Большое внимание государство уделяет вопросам развития системы образования и улучшению подготовки высококвалифицированных специалистов всесторонне развитых, любящих свою профессию, об этом говорят следующие документы этих лет. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров: «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки использования специалистов» (1963 г.), «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране (1966 г.)
Основным типом средних педагогических учебных заведений в тот период были педагогические училища. В 1956 году их количество увеличилось, в связи с преобразованием части учительских институтов в педагогические училища. Они в основном готовили учителей начальной школы и воспитателей для детских садов. Со второй половины 1960-х годов в стране возникла острая потребность в учителях различного профиля. О нехватке учителей по ряду предметов говорилось на Всероссийском съезде учителей в июле 1960 г. Так, Ф.Х. Мустафина – министр просвещения БАССР, выступая на этом съезде 7 июля 1960 года, отметила: «Нам всем ясна роль таких предметов, как пение, рисование, черчение, но подготовка этих педагогических кадров до сих пор еще не решается солидно, по государственному, Разве это решение вопроса, когда каждая область или каждая республика создает отделение при одном педагогическом училище, а выпуск этих кадров будет через 3-4 года по 30 человек… и выпуск этот не в состоянии будет обеспечить кадрами? Поэтому мы просим Министерство Просвещения республики совместно с Министерством культуры и творческими организациями разработать и решить эту важную проблему более солидно».
Педагогические училища в рассматриваемый период, занимают значительное место в обеспечении школ кадрами учителей. Перечень специальностей расширяется в соответствии с потребностями системы образования в педагогах. В 1958-1965 году они готовили специалистов для дошкольных учреждений – воспитателей и музыкальных руководителей, учителей начальной школы, музыки и пения, учителей изобразительного искусства и черчения, учителей для неполной средней школы, технического и обслуживающего труда. Кроме педагогических училищ учителей физической культуры готовили физкультурные техникумы. Индустриально-педагогические техникумы готовили педагогические кадры для системы профессионально-технического образования-мастеров производственного обучения, а также учителей трудового обучения.
В периоды, когда особенно ощущался недостаток педагогических кадров, эта проблема решалась посредством педагогических классов, что особенно проявилось в середине 1960-х и даже в 1980-е годы. Так, в постановлении ЦК КПСС, Совмина СССР от 31 августа 1961 года № 817 «О мерах по обеспечению общеобразовательных школ учительскими кадрами», было указано, что ЦК компартий и Советам Министров союзных республик разрешается организовывать при лучших средних общеобразовательных школах, в порядке исключения на 1-2 года, педагогические классы для подготовки учителей начальных школ из лиц, окончивших средние школы. Окончивших одногодичные педагогические классы, а также педагогические училища принимать по направлению органов народного образования на первые курсы заочных отделений педагогических институтов вне конкурса.
В приказе Министерства Просвещения СССР от 14 января 1981 года № 6 «Об утверждении Временного положения об одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений», указано, что слушателям педагогических классов, успешно выполнившим учебный план и сдавшим выпускные экзамены, присваивается квалификация «Воспитатель детского сада». Выпускникам выдается удостоверение установленного образца. Лица, окончившие педагогические классы, направляются органами народного образования в детские дошкольные учреждения и обеспечиваются работой в соответствии с полученной квалификацией. Выпускники педагогических классов обязаны проработать не менее двух лет в детских дошкольных учреждениях, куда направлены по окончании указанных классов. Выпускники педагогических классов приравниваются по оплате труда к лицам, окончившим педагогические училища.