Система высшего образования в Башкирии начинает формироваться в 1920-30-х годах. Первым вузом становится Уфимский политехникум, действовавший в течение всего нескольких лет. Также в эти годы в регионе были организованы сельскохозяйственный и медицинский институты. Но наивысшего развития получает педагогическое образование, так как, только за одно десятилетие было открыто сразу четыре вуза, занимающихся подготовкой учителей. Так, первым педагогическим вузом в регионе становится, Башкирский государственный педагогический институт им. К.А. Тимирязева, реорганизованный в 1929 году из Уфимского института народного образования. В 1939 и 1940 годах были открыты учительские институты в городах Бирске и Стерлитамаке. Особое место в этом ряду принадлежит учительскому институту иностранных языков, который, в отличие от других вузов, занимался подготовкой преподавателей одной лишь специальности.
Институт, по приказу Наркомата просвещения в сентябре 1938 года, был открыт в г. Белебее на базе действующих 2-х годичных педагогических курсов по иностранным языкам. Вновь открытое учебное заведение становится стационарным 3-х годичным вузом, готовящим преподавателей иностранных языков для 5-7 классов неполных средних и средних школ.
Достаточно интересно, в духе времени и, на наш взгляд, пространно была обозначена цель нового учебного заведения. Она звучала, как «подготовка кадров способных овладевать передовой наукой и техникой, вооруженных знаниями научного социализма, готовых защищать советскую родину и беззаветно преданных делу построения коммунистического общества». Обучение в институте длилось три года, институт готовил учителей по трем направлениям: английского, немецкого и французского языков. Формы учебной работы осуществлялись в виде лекций, семинаров и практических занятий, консультаций, а также педагогической и учебной практики. Учебный год разделялся на два семестра: осенний (с 1 сентября по 24 января) и весенний (с 7 февраля по 30 июня).
Принимались лица обоего пола до 35 лет, имеющие законченное среднее образование. Поступающие должны были сдавать два обязательных экзамена:
- Русский язык и литературу;
- Историю СССР и Конституцию.
Срок подачи заявлений устанавливался до 10 октября 1938 года.
Обучение являлось бесплатным, оно продолжалось с первого сентября до первого июля. Учащиеся обеспечивались общежитием и стипендией. Каникулы два раза в год с две недели зимой и два месяца летом. Желающие поступить в институт на третий курс института должны были отработать два года по специальности, также они могли учиться экстерном.
Первоначально институт не имел своего помещения, приходилось размещаться в здании татарского педагогического училища, в котором параллельно проходили учительские курсы, из-за чего нередко ощущалась нехватка мест.
В институте было создано восемь кафедр: психологии и педагогики, исторических наук, русского языка и литературы, военной подготовки, английского языка и литературы, немецкого языка и литературы, французского языка и литературы, кафедра марксизма-ленинизма. В это время в вузе работало всего 13 преподавателей, из них 3 – преподавателя русского языка, по 1 преподавателю английского и немецкого языкам. Помимо профильных предметов также изучались алгебра, геометрия, физика, химия, география, психология и фонетика.
В связи с недостатком преподавателей с 1 сентября по 15 октября 1938 года было сорвано множество занятий, а 13 из 29 предметов, читаемых в институте не были обеспечены преподавателями вовсе. Однако институт имел проблему не только в недостатке кадров, но и в нехватке учебных аудиторий. В связи с этими сложностями институт был переведен в столицу республики и стал называться Уфимским учительским институтом иностранных языков (УУИИЯ). Постановлением № 1687 СНК БАССР от 19 сентября 1939 года было принято передать институту учебные здания и общежития Уфимского педагогического училища. Взамен этого постановлением решено реорганизовать Уфимское Башкирское педагогическое училище в дошкольное педагогическое училище и разместить его в здании УУИИЯ на вторую смену, однако такое решение не намного облегчило положение как преподавателей, так и учащихся.
Фактически условия оставались такими же, как в Белебее. Вот что об этом говорят строчки архивных документов октября 1939 г.: «Учащиеся не имеют нормальных условий для подготовки к урокам …т.к. в общежитии нет электроосвещения, имеющиеся далеко не в достаточном количестве настольные керосиновые лампы не обеспечивают нормального освещения. В отношении питания учащиеся предоставлены сами себе – училище не имеет столовой и даже буфета…».
Учебный план вуза предусматривал 45 шестидневок, из них 43 недели на все занятия, включая практику и 2 – на экзамены. А уже в 1940 г. создаются новые учебные планы целью, которых являлось повысить качество изучения языков и устранить перезагрузку учебных предметов. В связи с этим из плана убирались следующие дисциплины русский язык, русская литература, история народов СССР и всеобщая история. Было увеличено количество часов на изучение современного иностранного языка, истории языка, методики преподавания языка, национальной литературы, вводилась география и история СССР. На практику отводился один месяц (он включал в себя 5 шестидневок на 3-м курсе). Факультативно вводились три предмета: история страны изучаемого языка, страны изучающие язык, политическая экономика.
1939-1940 учебный год был особенно тяжелым для УУИИЯ. В октябре институт был выселен из занимаемого им прежде здания, с этого момента он размещается в одной из средних школ. В связи с нехваткой мест, институт в этот период занимается в три смены (третья смены с 20 часов). В связи с такой нагрузкой многие сотрудники института уволились, студенты начали хуже посещать занятия.
В декабре того же года институт снова переезжает в новое недостроенное здание. В отчете за 1939-1940 год, есть следующие строки: «В декабре институт переселяется в новое недостроенное и неблагоустроенное здание. Холод, отсутствие электроосвещения. Из-за расходов дров в январе вышла из строя отопительная система. Занятия прекратились, и только в конце февраля со сменой администрации учебная жизнь стала налаживаться».
В конце февраля директором института становится Ушаков. Он разделяет преподавательский состав на две группы: на молодой (недавно (2-3 года назад окончивших советские вузы) и старый преподавательский состав (окончившие учебные заведения до революции). Примечателен и тот факт, что среди преподавателей нет ни одного с ученой степенью. Это говорит о том, что образование на тот период осуществлялось на невысоком уровне. Однако абсолютная успеваемость студентов в 1940 г. составила 80.7 %, но, несмотря на это научно-исследовательская работа была недостаточно эффективной.
В том же 1940 году поступивших студентов насчитывается ровно 190. На тот период институт совершенно не располагает свободными местами проживания для новых студентов. Однако судьба улыбнулась институту в декабре того же года, ему было передано общежитие на 150 человек. Теперь институт размещается в учебном корпусе, рассчитанный на 12 учебных групп для занятий в одну смену. Однако институт обучал 48 групп, т.е. в четыре раз больше студентов, чем предполагалось. В это время позитивно стала решаться и проблема недостатка преподавательского состава. Наркомпрос РСФСР постановил направить в УУИИЯ 8-9 преподавателей, окончивших московские и ленинградские вузы.
В 1941 году были введены устные и письменные экзамены. Устно сдавали основы марксизма-ленинизма, практический курс иностранного языка (сюда же входила и литература изучаемого языка), теоретический курс иностранного языка и история языка, методику преподавания иностранного языка. Продолжительность устного экзамена составляла примерно полтора часа. Письменный экзамен, предшествовавший устным, как правило, был только один – иностранный язык. Его продолжительность составляла 4 часа.
В сентябре 1939 года на базе института были созданы краткосрочные 10-месячные курсы по подготовке педагогических кадров для преподавания в 5-7 классов. Время действия курсов с 1 октября по 1 августа. УУИИЯ обязался организовать 3 группы по подготовке учительских кадров по английскому, французскому и немецкому языкам. Каждая группа состояла из 15 учащихся (всего насчитывалось 45 человек). Обязательным условием для зачисления на курсы являлось следующее: поступающие лица – не моложе 17 лет, имеющие среднее образование и объем знаний по иностранному языку равный средней школе. Однако достойные условия для обучения созданы не были. Так, например, если студенты были обеспечены общежитием и стипендией, то учащимся на курсах в общежитие не предоставлялось.
Учебный план курсов состоял из 6 предметов:
- Основы ленинизма-коммунизма;
- Педагогика;
- Методика преподавания;
- Педагогическая практика;
- Русский язык;
- Иностранный язык.
На изучение всех предметов в целом отводилось 1290 часов.
Такова была система образования этого периода. Институт осуществлял лишь ту программу, которая должна была соответствовать целям времени, рассматриваемого нами. На примере института можно проанализировать как учились в то время, какова была тяга к знаниям, несмотря на то, что условия не позволяли осуществить обучение действительно на том уровне, который требовался для подготовки специалистов.
Открытие УУИИЯ говорит о направленности правительства в повышении уровня знаний по иностранным языкам, тем более это было актуально в те годы, так как надвигалась война и ощущалась необходимость в кадрах, которые могли бы свободно говорить на иностранном языке, переводить и быть идеологически подкованными.
Рассмотренный нами небольшой отрывок жизни института – лишь небольшая часть всей его истории. Но он один из самых ярких и интересных т.к. в нем действительно отражается жизнь того времени.