Педагогика (греч. paidagogike), 1) наука о воспитании и обучении человека; 2) область научных исследований, связанных с воспитанием, образованием и обучением; 3) идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.) на стратегию, цели, содержание и тактику воспитания, обучения, образования. В России становление педагогики как науки связано с деятельностью К.Д. Ушинского, который к середине 19 века создал психолого-педагогическую концепцию и теорию воспитания и обучения на её основе. Включает дидактику, коррекционную педагогику, историю педагогики, общую, возрастную, отраслевую педагогику.
Формой педагогического знания древних башкир были средства и способы социализации и воспитания, отраженные в фольклоре, обычаях, обрядах, традициях и др. Становление педагогики как отрасли научного знания связано с проникновением ислама и распространением мектебов и медресе. Носителями прогрессивных педагогических мыслей были: М. Акмулла, М.М. Биксурин, Карас-сэсэн, З.Х. Расулев, М.И. Уметбаев, Р.Ф. Фахретдинов и др. Организация учебных заведений с обучением на русском языке способствовала проникновению педагогических воззрений Н.И. Ильминского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, Н.В. Чехова и др. Их идеи оказали влияние на разработку научных основ педагогики А.Г. Бессонова, С.Ш. Зиганшина, В.В. Катаринского, Г.П. Никова, А.П. Пинкевича и др.
Педагогические исследования получили системный характер с открытием в республике Педагогического института им. К.А. Тимирязева и учительских институтов. Исследования в области педагогики ведутся в Педагогическом университете, Башкирском государственном университете, Бирской социально-педагогической академии, Стерлитамакской педагогической академии, Академии ВЭГУ (Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права), Институте развития образования, Истории, языка и литературы институте и др.
Учеными Республики Башкортостан разрабатываются основы дошкольного, общего, среднего, профессионального, высшего и послевузовского образования, исследуются проблемы совершенствования педагогических, психологических, дидактических аспектов образовательного процесса, в т.ч. политехнического и трудового обучения учащейся молодёжи (А.Ф. Амиров, К.Ш. Ахияров, М.И. Гарипов, Р.З. Тагариев), педагогической культурологии (В.Л. Бенин, Х.Х. Лукманова, З.Д. Киекбаева), этнопедагогики (К.Ш. Ахияров, Х.Х. Баймурзин, В.И. Баймурзина, С.А. Мухамедьянов), педагогики исламского образования (Т.М. Аминов, Р.М. Асадуллин, Р.Х. Калимуллин, В.С. Хазиев, Р.И. Якупов и др.), дидактики (Р.В. Альмухаметов, Т.Х. Аслаев, М.Г. Гималова, К.З. Закирьянов, Р.А. Кудашев, Л.Г. Саяхова, С.Т. Сатбалдина, В.П. Сухов, Н.С. Сытина, Р.Г. Хазанкин и др.), педагогики высшей школы (Р.М. Асадуллин, Э.Т. Ардаширова, Г.И. Гайсина, А.С. Гаязов, Э.Ш. Хамитов, В.Э. Штейнберг и др.), истории образования в республике (С.Р. Алибаев, Т.М. Аминов, Л.Я. Аминова, А.А. Еникеев, Ф.Х. Мустафина, А.К. Рашитов, Л.Ш. Сулейманова, М.Н. Фархшатов) и др. Издаются журналы: «Башкортостан укытыусыхы» и «Педагогический журнал Башкортостана». Педагогику преподают в средних и высших педагогических и медицинских учебных заведениях, БГУ, БГАУ, УГАТУ, УГАЭС, УГАИ, Российском исламском университете ЦДУМ и др.