В годы реформирования коранических школ открывается множество новометодных медресе: «Расулия» (откр. в 1884 г. в г. Троицке), «Усмания» (откр. в 1888 г. в г. Уфе), «Хусаиния» (откр. в 1891 г. в г. Оренбурге) и др. В них, кроме богословских предметов, стал изучаться цикл общеобразовательных дисциплин: татарский, русский, арабский языки, история, математика, геометрия, география, физика, химия, естествознание, гигиена, гражданское законоведение, чистописание, рисование. Впервые в истории школ края стало вводиться изучение педагогики.
Крупным событием в жизни края стало открытие в 1906 г. в г. Уфе новометодного медресе «Галия» - учебного заведения, ставшего известным центром образования всего мусульманского мира. Не случайно медресе «Галия», наряду с рядом подобных ей, приравнивалось к высшим учебным заведениям, дающим не только богословское, но и светское образование.
Медресе «Галия» имело три подготовительных и три основных класса с годичным обучением каждый. Принимались в подготовительные классы юноши, окончившие курс в обычном медресе, успешно сдавшие вступительные экзамены. Наряду с богословскими дисциплинами в «Галие» глубоко изучались математика, геометрия, русский, татарский и арабский языки, история, география, естествоведение, гигиена, физика, химия и педагогика. Педагогика изучалась в трех основных классах: в первом - общая педагогика, вопросы теории воспитания и элементарные сведения из психологии; во втором и третьем - дидактика и методика начального обучения в коранических школах. Для сравнения, общеобразовательный курс медресе, за исключением языков и черчения, намного превышал программу мужских гимназий МНП. Об организации и уровне учебного процесса в медресе можно судить по образовательному цензу его преподавателей. Например, в 1914 г. из шести преподавателей – трое окончили медресе (один – «Усмания», двое – «Галия»), двое – выпускники Казанского учительского института и Московского университета; последний получил образование в Бейруте (скорее в университете) [2; С. 8]. За десять лет своей деятельности медресе выпустило 950 человек [1; С. 81], многие из которых, что очевидно, становились учителями мектебов и медресе.
В конце XIX – начале ХХ в. был широко поднят вопрос об образовании женщин-мусульманок. Практиковавшееся до сих пор обучение девочек на дому и в старометодных мектебах уже не удовлетворяло население. Поэтому, в это время стало открываться множество женских новометодных мектебов и даже медресе.
В 1907 г. в г. Уфе возникает мусульманское благотворительное «дамское общество», членами которого были жены национальной буржуазии. В задачи этого общества входило содействие образованию татарок и башкирок. С этой целью общество начинает организовывать школы; в 1916 г. их было уже пять, одна из которых имела характер педагогического учебного заведения. В этой школе, был восьмилетний курс обучения, наряду с мусульманскими религиозными и общеобразовательными предметами преподавались педагогика и методика отдельных предметов. Кроме теории педагогики, ученицы проходили и педагогическую практику в младших классах той же школы. Окончившие школу направлялись в качестве учительниц-мугаллимов в мектеб или медресе, и «они считались наиболее подготовленными учительницами в уезде» [3; С. 201].
Открытие школы, подобной этой, конечно не могло решить проблему педагогических кадров. Эта проблема стала одной из основных при решении вопроса образования мусульман, который широко обсуждался на страницах газет и журналов. Так, в статье «Дарлмугаллимат» говорилось: «несмотря на миллионное мусульманское женское население в России, до сих пор нет ни одного более или менее правильно организованного женского мектеба... Нет ни одной учительницы, имеющий педагогического образования...». В заключение автор отмечает: «в настоящее время первая наша задача – подготовить учительниц, а для этого открыть «Дарлмугаллимат» (женскую учительскую школу)» [3; Сс. 212-213].
В 1911 г. вопрос об открытии учительских школ был поднят на съезде мусульман, созванном в г. Уфе по случаю юбилея Оренбургского муфтия Султанова. На съезде было принято предложение об открытии учительских учебных заведений: мужского и женского, присвоив им наименования «Дарлмугаллимин-Султание» и «Дарлмугаллимат-Султание». На съезде был организован особый комитет по выработке устава будущих школ, в котором цель была определена как «подготовка учителей и учительниц исключительно мужских и женских мектебе и медресе, находящихся в ведении мусульманского духовенства» [4; С. 13]. Решение съезда было поддержано Уфимской Губернской земской управой, которая несколько раз возбуждала ходатайство, но МНП так и не разрешило организовать эти учебные заведения.
Недостаток в учителях для мектебов и медресе Уфимское земство пыталось пополнить через организованные в 1916 г. в г. Уфе трехгодичные мусульманские педагогические курсы. В 1916 г. на этих курсах обучалось 57 человек [6; С. 65]. Особенностью этих курсов было то, что его выпускники могли быть учителями мектебов и медресе, а также учителями русско-инородческих школ. Языком обучения на курсах был татарский. В его учебном плане присутствовало слишком много предметов. Многопредметность и слабость психолого-педагогического цикла дисциплин были основными недостатками курсов.