РУССКО-ИНОРОДЧЕСКИЕ
УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ
Автор: аминов т.м.
Как один из результатов реформ народного образования 60-70-х гг. ХIХ в. на территории края стали возникать русско-башкирские, русско-татарские и другие русско-инонациональные начальные школы. Эти школы официально именовались русско-инородческими. Центральная идея вновь созданных школ была выражена словами министра просвещения Д.А. Толстого: «Конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, бесспорно, должно быть обрусение их и слияние с русским народом». В основе организации школ для нерусских народов легла не сразу поддержанная в правительственных кругах педагогическая система Н.И. Ильминского. Основным документом, наметившим меры по организации школьного дела нерусских народов являлся «Журнал Совета министра народного просвещения по вопросам просвещения инородцев» от 2 февраля 1870 г., на основе которого 26 марта 1870 г. были утверждены правила «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев».

В Правилах от 26 марта 1870 г. нерусские народы края подразделялись на две группы инородцев: христиан и мусульман. Обучение инородцев-христиан (чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов и др.) полностью основывалось на системе Ильминского. Для детей этой группы предусматривалось учреждение четырехлетних школ с первоначальным преподаванием на родном языке. В учебном плане этих школ уделялось большое внимание закону божьему и русскому языку. Для обучения народов исповедующих ислам (башкир, татар, казахов и др.), стали открываться школы особого типа. В учебный план этих, также чаще четырехлетних школ, входили русский язык, чистописание, арифметика и мусульманское вероучение. Основной упор в них был сделан на русский язык. Для этих школ создавались специальные учебники, написанные русским шрифтом, «дабы совершенно отторгнуть татар, казах и башкир от мусульманской письменности» [6; С. 41].

Учителями во все «инородческие» школы должны были назначаться лица коренной национальности, знающие русский язык, или русские, знающие язык местного населения. Для удовлетворения возникшей потребности в учителях для русско-инородческих школ 27 марта 1872 г. были изданы «Положения о татарских учительских школах». На основе этого Положения в регионе за короткий срок были созданы сразу три школы, готовящие учителей для вышеназванных учебных заведений. Это Уфимская татарская учительская школа – УТУШ (1872 г.), Бирская инородческая учительская школа – БИУШ (1882 г.) и Орско-Оренбургская киргизская учительская школа – ОКУШ (1883 г.).

Цель трех этих школ во вступительной части Положения была определена как подготовка учителей, способных проводить русификаторскую политику царского правительства среди «своих соплеменников». Поэтому в документе особо указывалось на необходимость обучения основательным знаниям русского языка и технике его преподавания. Структура татарской учительской школы (ТУШ) состояла из четырех классов с годичным курсом обучения в каждом. Школа являлась закрытым учебным заведением, куда принимались юноши с 15 лет, сдавшие экзамены, соответствовавшие объему знаний курса министерских русских начальных училищ. В числе учащихся учительской школы, кроме стипендиатов МНП, могли быть стипендиаты земств, своекоштные и приходящие. Языком обучения всех дисциплин, кроме мусульманского вероучения, был русский. Учебный год в ТУШ начинался 1 августа и заканчивался 15 июня экзаменами по всем текущим дисциплинам. Во главе школы назначался инспектор, который с одобрения попечителя принимал остальных лиц, входивших в штат. В штатное расписание школы входили четыре преподавателя наук, учителя рисования и чистописания, гимнастики, ремесел, вероучитель, врач, эконом и др.

По «Положению» ТУШ юридически были приравнены по уставу от 31 июля 1876 г. к прогимназиям, но в экономическом отношении между ними было различие. Например, учительские школы финансировались слабее, зарплата преподавателей ТУШ была ниже. ТУШ также, как учительские институты и семинарии, были непривилегированными учебными заведениями, после окончания ТУШ выпускник не имел права поступления в вуз. Лица, окончившие ТУШ, находящиеся в должности учителя в русско-башкирской или русско-татарской школе, освобождались от военной службы и натуральных повинностей. Кроме того, за 12 успешно проработанных лет в этой должности учителям могло быть присвоено звание личного почетного гражданина. Окончившие ТУШ и успешно выдержавшие выпускные экзамены получали аттестат на звание учителя начального русско-башкирского или русско-татарского училища.

В дополнении к «Положениям о татарской учительской школе» МНП в феврале 1877 г. принимает документ «О приемных испытаниях в татарских учительских школах», в котором уточняются положения о том, какие экзамены сдают поступающие в школу (русский язык, арифметика, вероучение), какие требования должны к ним предъявляться и т.д. Два эти документа для ТУШ являлись основополагающими, они действовали вплоть до 1917 г.
Уфимская татарская учительская школа
После опубликования правил «О мерах...» по распоряжению Оренбургского генерал-губернатора Крыжановского в апреле 1870 г. была образована особая комиссия для обсуждения вопроса об устройстве учительских школ для «инородцев» в губернии. В этой комиссии было рассмотрено несколько вопросов: «а) о месте учреждения учительских школ; б) о способах их устройства; в) о необходимых для этого денежных средствах; г) об источниках для покрытия расходов на содержание школ» [1; С. 90]. По первому вопросу было решено открыть школу в г. Оренбурге, т.к. в нем была сосредоточена военная, гражданская и школьная администрации. По второму вопросу комиссия решила: а) набирать будущих учащихся учительских школ из «инородцев», хорошо знающих русский язык; б) создать отдельные общежития для учащихся каждой народности; в) ТУШ должны работать по особо разработанным учебным планам и программам; г) при определении кандидатур на учительскую должность назначать лиц, хорошо знающих язык учащихся, лучше выбирать из той народности, среди которой они будут работать.

Интересен факт такого тщательного обсуждения вопросов, касающихся ТУШ. Комиссия объясняла это тем, что главное, это: «распространяя образованность, не тронуть самобытной национальности учеников своих..., так как это обстоятельство, ... для народного взгляда имеет особую видимость» [1; С. 93].

По последнему вопросу об организации ТУШ комиссия решила, что финансовые расходы должны быть покрыты за счет государственной казны, пожертвований и за счет денег самих учащихся.

Составленный комиссией проект был направлен Н.И. Ильминскому, который раскритиковал многие его положения. Особенно Н.И. Ильминскому не понравился подход комиссии к русскому языку в инородческих школах. Он писал: «конечная цель киргизских и башкирских школ должна быть не в русском языке..., а в развитии нравственных начал и убеждений и русских симпатий. Собственно русский язык сам по себе имеет второстепенное значение, хотя важное же значение» [1; С. 95].

Несмотря на то, что проект комиссии остался нереализованным, он правильно решил вопросы и имел немаловажное значение в том, что подготовил почву для выхода «Положений о ТУШ» и, конечно, для открытия в России татарских учительских школ.

Первая татарская учительская школа в России была открыта не в г. Оренбурге, а в г. Уфе на основании утвержденного Государственным Советом законоположения от 27 марта 1872 г. Целью школы определялась подготовка из среды башкир и татар учителей русско-инородческих школ, которые должны «не только учить своих соплеменников русской грамоте, но и служить между ними проводниками русской цивилизации, быть передовыми деятелями в деле обрусения татар» [7; С. 64].

Официальное открытие УТУШ состоялось 7 сентября 1872 г. Первым инспектором школы был назначен У.Ю. Саимов, который руководил ею вплоть до закрытия. Поступающие на работу в школу учителя давали на педагогическом совете клятву «на верность службе». Первый набор УТУШ состоял из 10 учащихся (башкир и татар), которые были расселены по частным квартирам. Форма одежды учащихся школы отличалась от формы одежды семинаристов и напоминала национальный костюм татар и башкир. В УТУШ строго придерживались всех правил и обычаев, касающихся мусульманской религии. Учащиеся и часть преподавателей по всем религиозным праздникам обязательно посещали мечеть.

Педагогическую практику учащиеся вначале проходили в русских классах медресе, затем для этой цели при УТУШ было открыто начальное училище. Так, в этом училище в 1877 г. училось 10 детей.

Цель, заложенная в уставе учительской школы, не была полностью реализована. Да она и на могла быть достигнута, т.к. уровень знаний, особенно русского языка, у поступающих был очень низок. В первые годы в школу принимали юношей, которые даже не знали русского языка. Не случайно инспектор школы неоднократно просил попечителя Оренбургского учебного округа открыть при ней приготовительный класс специально для обучения русскому языку. Неудовлетворительное знание русского языка учащимися и выпускниками УТУШ послужило одной из причин ее перевода в г. Оренбург, а затем и последующего закрытия.

В 1876 г. УТУШ посетил министр просвещения Д.А.Толстой. Цель его посещения – узнать, как идет подготовка учителей из нерусских народностей. Его приезд совпал с первым выпуском УТУШ. Так как выпускные экзамены уже прошли, инспектору школы было предложено задержать выпускников до приезда министра. Побеседовав с окончившими и получившими звание учителя, Д.А. Толстой остался недоволен знанием ими русского языка и их идейной направленностью [1; С. 108]. Из своих наблюдений министр делает вывод о том, что нахождение муфтия в Уфе «дурно» влияет на УТУШ, и в своем докладе царю Д.А. Толстой вместе с Оренбургским губернатором предлагают перевести школу в г. Оренбург. Царь дает свое согласие; и летом 1877 г. УТУШ была переведена в г. Оренбург.

Перевод УТУШ в Оренбург внес в ее деятельность некоторые изменения. Так, с 1877-1878 учебного года были изменены программы приемных экзаменов. Теперь кандидаты сдавали: 1) по русскому языку: а) правильное, беглое и толковое чтение вообще книг.., б) письмо под диктовку.., в) практическое знание русской разговорной речи. 2) По арифметике: знание всей нумерации целых чисел, производство первых четырех действий... и умение решать легкие умственные задачи. 3) Умение читать по-татарски.

Относительно ранее существовавшего экзамена по исламскому вероучению было сказано, что он исключается из следующих соображений: «воспитанники ТУШ предназначаются для распространения русского образования между их единоверцами.., а не для религиозно-юридической деятельности между ними в звании мулл... Поэтому означенным воспитанникам мусульманско-религиозные сведения необходимы лишь в таких размерах, в каких нужно всякому хорошему мусульманину из мирян».

Но в целом перевод УТУШ в другой город не улучшил организацию деятельности школы, не повысил уровня подготовленности будущих учителей. Как замечает А.А. Еникеев, знания учащихся даже понизились. Вследствие этого, УТУШ 1 июля 1890 г. была закрыта министерством «как не оправдавшая надежд правительства». Всех оставшихся учеников УТУШ предложено было перевести в Казанскую учительскую семинарию или Красноуфимскую русско-башкирскую сельскохозяйственную школу. Здание и все имущество УТУШ было передано киргизской учительской школе, которая была переведена из г. Орска в г. Оренбург.

Итак, за 18 лет существования в УТУШ училось более 125 человек, которые окончив ее, получили звание учителя русско-башкирского или русско-татарского училища 88 человек [6; С. 135]. Важнейшим значением деятельности УТУШ было то, что большинство из окончивших ее были башкиры и татары, работавшие в качестве учителей русско-башкирских и русско-татарских начальных училищах края.
Бирская «инородческая» учительская школа
Следующим учебным заведением, готовившим учителей для русско-инородческих начальных училищ края, была Бирская инородческая учительская школа (БИУШ), официально открытая 3 октября 1882 г. Открытие этой школы, предназначенной для инородцев-язычников, планировалось еще с 1872 г., но из-за недостатка средств в государственной казне это событие оттягивалось в течение 10 лет [4; С. 504). Только 13 октября 1881 г. Государственный Совет утвердил решение: «Учредить в г. Бирске Уфимской губернии учительскую школу, применив к ней Высочайше утвержденное, 27 марта 1872 года, положение о татарских учительских школах, с изменениями» [3; С. 343]. Город Бирск был выбран местом открытия «инородческой» школы не случайно. В Бирском уезде проживало самое большое количество язычников. Так, по переписи 1897 г. 85,3% всех язычников Уфимской губернии проживало именно в Бирском уезде [1; С. 117].

Отличительными чертами БИУШ были следующие: она имела целью приготовление учителей, должных усвоить основы христианского вероучения и могущих проводить данные идеи как через школу, так и среди своих «соплеменников». Кроме этого, предполагалось, что учащиеся учительской школы сами должны, по словам Ильминского, «быть расположены к принятию христианства» [1; С. 119]. Система воспитания в БИУШ была организована так, что большинство воспитанников-язычников по окончании ее становились христианами; учительская школа состояла из трех классов, курс преподавания в которых продолжался по одному году; для практических занятий воспитанников при ней было организовано начальное одноклассное «инородческое» училище; в БИУШ принимались юноши с 15 лет, как крещеные, так и некрещенные, выдержавшие испытания в объеме курса начального училища. В училище, состоящем при БИУШ, принимались дети с 12 лет без всякого испытания; все предметы как в БИУШ, так и в училище, преподавали на русском языке. Правда, этот пункт был дополнен тем, что «по мере необходимости, в начальном училище могут быть употреблены при преподавании и инородческие наречия». Начальное училище при БИУШ по ряду причин не выполняло своего назначения. Воспитанники учительской школы педагогическую практику проходили в министерском башкирском приходском училище.
Срок обучения в БИУШ, как уже сказано выше, был трехгодичным, хотя по Положению о татарских учительских школах срок обучения предусматривался четырехлетний. Трех лет для освоения всего курса школы для многих юношей, слабо знающих русский язык, было недостаточно. Поэтому администрация учительской школы, а затем и попечитель округа несколько раз ходатайствовали об открытии в школе IV нормального класса. Не получив министерского разрешения, руководство округа вместе с Педагогическим советом БИУШ внесли некоторые изменения в деятельность школы, которые в определенной степени повысили уровень подготовленности будущих выпускников. Во-первых, с 1888 г. в БИУШ стали принимать русских юношей, для которых с 1890 г. было введено обучение черемисскому языку. Во-вторых, начальное при БИУШ училище стало реорганизовываться. Так, с 189О г. программы этого училища стали согласовываться с программами первых двух классов Татарской и Оренбургской киргизской учительских школ. Поэтому теперь в начальное училище при БИУШ стали принимать юношей в возрасте 13-14 лет, успешно окончивших курс начальных училищ.

Наконец, в 1891 г. были закрыты младшее и среднее отделения начального училища БИУШ, а старшее отделение стало служить, приготовительным классом учительской школы. Поэтому, уже в начале 90-х гг. ХIХ в. БИУШ, хотя официально она была трехгодичным учебным заведением, но вместе со старшим отделением начального при ней училища выравнивалась по уровню подготовленности выпускников с таковыми в четырехгодичных ТУШ. Но на этом реорганизация БИУШ не закончилась. В 90-е гг. ХIХ в. было принято решение о сближении учебных планов и программ БИУШ с подобными документами существующих министерских учительских семинарий. Поэтому, к концу ХIХ в. программы БИУШ «были согласованы с программами учительских семинарий» МНП [5; С. 26].

Административно-преподавательский состав школы в 1895 г. состоял из 16 человек, куда входили инспектор, законоучитель, 4 преподавателя наук, 5 учителей искусств, ремесел и гимнастики, учитель начального училища, 2 надзирателя, эконом и врач. По сословиям они делились следующим образом «5 – духовного звания, 1 – военного; 4 – мещан; 2 – крестьян и 4 – инородческого сословия» [5; С. 38]. Довольно высок был образовательный уровень состава руководителей учительской школы. Так, в 1895 г. все они по образованию делились следующим образом: «из университетов – 4; духовных академий – 1; духовных семинарий – 2; специальных учебных заведений (Строгановское, Пензенское, Уманское) - 3; учительских семинарий и школ - 5; домашнего образования – 1» [5; С. 38]. Признанным авторитетом в БИУШ пользовались такие ее воспитатели как Н. Вишневецкий, М. Бажанов, М. Галанов и др.

Контингент учащихся в БИУШ планировался в 40 человек. В первый год было принято 19 воспитанников. Уровень их подготовки был различный. Так, 5 из них окончили начальные училища, 5 – Уфимскую двухклассную черемисскую школу, 1 – уездное училище и 8 – перешли из 1 и 2 классов Бирского уездного училища. Национальный состав воспитанников школы и училища при ней за все время ее деятельности был довольно разнообразным. В 1895 г. русских учащихся было 9, черемис – 23, чуваш – 5, вотяков и татар – по 4, башкир и пермяков – по 1. Особенностью БИУШ было и то, что ее воспитанники исповедовали разные религии: христианство в православной ее разновидности и язычество. Документы свидетельствуют, что в 1895 г. среди 47 ее воспитанников 33 – были православными и 14 – язычниками (204; С. 38). Воспитанники учительской школы были уроженцами всех окружающих уездов и губерний. Так, из тех же 47 воспитанников 33 человека – из Уфимской губернии, 6 – из Казанской, 4 – из Вятской, 3 – из Пермской, 1 – из Нижегородской. Конечно, вышеназванные особенности накладывали отпечаток на уклад внутренней жизни школы, отсюда и на организацию всего учебно-воспитательного процесса школы.

Деятельность БИУШ объективно имела прогрессивную роль в жизни народов края, выпустив до 1917 г. свыше 300 учителей для русско-инородческих школ. Ее деятельность продолжалась и после событий 1917 г. В 1920 г. БИУШ была преобразована в постоянные трехгодичные Николо-Березовские марийские педагогические курсы. Через год эти курсы вновь преобразованы в одноименный педтехникум.
Орско-Оренбургская киргизская учительская школа
10 ноября 1880 г. было утверждено Положение об учреждении учительской школы для киргиз (устаревшее название казахов) в г. Троицке. Одна из причин ее открытия называлась следующая – «для ограждения башкир и киргизов от пагубного влияния на них татар-магометан» [2; С. 2]. Поэтому учителей предполагалось набирать из киргизов, но таковых не было. «Невозможно и вообще помимо школ развитие киргиз в духе желательном для Правительства... так как открытие училищ с преподавателями из татар вело бы к результатам прямо противоположным... целям» [2; С. 4].

Сначала школу предполагали организовать в г. Троицке Оренбургской губернии, но после представления попечителя Оренбургского учебного округа МНП разрешило открыть ее в г. Орске той же губернии, где 3 февраля 1883 г. это и произошло. В августе этого же года при Орской киргизской учительской школе (ОКУШ) открывается и начальное образцовое училище. Оно играет ту же роль, что и образцовое училище при БИУШ, т.е. служит в качестве неофициального приготовительного класса, в который принимали только после окончания начального киргизского училища.

Основными документами, служившими руководством при организации ОКУШ были «Положение о татарских учительских школах» и «Инструкция для русских учительских семинарий МНП», однако, киргизская школа устраивалась как и БИУШ, в трехклассном составе.

В Орске школа располагалась на разбросанных далеко друг от друга тесных арендуемых квартирах. Пожар 28 июля 1888 г. еще более ухудшил условия этой школы. Поэтому попечитель округа Т.С. Михайлов просит МНП о переводе школы в г. Оренбург. Еще одну из причин смены местоположения школы попечитель объясняет следующим образом: «в Орске, где проживает очень много мулл и татар и существуют татарские школы (медресе), влияние которых на учеников учительской школы и на развитие в них мусульманского фанатизма неизбежны и трудно устранимы» [2; С. 11]. После разрешения МНП киргизская школа в августе 1889 г. из Орска переводится в г. Оренбург.

С 25 апреля 1898 г. в ОКУШ было разрешено принимать русских православных, с этого же года школа стала русско-киргизской; после чего в учебный план школы был введен закон божий.

Из 210 человек, поступивших в учительскую школу за 17 лет (с 1883 по 1899 гг.), окончили ее курс и были удостоены звания учителя начального русско-киргизского училища 87 человек, или 41,4%. Выбыли не окончив всего курса 59 человек, или 28,1%. Таким образом, ОКУШ ежегодно заканчивало в среднем по 6-7 человек, а выбывало 3-4 учащегося. Большой процент выбывающих из учительской школы объясняется сложностью усвоения местным населением русского языка и сравнительно высокими требованиями, предъявляемыми к воспитанникам. Об этом можно судить и по итогам одной из многочисленных ревизий школы, проведенных в феврале 1891 г., после которой указывалось, что «преподавание предметов ведется по слишком обширной программе, и что требовательность учителей в отношении ответов учеников слишком велика... Для будущих учителей киргиз... существенно необходимо только основательное знание русского языка и арифметики; остальные же предметы нужны как вспомогательные для достижения этой главной цели» [7; С. 108]. Несмотря на выпуск ограниченного числа учителей, ОКУШ сыграла позитивную роль в развитии начального образования в крае.
Литература:
  1. Еникеев А.А. Русско-башкирская начальная школа в дореволюционной Башкирии. - Уфа, 1945. - 198 с.
  2. Исторический очерк Оренбургской киргизской учительской школы за время с 1883 по 1899 гг. // Оттиснуто из NN 4,5,6 «Циркуляра по Оренбургскому учебному округу» за 1903 г.
  3. Обзор деятельности ведомства МНП за время царствования императора Александра III (со 2 марта 1881 г. по 20 октября 1894 г.). - СПб., 1901. - 524 с. + Приложения.
  4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в.-М: Педагогика, 1976. - 600 с.
  5. Учреждение Бирской Инородческой школы // Оттиск из N 9-10 приложения к «Циркуляру по Оренбургскому учебному округу» за 1902 г. - 145 с.
  6. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60-90-е годы XIX в. - М: Наука, 1994. - 144 с.
  7. Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири: Исторические очерки. - М., 1948. - 280 с.