СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Автор: Ягафарова И.М.
В системе педагогического образования Башкортостана особое место занимает Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета. Сам город Стерлитамак, расположенный в южной части региона, выполняет функцию важного промышленного, экономического и культурного центра края. Он был основан в конце XVIII века как речная пристань для отправки грузов с полезными природными ресурсами в центр России (илецкая соль, уральский лес и пр.). Здесь формировались военные полки и отряды для участия в защите Оренбургского края во время восстаний. В качестве уездного города Оренбургской губернии в Стерлитамаке с XIX века открыты были церковно-приходская школа, мужская и женская гимназии, реальное училище, где обучались дети дворян, купцов, мещан. Кроме того, в городе были открыты учебные заведения для мусульман Оренбургского края – мектебы и медресе. Они содержались на средства местных жителей, чтобы подрастающее поколение из числа башкир и татар могли получать соответствующее начальное образование.

В годы революций и гражданской войны, неоднократной смены политического управления, старые традиции образования претерпели существенные изменения. Стерлитамак стал центром нового административного района, здесь было открыто месторождение нефти (село Ишимбай), построена железная дорога, открылись новые производства, численность населения стала расти. И в 1940 году в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР № 463 «Об открытии новых учительских институтов» на базе Башкирского педагогического училища в городе Стерлитамаке был открыт Учительский институт с двухлетним сроком обучения.

Первоначально преподавательский состав был небольшим – около десятка человек, перешедшими из бывшего педучилища. Директором был назначен С.Г. Думаев. Не успев подготовить свой первый выпуск, институт был вынужден перейти на работу в режим военного времени. Здание институт перешло в распоряжение госпиталя для раненных солдат, а кабинеты, библиотеку перевозить по разным школам, чтобы обеспечить учебный процесс. Но именно в этих трудных условиях администрация учительского института смогла сохранить связь студентов со школами как местом педагогической практики, а так же обеспечивать горячим обедом в столовой и раздавать студентам хлебные карточки.

В годы Великой Отечественной войны, как и во всех учебных заведениях страны, менялись учебные планы и программы, вводились такие предметы как углублённая военная подготовка. Студенты осваивали технику вооружения, овладевали навыками применения боевого оружия, учились оказывать медицинскую помощь, пользоваться средствами противовоздушной и противохимической защиты.

Происходили изменения в преподавательском составе. В эвакуацию в город Стерлитамак уже с 1941 года прибывали специалисты из разных районов страны. По сохранившимся архивным материалам кадрового состава Учительского института известны имена преподавателей и сотрудников того времени. Так были приняты на работу Э.В.Голубок из Академии наук Белорусской ССР, М.И.Длугач из МГУ, профессор П.Я.Аллен из Риги, доцент А.Ф.Порошков из Минска, Н.С.Гурло из Киева. На протяжении 1942 года прибыли научные сотрудники Украинской ССР Т.П.Малина, Д.А.Могилевский, Л.А.Жуков, Н.А.Файдыш, профессор В.А.Порошин, В.Я.Герасименко. М.В.Беляев стал первым деканом факультета языка и литературы, И.Е.Клименко - деканом физико-математического факультета. Многие уходили на фронт, в том числе и из числа администрации. В марте 1942 года директором учительского института был назначен Х.Я.Тахаев, который вскоре тоже ушёл на фронт. За короткое время сменилось несколько руководителей института. В феврале 1944 года вернулся с фронта и продолжил директорство С.Г.Думаев.

Новые кадры преподавателей, поддержка со стороны городской и республиканской администрации, потребности в учителях не давали возможности институту полностью закрыться. Более того, продолжался набор новых студентов. В сентябре 1942 года на факультет русского языка и литературы поступили 33 человека, на физико-математический - 23. Институт получил для своих хозяйственных нужд 17 гектаров земли, их засевали зерновыми, сажали картофель. По разнарядке городских органов власти сотрудники заготавливали сено, дрова, каждый студент и преподаватель должен был отработать по десять рабочих дней. В период летних каникул студенты и преподаватели мобилизовались на работу в совхозы, колхозы и машинно-тракторные станции.

В годы войны учительский институт оказывал огромную помощь военным госпиталям города. Студенты выступали с концертами перед ранеными бойцами, круглосуточно дежурили у постели больных, собирали деньги для нужд госпиталей. Члены профсоюза ежемесячно отдавали в Фонд обороны свой однодневный заработок. Уже в начале 1942 года была организована подписка на займы. Студенты оказывали поддержку семьям фронтовиков, собирали тёплые вещи для солдат Красной армии.

Первые выпускники института военного времени в количестве 28 человек по факультету языка и литературы и 8 по физико-математическому факультету получили дипломы с присвоением квалификации «Учитель средней школы с правом преподавания в 1-7 классах».

Интересно, что численность поступающих абитуриентов на обучение в Стерлитамакский учительский институт в годы войны неуклонно возрастала, здесь открывались новые подразделения, как, например, «Родной язык и литература» для подготовки учителей башкирского языка и литературы.

Именно в военный период в Стерлитамакской учительском институте создаются новые кафедры: основ марксизма-ленинизма, языка и литературы, физики и математики, педагогики и военно-физической подготовки. Хотя своих преподавателей с учёными степенями и званиями пока не было, но обеспечить высокий научный уровень могли эвакуированные специалисты.

В начале 1944 года было открыто заочное отделение по обучению учителей 5-7 классов неполных средних и средних школ. Заочниками зачислялись практикующие учителя, не имеющие педагогического образования. Инспектор-методист, занимавшийся комплектованием заочного отделения, ездил по южным районам республики, буквально приглашая и уговаривая учителей пройти обучение в учительском институте, потому что они должны были решиться на время учебы переезжать в Стерлитамак.

Хотя им были предоставлены льготы, которых не имели студенты дневного отделения, предоставляли оплачиваемый отпуск на время сессии и не привлекали к внеучебной работе, желающих было немного. Да и время зимней сессии не совпадало со школьными каникулами. Тем не менее, в июле 1944 года удалось зачислить на заочное отделение по факультету языка и литературы 53 человека, физико-математическому – 74, на отделение родного языка и литературы – 30 человек.

Многие студенты и преподаватели уходили на фронт, и не могли закончить образование, некоторые из них возвращались с наградами. В архивах сохранились имена некоторых студентов и сотрудников, ушедших на фронт: В.М.Бондаренко и Х.Ф.Валеев (июль 1941 г.), И.П.Покровский и И.П.Тулин (январь 1942 г.), З.М.Карпушенков (февраль 1942 г.), Б.В.Дорофеев и А.В.Заворыкин (март 1943 г.) и другие. Многие вернулись после окончания войны и продолжили учёбу. Вернулись с фронта и преподаватели Ф.М.Исламгулов, С.Г.Тимербулатов, И.А.Муратов, К.Г.Китабов, В.М.Егоров, Г.А.Валитова.

Сам директор института Салях Гизитдинович Думаев был инструктором по пропаганде политотдела 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, его боевой путь пролегал по Тульской, Орловской, Курской, Сталинградской областям. Был тяжело ранен, получил инвалидность, награждён медалями.

После окончания войны Стерлитамакский учительский институт постепенно возвращался к мирной жизни. Но еще несколько лет сохранялось собственное подсобное хозяйство, проводились полевые работы, это позволяло поддерживать экономическое положение студенчества и коллектива работников института. Хлеб и продукты получали по карточкам, а одежду и обувь – по ордерам. Институт разместили в здании бывшей женской гимназии, где в годы войны располагалось Рижское пехотное училище. Здесь было всего 15 аудиторий, не хватало учебного оборудования, материалов для использования в учебном процессе. В это время институт получил общежитие для студентов и преподавателей, но многим приходилось устраиваться на частных квартирах в городе и ближайших селах.

В 1946-1947 учебном году обучалось 270 человек на очном отделении, 368 - на заочном. Функционировало уже пять факультетов: русского языка и литературы, башкирского языка и литературы, исторический, физико-математический, естественно-географический. Было создано десять кафедр, на которых работали 24 штатных преподавателя, 8 из них имели учёные степени и звания. В 1947 году институт получил дополнительно здание семилетней школы № 6. С 1947 г. обучение в институте стало платным - 300 рублей в год, от платы освобождались участники войны и ряд других категорий населения.

Сотрудники института П.Д.Масловский, С.Я.Григораш, Б.Х.Юлдашбаев, О.М.Трахтенберг защитили кандидатские диссертации и стали впоследствии известными учёными. В институт пришли кандидаты исторических наук Л.И.Шмитман и З.И.Сираев. В 1949-1950 годы был создан литературный кружок «Ашкадар», который возглавил будущий писатель Лукман Хакимгилязетдинович Гиляжев.

Как показывают архивные материалы, выпускники Стерлитамакского учительского института, обучавшиеся в годы войны и послевоенные годы, впоследствии стали известными специалистами. Среди них - заслуженные учителя, директора школ, писатели и поэты, деятели культуры, работники системы образования и руководители партийно-советских органов. Это Т.Н.Жильцова, А.А.Колесникова, В.И.Криницин, И.Г.Семёнов, Х.Гиляжев, Н.Мусин, К.Акбашев, Е.М.Малинская, Н.А.Щелкунова и многие другие.

Стерлитамакский учительский институт стал важным образовательным центром не только города, но и региона, и постепенно приобрел черты и характеристики полноценного высшего педагогического учебного заведения. В 1954 году на основании Распоряжения Совета Министров СССР от 18 июля 1954 года № 6579-Р и Постановления Совета Министров РСФСР от 26 июля 1954 года № 954 он был преобразован в Стерлитамакский государственный педагогический институт, что явилось результатом постоянно возрастающего уровня работы.

Последующие за этим пятьдесят лет существенно укрепили позиции вуза в регионе. Курс подготовки школьных учителей превратился в программу подготовки высококвалифицированных кадров педагогов и специалистов, способных работать не только в области образования, но и в социальной и культурной сферах, в политике и экономике, даже на производстве. А так же проводить научные исследования и совершать открытия в различных областях знаний! Ежегодный выпуск нескольких тысяч специалистов с высшим педагогическим образованием существенно укрепляли кадровый потенциал региона.

И в 2004 году произошел новый виток в развитии педагогического института. Он он стал Стерлитамакской государственной педагогической академией имени Зайнаб Биишевой. В 2008 году впервые в истории вуза был осуществлен первый прием студентов на базе 9 классов по специальностям среднего профессионального образования, а затем и на базе 11 классов. С этого момента свою историю начинает Колледж СФ БашГУ.

После реорганизации 2012 года академия в качестве филиала вошла в состав Башкирского государственного университета. Сегодня это крупнейший образовательный, научный и инновационный центр юга Республики Башкортостан. Ежегодно он демонстрирует высокие показатели мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. По итогам 2018 года филиал стал одним из семи вузов Башкортостана, превысившим нормативы по всем 7 показателям.

Стерлитамакский филиал сегодня это единственный вуз на юге региона, аккредитованный по всем трём уровням высшего образования: бакалавриат – магистратура – аспирантура. В состав филиала входит восемь факультетов: филологический, исторический, экономический, юридический, естественнонаучный, факультет математики и информационных технологий, факультет педагогики и психологии, факультет башкирской и тюркской филологии. В общей сложности здесь действуют около сотни образовательных программ разных уровней подготовки. Их реализацию обеспечивают высококвалифицированные преподаватели, среди которых 35 докторов и 179 кандидатов наук. На разных факультетах бучаются более 8 тысяч студентов.

Войдя в систему классического университетского образования Стерлитамакский институт сохранил свою педагогическую специфику, здесь по прежнему готовятся кадры учителей для районов и городов южной части Башкортостана. Около 80 % всех педагогических работников образовательных учреждений южной части Башкортостана являются сегодня выпускниками СФ БашГУ.

Включение в университетскую систему позволяет Стерлитамакскому филиалу сегодня расширять сферу международного сотрудничества в научно-образовательной деятельности. Развивается сотрудничество с Наньчанским государственным университетом Китайской Народной Республики, Северо-Бенгальским университетом Республики Индия, Мозырским государственным педагогическим университетом им. И.П. Шамякина Республики Беларусь, Актюбинским государственным педагогическим институтом Республики Казахстан. Развивается сотрудничество с университетами штатов Иллинойс и Арканзас (Литл-Рок) и Университетом UCR г. Риверсайд штата Калифорния США. В перспективе – расширить систему включенного обучения за счет взаимодействия с университетами Франции, Болгарии и Чехии.

Стерлитамакский филиал БашГУ выступает лидером в области физико-математических, естественных и гуманитарных наук, он входит в число ведущих интеллектуальных центров Республики Башкортостан. Здесь создана современная инновационная система, включающая в себя Научно-инновационное управление, несколько малых инновационных предприятий по приоритетным направлениям модернизации Республики Башкортостан.

Среди филиалов БашГУ по итогам научной деятельности Стерлитамакский филиал неоднократно занимает первое место. Свыше 60% студентов занимаются в различных научных кружках, проблемных группах, участвуют в научных семинарах кафедр, участвуют в научных исследованиях и научных экспедициях, в том числе археологических, этнографических.

Вуз располагает десятью учебно-лабораторными корпусами, криминалистической лабораторией, залом судебных заседаний. Особую гордость филиала составляет его библиотека – крупнейшая за пределами столицы республики. Библиотечный фонд составляет 616 350 тыс. книг, а также круглосуточный индивидуальный доступ к нескольким полнотекстовым электронным библиотечным системам: «Библиотех», «Университетская библиотека online», «Лань», диссертационный зал библиотеки РГБ и другим, обеспечивающим доступ к 56 479 полнотекстовым изданиям (книги и научные журналы). К услугам студентов и преподавателям семь читальных залов, в том числе - электронный, большая часть каталогов и картотек, электронная книговыдача.

На базе филиала открыты и сейчас действуют три научно-образовательных центра: НОЦ «Физика термодинамического воздействия на продуктивный пласт», НОЦ «Цифровые образовательные технологии», а также «Промышленная робототехника и медицинская физика». Партнерами последнего являются специалисты и производственные активы трех организаций: Стерлитамакского филиала БашГУ, Автономной некоммерческой организации профессионального и дополнительного образования Учебный Центр «Толтек Плюс» и ООО «Станкомонтаж».

На базе образовательного центра открыт научно-производственный участок, где создаются автоматические роботизированные загрузочные системы, подразумевающее проектирование изделия, в том числе: дизайн, создание конструкторской документации, сборку и др.

В 2018 году в СФ БашГУ открылся учебный центр станкокомпетенций. Это стало возможно благодаря сотрудничеству с гигантом отрасли – компанией СТАН. Учебный центр СТАН оснащен высокотехнологичными станками с ЧПУ, произведенными на площадке СТАН в Стерлитамаке: горизонтальным токарным центром СТТ 50-60 и вертикально-фрезерным обрабатывающим центром СТЦ Ф45. Горизонтальный токарный станок СТТ 50-60 имеет широкие диапазоны подач и числа оборотов и предназначен для комплексной токарной обработки заготовок из различных типов сталей, легких сплавов и неметаллов. Центр СТЦ Ф45 может выполнять различные виды обработки: сверление, развертывание отверстий, нарезание резьбы метчиками и фрезами, а также получистовое и чистовое прямолинейное и контурное фрезерование деталей, чистовое растачивание отверстий и канавок в них.

Учебным центром СТАН разработаны обучающие программы по трем направлениям – обучение операторов и наладчиков станков с ЧПУ, повышение квалификации специалистов по многоосевой обработке на станках с ЧПУ, повышение профессионального уровня преподавателей (мастеров производственного обучения), нацеленные на формирование компетенций по самостоятельной реализации образовательных программ по стандартам Ворлдскиллс Россия в направлении «Многоосевая обработка на станках с ЧПУ».

Стерлитамакский филиал выступает и как центр спорта, творчества и волонтерства молодежи. Волонтерская организация «Большое сердце» вошла в десятку сильнейших волонтерских организаций России и тройку лучших волонтерских объединений Республики Башкортостан.

Научная и образовательная деятельность в филиале неразрывно связаны с организацией воспитательной работы, в том числе социальной направленности, пропаганды здорового образа жизни. Создан свой спортивный клуб, в котором работают 15 секций. В филиале действуют 3 больших спортивных зала, зал для занятий аэробикой, борьбой, 3 тренажерных зала и зал для занятий гиревым спортом. Имеется стадион с футбольным полем и 400-метровой беговой дорожкой. Вуз гордится спортивными достижениями своих студентов – призеров чемпионата мира, Европы, России. Сейчас в СФ БашГУ обучаются многие именитые спортсмены, в том числе чемпионы Европы и мира. В вузе работают 15 спортивных секций. За 2018 учебный год подготовлено 1 МС, 10 КМС и свыше 100 спортсменов массовых разрядов. Студенты филиала являются членами сборных команд г. Стерлитамака, республики, России. За прошедший учебный год они участвовали в 90 соревнованиях различного масштаба. В числе преподавателей и сотрудников СФ БашГУ также 3 мастера спорта и 2 кандидата в мастера спорта.

Организацию студенческого самоуправления в филиале представляет Объединенный совет обучающихся. Художественно-творческой организацией досуга студентов занимается студенческий клуб, в его работе принимают участие более 180 студентов и аспирантов.

Студенческий клуб объединяет 12 творческих коллективов, в том числе три имеют звание народного. В их числе: народный танцевальный ансамбль народных танцев «Дервиш», народный фольклорно-эстрадный коллектив «Марьяна», народный фольклорный ансамбль «Юрактау», ансамбль современного спортивного танца «Экстрим», Театр теней, татарский эстрадный вокальный ансамбль «Навруз», Молодежный студенческий театр, киргизский ансамбль «Даткайым», Cover Dance Group «Go Crazy», ансамбль современного танца «FunkyJam», Сборная КВН, Башкирский КВН.

В 2016 году в СФ БашГУ создан бизнес-акселератор «LIFT». С первого дня обучения здесь стараются заинтересовать не только профильными вопросами, но и тем, как устроиться на работу после окончания вуза, открыть собственное дело, стать востребованным специалистом в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. Бизнес-акселератор СФ БашГУ организовал первый в республике хакатон - марафон программистов, которым за 24 часа было необходимо написать полноценное программное обеспечение для привлеченных предприятий и организаций города.

В СФ БашГУ реализуются самые передовые идеи, междисциплинарные проекты на стыке информационных технологий (IT) и традиционных наук – истории, биологии, медицины, теологии, филологии.

СФ БашГУ – третий в России университет, реализующий одну из самых инновационных программ обучения – «Программирование и дизайн виртуальной и дополненной реальности (VR/AR)». Ее руководители и первые студенты-гейм-дизайнеры сейчас работают над проектом «Заркум» – компьютерной игрой в стиле Майнкрафт по мотивам башкирского эпоса, программой-симулятором управления луноходом для Музея Роскосмоса, VR-компонентом для интерактивного археологического тура с находками стерлитамакских историков.

Впервые в Башкортостане на базе СФ БашГУ был запущен «Венчурный акселератор» – проект, в котором приняли участие 3000 стерлитамакских школьников. Инновационные идеи учеников заинтересовали предпринимателей России.

Таким образом, Стерлитамакский филиал БашГУ является динамично и устойчиво развивающимся образовательным учреждением, прошедшим длительный и насыщенный событиями путь от провинциального учительского института с краткосрочной программой подготовки сельских учителей до современного образовательного гиганта, участвующего в реализации Программы модернизации высшего образования не только региона, но и страны в целом.
Литература
Шагеева М.Ф. Учительские институты Башкирской АССР и их роль в подготовке педагогических кадров в 1930-1950-х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2013. - № 12 (38): в 3-х ч. Ч. III. – C. 200-203.

Башкирская энциклопедия:

http://rus.bashenc.ru/index.php/component/content/article/2-statya/16696-instituty

Официальный сайт Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета: https://strbsu.ru/