МУСУЛЬМАНСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Автор: Аминов Т.М.
Возникновение и развитие книжного обучения в крае тесно связано с мусульманской религией. Проникновение ислама на территорию Башкортостана началось еще на рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры и к середине ХIV в. утвердился среди части населения, т.е. этот процесс начался еще задолго до колонизации региона Российским государством. В ХIХ в., как отмечает Б.Х. Юлдашбаев, примерно 90% башкир исповедовали исламскую религию [7; С. 199]. Проникновение ислама сопровождалось распространением мусульманских учебных заведений (медресе и мектеб) и ее атрибутов – письменности на основе арабской графики, книжной образованности.

После вхождения Башкирии в русское государство в крае начала складываться местная система мусульманского образования. Возникающие здесь школы в общем копировали традиционную религиозную школу ислама – медресе (араб. мадраса, от дараса - изучать). Позднее, уже в конце ХVIII – начале ХIХ в., стало возникать значительное количество элементарных коранических школ грамоты, известных под названием «мектеб» (араб. мактаб букв. – место, где пишут). Основной целью коранических школ было религиозно-нравственное воспитание детей и подготовка духовных наставников. Школы открывались при мечетях, а нередко и на дому у мугаллима-учителя, и находились в ведении мусульманского духовенства. Муллы составляли и костяк учительского контингента.

Медресе, дающие более повышенное образование, чем мектеб, чаще открывались по инициативе образованных мулл, имеющих учено-преподавательское звание мударриса. Они становились и заведующими школ, а также вели преподавание основных дисциплин. Цифры свидетельствуют о том, что такие муллы были выпускниками преимущественно местных медресе. Так, в 1875 г. 86,7% мулл-учителей Уфимской губернии образование получили в школах этой же губернии [5; С. 61]. Остальные же получили образование в других губерниях, или даже курс медресе в Афганистане, Турции, Бухаре, Дагестане, Саудовской Аравии, Египте.

Организация учебно-воспитательного процесса и педагогические приемы в мусульманских учебных заведениях были типичными для религиозных школ. Обучение было индивидуальным, поэтому мударрис назначал себе помощников – хальф. Например, в одном из мектебов Бирского уезда, где в 1896 г. обучалось 138 детей, было 20 хальф [5; С. 67]. Каждый из них занимался с 3-4 детьми, а то и более. Таким образом, институт хальф снимал проблему с педагогическими кадрами.

С 1890-х гг. в мусульманских школах начинается широкое движение за их преобразование. Реформа школ началась с замены буквослагательного метода обучения грамоте звуковым. Реформированные школы стали называться новометодными. С заменой буквослагательного метода стал реформироваться и учебный курс новометодных мектебов и медресе. В них началось изучение родного и русского языков, математики, естествознания, истории и других светских дисциплин; языком обучения постепенно становится татарский и башкирский язык, что было одним из важных моментов прогрессивного их развития.

Наряду с изменением методов обучения и обновлением программы стала преобразовываться и организация учебного процесса. Был установлен твердый учебный год и осуществлен переход к классно-урочной системе, введено расписание занятий, приемные, переходные и выпускные экзамены, практика выдачи аттестатов после окончания обучения, появляется классная мебель (парты, классная доска, кафедра и т.д.), оборудуются географические, физические и др. кабинеты, используются карты, картины, таблицы.
Мечеть и медресе Хакимия
В годы реформирования коранических школ открывается множество новометодных медресе: «Расулия» (откр. в 1884 г. в г. Троицке), «Усмания» (откр. в 1888 г. в г. Уфе), «Хусаиния» (откр. в 1891 г. в г. Оренбурге) и др. В них, кроме богословских предметов, стал изучаться цикл общеобразовательных дисциплин: татарский, русский, арабский языки, история, математика, геометрия, география, физика, химия, естествознание, гигиена, гражданское законоведение, чистописание, рисование. Впервые в истории школ края стало вводиться изучение педагогики.

Крупным событием в жизни края стало открытие в 1906 г. в г. Уфе новометодного медресе «Галия» - учебного заведения, ставшего известным центром образования всего мусульманского мира. Не случайно медресе «Галия», наряду с рядом подобных ей, приравнивалось к высшим учебным заведениям, дающим не только богословское, но и светское образование.

Медресе «Галия» имело три подготовительных и три основных класса с годичным обучением каждый. Принимались в подготовительные классы юноши, окончившие курс в обычном медресе, успешно сдавшие вступительные экзамены. Наряду с богословскими дисциплинами в «Галие» глубоко изучались математика, геометрия, русский, татарский и арабский языки, история, география, естествоведение, гигиена, физика, химия и педагогика. Педагогика изучалась в трех основных классах: в первом - общая педагогика, вопросы теории воспитания и элементарные сведения из психологии; во втором и третьем - дидактика и методика начального обучения в коранических школах. Для сравнения, общеобразовательный курс медресе, за исключением языков и черчения, намного превышал программу мужских гимназий МНП. Об организации и уровне учебного процесса в медресе можно судить по образовательному цензу его преподавателей. Например, в 1914 г. из шести преподавателей – трое окончили медресе (один – «Усмания», двое – «Галия»), двое – выпускники Казанского учительского института и Московского университета; последний получил образование в Бейруте (скорее в университете) [2; С. 8]. За десять лет своей деятельности медресе выпустило 950 человек [1; С. 81], многие из которых, что очевидно, становились учителями мектебов и медресе.

В конце XIX – начале ХХ в. был широко поднят вопрос об образовании женщин-мусульманок. Практиковавшееся до сих пор обучение девочек на дому и в старометодных мектебах уже не удовлетворяло население. Поэтому, в это время стало открываться множество женских новометодных мектебов и даже медресе.

В 1907 г. в г. Уфе возникает мусульманское благотворительное «дамское общество», членами которого были жены национальной буржуазии. В задачи этого общества входило содействие образованию татарок и башкирок. С этой целью общество начинает организовывать школы; в 1916 г. их было уже пять, одна из которых имела характер педагогического учебного заведения. В этой школе, был восьмилетний курс обучения, наряду с мусульманскими религиозными и общеобразовательными предметами преподавались педагогика и методика отдельных предметов. Кроме теории педагогики, ученицы проходили и педагогическую практику в младших классах той же школы. Окончившие школу направлялись в качестве учительниц-мугаллимов в мектеб или медресе, и «они считались наиболее подготовленными учительницами в уезде» [3; С. 201].

Открытие школы, подобной этой, конечно не могло решить проблему педагогических кадров. Эта проблема стала одной из основных при решении вопроса образования мусульман, который широко обсуждался на страницах газет и журналов. Так, в статье «Дарлмугаллимат» говорилось: «несмотря на миллионное мусульманское женское население в России, до сих пор нет ни одного более или менее правильно организованного женского мектеба... Нет ни одной учительницы, имеющий педагогического образования...». В заключение автор отмечает: «в настоящее время первая наша задача – подготовить учительниц, а для этого открыть «Дарлмугаллимат» (женскую учительскую школу)» [3; Сс. 212-213].

В 1911 г. вопрос об открытии учительских школ был поднят на съезде мусульман, созванном в г. Уфе по случаю юбилея Оренбургского муфтия Султанова. На съезде было принято предложение об открытии учительских учебных заведений: мужского и женского, присвоив им наименования «Дарлмугаллимин-Султание» и «Дарлмугаллимат-Султание». На съезде был организован особый комитет по выработке устава будущих школ, в котором цель была определена как «подготовка учителей и учительниц исключительно мужских и женских мектебе и медресе, находящихся в ведении мусульманского духовенства» [4; С. 13]. Решение съезда было поддержано Уфимской Губернской земской управой, которая несколько раз возбуждала ходатайство, но МНП так и не разрешило организовать эти учебные заведения.

Недостаток в учителях для мектебов и медресе Уфимское земство пыталось пополнить через организованные в 1916 г. в г. Уфе трехгодичные мусульманские педагогические курсы. В 1916 г. на этих курсах обучалось 57 человек [6; С. 65]. Особенностью этих курсов было то, что его выпускники могли быть учителями мектебов и медресе, а также учителями русско-инородческих школ. Языком обучения на курсах был татарский. В его учебном плане присутствовало слишком много предметов. Многопредметность и слабость психолого-педагогического цикла дисциплин были основными недостатками курсов.
Медресе Галия (Уфа)
Большой популярностью в деле подготовки мусульманских учителей и учительниц пользовались мужская и женская учительские семинарии, открытые в 1915 г. в г. Троицке. А в 1916 г. в г. Уфе наконец была открыта женская учительская школа «Дарлмугаллимат». Цель этой школы определялась следующим образом: «воспитать и дать образование девушкам... подготовить из них учительниц начальных женских мектебе» [3; С. 216]. Срок обучения в школе был определен 5-летний, по одному году в каждом из пяти классов. Классы делились на приготовительный, три основных и педагогический. Принимались в «Дарлмугаллимат» девочки не моложе 13 лет, имеющие знания в объеме курса мектебе, после сдачи следующих экзаменов: вероучение, арифметика, арабский и русский языки. В четырех первых классах изучались основы мусульманского вероучения и общеобразовательные дисциплины. В пятом педагогическом классе изучались основы педагогики, психологии, гигиены и методика обучения всех предметов начальной школы.

Параллельно с теоретическим освоением этих предметов воспитанницы проходили годичную педагогическую практику в начальных мектебах. В 1916 г. в школу было принято 62 воспитанницы, а в 1917-1918 гг. их было уже 179; часть учениц жили в организованном при школе пансионе. Организация и принципы учебного процесса Дарлмугаллимат были во многом схожи с восьмыми педагогическими классами женских гимназий; курс обучения, если учесть, что в Дарлмугаллимат принимались девушки, имевшие знания как минимум трехлетнего мектеба, был одинаковый. В мусульманской женской учительской школе также изучался широкий круг общеобразовательных дисциплин: арабский язык, татарский язык и татарская литература, математика, физика, химия, естествознание, география, история, черчение, рисование, пение, музыка, рукоделие. Принципы и методы организации педагогической практики в Дарлмугаллимат во многом совпадали с принципами и методами организации педагогической практики в гимназии. Все это дает основание приравнять Дарлмугаллимат к восьмым классам женских гимназий.
Уфимская женская учительская школа до Октябрьских событий 1917 г. не могла иметь большого значения в деле подготовки учительниц, т.к. ее первый выпуск состоялся лишь в 1921 г. К этому времени школа была уже реорганизована в Уфимские женские педагогические курсы.

В системе мусульманского педагогического образования также организовывались краткосрочные 2-4 месячные педагогические курсы. Их число особенно стало расти с введением новометодных мектебов и медресе. Так, в 1897 и 1898 гг. мужские курсы действовали в г. Оренбурге, в 1898 г. – женские в Каргалах (Белебеевский уезд). С 1899 г. в Каргалах стали действовать мужские педагогические курсы, число слушателей которых с каждым годом росло, так в 1899 г. их было 60, в 1900 г. – 70, а в 1901 г. – 78 [5; С. 92]. Количество курсов с начала ХХ в. стало расти, хоть и незначительно. Конечно, они не могли решить проблему педагогических кадров, но в определенной степени снижали ее остроту.

Таким образом, конец XIX – начало ХХ вв. был отмечен определенными сдвигами в мусульманском педагогическом образовании. С этого времени профессиональных светских учителей стали готовить местные новометодные медресе Усмания, Хусаиния, Султания, Расулия, Галия, а также мусульманские педагогические учебные заведения: Дарлмугаллимат, учительская школа, организованная «дамским» обществом, семинарии в г. Троицке, педагогические курсы и др. Воспитанные на лучших традициях восточной и европейской, прежде всего русской, педагогической мысли, учителя мектебов и медресе (М. Акмулла, Л. Байгурин, Д. Валидов, С.и С. Джантурины, А. Камалетдинов, Ф. Карими, З. Камали, З. Расулев, Х. Сыртланов, М. Уметбаев, Х. Усманов, Г. Хусаинов, Р. Фахретдинов и мн. др.) внесли заметный вклад в приобщение населения к знаниям, в развитие национальных культур народов Башкирии.
Усмания, медресе
Литература:
  1. Васильева И.Г. Исторические этапы развития медресе «Галия» / Проблемы обучения и воспитания молодежи. - Уфа, 1995. - С.80-81. 31
  2. Любимов А. Мактабы и медресе г.Уфы и 1-го района Уфимского уезда. Оттиск из «Вестника Оренбургского учебного округа». - Уфа, 1914. - 10 с. 102
  3. Мамлеева Т.М. Женское образование (башкирок и татарок) в дореволюционной Башкирии (историко-педагогические очерки): Дис. ... канд. пед. наук.-М.,1952-1953.-306 с. 237
  4. Объяснительная записка к уставам Уфимского Дарульмугаллимина «Султанiе» и Уфимского Дарульмугаллимата «Султанiе». - Б.м., Б.г. - 14 с. 126
  5. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60-90-е годы XIX в. - М: Наука, 1994. - 144 с. 206
  6. Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири: Исторические очерки. - М., 1948. - 280 с. 223
  7. Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. - Уфа, 1972. - 336 с. 22