УЧИТЕЛЬСКИЕ СЕМИНАРИИ
БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНАРИЯ
Автор: АМИНОВ Т.М.
С начала 70-х гг. XIX в. МНП возвращается к идее учреждения стационарных специальных педагогических учебных заведений – учительских семинарий. Первая учительская семинария в крае, готовящая учителей для русскоязычных начальных школ, была открыта 2 октября 1876 г. в селе Благовещенский завод Уфимского уезда. Основу организации учебной деятельности и всего распорядка внутренней жизни Благовещенской учительской семинарии (БУС) составляли два документа: «Положение об учительских семинариях», утвержденное 17 марта 1870 г., и «Инструкция для учительских семинарий», изданная 4 июля 1875 г.

БУС была трехгодичным средним специальным учебным заведением, имевшая целью «доставить педагогическое образование молодым людям всех сословий, православного вероисповедания, желающим посвятить себя учительской деятельности в начальных училищах» [9; С. 452]. В эту же семинарию принимали юношей и других вероисповеданий. Так, в ней почти все годы обучались староверы или, например, с 1893 г. по 1898 г. ее воспитанниками были 7 башкир-мусульман. Принимались в БУС юноши с 15-16 лет, представившие отзывы о благонравном поведении и выдержавшие испытания в объеме двухклассного сельского училища. Но поскольку двухклассных училищ было мало, было разрешено «для приготовления детей сельских сословий к поступлению в учительские семинарии открывать при этих семинариях особые приготовительные классы» [9; С. 198]. В БУС такой приготовительный класс был открыт с 1908-1909 учебного года.

Основной части воспитанников семинарии назначались стипендии за счет государственной казны. Таким стипендиатам надлежало по окончании семинарии проработать в министерских школах не менее четырех лет. Кроме министерских (казеннокоштных) стипендиатов, в семинарию могли быть приняты земские стипендиаты, стипендиаты частных лиц и своекоштные (лица, обучающиеся за свой счет). Социальный состав БУС был разнообразным, но абсолютное большинство составляли выходцы из крестьянской среды. Об этом свидетельствуют следующие цифры состава учащихся семинарии, взятые в среднем за первое 25-летие ее существования: детей дворян и чиновников – 3,3%; детей духовного звания – 9,7%; детей казаков – 6%; детей городских сословий – 26% и детей крестьян – 53% [3; С. 71-72]. Такое положение, как в БУС, так и в других семинариях объяснялось тем, что правительство считало более выгодным комплектовать слушателей, которые после окончания этого учебного заведения назначались учителями народных школ, главным образом, сельской местности. Более того, учительские семинарии были более доступными, в отличие от гимназий, реальных училищ и других привилегированных учебных заведений.

Хотя по Положению семинарии были «суть заведения открытые», семинарии, в том числе и Благовещенская, очень долгое время были учебными заведениями закрытого типа – учащиеся жили в пансионе, под строгим и бдительным контролем педагогического персонала. В семинарии соблюдался твердый распорядок дня, учащиеся обязаны были выполнять все религиозные обряды (молитвы, участие во всех церковных службах и церковном хоре). Воспитанникам запрещалось без разрешения директора или дежурного наставника выходить за пределы учебного заведения.
При семинарии было учреждено начальное училище, называемое «образцовым». Цель этого училища определялась следующим образом: «во-первых, служить местом для практического упражнения воспитанников в обучении детей всем предметам начальной школы, во-вторых, служить образцом устройства народного училища...» [8; С. 56-57].

Положением 1870 г. был утвержден учебный план учительской семинарии, состоящий из следующих предметов: закон божий, главные основания педагогики и методики, русский и славянский языки, география, естествознание, арифметика, геометрия, землемерие, черчение и пение, чистописание. Кроме этого, в БУС отводилось время для прохождения воспитанниками III класса педагогической практики в образцовом начальном училище. Также должны были вестись гимнастика и ремесла, имевшие распространение в местном крае. Количество часов на ремесла определялось педагогическим советом семинарии.

По Положению «преподавание... педагогики возлагается на обязанность директора семинарии» [10; С. 456]. Аргументировалось это так: - «чтобы директором семинарии было лицо хорошо знакомое с педагогикой и дабы директор теснее связывался с интересами вверенного ему заведения» [5; С. 45].
В вопросах организации учебно-воспитательного процесса, как было сказано выше, БУС подчинялась Инструкции 1875 г., которая имела силу закона без каких-либо кардинальных изменений вплоть до 1917 г. Среди нововведений по организации всей деятельности этой семинарии надо выделить следующие:

1) в отличие от уже действовавших семинарий, в штате БУС впервые была предусмотрена должность врача. Врач не только лечил больных семинаристов, но еще «здоровое питание, чистота тела, опрятность содержание кухни и столовой, хорошее освещение, правильная вентиляция... запас чистого белья и постельных принадлежностей – было предметом забот гг. директоров и врачей» [3; С. 38]. Врач ежедневно дважды совершал обход семинарии, участвовал в заседаниях педагогического совета, помогал составлять расписание уроков и программу по гимнастике, даже нередко присутствовал на этих уроках. Кроме врача, в БУС некоторое время содержался и фельдшер.

2) Была практика введения уроков башкирского языка. Целью этих уроков была подготовка учителей для русско-башкирских школ, знающих родной язык местного населения. Попечитель округа «исходатайствовал» - в виде опыта с 1891 по 1896 учебные годы введение в семинарии необязательных занятий этого языка. Было назначено по одному уроку вместо геометрии в 1 классе; по 1 уроку вместо естествоведения во 2 классе. Сначала желающих заниматься языком было много, постепенно эта группа уменьшилась. С поступлением в БУС нескольких башкир уроки башкирского языка были прекращены.

3) Была практика введения уроков по обучению игры на скрипке. С 1895 г. семинария приобрела несколько фисгармоний и скрипок. Среди воспитанников появилось увлечение музыкальными инструментами. И хотя желание обучению игры на скрипке не сразу увенчалось успехом из-за отсутствия денег на оплату дополнительного учителя музыки, тем не менее, с начала 1900-х гг. в учебный план были введены необязательные уроки этого предмета.

4) БУС была одна из первых среди семинарий, где было введено преподавание ручного труда [2; С. 55]. Так, после утверждения штатных преподавателей ручного труда и внесения этого предмета в расписание воспитанники I и II класса еженедельно занимались им 4 ч., а учащиеся III класса – 6 часов.

5) Одной из отличительных черт внутренней жизни семинарии было широкое и очень успешное применение занятий сельским хозяйством воспитанниками семинарии. Активно начатое одним из директоров БУС А. Тарнавским внедрение этого вида деятельности привело к тому, что в 1910 г. семинария имела «22 десятины лугов..., 7 десятин пахотной земли..., 2 десятины под фруктовым садом..., огород с плодовым питомником ок. 1 десятины...»; кроме этого, в хозяйстве учебного заведения были лошади, крупный рогатый скот, свиньи. За всем этим хозяйством следили наемные рабочие, но воспитанники очень активно привлекались ко всем работам, т.к. по высказыванию А. Тарнавского: «До тех пор наши семинарии не будут выпускать вполне пригодных к русской жизни учителей, пока не проведут своих питомцев в течение трех коротких лет через суровую школу сельскохозяйственного труда» [3; С. 26].

6) При семинарии в течение почти трех лет действовала воскресная школа, в которой обучались азам грамоты около 50 человек (от 15 до 45 лет). С ними занимались учителя и воспитанники II и III классов семинарии. Было это сделано, «чтобы приучить воспитанников к занятиям со взрослыми, а также содействовать развитию и облагораживанию заводского населения» [3; С. 60].

7) После закрытия воскресной школы с разрешения МНП наставники БУС при помощи семинаристов стали устраивать народные чтения; позднее в них непосредственно участвовали воспитанники, стали показывать публичные спектакли. Для народных чтений и спектаклей на пожертвования благодарной публики было выстроено специальное здание.

8) С 1882 г. при БУС была устроена метеостанция 2-го разряда. Все данные наблюдений, проводившихся семинаристами под руководством наставников, сообщались в Главную Физическую Обсерваторию и в Оренбургское отделение Императорского Русского Географического общества.
С 1903 г. одноклассное «образцовое» училище при семинарии, с трехлетним сроком обучения, было преобразовано в двухклассное, с шестилетним сроком обучения. Сделано было это по нескольким причинам: во-первых, развивающемуся обществу требовались люди с более широким и глубоким кругом знаний; знаний, получаемых в одноклассных училищах, уже было недостаточно. Во-вторых, уровень подготовки поступающих в БУС, как часто отмечали преподаватели, был очень низок, из-за чего страдала и педагогическая подготовка будущих учителей. В-третьих, поступление, особенно выходцев из крестьянской среды, нередко сдерживалось тем, что курс начального училища заканчивался для подростка в возрасте 13-14 лет, а в семинарию принимали по достижении 16, позже – 15 лет. Те два-три года, свободные от учения, чаще отбивали всякое желание к продолжению образования, и порождали рецедивы безграмотности. Преобразование этого училища помогло решить многие проблемы, стоящие перед БУС в этот период: уровень знаний, поступающих в семинарию, повысился; это отразилось и на качестве выпускников ПУЗ, так как у семинарии появилась возможность целенаправленно «выращивать» из учащихся «образцового» училища будущих семинаристов и вести определенную досеминарскую подготовку, кроме того, будущие учителя, учащиеся БУС, имели хорошую возможность познакомиться в ходе педагогической практики с особенностями работы в двухклассном начальном училище, количество которых в этот период стало сильно расти.

Бурные события, происходившие в России в 1905-1907 гг., не могли не оказать своего влияния на жизнь учительской семинарии. Осенью-зимой 1905 г. в семинарии происходили, как гласят строчки архивных материалов этих лет: «волнения, которые состоят главным образом в зависимости от общего настроения во всех учебных заведения, каковые настроения, как психоз, не могли не отразиться на семинарии». Выступления семинаристов были оформлены двумя петициями, предъявленными Педагогическому совету. Учащиеся выдвинули множество различных требований политического характера из области гражданских свобод: прием в семинарию учеников всех вероисповеданий, необязательность посещения церкви, упразднение церковной спевки, свобода в выборе выписываемых журналов и газет, демократизация взаимоотношений между учителями и учащимися, участие в педагогическом совете родителей и общественности, ослабление надзора в семинарском интернате и т.д.

Кроме этих требований, были и такие, которые затрагивали вопросы организации учебно-воспитательной работы семинарии, например: четвертные отметки по предметам и поведению должны выставляться только после их предварительного обсуждения учениками всего класса, отметка за поведение не должна служить препятствием при переходе из одного класса в другой, предъявление учащимся директором ежемесячного отчета по артельному хозяйству, замена некоторых учителей и служителей, улучшение стола и т.д. Надо отметить, что в петициях семинаристов были требования, которые мог удовлетворить или разрешить Педсовет. Но были и такие, которые не входили в компетенцию Педсовета и даже Попечителя Округа и Министра просвещения.

Воспитанники решительно заявили, что не будут заниматься до тех пор, пока не удовлетворят все их требования, даже были заявления, что в их «забастовке» они найдут нравственную и материальную поддержку со стороны местного общества и даже Уфимского земства. Педсовет семинарии, исчерпав возможные пути решения проблемы, с разрешения Попечителя учебного округа временно, с 30 октября 1905 г. по 8 января 1906 г., закрыл семинарию. Все учащиеся были распущены по домам, а 9 января 1906 г.занятия были возобновлены. Надо отметить, что семинаристы многого добились своими выступлениями. Например, педагогический совет согласился с тем, чтобы в БУС принимались лица всех вероисповеданий; учащимся разрешили участвовать в заседаниях педагогического совета; отныне семинаристы могли свободно выписывать газеты и журналы; были заменены несколько преподавателей.
События 1905-1907 гг. вызвали и определенное увеличение числа учительских семинарий по всей стране. Если за десять лет (1890-1900 гг.) было открыто всего лишь несколько семинарий, то за такой же период нового столетия (1900-1910 гг.) было открыто уже 23 учительских семинарии. Претерпел изменения и учебный план этих учебных заведений, в 1903 г. особым циркуляром МНП довело до сведения попечителей учебных округов новый учебный план и примерную таблицу недельных уроков для семинарий. Главным достижением стало то, что срок обучения в семинарии был увеличен до четырех лет. Поэтому новый учебный план предусматривал увеличения времени на изучение всех предметов, особенно русского языка, математики, истории, педагогики; было введено обязательное изучение физики. Также, «в зависимости от местных условий», по решению педагогического совета, могли быть внесены и другие учебные предметы. Изменения, коснувшиеся всех учительских семинарий МНП, привели к тому, что с 1908-1909 учебного года БУС стала учебным заведением с четырехлетним сроком обучения, в семинарии был открыт дополнительный приготовительный класс. Благодаря увеличению срока семинаристы стали получать более качественную подготовку, хотя, как и прежде, семинария ограничивалась стремлением дать воспитанникам основательные знания по курсу начального училища. Надо отметить, что этого семинария достигала успешно.

БУС очень долгое время оставалась единственной в крае. Еще с середины 70-х гг. ХIХ в. обсуждался вопрос об учреждении учительской семинарии в г. Оренбурге или г. Илецке. Попечителем Оренбургского Учебного округа было дано поручение подыскать удобное место для будущего педагогического учебного заведения. Но ввиду того, что существовало негласное правило МНП иметь не более одной семинарии в каждом учебном округе, вопрос был снят и не поднимался вплоть до начала 1900-х гг. Были также попытки Пермского и Екатеринбургского земств по открытию учительских учебных заведений, но из-за сложностей, чаще финансовых, они не увенчались успехом. Поэтому в БУС всегда обучалось множество выходцев из губерний и областей, прилегающих и даже удаленных от Уфимской губернии. Эти учащиеся часто были посланниками и стипендиатами земств. Так, в 1902 г. в БУС из 91 воспитанника – 48 были из Уфимской губернии, 9 – из Оренбургской, 21 – из Пермской, 4 – из Казанской, 2 – из Вятской, по одному человеку – из Таврической, Подольской, Черниговской, Рязанской губернии и 3 человека – из Области войска Донского [8; С. 6]. А в 1910-1911 учебном году в семинарии обучались 53 воспитанника из Уфимской губернии, 5 – Оренбургской, 34 – Пермской, 2 – Костромской, 1 – Томской, 1 – Симбирской и 1 – из Тургайской области.

За первые 25 лет деятельности БУС с 1876 по 1901 год в семинарии было 23 выпуска учителей, общее количество которых насчитывало 399 человек, что составило 67% от общего числа поступивших в эти годы в семинарию. Таким образом, в среднем ежегодный выпуск учителей составлял 18 человек. До окончания курса в те же годы было отчислено 119 учеников, или около 20% от общего числа поступавших. В среднем ежегодный отсев учащихся до окончания курса составлял до 5 человек [4; С. 68]. К сожалению, нами не обнаружены все данные о выпускниках БУС в последующие годы. Но их количество заметно возросло, если судить по данным нескольких лет; так, в 1908 г. семинарию окончили 30 человек, а в следующем году – 25 человек.

Открытие БУС, как и вся ее последующая деятельность, были значительным событием в культурной жизни края. Семинария, руководимая такими яркими педагогами как Н.С. Еремеев, М.А. Зернов, А.И. Тарнавский, выпускала самое большое количество хорошо подготовленных учителей. Существование семинарии не могло не повлиять благотворно и на жителей с. Благовещенский завод. По отзывам старожилов и местных помещиков гг. Дашковых, нравы заводского населения значительно смягчились: «... в последние годы не замечается тех буйств и безобразий, какими сопровождались некогда праздники и свадьбы... семинария благотворно влияет на заводское население через образцово поставленное начальное училище при ней, через бывшую воскресную школу, народные чтения и любительские спектакли. Немалое значение имеет и соприкосновение образованных людей, служащих семинарии, с так называемой местной аристократией из купцов» [3; С. 71].

Как было сказано выше, на протяжении более чем трех десятилетий БУС в крае оставалась единственным учебным заведением подобного типа. И только в начале ХХ в. в крае МНП разрешило открыть еще несколько семинарий: в 1909 г. – Оренбургская мужская и Пермская женская; в 1910 г. – Челябинская мужская; в 1913 г. – Актюбинская мужская [11; С. 66]; в 1914 г. – Шадринская мужская и на территории современного Башкортостана – Белебеевская мужская; в 1916 г. – Стерлитамакская мужская. Кроме этих министерских учительских семинарий, также с разрешения МНП, на территории края в этот период было открыто несколько мусульманских учительских семинарий; в 1915 г. в г. Троицке сразу были открыты два подобных учебных заведения – мужское и женское [7; С. 89] и в 1916 г. в г. Уфе женская «Дарлмугаллимат» [6; С. 215].
Таким образом, на территории края к 1917 г. действовало в общей сложности 11 различных учительских семинарий, предназначенных для подготовки будущих учителей начальных министерских школ, учитывающих как многонациональность региона, так и интересы народов, исповедующих разные религии.

Конечно, деятельность учительских семинарий имела множество недостатков:

  • их программы ограничивали знания учащихся курсом элементарной школы. Недостаточный общеобразовательный и научный уровень подготовки значительно снижал возможности будущих специалистов - учителей;

  • несмотря на то, что педагогическая практика в семинариях проходила на хорошем уровне, курс педагогики и практика в школе шли параллельно и, как правило, практика опережала теоретический курс; это приводило к механическому, несознательному усвоению практических навыков;

  • посещение учениками второго класса уроков учителей образцовых школ группами по 3-4 человека, так называемая наблюдательная практика, приводила к тому, что ученики пропускали занятия в семинарии;

  • воспитательная работа в этих учебных заведениях носила консервативный характер; внутренний уклад жизни семинаристов был строго расписан; существовало множество различных запретов.

Кроме перечисленных недостатков, были и другие, но надо отметить, что учительские семинарии были самыми распространенными и наиболее удобными учебными заведениями, выпускавшими достаточно подготовленных учителей начальной школы. Это подтверждают и участники съезда директоров и инспекторов народных училищ Оренбургского учебного округа, проходившего в июне 1912 г. в г. Уфе. На съезде было заявлено: «Бесспорно, что самыми лучшими учителями являются окончившие курс в учительских семинариях и школах, где в продолжение 4-х лет они получают вполне достаточную как общеобразовательную, так и специально-педагогическую подготовку»
Литература:
  1. Журналы заседания съезда директоров и инспекторов народных училищ Оренбургского учебного округа в г.Уфе 11-16 июня 1912 года. - Уфа, 1913. - 437 с.
  2. Из жизни Благовещенской учительской семинарии. - Уфа, 1900. - 103 с.
  3. Историческая записка о 25-летнем существовании Благовещенской учительской семинарии // Приложение к N 7 «Циркуляра по Оренбургскому учебному округу» за 1902 г. - 78 с.
  4. Кузьмин К.В. Народное учительство Урала в 1861-1905 гг.: проблемы формирования: Дис. ... канд. ист. наук. - Екатеренбург, 1995. - 352 с.
  5. Кузьмин Н.Н. Учительские семинарии России и их место в подготовке учителей начальной школы: Лекции по истории педагогики. - Курган, 1970. - 102 с.
  6. Мамлеева Т.М. Женское образование (башкирок и татарок) в дореволюционной Башкирии (историко-педагогические очерки): Дис. ... канд. пед. наук.-М.,1952-1953.-306 с.
  7. Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар (Борьба вокруг школьного вопроса. 1816-1917). - Казань, 1982. - 96 с. 103
  8. Отчет о состоянии Благовещенской Учительской семинарии за 1902 (гражданский) год. - Уфа, 1903. - 71 с.
  9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в.-М: Педагогика, 1976. - 600 с.
  10. Пругавин А.С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. - СПб., 1896. - 785 с.
  11. Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири: Исторические очерки. - М., 1948. - 280 с.