В нравственном воспитании одним из действенных методов считалось убеждение, как важнейшее средство, дающее возможность довести до сознания воспитанников «необходимость, справедливость и законность» предъявляемых к ним требований. Будущих учителей приучали «правдивости, искренности, вежливости, исполнительности, аккуратности, внимательности к другим, в них развивалась наклонность к послушанию и употреблялись для этого не только мягкие меры и посему... хорошие отзывы о поведении учащихся относились не к наружному виду, а к душевному ... состоянию и к проявлению свободной воли во всех их действиях». В основе нравственного воспитания лежала религиозная идеология. В педагогических учебных заведениях соблюдались все религиозные обряды. И делалось так, «чтобы соблюдение это носило не только внешний характер, но и доходило до сердец воспитанников» [2; С. 33]. Преподаватели обращали особое внимание на развитие в учащихся «возвышенных чувств, гуманных идей, на укрепление доброй и крепкой воли» [2; С. 33]. В учебных заведениях прививались чувство «любви и преданности Государю и отечеству».
В педагогических учебных заведениях применялись различные формы поощрений и наказаний. Их применение обязательно фиксировалось и в конце года объявлялось на советах; сложилась примерно следующая система поощрений: отличная отметка по дисциплине за текущий год; благодарность от имени педагогического совета; благодарность от имени директора учебного заведения; подарок в виде книги; благодарственное письмо родителям примерного ученика; денежная премия, обычно при окончании учебного заведения; нередко самые примерные ученики имели привилегии при распределении на учительские должности. Самые лучшие ученики оставлялись учителями в образцовых начальных училищах, при педагогических учебных заведениях.
Система наказаний также была разнообразной. Так, в БУС наказаниями были: замечание от директора, замечание от педагогического совета, лишение стипендии, исключение из семинарии. Причем, и поощрять, и наказывать могли исходя из дисциплины и успешного обучения ученика.
Следующим направлением в воспитании будущих учителей считалось их физическое развитие. На этот вопрос стали особенно обращать внимание с начала ХХ в. В учебных заведениях лучшим средством для развития физических сил считались занятия гимнастикой. Взгляд на физическое воспитание был двоякий: во-первых, укрепление здоровья и развитие самих воспитанников и, во-вторых, чтобы они могли передать навыки укрепления здоровья своим будущим ученикам.
Немаловажное значение в деятельности педагогических учебных заведений играло трудовое воспитание. Оно осуществлялось на занятиях по ручному труду, воспитанники активно привлекались к работам на кухне, огороде, в саду, в поле, даже по уходу за пчелами и скотом. Одной из составных трудового воспитания было развитие навыков самообслуживания.
Большое место в работе педагогических учебных заведений занимало эстетическое воспитание, осуществляемое на уроках и во внеучебной жизни. Творческие способности будущих учителей развивались в процессе хорового пения, игры на музыкальных инструментах. Воспитатели прилагали старания к привитию у учащихся чувства прекрасного, приучению их к содержанию в порядке одежды, учебных принадлежностей, помещений, уходу за комнатными и садовыми цветами. Преподаватели «выясняли ученикам облагораживающее и возвышающее человека разумное чтение русской и иностранной классической литературы, знакомили их с лучшими образцами, возбуждали в них охоту и любовь к пению, музыке, рисованию, а также обучали их танцам» [2; С. 36]. В праздничные дни, в дни зимних каникул воспитанники давали праздничные концерты, ставили спектакли, проводили литературно-музыкально-вокальные вечера, устраивали народные чтения, даже существовали так называемые ассамблеи – «чисто семейные вечера с чаепитием, музыкой, гостями обоего пола, танцами» [2; С. 37].
Анализируя особенности воспитательной работы в учебных заведениях, можно утверждать, что в процессе становления педагогического образования элементы умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания занимали существенное место в системе всей воспитательной работы. Воспитанию будущего учителя придавалось большое значение. В этом вопросе надо выделить 2 основных периода: 1) время до революции 1905 г.; 2) после 1905 г. Первый период характеризуется ярко выраженной тенденцией воспитания в религиозно-монархическом духе, направленного на «выращивание» учителя-чиновника, неукоснительно выполняющего все предписания. События 1905-1907 гг. изменили взаимоотношения между учащимися педагогических учебных заведений и их руководителями, изменилась организация деятельности педагогических учебных заведений; воспитанники могли выписывать, с разрешения воспитателей журналы и газеты, у старших воспитанников, появилась возможность проживать на частных квартирах. Хотя надзор за учащимися как на уроках, так и во внеучебное время оставался жестким, он уже не имел той остроты и антагонизма, который присутствовал в предыдущем периоде.
Несмотря на глубокие противоречия система воспитательной работы, содействовала подготовке разносторонне развитых народных учителей. Такие ее идеи и принципы, как воспитание через учебный предмет методом личного примера преподавателей, направленное на привитие трудолюбия, аккуратности, добросовестного выполнения обязанностей, чувства долга, чести, интернационализма, не могли не иметь своего огромного положительного значения.