Наряду с различными формами педагогического образования в Башкирии существовали такие учебные заведения, которые хотя и не были педагогическими учебными заведениями, но их воспитанники готовились к будущей учительской деятельности в начальных училищах. К ним относится, прежде всего, Уфимское черемисское (устаревшее название марийцев) двухклассное языческое училище, Башкирский женский пансион, пансион для нерусских детей при Бирском приходском и уездном училищах, Уфимское Мариинское двухклассное русско-башкирское училище и ряд других.
По сути, они были общеобразовательными учебно-воспитательными заведениями, в их учебных планах и программах не было специально педагогических предметов. Но элементарное знакомство с деятельностью учителя в начальной школе они получали. Учащиеся трех вышеназванных учебных заведений проходили своеобразную педагогическую практику в начальных училищах, где они наблюдали за работой учителей, посещали уроки, знакомились с делопроизводством школ и т.д. Это было пассивное, предварительное знакомство, чем-то схожее с профориентационной работой, проводимой в современной общеобразовательной школе. Практика эта была необязательной, проводилась нерегулярно, но она имела место в существовавшей системе педагогического образования.
Так как в дальнейших формах подготовки учителей этих учебных заведений существовали свои особенности, рассмотрим их отдельно. Уфимское марийское двухклассное училище, открытое в 1867 г. при духовной семинарии, до образования Бирской инородческой учительской школы была первым учебным заведением, готовившим учителей из марийцев. Учащиеся этого училища по его окончании проходили специальные 1-3 месячные педагогические курсы, организованные при этом же учебном заведении, после чего наиболее способные из них назначались учителями нерусских школ, остальные использовались в качестве писарей, переписчиков, счетоводов и т.д.
Впервые такие курсы были организованы в 1879 г. в г. Уфе «для 11 учителей черемисских и вотякских (устаревшее название удмуртов) школ, а так же для 10 выпускников Уфимской черемисской школы». Курсы были предназначены для учителей, уже имевших это звание и определенный опыт педагогической работы, а также для лиц, не имевших ни того, ни другого. Поэтому эти курсы для одних участников были курсами повышения квалификации, для других – первыми шагами по теоретическому и практическому усвоению основ педагогической профессии. Такая форма подготовки учителей стоит того, что бы ее отнести к отдельной группе; она не схожа с педагогическим экстернатом, когда кандидат не имел никакой предварительной педагогической подготовки. У выпускников же Уфимского марийского училища, хоть и на уровне профориентации, знакомство с педагогической работой имело место. Исходя из этого, А.А. Еникеев в своем исследовании называет Уфимское марийское двухклассное училище учительской школой [1; С. 123]. Мысль этого автора не соответствует действительности, но это еще раз подтверждает особенность этого училища как учебного заведения, воспитанники которого морально подготавливались как будущие учителя начальной школы.