БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Автор: Ягафарова И.М.
Начало формирования системы педагогического образования в Башкортостане связано с созданием и деятельностью в конце XIX – начале XX веков Оренбургского учебного округа как самостоятельного административного территориального подразделения при Министерстве народного просвещения Российской империи. В его ведении находились учебные заведения разных типов, преимущественно начального и среднего звена, относящиеся как к светским, так и к религиозным направлениям подготовки. При этом русскоязычных учебных заведений было относительно не много в сравнении с башкирскими, татарскими и другими национальными школами, училищами и мусульманскими медресе. И соответственно образованных русскоязычных учителей для работы в школах и гимназиях катастрофически не хватало.

Поэтому для эффективного развития сферы образования на довольно большой территории, включающей пять губерний и областей региона, необходимо было, прежде всего, решить вопрос с кадрами. Для этого было принято решение открыть специальное образовательное учреждение – Учительский институт в Уфе. Почему именно в Уфе? А город к тому времени стал местом проживания попечителя округа Никитского Александра Васильевича – образованнейшего человека того времени, доктора филологии, члена-корреспондента Академии наук, и именно сюда была переведена Администрация Оренбургского учебного округа из города Оренбурга, а так же именно из Уфы было удобнее осуществлять поддержку особо нуждающихся учебных заведений северной части округа.

Вопрос стоял только с выделением для института соответствующего помещения. Эту проблему помогли решить уфимские дворяне. На одном из своих заседаний весной 1906 года Уфимское губернское земское собрание дворян и заседателей рассмотрело вопрос об открытии в Уфе «учебного заведения высшего типа, которое могло бы готовить учителей для средних учебных заведений и было приравнено к университетам». Именно для создания такого учебного заведения уфимское дворянство согласилось «уступить» только что построенное 3-х этажное каменное здание, расположенное по улице Телеграфной, дом 9. Ныне в этом здании по ул. Цюрупы, 9 располагается факультет живописи и театральный факультет Уфимской государственной Академии искусств.

Более того, земские дворяне совместно с попечителем Округа разработали Проект положения о педагогическом институте в Уфе с подробным описанием штата сотрудников, условия поступления и программы обучения студентов, финансовым расчетом на его содержание. Однако ни губернская казна, ни государственная через Министерство народного просвещения обеспечить этот бюджет не смогли. После его изменения, согласования в Министерстве финансов средства удалось найти хоть и в меньшем размере, но с учетом поддержки Городской Думы в выделении участка земли и постройки нового здания для института.

После того, как необходимые материальные средства на обустройство института из государственной казны были, наконец, получены, осенью 1909 года Уфимский учительский институт был торжественно открыт. В институт были зачислены первые воспитанники, и приняты на работу преподаватели – выпускники российских университетов. Первым директором стал А.М. Лисовский – действительный статский советник, выпускник Новороссийского университета, специалист по древним языкам, преподаватель Уфимской мужской гимназии. Он переехал в Уфу из Одессы еще в 1881 году по приглашению для работы в Оренбургском учебном округе, и к тому времени уже вышел на пенсию по выслуге 25-летнего срока службы. Но его опыт и знания оказались востребованными и дальше, поэтому А.М. Лисовского оставили на службе еще на пять лет, и предоставили квартиру в доме по соседству, где он проживал и принимал посетителей (этот одноэтажный дом рядом с Институтом искусств на улице Цурюпы ныне не сохранился).

Институт имел собственную библиотеку, оборудованные учебные кабинеты, пособия и инструменты для изучения различных предметов, так же начало работу начальное училище, где студенты института получали первый опыт практической работы с детьми. Срок обучения в Уфимском учительском институте составлял три года без специализации. В институт попадали самые подготовленные и способные абитуриенты, которые могли выдержать высокий конкурс среди абитуриентов, достигающий 8 человек на место. Новые кадры педагогов направлялись на работу в городские училища и другие средние образовательные учреждения края.

Пока шло строительство двухэтажного кирпичного здания для института на выделенном городском участке (современное помещение хореографического училища на улице Свердлова), чтобы не откладывать открытие долгожданного учебного заведения в городе, решено было приспособить предоставленное ранее дворянами здание. И первые годы своей работы Уфимский учительский институт располагался именно там, пока не переехал в новое. В определенной мере это давало возможность уфимским дворянам принимать довольно близкое участие в судьбе нового педагогического учебного заведения, где, вероятно, могли получать профессиональное образование и их дети, в том числе.
События первых лет жизни института, отчеты о его работе и важные события отражались в местной периодической печати – на страницах газеты «Уфимский край», в ежегодном «Адрес-календаре Уфимской губернии и справочной книжки» и др. Общественность и власти города поддерживали работу института.

После революционных событий 1917 года изменилась система управления сферой образования в целом, и подготовкой педагогических кадров соответственно тоже. Администрация и сотрудники института старались сосредоточиться на своих профессиональных проблемах и даже расширять набор воспитанников из числа представителей мусульман – выпускников медресе, назначать стипендии и поддерживать свой статус специального педагогического образовательного заведения при новой власти. Большую помощь в работе института и подготовке кадров учителей в новых условиях оказывал Союз учителей Уфимской губернии, созданный в условиях реформы системы образования, начавшейся в период революций в ведение местных органов самоуправления. Члены этого Союза готовили программу расширения системы подготовки кадров учителей, включающую не только русскоязычные школы, но и открытие мусульманских учебных заведений по подготовке учителей в городах Бирск, Белебей, Стерлитамак.

Однако в конце 1919 года реформы образования в РСФСР приняли более радикальный характер, и многие планы уфимской интеллигенции не были осуществлены. Уфимский учительский институт был подвергнут реформированию со стороны Народного комиссариата просвещения, и преобразован в Институт народного образования. Подготовка студентов стала приобретать более практический, прикладной характер, что соответствовало нуждам молодой власти Советов по преодолению безграмотности населения. С 1923 года институт получил название «Практический» и стал дополнительно готовить специалистов сельского хозяйства.

Поворотным моментом в развитии системы педагогического образования в республике стал 1929 год, когда на базе этого института был создан Башкирский государственный педагогический институт имени К.А. Тимирязева. В следующем году в ходе внутренней реорганизации его отделения были переименованы в факультеты, как этого требовали стандарты уже советской образовательной системы. Были открыты физико-математический, естествознания, географический, историко-филологический факультеты со своими кафедрами, общее число которых стало 15. Также открылись заочное, а потом и вечернее отделения, что бы сделать высшее педагогическое образование доступным для трудящихся людей. Институт стал готовить кадры педагогов не только для города, но и для школ сельской местности, удаленных национальных окраин Башкирии. Вечернее отделение было очень востребованным для работающих граждан, и оно даже одно время функционировало как Вечерний институт со своими отделениями (химико-биологическое, географическое, историческое, физическое, языка и литературы с башкирским и русским подотделами).

С 1931 года действующий ранее Рабфак имени Б. Нуриманова при Уфимском политехникуме стал чисто педагогическим и ежегодно готовил более сотни выпускников для Педагогического института. Здесь даже появились татаро-башкирские группы и планировалось создать только башкирский Рабфак для подготовки к получению высшего педагогического образования и последующей работы в сельских школах-семилетках.

Развитие института в довоенный период потребовало расширения помещения, и Правительством Республики Педагогическому институту было передано более просторное здание на улице Гоголя, 11, где ранее размещалось Уфимское духовное училище. Решен был так же вопрос и с предоставлением жилья для преподавателей института путем передачи недалеко располагавшегося дома с флигелем по улице Социалистической, 41. И еще одно дополнительное помещение для размещения основных научных и учебных структурных подразделений института было выделено в этот же период на улице Егора Сазонова, 23.
Развитие института в довоенный период потребовало расширения помещения, и Правительством Республики Педагогическому институту было передано более просторное здание на улице Гоголя, 11, где ранее размещалось Уфимское духовное училище. Решен был так же вопрос и с предоставлением жилья для преподавателей института путем передачи недалеко располагавшегося дома с флигелем по улице Социалистической, 41. И еще одно дополнительное помещение для размещения основных научных и учебных структурных подразделений института было выделено в этот же период на улице Егора Сазонова, 23.

Интересным и новым направлением работы в этот период становится для института научная деятельность, выполнявшаяся по заданиям Госплана СССР, и нашедшая отражение в «Справочнике Академии наук СССР». Здесь работали довольно известные языковеды Башкирии (З.Ш. Шакиров, Г.Я. Давлетшин), экономисты (Ш.С. Абзанов, П.С. Белоруссов) и другие специалисты. Они занимались разработкой новых учебных программ, выпускали учебники, справочники, терминологические словари и пособия, педагогические обзоры, в том числе на русском, башкирском и татарском языках. Это позволило активнее вовлекать в образовательную среду национальные кадры региона. Как результат такой целенаправленной работы этот период даже начал действовать Научно-исследовательский институт педагогики, открытый при Педагогическом институте.

Однако, уже в конце 1930-х годов после прошедших «чисток партии» и политических репрессий профессорско-педагогический состав института испытал сильное потрясение, директора один за другим снимались с должности по обвинениям в контрреволюционной подрывной деятельности и национализме. Серьезные испытания для студентов и преподавателей института выпали и в годы Великой Отечественной войны. Институту пришлось передать свои помещения для размещения эвакуированных предприятий, деятельность практически была свернута до минимума, занятия проходили в разных, часто сменяемых кабинетах и даже квартирах преподавателей и студентов в разных частях города. А сессии для заочников из сельской местности стали теперь выездными для преподавателей. Но контингент студентов уменьшился в несколько раз, ликвидировались целые группы, сроки обучения сокращались. Однако известно, что за военный период институт смог выпустить 580 специалистов-педагогов по математике, физике, русскому и башкирскому языках, химии, зоологии, истории, иностранным языкам, в том числе английскому, французскому и немецкому.

По архивным делам исследователям сегодня удалось восстановить имена многих сотрудников института, которые ушли на фронт. Вместе с тем, в институте появились новые специалисты и даже профессора и академики, оказавшиеся в Уфе в эвакуации из других городов, прежде всего из Украинской ССР. Многие студенты пошли работать на заводы и фабрики, собирали деньги и вещи для фронта. И распределение студентов – выпускников вуза теперь сильно изменилось в связи с потребностями регионов, освобождавшимися от фашистов. Почти половина выпускников уезжали из Башкирии для работы в освобожденных от врага регионов.

В первый же год Великой Победы, когда с фронта стали возвращаться солдаты, осенью 1945 года на новый учебный год был определен план приема студентов в количестве 450 человек на все факультеты, а так же в аспирантуру по башкирскому языку и литературе. Дирекция института начала работу по возвращению назад зданий и помещений, занятых оборонными предприятиями, которые частично начали реэвакуацию, а так же госпиталями и другими институтами.

В послевоенный период в ходе восстановления экономики и промышленности, переходу к модернизации всей жизни страны потребовались новые кадры специалистов и ученых, способных выполнять не только практическую, но и исследовательскую работу. Понимая, что своими силами с этими новыми задачами сотрудники института в тот момент справиться не могли, руководством института в 1946 году было подготовлено письмо на имя секретаря ЦК ВКП (б) Г.Н. Маленкова с предложением открыть в Уфе государственный университет. Предлагалось открыть сразу два факультета: физико-математический и химико-биологический с ежегодным набором студентов в количестве двухсот человек. Эту инициативу поддержал Башкирский Обком ВКП (б), добавив в проект еще один факультет – историко-филологический. Также была определена материально-техническая и финансовая база будущего университета, необходимая для строительства зданий, общежитий, жилых домов для преподавателей, приобретение оборудования. Соответствующее письмо было направлено на имя И. Сталина, в котором обосновывалась необходимость создания нового высшего учебного заведения в Башкирии, нуждающейся в высококвалифицированных кадрах «для развивающейся промышленности, сельского хозяйства и для растущей сети средних и высших учебных заведений».

Большую роль в решении этого вопроса сыграл партийный и государственный деятель того времени С.Д. Игнатьев. Будучи Секретарем Башкирского Обкома ВКП (б), он смог подготовить первичные документы по предложению открытия в Уфе Университета в послевоенный период. После чего его отозвали на работу в Москву, где он занимал высокие должности в партийной и министерской сферах до 1957 года. Потом С.Д. Игнатьеву снова пришлось вернуться в Уфу по долгу службы, благодаря чему он смог довершить процедуру согласования об открытии здесь университета.

И, наконец, Постановлением Совета Министров СССР от 20 июля 1957 года педагогический институт был преобразован в Башкирский государственный университет. Ректором университета был назначен Шайхулла Хабибуллович Чанбарисов, и осенью того же года в Уфе состоялось торжественное открытие университета – нового для республики высшего образовательного учреждения классического типа. Структура университета в советский период была представлена несколькими факультетами, связанными с подготовкой специалистов в области гуманитарных и естественных наук, в том числе физико-математический, химический, географический, биологический, исторический, филологический.

Но подготовку кадров для системы образования этот университет продолжил как сложившуюся традицию. В образовательную программу входили предметы по методике преподавания разных учебных дисциплин, имелась обязательная педагогическая практика, студенты проводили летние каникулы в пионерских лагерях в качестве вожатых и воспитателей, многие выпускники получали распределение в школы и училища, часть оставались работать преподавателями в родном университете или других высших учебных заведениях региона.

Непросто складывалась задача проектирования и строительства нового учебного здания для Башкирского государственного педагогического института с учетом будущего его перепрофилирования в Университет в 1950-е годы. Земельный участок под его строительство был выделен решением Уфимского горсовета в 1950 году в размере 3 га в периметре улиц Фрунзе, Тукаева, Бульварная и Аксакова с перспективой его расширения в будущем. Генеральный план и технический проект подготовил «Башпроект», опираясь на «архитектуру строгих сдержанных форм, не лишенных красоты» и с учетом места расположения здания на высоком мысу над рекой Белой. Архитектор и инженер проекта был С.Г. Калимуллин. Процесс строительства здания затягивался, приходилось постоянно преодолевать финансовые и организационные трудности. В итоге к концу 1958 года строительство здания было завершено и сдано в эксплуатацию. С этого времени начинается новый этап развития педагогического образования в рамках деятельности Башкирского государственного университета.
Количество факультетов и других структурных подразделений стало активно расти. По сути, центр всей научной и образовательной жизни республики сместился сюда. В эти годы здесь получили высшее классическое образование многие известные ученые, государственные и партийные деятели, деятели культуры. Программа обучения строилась на основе принятых образовательных стандартов для университетов советского государства. Но специфика региона, потребности национальной автономии в собственных кадрах определяла включение регионального компонента, формировании бюджетных мест для студентов из республики.

Особое развитие получил Башкирской государственный университет в постсоветское время, создавались новые филиалы, появлялись новые образовательные формы. В 1990-2010-е годы в составе университета уже находились 11 факультетов: химический, биологический, географический, инженерный, математики и информационных технологий, исторический, психологии, романо-германской филологии, филологический, философии и социологии башкирской филологии и журналистики. Открылись так же Башкирская Академия Комплексной безопасности предпринимательства (1998), Институт права (1999), Физико-технический институт (2010), Институт экономики, финансов и бизнеса (2013), создавались филиалы университета в городах республики – Сибай, Стерлитамак, Нефтекамск, Бирск, Учалы.

В современный период Башкирский государственный университет представляет собой крупнейший центр науки и образования. При нем действует библиотека, своя музейная сеть, включающая музей геологии, зоологии, истории БГУ, этнографии, работает профилакторий, свой редакционно-издательский центр, три спортивных комплекса, два спортивных лагеря, две базы для проведения геологической и географической экспедиционной и полевой практики, несколько исследовательских и прикладных лабораторий и центров.

При БГУ в 2000 году организован колледж, что способствовало подготовке абитуриентов буквально со школьной скамьи. Выпускникам университета присваиваются квалификации специалиста, бакалавра, магистра. Обучение ведётся на дневном и заочном отделениях по 85 специальностям и направлениям. Действует аспирантура по 57, докторантура по 13 специальностям, 11 советов по защите докторских диссертаций.

Среди преподавателей несколько академиков и членов-корреспондентов РАН и АН РБ, более тысячи кандидатов и докторов наук. Сотрудниками университета запатентовано более 700 изобретений. Подготовлено более 100 тысяч специалистов. Здесь развивается сотрудничество с университетами зарубежных стран, в том числе Китая, Казахстана, Киргизии, Кореи, США, Турции, Узбекистана, Финляндии, Франции. Вводится практика двойного диплома, зарубежные стажировки студентов и преподавателей.

В университете ежегодно издаётся более сотни учебников, пособий и монографий. Организован выпуск научного журнала «Вестник Башкирского университета», газеты «Кафедра». Издаются периодические межвузовские сборники научных статей «Фольклор народов России», «Исследование по семантике», материалы конференций и научных мероприятий. Среди научных мероприятий особое место занимают вопросы образования и педагогической науки, воспитания подрастающего поколения, передачи традиций и опыта, сохранение культурной памяти народа, гуманистических ценностей.
Литература:
Ергин Ю.В. У истоков университетского образования: Очерки о предыстории Башкирского государственного университета / под редакцией М.Х. Харрасова. 2-е изд. доп. – Уфа, 2009. – 349 с.

Официальный сайт Башкирского государственного университета: https://bashedu.ru/ru

Официальный сайт: Комсомольская правда. Из истории БашГУ: https://www.kp.ru/best/ufa/bgu-100/#rec169892345