СРЕДНЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ В БАССР
1956-1991 ГГ.
Автор: Асадуллина Г.А., Маширенко Г.В.
Система среднего педагогического образования в 1956-1991 годах была представлена следующими типами учебных заведений: педагогические училища, техникумы физической культуры, индустриально-педагогические техникумы, педагогические классы. Подготовка педагогических кадров в эти годы претерпела значительные изменения организационного, структурного, содержательного и технологического характера. Изменения были обусловлены социальными процессами, происходящими в стране, находящимися в тесной связи с производственными, административными, внутриполитическими и культурными потребностями общества. В середине 1950-х годов, менялись цели, задачи, содержание, методы, формы, технологии педагогического образования.

Направления развития определялись нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность системы образования. Так Постановлением Совета Министров СССР от 06 июня 1956 года в старших классах средней школы, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР, в целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования, с 1 сентября 1956 года было отменено платное обучение.

24 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял «Закон об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», который предусматривал переход к всеобщему восьмилетнему обучение и потребовал рационализации школьной системы, в частности, создания в сельской местности школ-интернатов, подготовки дополнительных преподавательских кадров, преодоления второгодничества, развитие и совершенствование системы среднего специального образования, улучшения подготовки специалистов средней квалификации на основе тесной связи обучения с общественно полезным трудом и широкого развития вечернего и заочного обучения. В законе говорилось о требованиях к выпускникам высших и средних специальных заведений высокого качества теоретической подготовки и хорошего знания практики.
Благовещенское педагогическое училище (1970-1980)
Так было закреплено Положение об обязательной 8-летней школе, о вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе, и средней общеобразовательной трудовой, политехнической школе с производственным обучением.

Были утверждены основные типы учебных заведений, дающих полное среднее образование. В 3-ем разделе закона говорилось о подготовке специалистов со средним образованием, о дальнейшем распространении системы обучения и о повышении квалификации специалистов в различных отраслях народного хозяйства, культуры, просвещения. Предусматривалось дальнейшее совершенствование системы учебно-воспитательной работы за счет внедрения активных методов проведения уроков, факультативных занятий, секций, других видов внеурочной деятельности.

Был взят курс на подготовку специалистов в техникумах и училищах на базе 8-летней школы, а по отдельным специальностям на базе полного среднего образования. Планировалось дальнейшее развитие сети средних специальных учебных заведений в направлении их приближения к производству. Расширение и улучшение заочного и вечернего образования, как главной формы подготовки специалистов со средним образованием, проходило на основе принципов укрепления заочных и вечерних техникумов, а также организации заочных и вечерних отделений при стационарных учебных заведениях, имеющих квалифицированные кадры преподавателей и соответствующую учебно-материальную базу.

В законе указывалось на необходимость перестройки высшего и среднего специального образования с учетом национальных и местных особенностей, чтобы количество выпускаемых ежегодно специалистов, для народного хозяйства, науки и культуры повышалось в соответствии с растущими потребностями в них.

Таким образом, Закон положил начало реформе школы, продолжавшейся до середины 1960-х годов. В целом по стране переход на всеобщее 8-летнее образование был осуществлен к 1963 году. Полное среднее образование, срок которого был увеличен с 10 до 11 лет, предусматривало осуществление соединения обучения с трудом в дневной или вечерней школе, либо в техникуме. Два дня в неделю школьники старших классов дневных школ должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве. Выпускники средних школ наряду с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности.

Расширялась сеть вечернего и заочного образования, предоставлялись преимущества для поступления в вуз уже проработавшим на производстве не менее трех лет. Обеспечивалась возможность внеконкурсного зачисления лиц, направленных в вузы предприятиями, колхозами и совхозами. К 1970 году было завершено осуществление обязательного восьмилетнего обучения. Далее планировалось постепенно вводить всеобщее десятилетнее.
Месягутовское педагогическое училище (1959-1989 гг.)
Большое внимание государство уделяет вопросам развития системы образования и улучшению подготовки высококвалифицированных специалистов всесторонне развитых, любящих свою профессию, об этом говорят следующие документы этих лет. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров: «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки использования специалистов» (1963 г.), «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране (1966 г.)

Основным типом средних педагогических учебных заведений в тот период были педагогические училища. В 1956 году их количество увеличилось, в связи с преобразованием части учительских институтов в педагогические училища. Они в основном готовили учителей начальной школы и воспитателей для детских садов. Со второй половины 1960-х годов в стране возникла острая потребность в учителях различного профиля. О нехватке учителей по ряду предметов говорилось на Всероссийском съезде учителей в июле 1960 г. Так, Ф.Х. Мустафина – министр просвещения БАССР, выступая на этом съезде 7 июля 1960 года, отметила: «Нам всем ясна роль таких предметов, как пение, рисование, черчение, но подготовка этих педагогических кадров до сих пор еще не решается солидно, по государственному, Разве это решение вопроса, когда каждая область или каждая республика создает отделение при одном педагогическом училище, а выпуск этих кадров будет через 3-4 года по 30 человек… и выпуск этот не в состоянии будет обеспечить кадрами? Поэтому мы просим Министерство Просвещения республики совместно с Министерством культуры и творческими организациями разработать и решить эту важную проблему более солидно».

Педагогические училища в рассматриваемый период, занимают значительное место в обеспечении школ кадрами учителей. Перечень специальностей расширяется в соответствии с потребностями системы образования в педагогах. В 1958-1965 году они готовили специалистов для дошкольных учреждений – воспитателей и музыкальных руководителей, учителей начальной школы, музыки и пения, учителей изобразительного искусства и черчения, учителей для неполной средней школы, технического и обслуживающего труда. Кроме педагогических училищ учителей физической культуры готовили физкультурные техникумы. Индустриально-педагогические техникумы готовили педагогические кадры для системы профессионально-технического образования-мастеров производственного обучения, а также учителей трудового обучения.

В периоды, когда особенно ощущался недостаток педагогических кадров, эта проблема решалась посредством педагогических классов, что особенно проявилось в середине 1960-х и даже в 1980-е годы. Так, в постановлении ЦК КПСС, Совмина СССР от 31 августа 1961 года № 817 «О мерах по обеспечению общеобразовательных школ учительскими кадрами», было указано, что ЦК компартий и Советам Министров союзных республик разрешается организовывать при лучших средних общеобразовательных школах, в порядке исключения на 1-2 года, педагогические классы для подготовки учителей начальных школ из лиц, окончивших средние школы. Окончивших одногодичные педагогические классы, а также педагогические училища принимать по направлению органов народного образования на первые курсы заочных отделений педагогических институтов вне конкурса.

В приказе Министерства Просвещения СССР от 14 января 1981 года № 6 «Об утверждении Временного положения об одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений», указано, что слушателям педагогических классов, успешно выполнившим учебный план и сдавшим выпускные экзамены, присваивается квалификация «Воспитатель детского сада». Выпускникам выдается удостоверение установленного образца. Лица, окончившие педагогические классы, направляются органами народного образования в детские дошкольные учреждения и обеспечиваются работой в соответствии с полученной квалификацией. Выпускники педагогических классов обязаны проработать не менее двух лет в детских дошкольных учреждениях, куда направлены по окончании указанных классов. Выпускники педагогических классов приравниваются по оплате труда к лицам, окончившим педагогические училища.
Коллектив, выпуск Уфимского педагогического училища (1970-1984)
На основе решений 24 съезда ЦК КПСС СССР и Совета Министров СССР в 1972 году было принято Постановление «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы», которое подвело итоги по улучшению качества советского образования и указало пути совершенствования учебно-воспитательного процесса во всех типах учебных заведений. Продолжалось укрепление учебно-материальной базы, расширялась сеть внешкольных учреждений: дома пионеров, станции юных техников, натуралистов, детские и юношеские спортивные школы. В общеобразовательных школах увеличивается количество групп продленного дня, открывались межшкольные учебно-производственные комбинаты, активно развивается сеть дошкольных учреждений. В 1974 году приняты Постановления «О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов со средним специальным образованием». При Министерстве высшего и среднего образования СССР был создан Совет по среднему специальному образованию, издается журнал «Среднее специальное образование»

25 съезд КПСС (1976) определил комплексный подход к постановке дела воспитания, т.е. обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Постановление 1977 года «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду», 1979 год «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы». Были определены кардинальные направления воспитательной работы среди молодежи и учащихся, переход на 11-летнее образование, и начало обучения с 6 лет. Июльский Пленум ЦК КПСС в 1983 году поставил вопрос о решении школьной реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Были поставлены задачи: повышение качества образования и воспитания, усовершенствование учебных программ и методических планов, усиление ответственности самих учащихся за качество учебы.

В начале 1980-х происходит пополнение перечня педагогических специальностей в педагогических училищах, увеличивается прием на дошкольные отделения, преподавание в начальных классах. Начинают готовить воспитателей для групп продленного дня, старших пионервожатых, учителей для неполной средней школы иностранных и родных языков, социальных педагогов и педагогов для системы дополнительного образования. Новые программы позволяют организовать внутри педагогических профессий дополнительные специализации, с учетом которых дифференцируется содержание профессионального образования: воспитатель логопедической группы, инструктор по физическому воспитанию, руководитель изобразительной деятельности и другие.
Музыкальные и танцевальные отделения в педагогических училищах
Подготовка специалистов осуществляется на базе неполной средней школы (4 года обучения) и средней общеобразовательной школы (2-3 года обучения в зависимости от специальности). Зачисление учащихся в педагогические училища проводится согласно Правилам приема в средние специальные учебные заведения. Учебные планы включают комплекс общеобразовательных специальных дисциплин, а также различные виды учебной и педагогической практики. Выпускники неполной средней школы получают, кроме избранной специальности, общеобразовательную подготовку в объеме, установленном стандартом общего среднего образования. Важнейшая составляющая часть профессиональной подготовки учащихся было изучение предметов психолого-педагогического цикла: анатомии, возрастной физиологии и гигиены детей, общей, возрастной и педагогической психологии, педагогики, методики воспитательной работы. Большое внимание уделяется профилирующим предметам, обеспечивающим необходимую теоретическую и методическую подготовку к практической работе учителей начальных классов – русский и родной языки, основы начального курса математики, методики отдельных предметов; для учителей музыки и пения – дирижерско-хоровые дисциплины, теория и история музыки, обучение игре на музыкальных инструментах. Для учителей физкультуры – теория и методика физического воспитания, спортивная подготовка по отдельным видам. Обучающимся по этой специальности присваивается спортивный разряд и судейская категория по одному из видов спорта. Для воспитателей яслей-садов – детская литература, русский и родной языки, основы медицинских знаний, природоведение, методика образовательно-воспитательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. В процессе педагогической практики, которая проводится как в период теоретического обучения, так и в отведенное учебным планом время, учащиеся посещают учебно-воспитательные учреждения, участвуют в различных видах воспитательно - образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста, проводят пробные занятия. За педагогическими училищами закреплены общеобразовательные школы, дошкольные и внешкольные учреждения в зависимости от будущей квалификации. В период летней и преддипломной практики учащиеся выполняют обязанности учителя, воспитателя, социального педагога и др. Для учащихся организуются факультативные занятия, предметные кружки, спортивные секции.

Радикальные изменения в целях, структуре, содержании и технологии среднего педагогического образования стали вновь необходимы после Всесоюзного съезда работников народного образования, состоявшегося в декабре 1988 года. Началась реформа педагогического образования, децентрализации и регионализации управления им, демократизации жизни школы. Исходя из потребностей в кадрах по новым предметам, вводятся новые предметы и дополнительные специализации. Согласно принципам концепций становления и развития национальной школы и детских дошкольных учреждений предметно цикловым комиссиям педагогических училищ вносят в содержание структуру предметов национальные региональные компоненты.

В 1990 годы стали задачи совершенствования содержания всего учебно-воспитательного процесса, повышение качества обучения, разработка учебных программ по новым и дополнительным предметам, воспитание будущих педагогов в национальной и этнокультурной толерантности, также сознательное отношение к труду, развитие нестандартного творческого мышления в связи с развитием рыночных отношений. Средние педагогические учреждения перестраиваются, появляются новые формы и названия. В целом, среднее педагогическое образование в 1956-1991 годах активно развивалось в соответствии с потребностями народного образования в педагогах различного профиля.


Литература:
Всероссийский съезд учителей. Москва. 6-9 июля 1960 г. Стенографический отчет. – М., 1961.

Дьячин А.С., Кисельников А.Б. Изменения в системе подготовки педагогических кадров в СССР в 50-х-начале 60-х годов 20 века. – Тамбов, Грамота. – 2019.

Закон от 24 декабря 1958 года «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».

Закон РСФСР «О народном образовании» 02.08.1974 г.

Легостаев И. О. О подготовке учителей труда // Народно образование 1973. - № 5. – С. 22-23.

О состоянии и мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы. Доклад министра просвещения СССР М.А. Прокофьева 2 июля 1968 г. // Материалы Всесоюзного съезда.

Постановление «О дальнейшем совершенствовании обучения и воспитания учащихся и подготовки их к труду» 1977 г.

Постановление «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» 1979 г.

Постановление «О сельской школе» 1973 г.

Постановление «О создании межшкольных учебно-производственных комбинатов» 1974 г.

Постановление Совета Министров РСФСР от 05. 06. 1984 г. №235 «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшения условий работы общеобразовательной школы.

Постановление Совета Министров РСФСР от 07.05.1962 №578 «О подготовке учителей труда и производственного обучения для общеобразовательных школ».

Постановление Совета Министров РСФСР от 7 мая 1962 года № 578 «О подготовке учителей труда и производственного обучения для общеобразовательных школ».

Постановление Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР». 6 июня 1956 г.

Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.08.1961. № 817 «О мерах по обеспечению общеобразовательных школ учительскими кадрами»

Приказ Министерства Просвещения СССР от 14.01.1981. № 6 «Об утверждении Временного положения об одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений»

Розов В.О. О преподавателях труда // Народное образование. – 1973. - № 10. – С. 36-37.