С начала 1900 г. МНП возвращается к уже испытанной и оказавшейся в первый раз непригодной мерой – открытию педагогических курсов. 31 марта 1900 г. МНП издает новые правила об учреждении при городских, по Положению 1872 г. училищах, женских гимназиях и прогимназиях одногодичных курсов с целью подготовки учителей начальных училищ. После издания этих правил педагогические курсы в России получили широкое распространение. Так, уже к 1907 г. их число в России доходило до 90 [1; С. 25]. На территории Оренбургского учебного округа к 1 января 1909 г. действовало 8 подобных курсов [2; С. 52]: по два в Уфимской (г. Уфа, г. Белебей), Оренбургской (г. Оренбург, Серменев), Пермской (г. Пермь, г. Шадринск) губерниях, по одному в Уральской (г. Илек) и Тургайской (г. Кустанай) областях. Из них Белебеевские, Илекские и Серменевские курсы были предназначены для подготовки учителей русско-башкирских и других русско-инонациональных школ.
В процессе деятельности педагогических курсов стало выясняться, что срок обучения в один год недостаточен, программы по предметам были несовершенны, значительной реорганизации требовало проведение педагогической практики. В целом педагогическая подготовка на курсах не имела строго определенной организации. Многое на курсах зависело от состава преподавателей. Одной из причин недостатков курсов, по мнению участников съезда директоров и инспекторов народных училищ Оренбургского учебного округа (Уфа, 1912 г.), было отсутствие особой объединяющей инструкции для всех курсов, и как следствие – «общей характерной чертой уклонений в нежелательную сторону было... неоправдываемое предпочтение общего развития на курсах в явный ущерб их педагогическо-практической подготовке».
Опыт нескольких лет работы одногодичных курсов показал их несостоятельность. Поэтому МНП 29 июня 1907 г. утверждает новые Правила о педагогических курсах, на основании которых могут быть учреждены двухгодичные и трехгодичные курсы. Чуть позже, в мае 1909 г., Государственный Совет одобряет законопроект о преобразовании всех одногодичных курсов в двухгодичные. После обнародования законопроекта все курсы Оренбургского учебного округа стали преобразовываться в двух- и трехгодичные. Более того, в этот период количество курсов стало резко расти. Так, только в течение всего четырех лет (1909-1912 гг.) в округе было учреждено еще девять курсов [2; С. 408]. Из них: в 1909 г. – два курса в Уфимской губернии (г. Бирск) и Тургайской области (г. Актюбинск); в 1910 г. – два курса в Уфимской (с. Благовещенский завод, с. Месягутово), по одному в Пермской (г. Красноуфимск), Оренбургской (г. Орск) губерниях и в Уральской области (г. Гурьев); в 1911 г. – один курс в Пермской губернии (г. Чердынь) и один – в 1912 г. в Уфимской губернии (г. Уфа). Из этих 9 курсов женскими были Бирские и Уфимские, а учителей для русско-инородческих школ готовили Актюбинские, Бирские, Гурьевские и Орские курсы. Из 17 курсов, действовавших на территории округа, только 9 из них выпустили в 1911-1912 учебном году 115 учителей [2; С. 430], остальные же еще к тому времени оставались на стадии формирования.
Так как Правила педагогических курсов 1907 г., не раскрыли многих вопросов деятельности этих учебных заведений, попечитель Оренбургского учебного округа 17 марта 1911 года утверждает подробно составленную инструкцию и учебный план с объяснительными записками, которые и были основополагающими документами в деятельности курсов. По этой Инструкции на курсы принимались юноши и девушки любого вероисповедания не моложе 15 лет и не старше 22 лет. При поступлении на курсы слушатели должны были представить: «а) метрическое свидетельство о рождении; б)свидетельство об успешном окончании курса одного из учебных заведений (курс которых не ниже двухклассного училища МНП); в) свидетельство о звании; г) удостоверение правительственного учреждения или лица об одобрительном поведении, если со времени окончания просителем курса учения в учебном заведении прошло более года» [3; С. 9]. Число слушателей, ежегодно принимаемых на курсы, определялось в 20 человек. По решению Педагогического Совета курсов слушателям выделялась материальная помощь в виде стипендии или пособия.
Причем, учащиеся, пользовавшиеся пособием не менее 64 рублей в год, обязаны были прослужить в должности учителя в течение одного года за каждый год пользования стипендией, о чем по окончании ими курса делалась соответствующая запись в их документах. В случае же нежелания отслужить определенное число лет выпускник был обязан возвратить в казну всю выданную на курсах сумму. Если учащийся курсов имел неудовлетворительную успеваемость, то таковой мог быть только один раз оставлен на повторный год, и то, если к тому были очень уважительные причины (по болезни, например). В других случаях неуспевающих исключали. По окончании все слушатели, «показавшие удовлетворительные успехи по всем предметам и успешно выполнившие» все пункты программы, сдавали выпускные экзамены: письменные – по русскому языку и математике, устные – по всем остальным предметам. После сдачи этих экзаменов выпускник получал свидетельство на звание учителя начального училища.
Из-за острой нехватки учителей для мусульманских учебных заведений края, мектебов и медресе, министр МНП и попечитель Оренбургского учебного округа получали множество прошений о способствовании в решении этой проблемы. Поэтому, по инициативе и благодаря настойчивости Уфимской губернской земской управы в 1916 г. в г. Уфе по закону от 1 июля 1914 г. были организованы специальные педагогические курсы, готовившие учителей (мугаллимов) для этих учебных заведений. Выпускники мусульманских курсов могли работать и в русско-инородческих школах. Отличительной чертой курсов было то, что языком обучения был татарский. Курсы отличались многопредметностью, но в учебном плане не было должного внимания к психолого-педагогическому циклу дисциплин.
В деятельности одно-, двух- и трехгодичных педагогических курсов, классов Башкирии можно выделить четыре периода.
- первый – 1865-1871 гг. Открытие МНП двенадцати двухгодичных курсов и организация педагогического класса в Бирске. Вопросы организации их деятельности, содержания, методики и ряд других проблем этого периода были разработаны очень слабо. Преподавание на курсах совсем не отличалось от преподавания в общеобразовательных заведениях, при которых курсы или классы открывались. Этот период отличался не разработанностью основополагающих законов по организации и их деятельности.
- второй – 1872-1900 гг. Он характеризуется тем, что все правительственные педагогические курсы были упразднены, и вместо них стали возникать курсы, открываемые земствами и другими общественными организациями, а также частными лицами. Деятельность курсов носила эпизодический характер и несла в себе недостатки, присущие первому периоду.
- третий – 1900-1907 гг. В этот период МНП вновь приступило к открытию педагогических курсов, теперь уже одногодичных. Наряду с ними в Башкирии организовывается педагогический класс в г.Белебее, также одногодичный. Это обстоятельство было главным недостатком в деятельности курсов и классов. Этот период МНП более подробно, хотя и недостаточно, разрабатывает основные инструкции и правила, определяющие их деятельность.
- четвертый – 1907-1917 гг. Самый высший этап в развитии курсов, отличается более тщательной разработанностью основополагающих законов. Период, когда одногодичные курсы были все реорганизованы в двух- и трехгодичные. Учебные планы и программы курсов этого времени были максимально приближены к соответствующим документам учительских семинарий, они приобрели вид своеобразного учебного заведения по подготовке учителей начальной школы.
Учитывая сказанное о педагогических курсах и классах при общеобразовательных учебных заведениях, совершенно ясно, что они не могли полностью справиться с задачей подготовки учителей начальных училищ. И, тем не менее, подобные педагогические учебные заведения были для своего времени полезным делом.