ПЕДАГОГИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Педагогическое образование
Автор: Аминов Т.М., Асадуллин Р.М.
Педагогическое образование, система подготовки специалистов средней и высшей квалификации в области педагогики. Представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений (учебные и научные заведения, органы их управления) по подготовке и переподготовке педагогических кадров для учебных заведений всех типов. В понятие «педагогическое образование» включается также совокупность педагогически адаптированных общетеоретических, специальных знаний и педагогических навыков, способствующих развитию творческого и профессионального мышления и позволяющих получившим педагогическое образование вести учебно-воспитательную работу в учебных и учебно-воспитательных учреждениях в соответствие с полученной специальностью.
В Башкортостане первыми учреждениями педагогического образования стали религиозные учебные заведения (Дарлмугаллимат, Духовное мужское училище, Медресе), первым государственным русскоязычным профессиональным учебным заведением – педагогический класс (основан в 1862) при Бирском уездном училище. Система государственного педагогического образования формировалась в соответствии с Положением об учительских семинариях (1870), Положением об учительских институтах, Положением о татарских учительских школах (оба – 1872) и другими. Подготовка учителей начальной школы осуществлялась на педагогических курсах и в педагогических классах при общеобразовательных учебных заведениях, педагогических классах при женских гимназиях и прогимназиях, педагогических экстернатах, Бирской инородческой учительской школе, Орско-Оренбургской казахской учительской школе, Уфимской татарской учительской школе, Благовещенской учительской семинарии и других; учителей церковно-приходских школ – в школах второклассных учительских и других; городских училищ и уездных училищ – в Уфимском учительском институте.

В учебных заведениях изучались общеобразовательные и специальные (педагогика, психология, гигиена) дисциплины, педагогическая практика организовывалась в специально открываемых школах. После революции 1917 года действовали трехгодичные педагогические курсы на базе учительских школ и семинарий. С 1920-х годов подготовка педагогов осуществлялась в педагогических техникумах (преобразованы в педагогические училища) и Институте народного образования (Башкирский государственный университет). Высшее педагогическое образование развивается после реорганизации Института народного образования в Педагогический институт имени К.А. Тимирязева и открытия учительских институтов.

Подготовку учителей со средним специальным образованием осуществляют в Белебеевском педагогическом колледже, Белорецком педагогическом колледже, Благовещенском педагогическом колледже, Кумертауском педагогическом колледже, Кушнаренковском педагогическом колледже, Месягутовском педагогическом колледже, Нефтекамском педагогическом колледже, Педагогическом колледже №1, Педагогическом колледже №2, Профессионально-педагогическом колледже, Салаватском педагогическом колледже, Сибайском педагогическом колледже, Стерлитамакском педагогическом колледже, Стерлитамакском техникуме физической культуры, Туймазинском педагогическом колледже; с высшим образованием – в Педагогическом университете, Бирской социально- педагогической академии, Стерлитамакской педагогической академии, БГУ, Академии ВЭГУ (Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права), филиалах Уральского университета физической культуры и других.

Программа непрерывного педагогического образования реализуется в аспирантуре и докторантуре вузов, Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки Башкирского государственного университета, Управлении дополнительного образования БГУ, Институте развития образования и др. Профессиональная подготовка и педагогическая профессиональная ориентация осуществляются на подготовительных отделениях при вузах, в педагогических классах гимназий и лицеев.

Основы педагогического образования разрабатывались Акмуллой, А.Г. Бессоновым, М.М. Биксуриным, В.В. Катаринским, А.П. Пинкевичем, З.Х. Расулевым, М.И. Уметбаевым, Р.Ф. Фахретдиновым и др. В развитие педагогического образования внесли вклад С.Р. Алибаев, Р.В. Альмухаметов, Т.М. Аминов, Э.Т. Ардаширова, Р.М. Асадуллин, К.Ш. Ахияров, Х.Х. Баймурзин, В.И. Баймурзина, В.Л. Бенин, А.С. Гаязов, А.А. Еникеев, Ф.Х. Мустафина, С.А. Мухамедьянов, А.З. Рахимов, М.Н. Фархшатов, Р.М. Фатыхова, В.С. Хазиев, Э.Ш. Хамитов, В.Э. Штейнберг и другие.
Источник:
Башкирская энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2009. – Т. 5. – С. 44.
Педагогика
Автор: Аминов Т.М., Асадуллин Р.М.
Педагогика (греч. paidagogike), 1) наука о воспитании и обучении человека; 2) область научных исследований, связанных с воспитанием, образованием и обучением; 3) идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.) на стратегию, цели, содержание и тактику воспитания, обучения, образования. В России становление педагогики как науки связано с деятельностью К.Д. Ушинского, который к середине 19 века создал психолого-педагогическую концепцию и теорию воспитания и обучения на её основе. Включает дидактику, коррекционную педагогику, историю педагогики, общую, возрастную, отраслевую педагогику.

Формой педагогического знания древних башкир были средства и способы социализации и воспитания, отраженные в фольклоре, обычаях, обрядах, традициях и др. Становление педагогики как отрасли научного знания связано с проникновением ислама и распространением мектебов и медресе. Носителями прогрессивных педагогических мыслей были: М. Акмулла, М.М. Биксурин, Карас-сэсэн, З.Х. Расулев, М.И. Уметбаев, Р.Ф. Фахретдинов и др. Организация учебных заведений с обучением на русском языке способствовала проникновению педагогических воззрений Н.И. Ильминского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, Н.В. Чехова и др. Их идеи оказали влияние на разработку научных основ педагогики А.Г. Бессонова, С.Ш. Зиганшина, В.В. Катаринского, Г.П. Никова, А.П. Пинкевича и др.

Педагогические исследования получили системный характер с открытием в республике Педагогического института им. К.А. Тимирязева и учительских институтов. Исследования в области педагогики ведутся в Педагогическом университете, Башкирском государственном университете, Бирской социально-педагогической академии, Стерлитамакской педагогической академии, Академии ВЭГУ (Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права), Институте развития образования, Истории, языка и литературы институте и др.

Учеными Республики Башкортостан разрабатываются основы дошкольного, общего, среднего, профессионального, высшего и послевузовского образования, исследуются проблемы совершенствования педагогических, психологических, дидактических аспектов образовательного процесса, в т.ч. политехнического и трудового обучения учащейся молодёжи (А.Ф. Амиров, К.Ш. Ахияров, М.И. Гарипов, Р.З. Тагариев), педагогической культурологии (В.Л. Бенин, Х.Х. Лукманова, З.Д. Киекбаева), этнопедагогики (К.Ш. Ахияров, Х.Х. Баймурзин, В.И. Баймурзина, С.А. Мухамедьянов), педагогики исламского образования (Т.М. Аминов, Р.М. Асадуллин, Р.Х. Калимуллин, В.С. Хазиев, Р.И. Якупов и др.), дидактики (Р.В. Альмухаметов, Т.Х. Аслаев, М.Г. Гималова, К.З. Закирьянов, Р.А. Кудашев, Л.Г. Саяхова, С.Т. Сатбалдина, В.П. Сухов, Н.С. Сытина, Р.Г. Хазанкин и др.), педагогики высшей школы (Р.М. Асадуллин, Э.Т. Ардаширова, Г.И. Гайсина, А.С. Гаязов, Э.Ш. Хамитов, В.Э. Штейнберг и др.), истории образования в республике (С.Р. Алибаев, Т.М. Аминов, Л.Я. Аминова, А.А. Еникеев, Ф.Х. Мустафина, А.К. Рашитов, Л.Ш. Сулейманова, М.Н. Фархшатов) и др. Издаются журналы: «Башкортостан укытыусыхы» и «Педагогический журнал Башкортостана». Педагогику преподают в средних и высших педагогических и медицинских учебных заведениях, БГУ, БГАУ, УГАТУ, УГАЭС, УГАИ, Российском исламском университете ЦДУМ и др.
Источник
Башкирская энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2009. – Т. 5. – С. 41-42.