После опубликования правил «О мерах...» по распоряжению Оренбургского генерал-губернатора Крыжановского в апреле 1870 г. была образована особая комиссия для обсуждения вопроса об устройстве учительских школ для «инородцев» в губернии. В этой комиссии было рассмотрено несколько вопросов: «а) о месте учреждения учительских школ; б) о способах их устройства; в) о необходимых для этого денежных средствах; г) об источниках для покрытия расходов на содержание школ» [1; С. 90]. По первому вопросу было решено открыть школу в г. Оренбурге, т.к. в нем была сосредоточена военная, гражданская и школьная администрации. По второму вопросу комиссия решила: а) набирать будущих учащихся учительских школ из «инородцев», хорошо знающих русский язык; б) создать отдельные общежития для учащихся каждой народности; в) ТУШ должны работать по особо разработанным учебным планам и программам; г) при определении кандидатур на учительскую должность назначать лиц, хорошо знающих язык учащихся, лучше выбирать из той народности, среди которой они будут работать.
Интересен факт такого тщательного обсуждения вопросов, касающихся ТУШ. Комиссия объясняла это тем, что главное, это: «распространяя образованность, не тронуть самобытной национальности учеников своих..., так как это обстоятельство, ... для народного взгляда имеет особую видимость» [1; С. 93].
По последнему вопросу об организации ТУШ комиссия решила, что финансовые расходы должны быть покрыты за счет государственной казны, пожертвований и за счет денег самих учащихся.
Составленный комиссией проект был направлен Н.И. Ильминскому, который раскритиковал многие его положения. Особенно Н.И. Ильминскому не понравился подход комиссии к русскому языку в инородческих школах. Он писал: «конечная цель киргизских и башкирских школ должна быть не в русском языке..., а в развитии нравственных начал и убеждений и русских симпатий. Собственно русский язык сам по себе имеет второстепенное значение, хотя важное же значение» [1; С. 95].
Несмотря на то, что проект комиссии остался нереализованным, он правильно решил вопросы и имел немаловажное значение в том, что подготовил почву для выхода «Положений о ТУШ» и, конечно, для открытия в России татарских учительских школ.
Первая татарская учительская школа в России была открыта не в г. Оренбурге, а в г. Уфе на основании утвержденного Государственным Советом законоположения от 27 марта 1872 г. Целью школы определялась подготовка из среды башкир и татар учителей русско-инородческих школ, которые должны «не только учить своих соплеменников русской грамоте, но и служить между ними проводниками русской цивилизации, быть передовыми деятелями в деле обрусения татар» [7; С. 64].
Официальное открытие УТУШ состоялось 7 сентября 1872 г. Первым инспектором школы был назначен У.Ю. Саимов, который руководил ею вплоть до закрытия. Поступающие на работу в школу учителя давали на педагогическом совете клятву «на верность службе». Первый набор УТУШ состоял из 10 учащихся (башкир и татар), которые были расселены по частным квартирам. Форма одежды учащихся школы отличалась от формы одежды семинаристов и напоминала национальный костюм татар и башкир. В УТУШ строго придерживались всех правил и обычаев, касающихся мусульманской религии. Учащиеся и часть преподавателей по всем религиозным праздникам обязательно посещали мечеть.
Педагогическую практику учащиеся вначале проходили в русских классах медресе, затем для этой цели при УТУШ было открыто начальное училище. Так, в этом училище в 1877 г. училось 10 детей.
Цель, заложенная в уставе учительской школы, не была полностью реализована. Да она и на могла быть достигнута, т.к. уровень знаний, особенно русского языка, у поступающих был очень низок. В первые годы в школу принимали юношей, которые даже не знали русского языка. Не случайно инспектор школы неоднократно просил попечителя Оренбургского учебного округа открыть при ней приготовительный класс специально для обучения русскому языку. Неудовлетворительное знание русского языка учащимися и выпускниками УТУШ послужило одной из причин ее перевода в г. Оренбург, а затем и последующего закрытия.
В 1876 г. УТУШ посетил министр просвещения Д.А.Толстой. Цель его посещения – узнать, как идет подготовка учителей из нерусских народностей. Его приезд совпал с первым выпуском УТУШ. Так как выпускные экзамены уже прошли, инспектору школы было предложено задержать выпускников до приезда министра. Побеседовав с окончившими и получившими звание учителя, Д.А. Толстой остался недоволен знанием ими русского языка и их идейной направленностью [1; С. 108]. Из своих наблюдений министр делает вывод о том, что нахождение муфтия в Уфе «дурно» влияет на УТУШ, и в своем докладе царю Д.А. Толстой вместе с Оренбургским губернатором предлагают перевести школу в г. Оренбург. Царь дает свое согласие; и летом 1877 г. УТУШ была переведена в г. Оренбург.
Перевод УТУШ в Оренбург внес в ее деятельность некоторые изменения. Так, с 1877-1878 учебного года были изменены программы приемных экзаменов. Теперь кандидаты сдавали: 1) по русскому языку: а) правильное, беглое и толковое чтение вообще книг.., б) письмо под диктовку.., в) практическое знание русской разговорной речи. 2) По арифметике: знание всей нумерации целых чисел, производство первых четырех действий... и умение решать легкие умственные задачи. 3) Умение читать по-татарски.
Относительно ранее существовавшего экзамена по исламскому вероучению было сказано, что он исключается из следующих соображений: «воспитанники ТУШ предназначаются для распространения русского образования между их единоверцами.., а не для религиозно-юридической деятельности между ними в звании мулл... Поэтому означенным воспитанникам мусульманско-религиозные сведения необходимы лишь в таких размерах, в каких нужно всякому хорошему мусульманину из мирян».
Но в целом перевод УТУШ в другой город не улучшил организацию деятельности школы, не повысил уровня подготовленности будущих учителей. Как замечает А.А. Еникеев, знания учащихся даже понизились. Вследствие этого, УТУШ 1 июля 1890 г. была закрыта министерством «как не оправдавшая надежд правительства». Всех оставшихся учеников УТУШ предложено было перевести в Казанскую учительскую семинарию или Красноуфимскую русско-башкирскую сельскохозяйственную школу. Здание и все имущество УТУШ было передано киргизской учительской школе, которая была переведена из г. Орска в г. Оренбург.
Итак, за 18 лет существования в УТУШ училось более 125 человек, которые окончив ее, получили звание учителя русско-башкирского или русско-татарского училища 88 человек [6; С. 135]. Важнейшим значением деятельности УТУШ было то, что большинство из окончивших ее были башкиры и татары, работавшие в качестве учителей русско-башкирских и русско-татарских начальных училищах края.