По арифметике в семинарии ставилось несколько основных задач, таких как: знакомство учащихся со свойствами целых чисел и действиями над ними; обучение счету; умение преподавать арифметику в начальных народных училищах. По этому предмету предусматривалось изучение следующих тем: четыре арифметических действия с целыми числами, нумерация чисел любой величины, понятия и действия над именованными числами, признаки делимости, дроби, отношения и пропорции, уравнения. Большое внимание обращалось на привитие навыков устного счета, на решение устных и письменных задач. Во втором и третьем классах изучалась методика арифметики, где подробно знакомились с учебниками и задачниками начальной школы. В школе по арифметике так же, как и по русскому языку, проводились практические занятия. Кроме арифметики, изучалась геометрия, куда входили понятия о геометрических фигурах и их измерение. Курс геометрии сопровождался решением задач на построение и вычисление. При решении письменных задач по арифметике и геометрии практиковалось решение с объяснением по следующей схеме: 1) условие задачи; 2) план решения; З) решение; 4) объяснение решения. Тетрадь обычно делилась пополам, в левой ее части записывались выполненные действия, в правой – само решение (черновик). Это давало возможность преподавателю проверить процесс вычисления, найти ошибку.
По курсу арифметики и геометрии пользовались следующими учебниками: Ф. Симашко «Арифметика», Мартынов «Методика арифметики», Малинин и Егоров «Геометрия и собрание геометрических задач», Г. Юркевич «Краткий курс землемерия».
Программа по естествознанию включала разделы: зоология, минералогия, краткие сведения об анатомии и физиологии человека с указанием средств гигиены и физического воспитания детей. В инструкциях обращалось внимание на утилитарный характер этого предмета. Поэтому отвергалось научное изложение; запрещалась система Дарвина, хотя не воспрещалось примыкать к системе Линнея. Это подтверждает и логика построения зоологии, предполагающая нисходящий принцип – от высших организмов к низшим. «Такое построение курса объясняется боязнью даже поставить вопрос об эволюции в животном мире» [2; С. 62]. Темы по зоологии изучались следующим образом: млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, пауковые, ракообразные, мягкотелые, простейшие. Курс завершался повторением внутреннего строения, кровообращения, дыхания и пищеварения, а также способов размножения животных. Учебниками по зоологии служили: Сент-Илер «Краткий курс зоологии», Варрава «Зоология для городских училищ», Ярошевский «Курс естественной истории для городских училищ».
В курсе ботаники изучались «главнейшие сведения по морфологии растений». По этому предмету основными учебниками были: Раевский «Подготовительный курс ботаники», Ярошевский «Краткий курс естественной истории», часть III. В последнем учебнике давались краткие сведения об анатомии и физиологии человека.
В небольшой курс минералогии включались следующие темы: кислород, металлы, минералы, вода в природе, уголь, нефть, вулканические явления. Курс изучался по учебнику Варравы «Минералогия для городских училищ» и Гердта «Курс минералогии».
В программе по истории ставилась задача укрепить в воспитанниках любовь к Отечеству и преданность престолу. Курс истории строился следующим образом: история Востока, Греции, Рима, затем краткий курс всеобщей истории средневековья и новой истории, а также история России. Кроме этого, преподавалась методика курса. Структура курса устанавливала тесную связь между отечественной историей и всеобщей историей. Такое синхронное построение курса истории, к чему вернулась современная отечественная школа, имела свои положительные стороны. При изучении использовались учебники: Д. Иловайский «Всеобщая история», его же «Сокращенное руководство по всеобщей и русской истории», М.Н. Островский «Элементарный курс истории», А.И. Егоров «Методика истории», С. Рождественский «Отечественная история в связи с всеобщей», П.Н. Ковалевский «Хрестоматия по русской истории», Н.А. Волжанин «Методика истории».
Курс географии для семинарий основывался на следующих принципах: «во-первых, дать воспитанникам необходимые сведения из математической и физической географии земного шара, во-вторых, по-подробнее изучить географию России и, в-третьих, ознакомить в общих чертах с географией Европы и других частей света». В курсе предполагалось знакомство с этнографией, экономической географией России, а также методикой их преподавания. В качестве учебников использовались: К. Смирнов «Учебная книга географии», И. Янчин «Краткий учебник географии», Е. Лебедев «Учебная книга географии России».
В программах учебных заведений, готовящих учителей, большое место отводилось рисованию, черчению, чистописанию и пению. По рисованию и черчению предполагалось вычерчивание различных геометрических фигур, срисовывание предметов с натуры, орнаментов, цветов, срисовывание с доски. Чистописание предполагало выработку у учащихся красивого и аккуратного каллиграфического почерка не только в тетради но и, что было положительно, на доске. На уроках пения главное внимание, особенно в учительских семинариях и школах, обращалось на церковное песнопение. Изучались также и народные песни. Воспитанники участвовали в церковном хоре, к которому тщательно готовились. Как правило, на уроках пения использовались музыкальные инструменты: скрипка, фисгармония и др.
Курс педагогики не сразу занял подобающее ему место в специальных учебных заведениях, готовящих учителей. В начале становления системы педагогического образования курс педагогики был кратким и эклектичным. Но опыт нескольких лет обнаружил, что недостатки теоретического курса педагогики отрицательно сказываются на знаниях воспитанников по частным методикам и на практической работе в школе. Поэтому курс педагогики к концу 70-х гг. ХIХ в. стал расширяться. Данный курс включал в себя вопросы нравственного, умственного, физического воспитания детей. В дидактике выделялись вопросы о ее общих и частных методах, о задачах и способах обучения, кратко освещалось содержание начального образования. Большое место отводилось методике обучения основным предметам начальной школы. В курсе этого предмета рассматривались вопросы училищеведения и совсем эпизодически присутствовала ее история.
В целом курс педагогики представлял собой соединенный материал из психологии, теории воспитания, дидактики, школоведения и истории педагогики, между собой связанных слабо. Например, в БУС при прохождении курса педагогики определялись три направления: «1) обогатить учеников теоретическими сведениями, которые составляют необходимое условие для умения правильно вести воспитывающее обучение в начальных народных школах; 2) объяснять частными примерами правильное отношение учителя к учебному начальству..., к родителям учеников; 3) как воспитывать ум, волю и сердце воспитанников так, чтобы из них вышли люди, не по имени только». Все вопросы, изучаемые на занятиях по педагогике, максимально приближались к реальной жизни семинаристов, а также к их будущей учительской деятельности. Например, изучая вопросы школьной дисциплины, учащиеся должны были «в системе описывать семинарскую дисциплину и таковую же в образцовой школе; ученики, бывшие недельными воспитателями в школе, описывали свою деятельность в качестве учителей... выяснялось по возможности учеников, что каждый из них способен устанавливать порядок в школе только в той мере, насколько он сам привык подчиняться семинарской дисциплине». Или «примеры... брались из жизни учеников, или из того, что им известно по математике и по естественным наукам».
Наиболее распространенным учебником по педагогике был учебник Рощина «Очерк главнейших практических положений педагогики, методики и дидактики, примененный к учебным предметам начального образования». Использовались также: «Руководство по педагогике», И.Д. Белова (1874 г.), «Наши педагогические вопросы» Н.А. Корфа. При изучении этого курса часто использовались работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания», «Труд в его психическом и воспитательном значении», Я. Коменсного «Великая дидактики», Н. Весселя «Опытная психология», В. Доттеса «Очерки практической педагогики» (перевод Н. Паульсона), педагогические сочинения А. Дистервега, Модзалевского «Очерк истории воспитания и обучения» и др.
Время на преподавание педагогики отводилось небольшое, это осложнялось еще тем, что воспитанники педагогических учебных заведений имели самую разнообразную предварительную подготовку. Это требовало дифференцированного подхода к преподаванию. Однако осуществить такое обучение в условиях работы всех заведений было очень сложно. Поэтому, преподавание как педагогики, так и многих других предметов было рассчитано на "среднего" воспитанника.
Непосредственно к курсу педагогики примыкала педагогическая практика, которая была предметом особого внимания учебных заведений, готовящих учителей. Специально для этой цели при учительских институтах должно было состоять «одноклассное или двухклассное городское училище» [6; С. 446], а при учительских семинариях и школах одноклассные или двухклассные так называемые «образцовые» народные училища. Назначение этого училища определялось следующим образом: «во-первых, служить местом для практического упражнения воспитанников в обучении детей всем предметам начальной школы..., во-вторых, служить образцом устройства народного училища...» [4; Сс. 56-57]. Практику студенты «приобретают в одном из местных начальных училищ или в училище, открытом при самих курсах» [1; С. 16]. Так или иначе, студенты учительских институтов, семинарий, школ, педагогических курсов и классов практиковались в точно определенных начальных учебных заведениях. Практика студентов учительских институтов начиналась с первых месяцев обучения и продолжалась до окончания ими педагогического учебного заведения. Для студентов семинарий, школ и курсов она начиналась с предвыпускного класса.
Педагогическая практика подразделялась на несколько видов деятельности. Во-первых, студенты первого класса институтов и предвыпускного класса других учебных заведений, разделившись на группы по 2-4 человека, посещали начальное училище, где подробно знакомились с порядком школы, организацией занятий, дежурили на переменах. Такую практику называли «пассивной» или «наблюдательной». В этой наблюдательной практике студенты, выполняющие роль помощника учителя, приучались наблюдать за внешним порядком школы и активного участия в учебных занятиях не принимали, кроме проверки ученических тетрадей. Кроме этого, на данном этапе практиканты посещали уроки учителя образцового училища, пробные уроки практикантов выпускного класса, а также принимали участие в разборах уроков, даваемых выпускниками. После наблюдательной практики студенты представляли подробный отчет о «виденном и слышанном» по учебной и воспитательной части. Отчеты, которые предварительно проверялись учителями начального училища, а затем директором, подвергались тщательному разбору и оценке на еженедельных собраниях.
Так, отчеты в БУС «признавались удовлетворительными только в том случае, когда они представляли полную и верную картину всей недельной учебно-воспитательной деятельности ученика, а все действия и занятия достаточно мотивировались ссылками на известные места в дидактике и методике». Не случайно «отчеты отличались значительным объемом», так как оценивались очень строго. На собраниях, назначаемых для разбора отчетов, также указывались достоинства и недостатки деятельности практиканта, а также то, на что обязательно обращалось внимание «насколько все его действия по учебно-воспитательной части согласуются с требованиями дидактики, методики и общей педагогики».
Во-вторых, в пробных уроках студентов выпускного класса под руководством директора и преподавателей, а так же учителей начального училища. На этом этапе практики студенты, согласно составленному расписанию, по 2 человека посещали начальное училище, где в течение одной недели должны были давать пробные уроки почти по всем предметам. Практикант заблаговременно получал от учителя училища материал урока и указания по его разработке, разбирался в нем с помощью преподавателя (методиста) данного предмета в ПУЗ, писал начерно конспект урока и предъявлял его для просмотра методисту и учителю училища. После исправлений беловик отправлялся для просмотра директору.
Пробные уроки практикант должен был хорошо отработать. Так, от «практикантов неумолимо строго требовалась вполне добросовестная и надлежащая подготовка к практическому уроку в школе: они должны были не только безукоризненно хорошо знать наизусть конспект и материал урока, но глубоко обдумать все свое внешнее поведение для предстоящего урока, осмыслить произношение каждого слова... выработать некрикливо-громкую речь с необходимыми по обстоятельствам повышениями и понижениями в голосе и при этом речь должна быть простая, внятная и вполне доступная для детского понимания». Далее автор резюмирует: «все эти требования выполнимы при одном условии; практикант должен несколько раз прорепетировать урок перед воображаемыми учениками, проделать разные опыты и пробы и выработать в себе известные навыки в голосе и движениях».