ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ И КЛАССЫ
ПРИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Автор: Аминов Т.М.
Следующими учебными заведениями, готовящими учителей начальной школы Башкирии в рассматриваемый период были одно-, двух- и трехгодичные педагогические курсы и классы, открываемые при общеобразовательных учебных заведениях, обычно при уездных училищах.

Первым в Башкирии педагогическим учебным заведением стал педагогический класс, открытый 1 октября 1862 г. при Бирском уездном училище. Главная цель означенного класса должна была «состоять в практическом упражнении воспитанников при уездном и приходском училищах в течение одного года, после чего выдается им от уездного училища удостоверение в том, на сколько каждый из них успел в практических приемах преподавания». Было утверждено специальное «Положение о педагогическом классе приходских и сельских училищ и вообще учителей и наставников», по которому в этот класс могли поступать «молодые люди всех сословий обоего пола, кончившие курс учения в уездном и женском училищах».

Занятия в педагогическом классе разделялись на теоретические и практические. Теоретические состояли из уроков по закону божьему и педагогики. На этих занятиях также разбирались вопросы методики начального обучения: чтения, письма, счета или методики обучения арифметике, родному языку, а также истории. На теоретических занятиях принимались и разбирались отчеты воспитанников об их практической деятельности в начальных училищах. Также часть воспитанников по расписанию оставляли на теоретических занятиях в самом уездном училище. Это делалось для того, чтобы воспитанники закрепили полученные ими знания до поступления в педагогический класс.

К практическим занятиям относились: а) посещение под руководством преподавателя уездного училища уроков начальных училищ; б) проведение воспитанниками педагогического класса сначала под наблюдением, а затем и самостоятельно занятий «в приходском училище и в приготовительном классе женского училища... обучая... чтению, письму, счету... или арифметике и русскому языку»; в) составление отчетов по наблюдениям посещенных занятий и проведенных собственных уроков.

Деятельность Бирского педагогического класса имела множество недостатков: отсутствие точного расписания теоретических и практических занятий, неотработанность и слабость программы по педагогике, отсутствие специально подготовленных руководителей, слабость материальной базы и, самое главное, этот класс совершенно не субсидировался МНП; преподаватели уездного училища за дополнительную работу в педагогическом классе плату не получали, а воспитанники не получали стипендий. Но даже при всем этом класс проработал более семи лет. С 1 января 1870 г. занятия «прекратились по неимению учеников, желающих обучаться в этом классе».

В середине 60-х гг. ХIХ в. правительство под влиянием общественно-педагогического движениям вынуждено было обратить внимание на резко обнаружившийся в это время недостаток в учителях, особенно начальной школы. С целью разрешения этой проблемы министр МНП поручил в 1864 г. ученому комитету подробно обсудить и представить проект подготовки этих учителей. Итогом обсуждения была идея создания сети специальных учительских институтов и семинарий. Но даже после этого МНП все-таки остановилось на педагогических курсах. На этом решении остановились, говоря словами министра просвещения: «как на мере переходной и притом стоящей несравненно дешевле» [1; С. 22). Поэтому 23 марта 1865 г. было разрешено в виде опыта устроить при пяти учебных округах, в том числе и Казанском, двухгодичные педагогические курсы при уездных училищах. Законоположением 31 января 1866 г. число курсов было удвоено, чуть позже их стало уже 12.

Первыми из этих курсов, предназначенных для подготовки учителей начальной школы Южноуральского региона, были Пермские и Бирские. Курсы этого периода не могли удовлетворить потребностей в учителях, имеющих определенный запас научных знаний и, главное, обученных навыкам педагогической работы. Уровень общеобразовательной и специальной подготовки на педагогических курсах был довольно низок. Это подтверждает министр просвещения Д.А. Толстой, посетивший курсы в некоторых городах (Смоленск, Харьков, Владимир, Воронеж). После их ревизии он писал: «Преподавание в них мало чем отличается от преподавания в уездных училищах, а если одни курсы и были лучше других, то это зависело единственно от местного директора училищ, руководившего ими» [1; С. 23]. Поэтому по представлению министра 24 мая 1871 г. было утверждено постановление Государственного Совета об упразднении педагогических курсов и об открытии вместо них в пяти учебных округах, в том числе и Казанском, учительских семинарий.

Учителей начальной школы катастрофически не хватало. Это видно из подсчета, сделанного министром в 1873 г. Так, из 11 000 сельских начальных училищ пяти учебных округов (Петербургского, Московского, Харькового, Казанского, Одесского) – 532 училища вовсе не имели учителей, а 3138 училищ оставались при учителях, «решительно не соответствовавших своему званию и совершенно случайно попавших на педагогическое поприще».
Так как существовавшие к этому времени правительственные педагогические учебные заведения Казанского, а затем и Оренбургского учебных округов не могли обеспечить необходимое количество учителей, для сельских начальных училищ Уфимское Губернское земство стало самостоятельно решать эту проблему. Для этой цели в 1875 г. при земстве была создана особая комиссия, которая после обсуждения вопроса пришла к выводу о том, что в существующих условиях возможно только продолжение практики организации педагогических курсов. Комиссия также выработала специальные правила двух таких курсов, которые предполагалось открыть при Мысово-Челнинском и Благовещенском двухклассном училищах МНП.

Цель этих курсов была определена кратко: «подготовить учителей начальных народных училищ». По этим Правилам на курсы принимались молодые люди (не моложе 17 лет), которые, уже экстерном получили звание сельского учителя, но «еще не имеющие достаточной опытности», или окончили уездное или двухклассное сельское училище. Причем поступающие на курсы должны были представить рекомендательные письма о своей нравственности. Число слушателей на каждом курсе определялось в 20 человек, каждый из которых получал стипендию от земств. Срок обучения на курсах был определен с 1 сентября по 1 июля. Все занятия на курсах были разделены на теоретические и практические. Теоретические занятия предполагали углубленное изучение всех предметов, изучаемых в двухклассных училищах, а также методика их преподавания. Практические занятия состояли в проведении пробных уроков в училищах, при которых эти курсы предполагалось организовать. После окончания курсов слушатель получал свидетельство учителя двухклассного училища МНП.

Исходя из этих Правил, Уфимское Губернское земство в 1876 г. организовало одногодичные педагогические курсы только при Благовещенском двухклассном училище. На курсы было принято 20 человек. В следующем году подобные курсы были открыты уже при Мысово-Челнинском училище, куда было принято 10 человек. Но оба этих курса успеха не имели: число желающих учиться на них было незначительно. По этой причине курсы были вскоре закрыты.

В 1882 г. при Оренбургском учительском институте были также открыты одногодичные педагогические курсы. Эти курсы имели некоторое своеобразие, т.к. были в первую очередь предназначены для подготовки учителей уездных училищ, т.е. лиц, уже имеющих педагогическое звание. Поэтому курсы, на первый взгляд, правильнее будет отнести к форме повышения квалификации учителей, а не к формам подготовки учителей вообще. Но так как большинство слушателей были из «посторонних лиц» (не имеющих педагогического образования), то, Оренбургские курсы будет правильнее отнести к группе курсов, именно готовящих учителей.

После закрытия трех вышеназванных курсов на территории края, также как повсеместно по всей России, долгое время открытие подобных учебных заведений не предпринималось. В 90-е гг. ХIХ в. Белебеевское уездное земство не могло открыть 12, намеченных по плану русско-башкирских и русско-татарских начальных школ из-за недостатка учителей. После неоднократных ходатайств земств попечитель Оренбургского учебного округа направляет министру просвещения прошение об открытии педагогического класса. 20 ноября 1899 г. министерским распоряжением за N 28527 было разрешено учреждение при Белебеевском 4-классном городском училище дополнительного педагогического класса.

По утвержденному Положению цель этого класса определялась как подготовка учителей в русско-башкирские и русско-татарские школы; в него принимались выпускники городских и уездных училищ не моложе 16 лет из башкир, татар и русских, знающих татарский язык. Срок обучения в означенном классе определялся в один год, по истечении которого воспитанники подвергались экзаменационным испытаниям. Успешно сдавшие экзамены получали свидетельство учителя начального училища. Особенностью класса было то, что он был организован как закрытое учебное заведение; его учащиеся «помещались в интернате на готовом содержании, за что каждый воспитанник... был обязан прослужить в должности учителя не менее 3-х лет по назначению учебного начальства».

В учебном плане педагогического класса были внесены такие предметы как «закон божий для русских и инородцев-христиан, русский язык, арифметика, необходимые элементарные понятия по педагогике и училищеведению, элементарная методика обучения грамоте и арифметике, пение и магометанское вероучение для мусульман». Курс педагогики состоял из теории воспитания, сведений по дидактике и училищеведению, а также знакомства с училищными законоположениями.

Кроме теоретических занятий воспитанники класса проходили педагогическую практику в младших классах городского училища и русском классе при медресе. Практические занятия будущих учителей проходили следующим образом: 1) с 1 августа до 1 ноября – ежедневное посещением под наблюдением и руководством преподавателей педагогического класса или инспектора училища уроков в тех классах, где проходила практика. Воспитанники знакомились со школьным порядком и методами обучения, а также вели дневники (отчеты), которые затем разбирались на общих собраниях. Это был этап так называемой «наблюдательной» практики. 2) С 1 ноября воспитанники, не переставая посещать практические и образцовые занятия, сами начинают проводить уроки, сначала под руководством преподавателей, а затем самостоятельно. 3) В конце февраля – в марте каждый учащийся давал «пробные» уроки по арифметике и чтению. Эти уроки служили «оценкою степени умения и подготовленности воспитанника к учительскому званию».

На основании наблюдения за развитием Белебеевского педагогического класса директор народных училищ делает следующий вывод: «Организация педагогического класса при незначительных расходах принесет гораздо больше для русско-башкирских и русско-татарских школ, чем дорогостоящие учительские школы. Питомцы педагогического класса, прошедшие 6-летний курс русской школы и 7-й практический, что составляет особую ценность этого контингента слушателей, будут без сомнения в большом совершенстве владеть не только письменной речью, но и разговорным русским языком, а поэтому могут достигнуть и лучших успехов в своих школах, где, за исключением вероучения, все предметы преподаются на русском языке, и будут лучшими проводниками образования в массу башкирского и татарского населения Уфимского края».
С начала 1900 г. МНП возвращается к уже испытанной и оказавшейся в первый раз непригодной мерой – открытию педагогических курсов. 31 марта 1900 г. МНП издает новые правила об учреждении при городских, по Положению 1872 г. училищах, женских гимназиях и прогимназиях одногодичных курсов с целью подготовки учителей начальных училищ. После издания этих правил педагогические курсы в России получили широкое распространение. Так, уже к 1907 г. их число в России доходило до 90 [1; С. 25]. На территории Оренбургского учебного округа к 1 января 1909 г. действовало 8 подобных курсов [2; С. 52]: по два в Уфимской (г. Уфа, г. Белебей), Оренбургской (г. Оренбург, Серменев), Пермской (г. Пермь, г. Шадринск) губерниях, по одному в Уральской (г. Илек) и Тургайской (г. Кустанай) областях. Из них Белебеевские, Илекские и Серменевские курсы были предназначены для подготовки учителей русско-башкирских и других русско-инонациональных школ.

В процессе деятельности педагогических курсов стало выясняться, что срок обучения в один год недостаточен, программы по предметам были несовершенны, значительной реорганизации требовало проведение педагогической практики. В целом педагогическая подготовка на курсах не имела строго определенной организации. Многое на курсах зависело от состава преподавателей. Одной из причин недостатков курсов, по мнению участников съезда директоров и инспекторов народных училищ Оренбургского учебного округа (Уфа, 1912 г.), было отсутствие особой объединяющей инструкции для всех курсов, и как следствие – «общей характерной чертой уклонений в нежелательную сторону было... неоправдываемое предпочтение общего развития на курсах в явный ущерб их педагогическо-практической подготовке».

Опыт нескольких лет работы одногодичных курсов показал их несостоятельность. Поэтому МНП 29 июня 1907 г. утверждает новые Правила о педагогических курсах, на основании которых могут быть учреждены двухгодичные и трехгодичные курсы. Чуть позже, в мае 1909 г., Государственный Совет одобряет законопроект о преобразовании всех одногодичных курсов в двухгодичные. После обнародования законопроекта все курсы Оренбургского учебного округа стали преобразовываться в двух- и трехгодичные. Более того, в этот период количество курсов стало резко расти. Так, только в течение всего четырех лет (1909-1912 гг.) в округе было учреждено еще девять курсов [2; С. 408]. Из них: в 1909 г. – два курса в Уфимской губернии (г. Бирск) и Тургайской области (г. Актюбинск); в 1910 г. – два курса в Уфимской (с. Благовещенский завод, с. Месягутово), по одному в Пермской (г. Красноуфимск), Оренбургской (г. Орск) губерниях и в Уральской области (г. Гурьев); в 1911 г. – один курс в Пермской губернии (г. Чердынь) и один – в 1912 г. в Уфимской губернии (г. Уфа). Из этих 9 курсов женскими были Бирские и Уфимские, а учителей для русско-инородческих школ готовили Актюбинские, Бирские, Гурьевские и Орские курсы. Из 17 курсов, действовавших на территории округа, только 9 из них выпустили в 1911-1912 учебном году 115 учителей [2; С. 430], остальные же еще к тому времени оставались на стадии формирования.

Так как Правила педагогических курсов 1907 г., не раскрыли многих вопросов деятельности этих учебных заведений, попечитель Оренбургского учебного округа 17 марта 1911 года утверждает подробно составленную инструкцию и учебный план с объяснительными записками, которые и были основополагающими документами в деятельности курсов. По этой Инструкции на курсы принимались юноши и девушки любого вероисповедания не моложе 15 лет и не старше 22 лет. При поступлении на курсы слушатели должны были представить: «а) метрическое свидетельство о рождении; б)свидетельство об успешном окончании курса одного из учебных заведений (курс которых не ниже двухклассного училища МНП); в) свидетельство о звании; г) удостоверение правительственного учреждения или лица об одобрительном поведении, если со времени окончания просителем курса учения в учебном заведении прошло более года» [3; С. 9]. Число слушателей, ежегодно принимаемых на курсы, определялось в 20 человек. По решению Педагогического Совета курсов слушателям выделялась материальная помощь в виде стипендии или пособия.

Причем, учащиеся, пользовавшиеся пособием не менее 64 рублей в год, обязаны были прослужить в должности учителя в течение одного года за каждый год пользования стипендией, о чем по окончании ими курса делалась соответствующая запись в их документах. В случае же нежелания отслужить определенное число лет выпускник был обязан возвратить в казну всю выданную на курсах сумму. Если учащийся курсов имел неудовлетворительную успеваемость, то таковой мог быть только один раз оставлен на повторный год, и то, если к тому были очень уважительные причины (по болезни, например). В других случаях неуспевающих исключали. По окончании все слушатели, «показавшие удовлетворительные успехи по всем предметам и успешно выполнившие» все пункты программы, сдавали выпускные экзамены: письменные – по русскому языку и математике, устные – по всем остальным предметам. После сдачи этих экзаменов выпускник получал свидетельство на звание учителя начального училища.

Из-за острой нехватки учителей для мусульманских учебных заведений края, мектебов и медресе, министр МНП и попечитель Оренбургского учебного округа получали множество прошений о способствовании в решении этой проблемы. Поэтому, по инициативе и благодаря настойчивости Уфимской губернской земской управы в 1916 г. в г. Уфе по закону от 1 июля 1914 г. были организованы специальные педагогические курсы, готовившие учителей (мугаллимов) для этих учебных заведений. Выпускники мусульманских курсов могли работать и в русско-инородческих школах. Отличительной чертой курсов было то, что языком обучения был татарский. Курсы отличались многопредметностью, но в учебном плане не было должного внимания к психолого-педагогическому циклу дисциплин.

В деятельности одно-, двух- и трехгодичных педагогических курсов, классов Башкирии можно выделить четыре периода.

  • первый – 1865-1871 гг. Открытие МНП двенадцати двухгодичных курсов и организация педагогического класса в Бирске. Вопросы организации их деятельности, содержания, методики и ряд других проблем этого периода были разработаны очень слабо. Преподавание на курсах совсем не отличалось от преподавания в общеобразовательных заведениях, при которых курсы или классы открывались. Этот период отличался не разработанностью основополагающих законов по организации и их деятельности.

  • второй – 1872-1900 гг. Он характеризуется тем, что все правительственные педагогические курсы были упразднены, и вместо них стали возникать курсы, открываемые земствами и другими общественными организациями, а также частными лицами. Деятельность курсов носила эпизодический характер и несла в себе недостатки, присущие первому периоду.

  • третий – 1900-1907 гг. В этот период МНП вновь приступило к открытию педагогических курсов, теперь уже одногодичных. Наряду с ними в Башкирии организовывается педагогический класс в г.Белебее, также одногодичный. Это обстоятельство было главным недостатком в деятельности курсов и классов. Этот период МНП более подробно, хотя и недостаточно, разрабатывает основные инструкции и правила, определяющие их деятельность.

  • четвертый – 1907-1917 гг. Самый высший этап в развитии курсов, отличается более тщательной разработанностью основополагающих законов. Период, когда одногодичные курсы были все реорганизованы в двух- и трехгодичные. Учебные планы и программы курсов этого времени были максимально приближены к соответствующим документам учительских семинарий, они приобрели вид своеобразного учебного заведения по подготовке учителей начальной школы.

Учитывая сказанное о педагогических курсах и классах при общеобразовательных учебных заведениях, совершенно ясно, что они не могли полностью справиться с задачей подготовки учителей начальных училищ. И, тем не менее, подобные педагогические учебные заведения были для своего времени полезным делом.
Литература:
  1. Ветошкин М. Министерские и думские проекты подготовки народных учителей // Русская школа. 1909. N 12. - С.17-43.
  2. Журналы заседания съезда директоров и инспекторов народных училищ Оренбургского учебного округа в г.Уфе 11-16 июня 1912 года. - Уфа, 1913. - 437 с.
  3. Инструкция для педагогических курсов, утверждаемых в Оренбургском учебном округе по правилам 29 июня 1907 года для приготовления учителей и учительниц народных училищ. 2-е изд. - Уфа, 1913. - 43 с.
  4. Селезнев Н.А. Нерусские школы в Башкирии: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1948. - 309 с.