ЖЕНСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ В БАШКИРИИ
Автор: Аминов Т.М.
Развитие женского образования в России и в Башкирии началось во второй половины ХVIII в. Особое значение имела реформа 1763-1764 гг., положившая начало женскому образованию, как общему, так и специальному педагогическому. До середины ХIХ в. деятельность женщин на педагогическом поприще ограничивалась лишь службой в качестве домашних учительниц и воспитательниц. С середины ХIХ в. правительство обратило внимание на женские средние учебные заведения как на возможность пополнения контингента учителей начальных народных училищ за счет выпускниц гимназий и прогимназий. Впервые это подчеркивалось в «Наставлении для образования и воспитания женских учебных заведений», утвержденное в 1852 г. Главным Советом женских учебных заведений; в нем определенно высказывалась идея специальной подготовки воспитанниц к педагогической деятельности.

Опыт женских учебных заведений, имевших широкое распространение в России, явился основой для построения общеобразовательных школ: гимназий, прогимназий и для организации педагогической подготовки. Так, в 1858 г. было издано «Положение об училищах для девиц», а в 1862 г. были утверждены уставы женских учебных заведений ведомства учреждений императрицы Марии.

Основной формой подготовки будущих учительниц был определен педагогический класс, открываемый при женских гимназиях и прогимназиях. 20 мая 1870 г. были приняты «Положения о женских гимназиях и прогимназиях МНП», которые легли в основу организации педагогических классов. Так, в Положении говорилось: «Женские гимназии состоят из семи классов с годичным для каждого класса курсом; но для приготовления к педагогической деятельности может быть учрежден при женской гимназии еще 8-й дополнительный класс, так же с годичным, а, где окажется возможным, и с двухгодичным курсом учения» [4; С. 7].

В это Положение были включены все нововведения относительно педагогических классов, прав их выпускниц на звание домашних учительниц и наставниц, а также возможности выпускниц женских прогимназий и гимназий на получение звания сельских учительниц. Надо отметить, что в основу подготовки в 8-м классе была положена разработанная в 1870 г. К.Д. Ушинским «Программа педагогики для специальных классов женских учебных заведений», что, несомненно, позитивно сказалось на качестве этой подготовки.

Начиная с 1871 г., восьмые дополнительные классы стали учреждаться практически при всех женских гимназиях, а затем и при некоторых прогимназиях Башкирии. Так, педагогические классы с 1871-1872 уч. гг. открыты при Уфимской; с 1873-1874 уч. гг. – при Пермской и Оренбургской, с 1874-1875 уч. гг. – при Екатеринбургской гимназиях; с 1876-1877 уч. гг. – при Мензелинской; с 1880-1881 уч. гг. – при Оренбургской прогимназиях; два учебных года с 1884-1886 по 1885-1886 уч. гг. просуществовал такой класс и при Камышловской женской прогимназии. К 1 января 1912 г. в ведении Оренбургского учебного округа находилось 29 женских гимназий, 6 министерских и 4 частных прогимназий; и в большинстве из них действовали педагогические классы [5; С. 119]. Этот факт ярко иллюстрирует очень широкое распространение на территории края классов, предназначенных для подготовки учительниц.
В восьмой педагогический класс принимались девушки с 16 до 22 лет, сдавшие вступительные экзамены, соответствовавшие уровню семи классов женской гимназии. Без испытания принимались выпускницы гимназии, а также окончившие курс других женских учебных заведений, по программе соответствовавших женским гимназиям МНП. Обычно в восьмой класс принимали учениц той же гимназии. Обучение в этом классе было платным. Целью педагогического класса по правилам МНП была подготовка домашних учительниц и наставниц, а также преподавательниц младших классов женских гимназий и прогимназий. Позже выпускницы дополнительных классов получили право работать и в начальной школе. Так, МНП предполагало «образовать мало-помалу контингент преподавательниц для женских учебных заведений и тем поставит их в более независимое положение от учительского персонала мужских гимназий» [4; С. 7].

В перечень учебных предметов педагогического класса входили педагогика и дидактика, методика начального обучения, гигиена, закон божий, русский язык с церковнославянским и словесность, иностранные языки – французский, немецкий, а также математика, естествоведение, история, география и пение. Содержание учебной работы этого класса составляло расширение и углубление знаний общеобразовательных предметов гимназического курса; изучение специального педагогического цикла дисциплин; ознакомление с передовым педагогическим опытом и методикой начального обучения, а также проведение пробных практических уроков. Занятия в педагогическом классе делились на теоретические и практические. К первым относились лекции и самостоятельные работы по общеобразовательным и специальным предметам, ко вторым - посещение уроков преподавателей гимназий; работа в роли помощниц надзирательниц, проведение практических пробных уроков и т.п. Таким образом, одновременно с теоретическим усвоением основ педагогики и методики воспитанницы практически привыкали к работе с детьми.

Нельзя сказать, что женские гимназии давали своим воспитанницам достаточную педагогическую подготовку, необходимую будущей учительнице. Тем более, как отмечает К.В. Кузьмин, что обучение в педагогическом классе не стоит рассматривать как целенаправленную меру со стороны МНП по подготовке учительниц для начальной школы [2; С. 112]. Автор считал, что: 1) «Обучение в классе было платным, следовательно, выпускницы педагогических классов не облагались какими-либо обязательствами по службе; 2) Звание домашних наставниц и учительниц предполагало возможность не столько определиться на должность сельской учительницы, сколько устроиться на государственную службу; 3) Учеба в педагогических классах рассматривалась скорее как возможность получения дополнительного знания к среднему образованию» [2; С. 112].

Более того, как отмечали участники съезда директоров и инспекторов народных училищ Оренбургского учебного округа (Уфа, 1912 г.), «окончившие 8 классов женских гимназий, как специалистки в преподавании лишь избранных ими учебных предметов и недостаточно практиковавшиеся в преподавании особенно в начальной сельской школе, оказываются менее пригодными для ведения всего учебно-воспитательного дела начальных училищ. К тому же они менее приспособлены к тяжелым и часто весьма суровым жизненным условиям в русской и особенно в инородческой деревне» [1; С. 431].

Если сравнивать педагогические классы женских гимназий с учительскими семинариями и школами, то первые давали лучшую общеобразовательную подготовку, но эти знания у воспитанниц были абстрактны. Общее образование у семинаристов же было нацелено на будущую педагогическую деятельность. И, конечно, специальная – теоретическая и практическая подготовка у вторых была поставлена намного лучше. И, тем не менее, все вышесказанное не умаляет значения их деятельности; так как женские гимназии с педагогическим классом можно сравнивать со средними специальными педагогическими учебными заведениями. Что и было сделано авторами «Очерков истории школы народов СССР».

Также надо отметить и тенденцию к увеличению процента учителей-женщин в начальной школе по отношению к учителям-мужчинам; ведь более трети учительниц готовилась именно педагогическими классами женских гимназий и прогимназий. Об этом свидетельствуют и цифры переписи сельских училищ Европейской России (март, 1880 г.): окончившие женские гимназии и прогимназии составляли более одной трети (34,6%) учительниц народных школ. В Уфимское уезде эта цифра в 1879 г. была даже чуть больше, а именно 36%; так, из 25 учительниц начальных училищ 3 – окончили курс в Институте; 9 – в епархиальном училище; 9 – окончили педагогический класс прогимназии и 4 – получили звание экстерном [3; Л. 78o]. В последующем эта цифра стала еще более возрастать.

Таким образом, восьмые педагогические классы при гимназиях была основной формой женского педагогического образования, как в Башкирии, так и в России в целом.
Литература:
  1. Журналы заседания съезда директоров и инспекторов народных училищ Оренбургского учебного округа в г.Уфе 11-16 июня 1912 года. - Уфа, 1913. - 437 с.
  2. Кузьмин К.В. Народное учительство Урала в 1861-1905 гг.: проблемы формирования: Дис. ... канд. ист. наук. - Екатеренбург, 1995. - 352 с.
  3. НА РБ (Национальный архив РБ). Ф. И-113. О. 1. Д. 339. Л. 78о.
  4. Родевич М. Сборник действующих постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям МНП. - СПб., 1884. - 221с.
  5. Список учебных заведений ведомства Министерства Народного Просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1912 года. - СПб., 1913. - 147 с.