БИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДОГАГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Автор: Ягафарова И.М.
В период формирования новой системы образования после создания Башкирской автономной советской социалистической республики в составе РСФСР в 19191 году педагогические образовательные учреждения в основном продолжали работать по прежним учебным программам. Основа педагогического образования складывалась преимущественно из среднего профессионального звена – техникумов и училищ, готовивших учителей для русских и национальных школ, в том числе башкирских, татарских, чувашских, марийских. Однако вскоре стало очевидно, что уровень подготовки кадров учителей стал отставать от потребностей динамично развивающегося общества и государства в 1930-е годы.

Для решения этого вопроса в 1939 году было принято Постановление Совета Народных комиссаров РСФСР, на основании которого Бирское башкирское педагогическое училище было реорганизовано в Учительский институт. Штат сотрудников и студентов института был укомплектован довольно быстро из числа бывших сотрудников и учащихся училища, а так же присланных из Уфимского учительского института преподавателей и студентов на основе специального приказа Башнаркомпроса. Директором института с августа 1939 года стал П.М. Чугункин, имеющий опыт административной работы в уфимской школе, а заместителем по учебной работе был назначен А.Х. Акчурин, бывший директор Бирского башкирского педагогического училища, на базе которого и был создан институт. Вместе с ним в штат института вошли и другие сотрудники и преподаватели бывшего Башкирского педагогического училища, что позволило сохранить преемственность и традиции педагогической подготовки студентов в этом городе.
Причем общее количество студентов составляло более 300 человек, что превышало положенную норму более чем в два раза. Соответственно такое количество не могло быть обеспечено финансовой базой, слабо был решен жилищный вопрос, обеспеченность учебными кабинетами, продолжали использоваться уже устаревшие методики и программы обучения, оставшиеся от базы училища.

Несмотря на имеющиеся трудности, в институте были открыты три отделения: историческое, физико-математическое, языка и литературы, а вскоре были созданы кафедры и деканаты. За два года обучения студенты проходили подготовку для работы учителями 5-7 классов общеобразовательных школ.

В годы Великой Отечественной войны большая часть студентов и преподавателей ушли на фронт. А Учительский институт пережил существенную трансформацию своей работы, связанную со слиянием с эвакуированным в Бирск Орловским педагогическим институтом. В результате этого был создан Бирский педагогический институт, действовавший в этом статусе до 1945 года. За это время возросла научная и методическая составляющая института, открылись дополнительные курсы, увеличился срок обучения для студентов до четырех лет. После реэвакуации из города Орловского педагогического института и, соответственно, кадров специалистов-преподавателей, институт в Бирске был вынужден вернуться к своему прежнему статусу Учительского института, выпускающий учителей для сельской неполной средней школы.
Бирский учительский институт имел интересную внутреннюю организационную структуру, связанную с деятельностью кафедр преимущественно гуманитарного характера и влиянием партийной идеологии советского государства. Среди первых кафедр имелись: марксизма-ленинизма, педагогики, истории, русского языка и литературы, и позже создана кафедра естествознания. В качестве организационного центра всего образовательного и воспитательного процесса в институте выступала кафедра марксизма-ленинизма, заведующие которой являлись членами коммунистической партии, имели стаж партийной работы. Преподаватели этой кафедры вели основные профессиональные предметы, обеспечивали «контроль за правильностью преподавания» других дисциплин, нередко объединялись с кафедрой истории при чтении дисциплин исторического цикла в институте, например, «Истории СССР», «Основы советского государства и права».

Некоторые преподаватели этих кафедр проводили научные исследования, готовили диссертации. Например, историк З.А. Аминев, имеющий педагогическое образование и большой стаж преподавательской работы, смог сначала подготовить кандидатскую диссертацию, а потом получить и докторскую степень. Монография З.А. Аминева «Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Башкирии (1917-1919 гг.)» (1966) долгое время была единственным полным изданием по данному периоду истории.

В качестве еще одного ключевого структурного подразделения института кафедра педагогики обеспечивала ведение обязательных дисциплин во всех отделениях Учительского института. Здесь разрабатывались не только теоретические основы педагогических наук и психологии, но и методики преподавания в школе, и учебные и педагогические практики.

Интересным фактом из этого времени работы Бирского учительского института является то, что выпуск педагогических кадров ежегодно увеличивался, причем выпуск учителей по естественным дисциплинам доходил до 50 человек в год, что более чем в два раза больше чем в педагогическом институте в Уфе. На сессии Верховного Совета БАССР в 1951 году были проанализированы показатели подготовки учителей за пять послевоенных лет по всей республике. Отмечалось, что если в 1945/46 учебном году в школах работали 1385 учителей с образованием в объеме учительского института, то в 1951/52 учебном году – 4562 учителя, т.е. наблюдается рост в 3,3 раза.

В 1954 году Министерство просвещения БАССР подготовило сводный статистический отчет о составе работающих специалистов. В отчете указано, что окончили 2-3-хгодичные учительские институты до 1916 года включительно 32 чел., в 1917-929 гг. – 72 чел., в 1930-940 гг. – 787 чел., в 1941-1945 гг. – 613 чел., в 1946-1950 гг. – 2378 чел., в 1951 – 942 чел., в 1952 г. – 719 чел., в 1953 г. – 689 чел. Всего окончили учительские институты 6232 специалиста. В то время Бирский институт был один из трех учительских институтов Башкирии, обеспечивающий кадрами школьных учителей практически всю северную часть региона.
Пережив трудности войны и послевоенного восстановления экономики, институт вновь начинает свое развитие и повышение статуса в 1950-1960-е годы как Бирский педагогический институт. В этот период начинают активно формироваться кафедры естественных наук, приглашаются ведущие преподаватели из других вузов и научных учреждений Уфы и Казани (например, известный историк А. Усманов), в учебном плане появляются новые предметы, например, геометрия, электричество, оптика и другие современные дисциплины. Внедряется опыт разработки собственных курсов по методике преподавания учебных предметов, полевая практика по естественным наукам, физическая подготовка будущих учителей, вводились факультативные курсы для освоения второй специальности, некоторые преподаватели начали подготовку кандидатских диссертаций. В течение многих лет в учебный план занятий входила дисциплина «Школьная гигиена», которая носила высокий просветительский характер применительно к сельской местности.

Кроме того, у института было свое общежитие для студентов, квартиры для преподавателей, столовая, библиотека. В институте действовала комсомольская организация, профсоюз, студенческий профком. Традиционно организовывалась шефская помощь колхозам в виде осенней уборки урожая, художественной самодеятельности, просветительских лекций для сельских жителей и культурно-массовой работы. Заложенные в этот период традиции студенческой жизни и принципы работы вуза в целом продолжались вплоть до конца 1990-х годов.

В 2005 г. институт получил новый статус и название «Бирская государственная социально-педагогическая академия». С этого времени существенно расширяется образовательная деятельность учреждения, программа подготовки включает новые современные востребованные направления, например, «документоведение и архивоведение», «социально-культурная деятельность», «менеджмент» и другие.

Укрепляется материально-техническая база учреждения. Академия располагает общежитием для студентов, помогает преподавателям и сотрудникам приобретать жилье в городе, привлекая новые кадры, прежде всего доцентов и профессоров по ведущим направлениям подготовки. Ректором Академии в этот период является доктор наук, профессор С.М. Усманов.

Бирская государственная социально-педагогическая академия продолжает обеспечивать квалифицированными кадрами учителей школы, колледжи, техникумы в городах и селах практически всей северной части региона. Выпускники вуза работают в музеях, библиотеках, банках, туристической сфере, органах власти, бизнесе. Благодаря активной деятельности педагогический вуз становится ведущим градообразующим предприятием для Бирска – небольшого города с численностью населения всего 40 тысяч человек.

В 2012 году на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации Бирская академия в качестве регионального филиала входит в состав Башкирского государственного университета. Но традиционную педагогическую специфику он продолжает сохранять, опираясь на потребности региона в обеспечении кадрами учителей, в том числе для возрождающихся национальных школ и культурных и образовательных центров удаленных местностей.

Сегодня здесь сформирована двухуровневая система обучения, открылась магистратура, по прежнему действует заочное отделение, внедряются дистанционные формы обучения. Филиал располагает достаточной материальной базой для современной эффективной работы. Имеются семь учебных корпусов, несколько общежитий, библиотека, две спортивные учебно-тренировочные базы, спортивные лагеря «Дружба» и «Шамсутдин», агробиостанция, дендрарий, картинная галерея, музей истории вуза, музей башкирской писательницы Хадии Давлетшиной, зоомузей, зимний сад. Здесь регулярно проводятся международные, всероссийские и региональные научно-практические конференции. В вузе функционирует Информационный центр по зарубежным связям. Ученые вуза активно сотрудничают с немецким культурным центром «Гете» (Германия), с кафедрой славянской филологии Бейлорского университета (США), с образовательными и научными учреждениями Великобритании, Австралии, Индии и Нидерландов.

В настоящее время в вузе обучаются более трех тысяч студентов. Учебный процесс полностью обеспечен учебными кабинетами, лабораториями с современным оборудованием. Функционируют двадцать компьютерных классов, оснащенных техникой и необходимым программным обеспечением для занятий в интерактивной форме и удаленном формате. Действует редакционно-издательский отдел, где готовится учебная литература, раздаточные и иллюстративные материалы. Современная библиотека располагает общим фондом более 500 тысяч экземпляров учебной, научной и художественной литературы. Имеются четыре читальных зала на 490 мест, медиатека, электронный каталог.

Сотрудники, преподаватели, студенты получают современное медицинское обслуживание, здесь работают физио­терапевтический, стоматологический и процедурный кабинеты.

Сегодня в составе филиала функционируют шесть факультетов: физико-математический, социально-гуманитарный, филологии межкультурных коммуникаций, биологии и химии, педагогики, инженерно-технологический. Десять кафедр выполняют всю необходимую учебную, научную и методическую работу. В том числе действуют: кафедра биологии, экологии и химии, кафедра информатики и экономики, кафедра высшей математики и физики, кафедра физической культуры и спорта, кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования, кафедра технологического образования, кафедра истории, философии и социально-гуманитарных наук, кафедра педагогики, психологии и социальной работы, кафедра филологии, кафедра романо-германской филологии и лингводидактики.
В университете большое внимание уделяется организации досуга и культурной деятельности студентов и сотрудников. Они участвуют в Военно-историческом клубе «Бирские стрельцы», организуют исторические реконструкции, выезжают на фестивали, в археологические экспедиции. При университете создан ансамбль народного танца «Биряночка», работает студенческий театр, творческие секции. Многим коллективам присвоено звание «народный», они участвуют в концертах и на городских мероприятиях. Студенты являются победителями и призерами многочисленных творческих и спортивных мероприятий.

В 2014 году на основании решения Ученого совета БашГУ при институте создан колледж как структурное подразделение Бирского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет». Он является важнейшим звеном, своеобразным удобным мостиком между школой и системой высшего профессионального образования в регионе. Здесь начинается подготовка к серьезным требованиям университета, и в то же время сохраняется «школьное» внимание к каждому студенту. В основном, колледж выбирают ребята с расчетом на будущее, с перспективой на получение высшего образования в стенах вуза. Они могут выбирать очную или заочную формы обучения, в том числе по сокращённой программе без вступительного испытания.

Сохраняя преемственность образовательной среды, все дисциплины профессионального цикла и профессионального модуля студентам колледжа читают преподаватели вуза: высококлассные специалисты и кандидаты наук.

Традиционно много внимания уделяется в институте своим выпускникам. Каждому студенту старшего курса помогают составить презентационный портфель выпускника, где фиксируются все достижения студента, составляется его резюме. Это позволяет молодому специалисту активно включаться в конкурентную среду современного рынка труда не только нашего региона, но и в других городах и регионах страны. Связи с работодателями постоянно расширяются, многие из них принимают на работу выпускников института уже на постоянной основе, например, Администрация города Бирска и Бирского района.

В целом, изначально небольшой провинциальный Учительский институт с двухгодичным сроком подготовки будущих сельских учителей в небольшом городке к началу XXI века превратился в экономический, культурный и социальный каркас целого региона, обеспечивающий развитие ключевых отраслей экономики и социальной сферы многих районов республики Башкортостан.
Литература:
Сергеев Ю.Н. Очерки предыстории Бирской социально-педагогической академии (1914-1952 гг.): Монография. – Бирск, 2009. – 110 с.

Бирская старина: Историко-краеведческий альманах, выпуск 4-5. Малые города Урала: материалы Региональной научно-практической конференции, посвященной 350-летию г. Бирска / Под общ. ред. Ю.Н. Сергеева. – Бирск: БФ БашГУ, 2013. – 128 с.

Сергеев Ю.Н., Ганиев М.М. Бирский учительский институт: структурные подразделения и преподавательский состав (1939-1952 гг.). Справочное пособие. – Уфа, БашГУ, 2005.

Официальный сайт Бирского филиала Башкирского государственного университета: https://www.birsk.ru/