В целом, начиная с середины 60-х гг. ХIХ в. стали организовываться краткосрочные курсы, имеющие целью повышение общепедагогической и методической квалификации учителей. Наряду с курсами созывались съезды народных учителей и работников народного образования. Инициатива созыва первых учительских съездов и курсов принадлежала земствам и общественности. Работой многих учительских съездов и курсов руководили виднейшие русские педагоги: Н.А. Корф, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, П.Ф. Лесгафт, Д.И. Тихомиров и многие другие. Курсы и съезды, первоначально созываемые с целью повышения квалификации учителей начальной школы, вскоре приобрели более широкое значение – «они стали одной из основных форм общественного участия в развитии народного образования... серьезным фактором не только культурного и профессионального роста учительства, но и упорядочения школьного дела» [7; С. 189]. Все более усиливающийся общественный авторитет курсов и съездов заставил правительство обратить на них внимание. С 1869 г. курсы и съезды были поставлены под надзор инспекторов и директоров народных училищ. В дальнейшем для упорядочения деятельности курсов и съездов МНП принимает ряд законов: «Правила о временных педагогических курсах для учителей и учительниц начальных народных училищ» от 5 августа 1875 г., Министерское предписание об учительских съездах от 31 июля 1881 г., «Правила о педагогических курсах, устрояемых при татарских учительских школах, для учителей начальных татарских училищ» от 14 ноября 1877 г., «Временные правила о съездах учащих в начальных народных училищах» от 26 ноября 1899 г. и ряд других.
На территории края временные педагогические курсы и съезды обычно организовывались в губернских или уездных центрах. Так, курсы прошли в 1874 г. в г. Оренбурге, в 1879 г. в г. Уфе, в 1886 г. в г. Бирске, в 1902 г. в г. Уфе. Особенно заметное увеличение количества курсов и съездов было после 1905 г. В отдельных уездах края они стали проводиться ежегодно. В это время в различных городах одновременно было проведено несколько курсов и съездов: в 1905 г. в г. Уфе проходил съезд народных учителей; в 1907 г. в г. Уфе – съезд законоучителей средних учебных заведений округа; в 1912 г. в г. Уфе также съезд, но уже директоров и инспекторов народных училищ Оренбургского учебного округа. Были проведены курсы: в 1913 г. в г. Красноуфимске, в 1914 г. в г. Уфе и Белебее, в 1915 г. в г. Стерлитамаке, в 1916 г. в г. Уфе. Знаменательным фактом в ряду вышеназванных курсов было то, что руководителем одного из них был талантливый педагог В.И. Водовозов (1874 г., г. Оренбург). Кроме курсов и съездов, проводимых в границах Оренбургского учебного округа, учителя края принимали активное участие в подобных мероприятиях, проводимых на всероссийском уровне [8; С. 14]. Так, в апреле 1916 г. попечитель Оренбургского учебного округа собирает сведения по учебным заведениям о тех учителях, которых следовало командировать на курсы по физике, естествознанию и химии. Курсы МНП предполагалось провести в г. Москве в институте им. П.Г. Шелапутина в июне этого же года.
Учителя нашего края также повышали свою квалификацию на курсах, организовывавшихся в соседних учебных округах. Для этой цели Уфимское губернское земство после 1905 г. вносило ежегодно в смету 6000 руб. [3; С. 5]. В начале ХХ в. учителя всех уровней были охвачены волной широкого педагогического движения – движения за создание Новой школы. Как выразился Н.В. Чехов: «Это движение глубоко проникло в учительскую массу. Народные учителя каждое лето целыми тысячами устремляются на курсы или на образовательные экскурсии по России или за границу. Теперь совсем не редкость встретить учителя, который побывал и в Италии, и в Греции, и в Палестине, прослушал курсы в Петербурге, Москве или еще где-нибудь...» [11; С. 217].
По Правилам от 1875 г. целью краткосрочных педагогических курсов было «ознакомление мало подготовленных учителей и учительниц начальных народных училищ с лучшими способами обучения, а также обновление и пополнение их сведений в преподаваемых ими предметах и вообще усовершенствование их в деле ведения начального обучения» [167; С. 456]. Курсы продолжительностью от четырех до шести недель устраивались в «летнее вакационное время», и только с разрешения попечителя учебного округа. Все занятия на курсах подразделялись на теоретические и практические. Последние состояли из образцовых и показательных уроков, проводимых руководителями курсов, а также обязательных пробных уроков слушателей курсов. Для практических уроков при курсах обычно временно открывались начальные школы, т.к. их организаторы считали, что «дидактика и методика без живых примеров в форме уроков теряет 50 % своего значения» [1; С. 101]. Материалом на курсах частично служили описание слушателями состояния учебно-воспитательного дела в их собственной школе.
Занятия на курсах проходили очень интенсивно по 6-7 часов в день, куда не входило время, «которое было необходимо ежедневно на разбор практических уроков» [4; С. 33]. По всем теоретическим занятиям слушатели составляли письменные отчеты, которые проверялись руководителями курсов и обсуждались на общих собраниях. После окончания курсов каждый из слушателей получал свидетельство с аттестацией по предметам. Численность слушателей на курсах была всегда очень большой. Так, на Белебеевских курсах в 1914 г. было 124 человека [6; С. 30], на курсах в г. Стерлитамаке – 160 человек [10; С. 21]. Более того, слушателями курсов могли быть и желающие посвятить себя учительской деятельности, но не имеющие пока для этого разрешения. Так, из 124 слушателей Белебеевских 1914 г. курсов только 36 человек имели специальное педагогическое образование [6; С. 30]. Таким образом, краткосрочные курсы для части слушателей были скорее не только формой повышения квалификации, а формой первоначального знакомства с будущей педагогической деятельностью.
Для анализа содержания курсов приведем перечень теоретических и практических занятий, проведенных на некоторых из них. Так, на курсах, проходивших в Белебее в 1914 г., за 35 рабочих дней было проведено 220 занятий. Из них «по психологии и педагогике – 20, по методике преподавания русского языка – 50, по начальному обучению – 10, по методике преподавания русского языка для инородцев – 23, по методике арифметики – 27, по гигиене – 9, по мироведению – 35, по вопросу о приближении школы к жизни – 6, по пению – 25 и по сокольской гимнастике – 15 занятий» [6; С. 32].
На курсах, проходивших в 1913 г. в г. Красноуфимске, за 24 рабочих дня было проведено 140 занятий. Из них: методике русского языка было уделено 31 занятие, методике преподавания – 24, закону божьему – 8, физике – 26, естествоведению – 23, педагогике и психологии – 22, пению – 6 занятий [5; С. 19]. Как видно, значительное место в курсовой программе занимали методики преподавания русского языка и арифметики. При прохождении других предметов, изучаемых в начальной школе (закон божий, естествоведение, пение, гимнастика и др.), на курсах обязательно рассматривалась и методика. Все курсовые занятия, особенно в ХIХ в., рассматривались с позиции как это будет преломляться в начальной народной школе? По мере развития организации курсовой работы, в их программах стали появляться и увеличиваться занятий по естественнонаучным, обществоведческим, в т.ч. психолого-педагогическим циклам.
В курсовую программу по педагогике включались сведения из психологии, логики, теории и методики воспитания, дидактики начального обучения, истории педагогики и школоведения. Приведем для наглядности отдельные направления занятий по педагогике одного из вышеназванных курсов. Это – развитие органов чувств у детей; внимание и восприятие; память; типы рассеянности у детей; воображение; мышление; интеллект; эмоции; воля; воспитание воли; детские аномалии; дисциплина; поощрение и наказание; игра, ее роль в воспитании и обучении; нравственное воспитание; физическое воспитание; чтение, письмо и методика их преподавания: умозаключение и процессы суждения; школа Монтессори; идеи Далькроза; идея вспомогательной школы; расписание; книги для детского чтения и многое другое. В программе по педагогике на этих курсах был довольно широкий охват вопросов, связанных с детской психологией и воспитанием ребенка [5; С. 12].
Кроме всего этого, на краткосрочных курсах проделывались работы, необходимые учителю в школе повседневно. Например, составлялись программы самостоятельных письменных упражнений по русскому языку; составлялись перечни статей в книгах более пригодных для начальных русскоязычных и «инородческих» школ; составлялись расписания уроков на два полугодия; слушатели курсов знакомились с ведением классных журналов, каталогов книг и описей школьного инвентаря, знакомились с «наглядными учебными пособиями, которые можно использовать для первоначального обучения... знакомились с устройством волшебного фонаря для народных чтений и обучения» [4; С. 113]. На курсах также все слушатели получали методическую литературу, наглядные пособия для своих школ. Как гласят строчки одного отчета, «по закрытии курсов... составлено распределение между училищами книг и учебных пособий как заготовленных к курсам, так и тех, которые оказалось необходимым приобрести. Заготовленные к курсам учебные пособия и каталоги были выданы учителям...» [4; Сс. 107-108].
Также в программах курсов предусматривались различные познавательные экскурсии (пасека, молочная ферма, завод и др.), литературные вечера и даже общие чаепития в праздничные дни.
В целом, краткосрочные педагогические курсы были действенной формой повышения квалификации учителя начальной школы. Конечно, не каждый учитель имел возможность быть слушателем курсов. Так, в Белебеевском уезде Уфимской губернии «в 1912- 1913 гг. всех учителей народных училищ числилось 418» [6; С. 2], а на курсах летом 1914 г. было 124 слушателя, или примерно 30 %, что само по себе было неплохо. Но не на всех курсах участников было так много, их количество могло колебаться от 20 слушателей и выше. При таком положении даже не каждый учитель имел возможность участвовать в работе курсов. Несмотря на это, краткосрочные курсы повышали методический и общеобразовательный уровень большей части народных учителей. Вот как на курсах 1915 г. в г. Стерлитамаке высказывался один из его участников: «Мы, учителя, хотим жить, следить за жизнью человечества. Мы ведь остро чувствуем, как отстаем от жизни, как она идет мимо нас, оставляя нас за бортом, чувствуем, как теряются наши духовные и нравственные силы». Далее он заявляет, что «курсы эти дали нам возможность пополнить и осветить наши знания, они осветили многие волнующие нас вопросы, давно зародившиеся в нас, и которые мы, изолированные от интеллигентного мира, при полной невозможности сообщаться с ним, разрешить были не в состоянии. Жизнь же изменяется, идет быстро вперед, предъявляет учителю все новые и новые требования» [10; С. 22].
В деятельности краткосрочных курсов можно выделить несколько периодов: