих училищах учителя с домашним образованием или окончившие педагогические курсы не могли бы работать. Поэтому стали создаваться специальные учебные заведения – учительские институты, действовавшие на основе «Положений об учительских институтах» от 31 мая 1872 г. Организация же и содержание учебной работы института регламентировались «Инструкцией касательно объема и методов преподавания учебных предметов», опубликованных в ноябре 1876 г.
Первый учительский институт в Оренбургском учебном округе был открыт 30 августа 1878 г. в г. Оренбурге. Необходимость открытия подобного учебного заведения в регионе чувствовалась крайне обостренно. Министр просвещения получал множество прошений из городов округа (Стерлитамак, Чердынь, Оса, Орск и др.) об открытии в них городских училищ, но из-за недостатка подготовленных учителей сделать это было невозможно. Попечитель Оренбургского учебного округа в 1876 г. в переписке с Министром просвещения высказывался следующим образом: «В виду столь непритязательного положения... учебного округа, относительно педагогических сил для всех видов учебных заведений, я смело позволяю себе утверждать, что устройство в нем учительского института составляет неотложную необходимость, несравненно большую, чем в каком-либо другом учебном округе России». Министерство Народного Просвещения, в свою очередь, тоже считает необходимым создать учительский институт в округе, поэтому оно дает разрешение на его открытие.
Оренбург, как центр первого в округе учительского института, был избран из следующих соображений: 1) в Оренбурге сосредоточено окружное учебное начальство; 2) удобное расположение города – «удобство сообщения посредством почти готовой железной дороги на Самару и Сызрань»; 3) Оренбург – «центр крупного административного управления - к которому тяготеет наибольшая часть территории учебного округа»; 4) в Оренбурге было готовое здание, которое могли предоставить под институт.
Следующий учительский институт в Оренбургском учебном округе был открыт 4 октября 1909 г. в г. Уфе. По Положению 1872 г. учительские институты были учебными заведениями закрытого типа с трехлетним курсом обучения. Институт был непривилегированным учебным заведением, куда принимались «молодые люди всех званий и состояний не моложе 16 лет, здорового телосложения и хорошей нравственности» [3; С. 448], выдержавшие приемные экзамены за курс уездного (городского) училища. Окончившие курсы в гимназиях, духовных семинариях и других средних учебных заведениях принимались без экзаменов. Уровень подготовки поступающих в учительские институты был крайне разнообразным. Так, в 1881 г. из 51 студента Оренбургского института 2 – окончили учительскую семинарию; 25 – уездное училище и 24 – не окончившие курса среднего или низшего учебного заведения.
Предметы, изучаемые в учительском институте, повторяли предметы, которые изучались в городских училищах. Поэтому учебный план и программа института ставила целью в части общего образования, после повторения курса городского училища, углублять и расширять материал по этим же предметам. Этим объясняется и то, почему в учебном плане института отсутствовали древние или новые иностранные языки, а также другие предметы, т.к. последние не изучались в городских училищах. В пределах предметов, указанных в учебном плане института, студенты получали весьма тщательную подготовку. Кроме основательных знаний общеобразовательных предметов, в институтах обращалось внимание на овладение навыками и техникой учебно-воспитательной работы в школе. Программа по педагогике носила в основном практический характер. В нее входили вопросы нравственного, умственного, физического воспитания, школьная дисциплина, гигиена, основные положения дидактики, учение о методах, методики всех учебных предметов, учебные планы городских училищ и законоположения о них и, наконец, некоторые сведения из истории педагогики. В курс этого предмета включались также вопросы психологии и логики. В качестве учебника в институте использовали: «Дидактические очерки» П.Ф. Каптерева, учебники по педагогике Рощина, Юркевича, по психологии «Учебник психологии» Докучаева.
Преподавание той или иной общеобразовательной дисциплины в институте носило не только теоретический, но и методический характер. Цели общего научного образования осуществлялись в первых двух классах. Третий класс всецело предназначался повторению всего пройденного материала, на разучивание учебников городского училища, на изучение частных методик и на педагогическую практику.
Исходя из таких положений, каждый институт организовывал свою собственную деятельность. Так, конкретные цели, выработанные педагогическим советом Оренбургского учительского института, были определены следующим образом: 1) расширение умственного кругозора воспитанников; 2) развитие дара слова, умения разумно читать и навыка в правописании; З) развитие и укрепление ясного и твердого понимания цели пребывания в Институте; 4) развитие и укрепление сознания в необходимости трудиться как можно усерднее... Совет заботился о приучении к осмысленному и самодеятельному отношению к учению. Причем на осмысленность занятий Совет обращал усиленное внимание. «Зубристика строго преследовалась... возбуждался интерес учащихся к проходимому и любознательность…».