Программу медресе можно разделить на три раздела:
1) цикл богословских предметов;
2) цикл общеобразовательных предметов;
3) психолого-педагогический цикл.
Надо отметить, что это деление условно, так как все три раздела были тесно взаимосвязаны. В первую группу входили основы ислама, таджвид (правила орфоэпии для чтения Корана), тафсир (комментарии и разъяснения к Корану), тарих ислам (история ислама), тарих энбия (история пророков), хадис, фикх, гильми халь, белягать арабия (арабское красноречие), фараиз (правила деления наследства), мусульманское право (шариат), калям (догматическое богословие) и др.
В общеобразовательную программу медресе входил круг различных дисциплин. Так, в программу по математике входили: арифметика, алгебра, теоретические сведения из высшей математики. В курсе геометрии изучались геометрия, планиметрия и стереометрия. Курс истории включал изучение тюркской истории и истории Российской империи, а также всеобщей истории с древнейших времен до современности. В курс географии входили общая география, география России, Европы, Азии, а также сведения из экономической географии. Естествознание включало в себя зоологию и ботанику. Довольно глубоко изучалась физика, которая включала разделы механики, электричества, теории света и др.
Большое место в курсе медресе занимал татарский язык, уроки которого проходили почти ежедневно. Глубокому усвоению языка способствовало то, что общеобразовательные и специальные предметы также преподавались на татарском языке. Также арабский язык и литература изучались настолько основательно, что окончившие медресе должны были читать книги и газеты, а также осознанно говорить. Русский язык изучался в объеме курса начальной школы Министерства народного просвещения. Причем при изучении этого языка были поставлены практические цели – научить объясняться, а также читать и писать по-русски.
Слабее было поставлено изучение химии и законоведения, которые изучались в течение одного года. Тем не менее, программа медресе, за исключением европейских иностранных языков и черчения, намного превышала по своему объему программу министерских мужских гимназий. В медресе шире и глубже изучались алгебра, геометрия, история, физика, география, арабский язык.
Более конкретно об общеобразовательном цикле предметов пишет А.Любимов, инспектировавший медресе «Галия» в 1914 году. Итак, математика: «В I приготовительном отделении – 4 действия над целыми числами и дроби; во II приготовительном – отношения, пропорции и далее до конца арифметики. В III приготовительном – повторение пройденного, при чем главное внимание обращается на теорию арифметики. В I основном классе – алгебра до квадратных уравнений; во II – до прогрессии и в III остальной курс.
Геометрия. В I приготовительном классе – краткий курс геометрии Давидова, имеющихся в переводе на татарский язык (Салиха Заки); во II классе – планиметрия; в III – стереометрия. В I основном классе – тригонометрия. Учебниками служат по арифметике задачники Валишева и Хабирова в трех частях, по алгебре – учебник Салиха Заки.
Русский язык. Судя по программе, проходится приблизительно в объеме курса начальной школы. Изучению его поставлены практические цели – научить объясняться по-русски. В первых классах читают и объясняют книги для чтения Михеева и проходят по его руководству русскую грамматику. В старших классах на русском языке предполагается проходить русскую историю по учебнику Острогорского и законоведение по учебнику Соловьева.
История. В I приготовительном классе проходят тюркскую историю по учебнику Заки Валидова; во II классе – древние века (учебник Мурат-бея); в III классе – среднюю историю (учебник его же, ч.2); в I основном – новую историю (его же); во II – новейшую; в III классе проходится русская история.
География. В I приготовительном классе география проходится по учебнику Иванова, ч. 2 (общие сведения), во II – география России по учебнику Пуциковича в III – Европа (учебник Иванова ч.3) Вышеуказанные учебники служат собственно руководством для учителя, который по ним рассказывает и объясняет, переводя на татарский язык. Для учеников же пособиями служат книги Хариса Файзуллина.
Естествоведение. В I основном классе проходится зоология (учебник Рамзи-бея), в III – ботаника (учебник того же автора).
Гигиена. В III основном классе проходится по учебнику Басим Умара.
Физика. В I основном классе преподается отдел механики, по учебнику Шауки; в III – свет, электричество, по тому же учебнику.
Химия. Проходится в I основном классе по учебнику самого учителя Ибрагимова (подписывается как Шанаси)» [1].
В связи с этой программой возникает несколько размышлений. Так, в медресе использовали учебники государственных учебных заведений России, причем самые признанные, например, Острогорского, Соловьева и других. Следующая мысль об учебниках, написанных мусульманскими учеными для мектебов и медресе. Во-первых, недостатка в этих учебниках не было. Во-вторых, встречается достаточно учебников этих авторов по, так называемым сегодня, светским дисциплинам, а не только по богословским. Дело в том, что, в мусульманском мировоззрении нет деления на светское и религиозное: мир един. Отсюда, создание книг и учебников по предметам, которые мы сегодня называем светскими, для дореволюционных мусульманских ученых было естественным. Попутно замечу, что сегодня в педагогической науке еще не изучены особенности логики, структуры и содержательной составляющей учебников мусульманских учебных заведений.
Специальный психолого-педагогический раздел включал педагогику, психологию, гигиену и логику. Педагогика изучалась во всех основных классах и включала теорию воспитания, дидактику, сведения по методике преподавания в мектебах и медресе, школоведение (сведения об особенностях организации мусульманских учебных заведений), а также основные положения психологии. Как пишет тот же А. Любимов: «В I основном классе проходится общая часть, о воспитании, во II и III – дидактика» [1].
К сожалению, не сохранилось полных программ дисциплин, изучаемых в медресе «Галия». Но в науке существует такой метод исследования как экстраполяция, когда свойства определенного явления могут быть перенесены на подобные явления. У медресе «Галия», конечно, было много особенного, но в то же время, определенное общее ядро у него и других ему подобных учебных заведений, безусловно, было. Поэтому, возможно, на наш взгляд, воспользоваться программой рассматриваемых предметов такого медресе как «Гусмания». В начале XX века и «Галия» и «Гусмания» являлись известными центрами мусульманского образования в России. Оба были новометодными, одинаковыми по срокам обучения, со схожими целями, содержание образования (учебные дисциплины и проблемы, в них изучаемые) также имели общее ядро.
Так вот, педагогика, психология, логика и гигиена, которые изучались в «Гусмание», вполне соответствовали уровню развития науки начала XX века. Конечно, только по программе дисциплины сложно судить однозначно, тем не менее, уровень представления названных отраслей знания у педагогов прошлого принципиально не противоречит современному уровню развития этих наук. Например, в психологии изучались такие проблемы как способности, воображение, речь, характер, привычки, чувственное и абстрактное познание и много другое.
Интересны разделы, изучаемые в педагогике, например, большое внимание уделяется нравственному, физическому и умственному воспитанию. По дидактике приведем фрагмент программы, где с одной стороны видим много общего с современной теорией обучения, с другой стороны, и нечто особенное, присущее исламскому образованию. Итак, «Обучение дома и в школе. Положительные и отрицательные стороны обеих систем. Классная или предметная система преподавания учителя. Методика преподавания: объяснительный метод и разбор, метод аргументации, изобретательный метод, повторительный метод, общий метод и др. Правила, относящиеся к вопросам преподавания и ответам учащихся. Оценка и отметки. Элементы преподавания; проверка, согласование, вопросы, задачи и задания; заучивание наизусть, повторение, испытание. Согласованность школьных правил с методикой преподавания в школе. Пути, влияющие на школьные правила, примерность учителя, поощрения и наказания. Общие правила уроков: обширность, наглядность, неторопливость и ясность. Свободное чувство учащегося на уроке, личное участие учащегося в разборе предметов, ведение урока с учетом способности учащегося, привлечение внимание учащегося к уроку, приготовление плана урока до занятий. Учебники».
В педагогике большое внимание уделялось школьной гигиене. Например, рассматривались такие позиции как санитарные правила в школе, их соблюдение, влияние таковых на дисциплину в школе и успеваемость, ведение учебных занятий. Строение школьных зданий. Размеры классных комнат. Обращение внимания на нормальность температуры в школе. Освещение в школе и освежение воздуха. Внутренний распорядок в школе: прием детей в школу, распределение их по классам. Первоначальные занятия со вновь принятыми детьми. Составление расписания уроков. Перемены. Прогулки. Школьные праздники, каникулы. Как видим, все разделы актуальны и сегодня.
Что интересно, в педагогике изучались некоторые проблемы, которые сегодня изучаются в психологии. Например, воображение, мышление, внимание, чувство, склонность, желание. И это при том, что существовала программа по психологии и занятия этого предмета также проводились отдельно. В итоге, можно утверждать о том, что психолого-педагогический блок в медресе и содержательно и организационно занимал достойное место.
Кроме обязательных дисциплин и занятий, в медресе «Галия» практиковалось множество дополнительные форм организации педагогического процесса. Так, педагогами медресе, нередко и приглашенными лекторами, проводились внеклассные лекции, доклады и диспуты развивающие общую культуру шакирдов. Например, «преподавателем медресе Махмутом Сатаевым был прочтен доклад (лекция) на тему «Наша нация и его признаки». В разное время, шакирдам были прочитаны лекции на темы: «Мы уже в XX веке»; «Преподавание химии без языка (с помощью рисунков)»; «Великий химик Востока Абу – бакр Рази»; «Революция и формы государственного строя»; «Почему народы Индии и Индонезии находятся под игом Англичан и Голландцев?» [4].
В медресе устраивались диспуты по литературным, научно-популярным, философским и другим вопросам. По утверждению шакирда Лутского, в медресе учащимся разрешалось устраивать споры и диспуты на любые темы. Каждый был свободен говорить на них любое свое мнение относительно «верить – не верить» или «существования или не существования религий». Чтобы не говорилось шакирдом во время этих споров - диспутов, отношение из-за этого к нему учителей и других шакирдов не менялось, – вспоминает он» [4].