СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Аминов Т.М.
Содержание педагогического образования, конкретизированное в учебных планах, программах, учебниках и учебных пособиях, представляло собой к концу ХIХ в. устойчивую, отработанную для этого периода, сформировавшуюся систему. В содержание рассматриваемого образования входили три следующих основных компонента:

- общеобразовательный,

- специально-педагогический,

- социально-экономический.

Требования, предъявляемые к выпускнику, будущему учителю, выглядели примерно следующим образом: 1) он должен был обладать разносторонней общеобразовательной подготовкой на уровне не ниже выпускника учебного заведения, для преподавания в котором он готовился; 2) он должен был обладать высокой теоретической и практической педагогической подготовкой по своей основной и, возможно, дополнительной специальности; З) у него должна была быть сформирована система определенных мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, необходимых в будущей педагогической деятельности.

Трудно говорить о содержании образования до момента создания специальных педагогических учебных заведений. Но оно возникло не вдруг. Как известно, в ХII-ХIV вв. часть населения обучала детей азам грамоты у так называемых «мастеров грамоты». Такое обучение было индивидуальное, строилось по принципу «делай, как я».

С развитием российского общества в ХVI-ХVII вв. зарождаются и развиваются различные типы общеобразовательных учебных заведений, цель которых определяется подготовкой грамотных людей: конфессиональные начальные школы и различные греко-латинские академии. Появление специальных учебных заведений связывают с развитием государства и деятельностью Петра I. К ним относят инженерные, хирургические, артиллерийские и другие школы. С развитием общеобразовательной и появлением специальной школы возникает и идея специальной подготовки учителя. Квалификационные же требования к учителю в этот период звучат следующим образом: «педагогом мог стать тот, кто вообще где-то учился, получил то или иное образование» [7; С. 91].

В связи с реформами народного образования в последней четверти ХVIII в. выходят первые документы, в которых отражаются требования к учителю: каким он должен быть, какими методами он должен пользоваться при обучении и т.д. К таким документам относятся «Способ учения подготовляющегося к университету» (1771 г.) и «Руководство учителям народных училищ». К этому периоду относят появление расписания занятий в общеобразовательных учебных заведениях, начало оформления учебного плана и программ. Безусловно, опыт действия различных документов, регламентирующих деятельность общеобразовательных заведений, впоследствии помог возникновению и развитию таковых в специально-педагогических школах.

О содержании педагогического образования края можно говорить только со времени, когда в Башкирии началось становление системы этого образования, т.е. с 60-х гг. ХIХ в.

Так как «содержание образования – это предметное содержание, выступающее как средство обучения, и представлено оно в учебных планах и учебных программах» [5; С. 193], то естественно будет разобрать, как отражалось содержание в документах педагогических учебных заведений края. Ниже приводится сводный учебный план стационарных педагогических учебных заведений, где цифры указывают на количество всех уроков, проводимых в неделю за год.
Учебные планы педагогических учебных заведений
Башкирии во второй половине ХIХ в.
Надо отметить некоторые отличительные черты учебного плана УТУШ от планов остальных ПУЗ: учебный план УТУШ значительно проигрывал в научном отношении. В нем отсутствовали отдельные предметы, такие, как геометрия, естествоведение, история, пение. Главное внимание уделялось изучению русского языка и арифметики, причем, в значительной степени отведенное время затрачивалось на повторение элементарного курса начального училища.

Кроме этого, в учебных заведениях отводилось время для прохождения воспитанниками педагогической практики. Также должны были вестись гимнастика и ремесла, имевшие распространение в местном крае. Количество часов на ремесла определялись педагогическим советом. Уровень общеобразовательных предметов предполагался невысокий, как видно из таблицы, большое внимание уделялось вслед за русским языком, закону божьему и церковно-славянскому чтению. Это вытекало из принципиальной установки МНП, положенной в основу педагогического образования, выраженной словами: «все обучение должно основываться на религии и народных началах». В учебных планах присутствуют объединенные предметы: арифметика с началами алгебры; черчение, чистописание, рисование; геометрия, землемерие, черчение и др. Вместе с тем появляется и первая попытка введения педагогических дисциплин. Таким образом, за счет некоторого ослабления общеобразовательной подготовки усиливается педагогическая направленность.

Итак, учебные планы и программы исходили из того положения, что ПУЗ не должны давать «научного» образования, их задача – обеспечить выпускникам право на преподавание. В пределах предметов, указанных в учебных планах, будущие учителя получали весьма тщательную подготовку. Преподавание общеобразовательных дисциплин носило не только образовательный, но и методический характер. Так, в объяснительной записке к программе учительского института по естествознанию указывается, что «при преподавании естественных наук... нужно иметь в виду две ясно различаемые цели: во-первых, знакомство с систематическим видом наук и, во-вторых, знакомство ее элементарного или приготовительного изучения в городских училищах» [8; С. 88]. Цели общего научного образования осуществлялись в первых двух, УТУШ – трех классах. Кроме основательных знаний общеобразовательных предметов, в учительских учебных заведениях обращалось внимание на овладение навыками и техникой учебно-воспитательной работы в начальной школе. Выпускной класс всецело предназначался для повторения всего пройденного материала, разучивания учебников начального училища, изучения частных методик и педагогической практики в начальных учебных заведениях.

Для разбора программ учебных предметов педагогических учебных заведений можно взять программу учительских семинарий. Эта программа дает общее представление о том, каково было содержание образования. Безусловно, каждое учительское учебное заведение имело свои особенности. Поэтому надо учесть, что программа учительских институтов предполагала более глубокое и широкое изучение предметов, чем в других учебных заведениях; уровень общеобразовательной подготовки педагогических курсов и УТУШ был снижен, если сравнивать их с учительскими семинариями.

Итак, в программы учительских семинарий по русскому языку входили следующие разделы: 1) предложение-состав, виды предложений, члены предложений; 2) части речи, 3) звуки и буквы; грамматический состав слов, 4) грамматика и синтаксис - сочетание слов, управление слов, сочетание предложений, словорасположение. В курс русского языка входила словесность, изучение произведений литературы, его теории и логики. Также изучался курс методики русского языка: 1) методика обучения грамоте (письму и чтению), 2) методика объяснительного чтения. С изучением методики воспитанники сначала посещали уроки русского языка начального училища, наблюдали, записывали и обсуждали, а затем сами давали пробные уроки. По русскому языку ставилась задача ознакомить с грамматикой литературного языка, научить правильно излагать свои мысли, сообщать некоторые теоретические сведения по словесности, научно и сознательно относиться к прочитанному, развить вкус к разумному чтению; познакомить с учебниками начальной школы. Выбор литературных произведений определялся критерием «художественность, народность, патриотизм». На уроках объяснительного чтения произведения подвергались филологическому, грамматическому, стилистическому, логическому разбору.

На уроках русского языка очень часто проводились различные письменные упражнения, полагалось не менее одной работы в неделю. К ним относились списывание с книги и доски, диктанты, сокращение статей, составление планов, изложение, сочинение. В институтах также практиковались рефераты. Использовалось заучивание и чтение наизусть стихов и басен, литературных отрывков. Ценным в этом деле было привитие будущим учителям навыков самостоятельной работы, обогащение речи, техника выразительного чтения, культура устной и письменной речи.

Наиболее употребительными учебниками по русскому языку были: Кирпичников и Тляров «Синтаксис и этимология русского языка», Васильев «Книга для чтения», книга для чтения Радонежского «Родина», К.Д. Ушинский «Детский мир», Н. Бунаков «В школе и дома», К. Говоров «Опыт элементарного руководства при изучении русского языка практическим способом. Синтаксис», «Учебная хрестоматия с толкованиями» часть III, составленная П. Полевым. По методике были изданы «Записки по методике русского языка, составленные для учительских семинарий П.Солониною. Отд. III».
"Азбука" - один из ранних учебников
для обучения детей начальной ГРАМОТЕ
По арифметике в семинарии ставилось несколько основных задач, таких как: знакомство учащихся со свойствами целых чисел и действиями над ними; обучение счету; умение преподавать арифметику в начальных народных училищах. По этому предмету предусматривалось изучение следующих тем: четыре арифметических действия с целыми числами, нумерация чисел любой величины, понятия и действия над именованными числами, признаки делимости, дроби, отношения и пропорции, уравнения. Большое внимание обращалось на привитие навыков устного счета, на решение устных и письменных задач. Во втором и третьем классах изучалась методика арифметики, где подробно знакомились с учебниками и задачниками начальной школы. В школе по арифметике так же, как и по русскому языку, проводились практические занятия. Кроме арифметики, изучалась геометрия, куда входили понятия о геометрических фигурах и их измерение. Курс геометрии сопровождался решением задач на построение и вычисление. При решении письменных задач по арифметике и геометрии практиковалось решение с объяснением по следующей схеме: 1) условие задачи; 2) план решения; З) решение; 4) объяснение решения. Тетрадь обычно делилась пополам, в левой ее части записывались выполненные действия, в правой – само решение (черновик). Это давало возможность преподавателю проверить процесс вычисления, найти ошибку.

По курсу арифметики и геометрии пользовались следующими учебниками: Ф. Симашко «Арифметика», Мартынов «Методика арифметики», Малинин и Егоров «Геометрия и собрание геометрических задач», Г. Юркевич «Краткий курс землемерия».

Программа по естествознанию включала разделы: зоология, минералогия, краткие сведения об анатомии и физиологии человека с указанием средств гигиены и физического воспитания детей. В инструкциях обращалось внимание на утилитарный характер этого предмета. Поэтому отвергалось научное изложение; запрещалась система Дарвина, хотя не воспрещалось примыкать к системе Линнея. Это подтверждает и логика построения зоологии, предполагающая нисходящий принцип – от высших организмов к низшим. «Такое построение курса объясняется боязнью даже поставить вопрос об эволюции в животном мире» [2; С. 62]. Темы по зоологии изучались следующим образом: млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, пауковые, ракообразные, мягкотелые, простейшие. Курс завершался повторением внутреннего строения, кровообращения, дыхания и пищеварения, а также способов размножения животных. Учебниками по зоологии служили: Сент-Илер «Краткий курс зоологии», Варрава «Зоология для городских училищ», Ярошевский «Курс естественной истории для городских училищ».

В курсе ботаники изучались «главнейшие сведения по морфологии растений». По этому предмету основными учебниками были: Раевский «Подготовительный курс ботаники», Ярошевский «Краткий курс естественной истории», часть III. В последнем учебнике давались краткие сведения об анатомии и физиологии человека.

В небольшой курс минералогии включались следующие темы: кислород, металлы, минералы, вода в природе, уголь, нефть, вулканические явления. Курс изучался по учебнику Варравы «Минералогия для городских училищ» и Гердта «Курс минералогии».

В программе по истории ставилась задача укрепить в воспитанниках любовь к Отечеству и преданность престолу. Курс истории строился следующим образом: история Востока, Греции, Рима, затем краткий курс всеобщей истории средневековья и новой истории, а также история России. Кроме этого, преподавалась методика курса. Структура курса устанавливала тесную связь между отечественной историей и всеобщей историей. Такое синхронное построение курса истории, к чему вернулась современная отечественная школа, имела свои положительные стороны. При изучении использовались учебники: Д. Иловайский «Всеобщая история», его же «Сокращенное руководство по всеобщей и русской истории», М.Н. Островский «Элементарный курс истории», А.И. Егоров «Методика истории», С. Рождественский «Отечественная история в связи с всеобщей», П.Н. Ковалевский «Хрестоматия по русской истории», Н.А. Волжанин «Методика истории».

Курс географии для семинарий основывался на следующих принципах: «во-первых, дать воспитанникам необходимые сведения из математической и физической географии земного шара, во-вторых, по-подробнее изучить географию России и, в-третьих, ознакомить в общих чертах с географией Европы и других частей света». В курсе предполагалось знакомство с этнографией, экономической географией России, а также методикой их преподавания. В качестве учебников использовались: К. Смирнов «Учебная книга географии», И. Янчин «Краткий учебник географии», Е. Лебедев «Учебная книга географии России».

В программах учебных заведений, готовящих учителей, большое место отводилось рисованию, черчению, чистописанию и пению. По рисованию и черчению предполагалось вычерчивание различных геометрических фигур, срисовывание предметов с натуры, орнаментов, цветов, срисовывание с доски. Чистописание предполагало выработку у учащихся красивого и аккуратного каллиграфического почерка не только в тетради но и, что было положительно, на доске. На уроках пения главное внимание, особенно в учительских семинариях и школах, обращалось на церковное песнопение. Изучались также и народные песни. Воспитанники участвовали в церковном хоре, к которому тщательно готовились. Как правило, на уроках пения использовались музыкальные инструменты: скрипка, фисгармония и др.

Курс педагогики не сразу занял подобающее ему место в специальных учебных заведениях, готовящих учителей. В начале становления системы педагогического образования курс педагогики был кратким и эклектичным. Но опыт нескольких лет обнаружил, что недостатки теоретического курса педагогики отрицательно сказываются на знаниях воспитанников по частным методикам и на практической работе в школе. Поэтому курс педагогики к концу 70-х гг. ХIХ в. стал расширяться. Данный курс включал в себя вопросы нравственного, умственного, физического воспитания детей. В дидактике выделялись вопросы о ее общих и частных методах, о задачах и способах обучения, кратко освещалось содержание начального образования. Большое место отводилось методике обучения основным предметам начальной школы. В курсе этого предмета рассматривались вопросы училищеведения и совсем эпизодически присутствовала ее история.

В целом курс педагогики представлял собой соединенный материал из психологии, теории воспитания, дидактики, школоведения и истории педагогики, между собой связанных слабо. Например, в БУС при прохождении курса педагогики определялись три направления: «1) обогатить учеников теоретическими сведениями, которые составляют необходимое условие для умения правильно вести воспитывающее обучение в начальных народных школах; 2) объяснять частными примерами правильное отношение учителя к учебному начальству..., к родителям учеников; 3) как воспитывать ум, волю и сердце воспитанников так, чтобы из них вышли люди, не по имени только». Все вопросы, изучаемые на занятиях по педагогике, максимально приближались к реальной жизни семинаристов, а также к их будущей учительской деятельности. Например, изучая вопросы школьной дисциплины, учащиеся должны были «в системе описывать семинарскую дисциплину и таковую же в образцовой школе; ученики, бывшие недельными воспитателями в школе, описывали свою деятельность в качестве учителей... выяснялось по возможности учеников, что каждый из них способен устанавливать порядок в школе только в той мере, насколько он сам привык подчиняться семинарской дисциплине». Или «примеры... брались из жизни учеников, или из того, что им известно по математике и по естественным наукам».

Наиболее распространенным учебником по педагогике был учебник Рощина «Очерк главнейших практических положений педагогики, методики и дидактики, примененный к учебным предметам начального образования». Использовались также: «Руководство по педагогике», И.Д. Белова (1874 г.), «Наши педагогические вопросы» Н.А. Корфа. При изучении этого курса часто использовались работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания», «Труд в его психическом и воспитательном значении», Я. Коменсного «Великая дидактики», Н. Весселя «Опытная психология», В. Доттеса «Очерки практической педагогики» (перевод Н. Паульсона), педагогические сочинения А. Дистервега, Модзалевского «Очерк истории воспитания и обучения» и др.

Время на преподавание педагогики отводилось небольшое, это осложнялось еще тем, что воспитанники педагогических учебных заведений имели самую разнообразную предварительную подготовку. Это требовало дифференцированного подхода к преподаванию. Однако осуществить такое обучение в условиях работы всех заведений было очень сложно. Поэтому, преподавание как педагогики, так и многих других предметов было рассчитано на "среднего" воспитанника.

Непосредственно к курсу педагогики примыкала педагогическая практика, которая была предметом особого внимания учебных заведений, готовящих учителей. Специально для этой цели при учительских институтах должно было состоять «одноклассное или двухклассное городское училище» [6; С. 446], а при учительских семинариях и школах одноклассные или двухклассные так называемые «образцовые» народные училища. Назначение этого училища определялось следующим образом: «во-первых, служить местом для практического упражнения воспитанников в обучении детей всем предметам начальной школы..., во-вторых, служить образцом устройства народного училища...» [4; Сс. 56-57]. Практику студенты «приобретают в одном из местных начальных училищ или в училище, открытом при самих курсах» [1; С. 16]. Так или иначе, студенты учительских институтов, семинарий, школ, педагогических курсов и классов практиковались в точно определенных начальных учебных заведениях. Практика студентов учительских институтов начиналась с первых месяцев обучения и продолжалась до окончания ими педагогического учебного заведения. Для студентов семинарий, школ и курсов она начиналась с предвыпускного класса.

Педагогическая практика подразделялась на несколько видов деятельности. Во-первых, студенты первого класса институтов и предвыпускного класса других учебных заведений, разделившись на группы по 2-4 человека, посещали начальное училище, где подробно знакомились с порядком школы, организацией занятий, дежурили на переменах. Такую практику называли «пассивной» или «наблюдательной». В этой наблюдательной практике студенты, выполняющие роль помощника учителя, приучались наблюдать за внешним порядком школы и активного участия в учебных занятиях не принимали, кроме проверки ученических тетрадей. Кроме этого, на данном этапе практиканты посещали уроки учителя образцового училища, пробные уроки практикантов выпускного класса, а также принимали участие в разборах уроков, даваемых выпускниками. После наблюдательной практики студенты представляли подробный отчет о «виденном и слышанном» по учебной и воспитательной части. Отчеты, которые предварительно проверялись учителями начального училища, а затем директором, подвергались тщательному разбору и оценке на еженедельных собраниях.

Так, отчеты в БУС «признавались удовлетворительными только в том случае, когда они представляли полную и верную картину всей недельной учебно-воспитательной деятельности ученика, а все действия и занятия достаточно мотивировались ссылками на известные места в дидактике и методике». Не случайно «отчеты отличались значительным объемом», так как оценивались очень строго. На собраниях, назначаемых для разбора отчетов, также указывались достоинства и недостатки деятельности практиканта, а также то, на что обязательно обращалось внимание «насколько все его действия по учебно-воспитательной части согласуются с требованиями дидактики, методики и общей педагогики».

Во-вторых, в пробных уроках студентов выпускного класса под руководством директора и преподавателей, а так же учителей начального училища. На этом этапе практики студенты, согласно составленному расписанию, по 2 человека посещали начальное училище, где в течение одной недели должны были давать пробные уроки почти по всем предметам. Практикант заблаговременно получал от учителя училища материал урока и указания по его разработке, разбирался в нем с помощью преподавателя (методиста) данного предмета в ПУЗ, писал начерно конспект урока и предъявлял его для просмотра методисту и учителю училища. После исправлений беловик отправлялся для просмотра директору.

Пробные уроки практикант должен был хорошо отработать. Так, от «практикантов неумолимо строго требовалась вполне добросовестная и надлежащая подготовка к практическому уроку в школе: они должны были не только безукоризненно хорошо знать наизусть конспект и материал урока, но глубоко обдумать все свое внешнее поведение для предстоящего урока, осмыслить произношение каждого слова... выработать некрикливо-громкую речь с необходимыми по обстоятельствам повышениями и понижениями в голосе и при этом речь должна быть простая, внятная и вполне доступная для детского понимания». Далее автор резюмирует: «все эти требования выполнимы при одном условии; практикант должен несколько раз прорепетировать урок перед воображаемыми учениками, проделать разные опыты и пробы и выработать в себе известные навыки в голосе и движениях».
На пробных уроках студента обычно присутствовали директор и методист соответствующего предмета, учитель начального училища и остальные практиканты выпускного класса. Пробные уроки также обсуждались всеми, кто на этом уроке присутствовал. При разборах соблюдался следующий порядок. Вначале слово предоставлялось практиканту, давшему урок, за ним высказывали свое мнение другие студенты, а затем и остальные члены собрания: учитель начального училища, методист и директор. Ход этих собраний записывался поочередно самими же практикантами. По окончании собрания уже только преподавателями выставлялась отметка за пробный урок. Студенты институтов, семинарий и школ обычно давали до 12-15 пробных уроков, а студенты курсов должны были провести не менее 6-8 таких уроков. Причем расписание пробных уроков составлялось таким образом, чтобы студенты могли провести уроки по всем основным предметам. В число пробных уроков входили зачетные или экзаменационные уроки, проводившиеся в конце выпускного класса.

В-третьих, проводилась активная педагогическая практика, когда 2 студента в течение недели присутствуют в образцовой школе на всех уроках в качестве помощника учителя и законоучителя и «по их указаниям занимаются или отдельными отделениями, или с целым классом». Таких практикантов называли недельными или дежурными воспитанниками, которые уже самостоятельно проводили уроки в начальном училище. Вместе с этим они вели и воспитательную работу с учащимися. Так, в образцовом училище при БУС было обращено внимание на «посещение православными учениками церкви... были приняты меры относительно внешней чистоты и опрятности и к этому были привлечены недельные воспитанники... Он должен был заботиться о том, чтобы ученики в школу приходили хорошо умытыми... Во время перемены в школе и во время богослужения недельный воспитанник устраивает между учениками игры, или поет, или упражняется в гимнастике». Ход работы во время активной практики фиксировался в ежедневных отчетах воспитанников. Кроме этого, они после окончания всей практики составляли сводный подробный отчет, который также тщательно разбирался на общих собраниях.

В-четвертых, студенты выпускного класса, не будучи недельными воспитанниками, по указаниям своих наставников проводили в начальном училище различные уроки, не требующие тщательной подготовки: гимнастику, пение, чистописание, объяснительное чтение.

В-пятых, студенты принимали участие в написании различных характеристик на учащихся начального училища и рекомендаций, как с этими учащимися лучше работать. В одном из отчетов директор БУС писал по этому поводу следующее: «В целях приучения выпускных воспитанников к наблюдению за детьми, изучению их выдающихся свойств и приобретению умения применяться к ним с начала учебного года каждый практикант выбирает для особого наблюдения и занятия одного или двух мальчиков в школе и в конце года должен представить директору... характеристику о его развитии в школе, его успехах и прилежании, любимых занятиях, мнениях о товарищах и прочее».

Из вышесказанного видно, что практика будущего учителя имела различные формы и виды педагогической деятельности. Хотя педагогическая практика имела свои недостатки: очередные практиканты пропускали занятия, теоретический курс педагогики нередко отставал от практики, практика больше воспитывала в студентах качества «ремесленника», чем сознательного педагога и др. Тем не менее, педагогическая практика была одной из самых сильных сторон в работе ПУЗ края. Вся ее организация служила образцом будущей учительской деятельности. Длительная беспрерывная практика давала воспитанникам возможность ознакомиться с системой начального училища в течение одного-двух лет, приобрести большое количество практических умений, достигнуть определенной сноровки и такта в отношениях с детьми, представить свою будущую работу в целостности.

Программы по предметам естественно-научного цикла, а также по педагогике, рисованию, черчению, чистописанию, пению были построены по линейному принципу, т.е, без возвращения к пройденному материалу. Это давало возможность ознакомить учащихся с большим объемом знаний, с другой стороны, это приводило к неглубокому, поверхностному усвоению материала. Характерной особенностью преподавания общеобразовательных предметов была органическая связь изучения теории предметов с методикой их преподавания. Для учебных программ педагогических учебных заведений были характерны недостатки – отсутствие межпредметных связей в обучении, при изучении естествоведческих дисциплин отсутствовала преемственность.

Но время настойчиво требовало внесения изменений в подготовку учителей. Революция 1905-1907 гг. дала новый толчок развитию социальных отношений в стране. Это способствовало и развитию народного образования. Растет число начальных школ, создаются высшие начальные училища; в них значительно меняются программы курсов, вводятся новые предметы: словесность, естествознание, физика. Еще большей специализации будущих учителей потребовала замена классной системы преподавания в городских училищах на предметную. Поэтому с конца ХIХ в. идет реорганизация всех сторон педагогического образования, в том числе и его содержания. С этого времени увеличиваются сроки обучения в учительских семинариях и школах до четырех лет, возникают трех годичные педагогические курсы. Обсуждается вопрос реорганизации учительских институтов в высшие педагогические учебные заведения.

Говоря о содержании педагогического образования этого периода, надо отметить расширение и углубление курса как общеобразовательных, так и специальных предметов. Так, значительно расширилась теоретическая часть курса почти по всем предметам, появилось и увеличилось количество лабораторных работ по естественно-научным циклам, вводятся дополнительные самостоятельные работы учащихся творческого порядка, а так же дополнительные курсы методик. В программах русского языка была выделена литература, на уроках которой стали изучать и ее историю. Значительные изменения претерпела математика, куда входили арифметика, алгебра и геометрия. Геометрия даже была выделена как отдельный предмет. В расширенный курс педагогики вошла логика. Кроме этого, в учебном плане появились новые предметы, такие как физика, химия, геология, гигиена, космография; обязательными предметами стали гимнастика, ручной труд, садоводство и огородничество.

Так, количество часов на гимнастику увеличилось до шести. Этот предмет преподавался, например, как гласят строчки из отчета директора Бирской учительской школы, «для содействия правильному развитию, так и для сообщения навыков, нужных в будущей профессии» [3; С. 62]. В БУС при обучении гимнастике преследовалась «двоякая цель: научить воспитанников строю и вольным движениям и дать возможность впоследствии обучать детей в школе. При этом попутно имелась в виду и образовательная цель: выработка в воспитанниках, иногда неуклюжих и неловких, навыкам свободным, ловким и изящным движениям». Программы занятий по гимнастике периодически составлялись врачами учебных заведений; она состояли из строевых упражнений из военной гимнастики, вольных гимнастических упражнений и упражнений на спортивных снарядах. На занятиях широко использовались игры гимнастические, а также народные: коршун, хромая лисица, горелки, чехарда, коров пасти, мяч в догонку, цель, колдун, гуси и волк, кошка и мышки, бары и др.

Кроме непосредственных занятий гимнастикой, для воспитанников устраивались также прогулки, катание на коньках, бег на лыжах, совершались многодневные туристические походы и экскурсии. Будущих учителей широко привлекали к занятиям по физическому воспитанию учащихся в начальных школах, так как «привлечение воспитанников... к занятиям гимнастикой в начальной школе и участие в организации школьных осенних и весенних праздников и прогулок полезно и необходимо для их предстоящей деятельности».

Преподавание ручного труда в России было введено в 1884 г. в Санкт-Петербургском учительском институте. Позднее этот предмет стал вводиться во всех ПУЗ. В 1896 г. МНП издает Инструкцию для учительских институтов и семинарий, согласно которой и организуют преподавание ручного труда. Предмет должен был вестись «согласно местным условиям». В ПУЗ края в рамках ручного труда велось преподавание переплетного дела, столярного, токарного, слесарного и др. Занятия ручным трудом делились на три вида – практические, графические и теоретические. Так, практические занятия в БУС велись в приготовительном, I и II классах по столярному делу, в III - по слесарному. По столярному делу воспитанники изготавливали рамки для ульев, ткацкий челнок, грабли, скамьи, табуреты, стулья, столы, парты и проч. Занятия по слесарному делу велись по программе, составленной преподавателем семинарии, они состояли в последовательном изготовлении различных предметов из жести, проволоки и железа.

На практических уроках воспитанники знакомились с инструментами, с их применением, ремонтом и отточкой. Графические занятия велись во всех классах; они состояли из вычерчивания столярных, слесарных предметов. Теоретические занятия велись в выпускном классе обычно по одному часу в неделю. На этих занятиях разбирались следующие вопросы: сущность и значение ручного труда, сведения по истории и теории ручного труда, сведения по технологии дерева и металла, указания по устройству класса ручного труда и ведению занятий, знакомство с основными сочинениями по ручному труду и методика преподавания ручного труда в начальной школе. В педагогических учебных заведениях открывались специальные классы ручного труда, которые оборудовались верстаками, приобретался инструмент и даже организовывались библиотеки при этих классах.

Наряду с ручным трудом в учебных заведениях, кроме учительских институтов, были введены обязательные занятия садоводством и огородничеством, согласно Инструкции МНП. В ПУЗ края широко внедрялись эти занятия, которые дополнялись еще и пчеловодством.

В процессе становления системы педагогического образования в крае меняются и усовершенствуются учебники и учебные пособия. В конце XIX - начале ХХ вв. было введено много новых учебников. Например, широко стали использоваться: по истории – «Систематический курс русской истории», «История древнего мира», «История средних веков», «Систематический курс новой истории», автором которых являлся Иванов, «Методика истории» (Кругликов-Гречаный); по географии – «Начальный курс географии» (Крубер и Григорьев), «Курс географии всеевропейских стран» (Барков и Чефранов), «География Российской империи» (Курдов), «Обозрение Российской империи сравнительно с важнейшими государствами» (Ловягин), «Краткое руководство по методике географии» (Руднев); по естествознанию и сельскому хозяйству – «Учебник ботаники» (Капелькин и Флеров), «Начальный курс зоологии» (Линзбир), «Элементарный курс анатомии и физиологии человека» (Наумов), «Анатомия и физиология растений» (Капелькин, Флеров), «Минералогия и геология» (Нечаев), «Методика природоведения» (Павлов), «Методика естествоведения в главнейших ее представителях» (Голиков), «Очерки по методике естествознания» (О. Шмейль), «Пчеловодство» (Клаусень), «Учебник пчеловодства» (Дорофеев), «Краткий учебник общего земледелия» (Власов); по физике – «Сокращенный учебник физики» (Краевич), по гимнастике – «Курс гимнастики для деревенских и сельских школ с необходимыми советами и указаниями для преподавателей» (Шмидт).

Таким образом, содержание педагогического образования видоизменялось, дополнялось, развиваясь вглубь и вширь. Перед I Мировой войной учебные планы педагогических учебных заведений уже представляли собой учебное расписание по каждому году обучения и каждому дню недели.

Надо отметить особенности, присущие учебным планам и программам только средних педагогических учебных заведений. Эти особенности, связаны с педагогической практикой в начальных школах: во-первых, обязательные практические занятия (пробные, экзаменационные уроки), во-вторых, необязательные практические занятия и, в-третьих, обязательное ведение воспитательной работы в начальных училищах.
Литература:
  1. Инструкция для педагогических курсов, утверждаемых в Оренбургском учебном округе по правилам 29 июня 1907 года для приготовления учителей и учительниц народных училищ. 2-е изд. - Уфа, 1913. - 43 с.
  2. Кузьмин Н.Н. Учительские семинарии России и их место в подготовке учителей начальной школы: Лекции по истории педагогики. - Курган, 1970. - 102 с.
  3. Отчет о состоянии Бирской Инородческой Учительской школы и начального при ней училища за 1895 (гражданский) год. С кратким очерком истории возникновения школы и статистическими таблицами за 13 лет ее существования. - Казань, 1896. - 144 с.
  4. Отчет о состоянии Благовещенской Учительской семинарии за 1902 (гражданский) год. - Уфа, 1903. - 71 с.
  5. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1995. - 638 с.
  6. Пругавин А.С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. - СПб., 1896. - 785 с.
  7. Смятских А.Л. Становление и развитие среднего специального педагогического образования в России: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1992. - 131 с.
  8. Шимбирев П.Н. Проблемы педагогической подготовки учителя средней школы в дореволюционной России // Ученые записки. Т.VIII. / Тр. кафедры педагогики МОПИ. Вып.1. - М., 1947. - С.77-104.