ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Автор: Аминов Т.М.
В педагогических учебных заведениях края в исследуемый период была оформлена определенная система общепедагогической и методической подготовки воспитанников к учительской деятельности в начальных народных училищах. Организация учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях, готовящих учителей, исходила из всей внутренней политики царского правительства. Так, еще Александр II в одном из рескриптов требовал, чтобы «воспитание юношества было направлено в духе истин религии, уважения к правам собственности..., чтобы в учебных заведениях не было допускаемо ни явное, ни тайное проповедование разрушительных понятий» [4; С. 483]. Исходя из этого требования, министр просвещения Д.А. Толстой призвал попечителей учебных округов к «строгой последовательности в действиях при неуклонном... взыскании за проступки учащихся, постоянному наблюдению за преподаванием» [4; С. 483]. Через много лет, в 1902 г. Николай II в своем рескрипте новому министру просвещения Г.3. Зенгеру указывает: @чтобы в школе с образованием юношества соединялось воспитание его в духе веры, преданности престолу и отечеству и уважению к семье... Школа, из которой выходит юноша с одним лишь курсовыми познаниями, не сроднено религиозно-нравственным воспитанием с чувством долга, с дисциплиной и уважением к старшим, не только не полезна, но часто вредна, развивая столь же пагубное для каждого дела своеволие и самомнение» [4; С. 703].

Эти указания ясно определяли принципы организации деятельности всех педагогических учебных заведений. По мнению их руководителей, будущие учителя должны были выработать в себе навыки честной жизни, аккуратного, добросовестного выполнения всех своих обязанностей. Большинство преподавателей видели цель своей деятельности в пробуждении интереса воспитанников к учебе, развитии в них сознательного отношения к учебному материалу. Преподаватели рассматривали вопросы подготовки будущих учителей в прямой зависимости от решения умственного развития воспитанников. Главная роль в этом отводилась уроку. При разработке методики уроков, направленных на активизацию умственной деятельности, в учебных заведениях края часто применялись передовые идеи видных педагогов того времени К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Н.Ф. Бунакова, Л.Н. Толстого, Н.А. Корфа и др.

Разнообразие методов и приемов считалось обязательным условием организации познавательной деятельности на уроках. Так, на уроках часто использовался метод беседы. Этот метод способствовал развитию хорошей устной речи, умению самостоятельно получать знания, а затем правильно излагать их. Подход к методам обучения по § 75 Инструкции для семинарий был следующим: «метод... должен строго сообразовываться с преподаваемым предметом и со степенью развития и подготовки воспитанников», - далее говорилось, что надо «осторожно относиться к катехизации, больше прибегать к догматическому методу изложения, прерывая его вопросами к учащимся». Несмотря на эти установки на уроках нередко использовались и другие методы, например, метод рассказа. В ходе рассказа использовались следующие методические приемы: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания, приемы логического сравнения, сопоставления, выделения главного, умения делать выводы и др.

Особое внимание в педагогических учебных заведений уделялось самостоятельной работе воспитанников; в развитии таких навыков большую роль отводили письменным работам, среди которых выделялось несколько типов. Первый тип – списывание с книг образцовых текстов, изложение заученного наизусть, передача содержания, ответы на вопросы по содержанию текста. Второй тип – изложение прочитанного, иногда изложения с элементами сочинения, а также небольшие письменные работы описательного характера. Третий тип – сочинения на заданную тему. Причем, сочинения писались не только по литературе, но и по географии, истории, естествоведению, педагогике и др. предметам. Четвертый тип - рефераты, представлявшие собой уже небольшую исследовательскую работу. Письменные работы развивали у воспитанников мыслительные способности, формировали творческий подход к научным знаниям, прививали умение правильно излагать собственные мысли, поддерживали и углубляли любознательность учащихся.
Большое значение в воспитании будущих учителей отводилось методике обучения чтению. До 60-х гг. ХIХ в. в начальных училищах господствовал буквослагательный метод обучения грамоте. Часть первых воспитанников педагогических учебных заведений сами учили азы грамоты по этому методу. Педагогических учебных заведений, надо отметить, с первых лет своей деятельности готовили своих воспитанников обучению грамоте или аналитическим звуковым методом (метод Жакото), или аналитико-синтетическим методом совместного обучения письму-чтению, разработанным К.Д. Ушинским. Оба метода были большим шагом вперед,

В педагогических учебных заведений уделяли внимание наглядности в обучении. Для этого учебные заведения имели в своем распоряжении физические кабинеты, учебные мастерские, лаборатории, фундаментальные и ученические библиотеки, в части из них создавались даже музеи. Наглядные пособия создавались руками самих преподавателей и даже воспитанников. Во всех педагогических учебных заведений края было рекомендовано, чтобы каждый воспитанник к своим урокам на педагогической практике готовил наглядные средства. Так, в БУС воспитанники готовили различные таблицы, представлявшие собой большие листы бумаги, на которых карандашом из особого состава крупными буквами написаны либо ноты, либо примеры, либо условие задачи... Таблицы вывешивались на доске, на специальной подставке. Документы свидетельствуют, что подобные таблицы экономили массу времени на уроке; сохранялись и использовались по нескольку раз, помогали при недостатке учебников и пособий, способствовали развитию самостоятельности у учащихся начальной школы, если учитель занимался с двумя – тремя отделениями одновременно [1; Сс. 62-63]. Некоторые из таблиц даже отсылались попечителю учебного округа для демонстрации их на Всероссийской выставке.

С начала ХХ в., в обучении будущих учителей стали применяться различные экскурсии: по краеведению, географии, естествознанию и др.

При подготовке учителей в педагогических учебных заведений широко использовались те принципы обучения и воспитания, которыми богата современная педагогика. Это принципы научности, систематичности, последовательности, активности, наглядности, прочности, самодеятельности и другие. Например, в ежегодных отчетах, можно нередко найти такие строки: «Изучение физики сопровождалось опытами... Изучение естественных наук по возможности было наглядное. Наставник употребил много труда на то, чтобы ученики подготовляли уроки разумно, обращая внимание на суть дела... привлекая и возбуждая самодеятельность учеников, и требовал выводов из данных посылок для уяснения сути дела». Или «при прохождении курса Педагогики во II-IV классах примеры брались из жизни учеников или из того, что им известно по математике, физике и по естественным наукам. В младших классах все уроки рассказывались учителем, а в старших классах во многих случаях намечались только вопросы, на которые ученики должны были найти ответы заданного по книге».

Огромное значение в педагогических учебных заведениях придавалось воспитательной стороне подготовки будущих учителей. Эта работа проводилась как по линии учебной, так и по линии внеклассной жизни воспитанников. В воспитании широко использовались все средства, которыми располагали педагогические учебные заведения. Это:
- Обучение, которое считалось самым действенным средством не только развития ума, но и воспитания.
- Личный пример всех преподавателей педагогических учебных заведениях.
- Индивидуализация всего учебно-воспитательного процесса. Для этого в ПУЗ вводилась система классного наставничества. Так, уже с первых дней Педагогический Совет БУС постановил разделить учащихся на несколько групп по возрастам и ввести ответственных за их воспитание. Это было сделано для основательного изучения и эффективного руководства их развитием. Попечение о питомцах оставалось на воспитателе до окончания ими семинарии.
- Внеклассная воспитательна работа. Она давала возможность организовать жизнь воспитанников в желаемом направлении и, более целесообразно организовать их досуг. Свободное время воспитанников было заполнено чаще чтением книг и журналов, разучиванием нотного пения, переплетным мастерством, игрой на музыкальных инструментах, работой в саду и огороде, прогулками на свежем воздухе и т.п..
- Разумный уклад всей внутренней жизни. Поэтому большое значение в стационарных ПУЗ придавалось режиму дня. Учительские институты, семинарии, школы, нередко классы и курсы, именно исходя из воспитательных задач, были определены как закрытые учебные заведения. Вся жизнь их воспитанников регламентировалась строжайшим образом. Каждое учебное заведение имело утвержденные попечителем Правила, в которых предписывались принципы поведения как на уроках, так и везде, где воспитанник мог бывать: в интернате, за его территорией и даже дома на каникулах. Так, например, учащийся педагогических учебных заведений не имел право без разрешения покинуть территорию интерната; учащиеся должны были быть одеты в казенную одежду установленного образца, им запрещалось «носить длинные волосы, усы, бороду, кольца на руках, а равно тросточки и палки в руках во время прогулок», также воспитанники должны были «избегать знакомства с людьми порочного поведения и сомнительной нравственности, и не вступать в сообщество с людьми неизвестными и неблагонадежными» [3; Сс. 134-136].
В нравственном воспитании одним из действенных методов считалось убеждение, как важнейшее средство, дающее возможность довести до сознания воспитанников «необходимость, справедливость и законность» предъявляемых к ним требований. Будущих учителей приучали «правдивости, искренности, вежливости, исполнительности, аккуратности, внимательности к другим, в них развивалась наклонность к послушанию и употреблялись для этого не только мягкие меры и посему... хорошие отзывы о поведении учащихся относились не к наружному виду, а к душевному ... состоянию и к проявлению свободной воли во всех их действиях». В основе нравственного воспитания лежала религиозная идеология. В педагогических учебных заведениях соблюдались все религиозные обряды. И делалось так, «чтобы соблюдение это носило не только внешний характер, но и доходило до сердец воспитанников» [2; С. 33]. Преподаватели обращали особое внимание на развитие в учащихся «возвышенных чувств, гуманных идей, на укрепление доброй и крепкой воли» [2; С. 33]. В учебных заведениях прививались чувство «любви и преданности Государю и отечеству».

В педагогических учебных заведениях применялись различные формы поощрений и наказаний. Их применение обязательно фиксировалось и в конце года объявлялось на советах; сложилась примерно следующая система поощрений: отличная отметка по дисциплине за текущий год; благодарность от имени педагогического совета; благодарность от имени директора учебного заведения; подарок в виде книги; благодарственное письмо родителям примерного ученика; денежная премия, обычно при окончании учебного заведения; нередко самые примерные ученики имели привилегии при распределении на учительские должности. Самые лучшие ученики оставлялись учителями в образцовых начальных училищах, при педагогических учебных заведениях.

Система наказаний также была разнообразной. Так, в БУС наказаниями были: замечание от директора, замечание от педагогического совета, лишение стипендии, исключение из семинарии. Причем, и поощрять, и наказывать могли исходя из дисциплины и успешного обучения ученика.

Следующим направлением в воспитании будущих учителей считалось их физическое развитие. На этот вопрос стали особенно обращать внимание с начала ХХ в. В учебных заведениях лучшим средством для развития физических сил считались занятия гимнастикой. Взгляд на физическое воспитание был двоякий: во-первых, укрепление здоровья и развитие самих воспитанников и, во-вторых, чтобы они могли передать навыки укрепления здоровья своим будущим ученикам.

Немаловажное значение в деятельности педагогических учебных заведений играло трудовое воспитание. Оно осуществлялось на занятиях по ручному труду, воспитанники активно привлекались к работам на кухне, огороде, в саду, в поле, даже по уходу за пчелами и скотом. Одной из составных трудового воспитания было развитие навыков самообслуживания.

Большое место в работе педагогических учебных заведений занимало эстетическое воспитание, осуществляемое на уроках и во внеучебной жизни. Творческие способности будущих учителей развивались в процессе хорового пения, игры на музыкальных инструментах. Воспитатели прилагали старания к привитию у учащихся чувства прекрасного, приучению их к содержанию в порядке одежды, учебных принадлежностей, помещений, уходу за комнатными и садовыми цветами. Преподаватели «выясняли ученикам облагораживающее и возвышающее человека разумное чтение русской и иностранной классической литературы, знакомили их с лучшими образцами, возбуждали в них охоту и любовь к пению, музыке, рисованию, а также обучали их танцам» [2; С. 36]. В праздничные дни, в дни зимних каникул воспитанники давали праздничные концерты, ставили спектакли, проводили литературно-музыкально-вокальные вечера, устраивали народные чтения, даже существовали так называемые ассамблеи – «чисто семейные вечера с чаепитием, музыкой, гостями обоего пола, танцами» [2; С. 37].

Анализируя особенности воспитательной работы в учебных заведениях, можно утверждать, что в процессе становления педагогического образования элементы умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания занимали существенное место в системе всей воспитательной работы. Воспитанию будущего учителя придавалось большое значение. В этом вопросе надо выделить 2 основных периода: 1) время до революции 1905 г.; 2) после 1905 г. Первый период характеризуется ярко выраженной тенденцией воспитания в религиозно-монархическом духе, направленного на «выращивание» учителя-чиновника, неукоснительно выполняющего все предписания. События 1905-1907 гг. изменили взаимоотношения между учащимися педагогических учебных заведений и их руководителями, изменилась организация деятельности педагогических учебных заведений; воспитанники могли выписывать, с разрешения воспитателей журналы и газеты, у старших воспитанников, появилась возможность проживать на частных квартирах. Хотя надзор за учащимися как на уроках, так и во внеучебное время оставался жестким, он уже не имел той остроты и антагонизма, который присутствовал в предыдущем периоде.

Несмотря на глубокие противоречия система воспитательной работы, содействовала подготовке разносторонне развитых народных учителей. Такие ее идеи и принципы, как воспитание через учебный предмет методом личного примера преподавателей, направленное на привитие трудолюбия, аккуратности, добросовестного выполнения обязанностей, чувства долга, чести, интернационализма, не могли не иметь своего огромного положительного значения.
Литература:
  1. Из жизни Благовещенской учительской семинарии. - Уфа, 1900. - 103 с.
  2. Историческая записка о 25-летнем существовании Благовещенской учительской семинарии // Приложение к N 7 «Циркуляра по Оренбургскому учебному округу» за 1902 г. - 78 с.
  3. Отчет о состоянии Бирской Инородческой Учительской школы и начального при ней училища за 1895 (гражданский) год. С кратким очерком истории возникновения школы и статистическими таблицами за 13 лет ее существования. - Казань, 1896. - 144 с.
  4. Рождественский С. Исторический обзор деятельности МНП (1802-1902). - СПб., 1902. - 782 с.