В восьмой педагогический класс принимались девушки с 16 до 22 лет, сдавшие вступительные экзамены, соответствовавшие уровню семи классов женской гимназии. Без испытания принимались выпускницы гимназии, а также окончившие курс других женских учебных заведений, по программе соответствовавших женским гимназиям МНП. Обычно в восьмой класс принимали учениц той же гимназии. Обучение в этом классе было платным. Целью педагогического класса по правилам МНП была подготовка домашних учительниц и наставниц, а также преподавательниц младших классов женских гимназий и прогимназий. Позже выпускницы дополнительных классов получили право работать и в начальной школе. Так, МНП предполагало «образовать мало-помалу контингент преподавательниц для женских учебных заведений и тем поставит их в более независимое положение от учительского персонала мужских гимназий» [4; С. 7].
В перечень учебных предметов педагогического класса входили педагогика и дидактика, методика начального обучения, гигиена, закон божий, русский язык с церковнославянским и словесность, иностранные языки – французский, немецкий, а также математика, естествоведение, история, география и пение. Содержание учебной работы этого класса составляло расширение и углубление знаний общеобразовательных предметов гимназического курса; изучение специального педагогического цикла дисциплин; ознакомление с передовым педагогическим опытом и методикой начального обучения, а также проведение пробных практических уроков. Занятия в педагогическом классе делились на теоретические и практические. К первым относились лекции и самостоятельные работы по общеобразовательным и специальным предметам, ко вторым - посещение уроков преподавателей гимназий; работа в роли помощниц надзирательниц, проведение практических пробных уроков и т.п. Таким образом, одновременно с теоретическим усвоением основ педагогики и методики воспитанницы практически привыкали к работе с детьми.
Нельзя сказать, что женские гимназии давали своим воспитанницам достаточную педагогическую подготовку, необходимую будущей учительнице. Тем более, как отмечает К.В. Кузьмин, что обучение в педагогическом классе не стоит рассматривать как целенаправленную меру со стороны МНП по подготовке учительниц для начальной школы [2; С. 112]. Автор считал, что: 1) «Обучение в классе было платным, следовательно, выпускницы педагогических классов не облагались какими-либо обязательствами по службе; 2) Звание домашних наставниц и учительниц предполагало возможность не столько определиться на должность сельской учительницы, сколько устроиться на государственную службу; 3) Учеба в педагогических классах рассматривалась скорее как возможность получения дополнительного знания к среднему образованию» [2; С. 112].
Более того, как отмечали участники съезда директоров и инспекторов народных училищ Оренбургского учебного округа (Уфа, 1912 г.), «окончившие 8 классов женских гимназий, как специалистки в преподавании лишь избранных ими учебных предметов и недостаточно практиковавшиеся в преподавании особенно в начальной сельской школе, оказываются менее пригодными для ведения всего учебно-воспитательного дела начальных училищ. К тому же они менее приспособлены к тяжелым и часто весьма суровым жизненным условиям в русской и особенно в инородческой деревне» [1; С. 431].
Если сравнивать педагогические классы женских гимназий с учительскими семинариями и школами, то первые давали лучшую общеобразовательную подготовку, но эти знания у воспитанниц были абстрактны. Общее образование у семинаристов же было нацелено на будущую педагогическую деятельность. И, конечно, специальная – теоретическая и практическая подготовка у вторых была поставлена намного лучше. И, тем не менее, все вышесказанное не умаляет значения их деятельности; так как женские гимназии с педагогическим классом можно сравнивать со средними специальными педагогическими учебными заведениями. Что и было сделано авторами «Очерков истории школы народов СССР».
Также надо отметить и тенденцию к увеличению процента учителей-женщин в начальной школе по отношению к учителям-мужчинам; ведь более трети учительниц готовилась именно педагогическими классами женских гимназий и прогимназий. Об этом свидетельствуют и цифры переписи сельских училищ Европейской России (март, 1880 г.): окончившие женские гимназии и прогимназии составляли более одной трети (34,6%) учительниц народных школ. В Уфимское уезде эта цифра в 1879 г. была даже чуть больше, а именно 36%; так, из 25 учительниц начальных училищ 3 – окончили курс в Институте; 9 – в епархиальном училище; 9 – окончили педагогический класс прогимназии и 4 – получили звание экстерном [3; Л. 78o]. В последующем эта цифра стала еще более возрастать.
Таким образом, восьмые педагогические классы при гимназиях была основной формой женского педагогического образования, как в Башкирии, так и в России в целом.