МЕСЯГУТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
первое сельское педагогическое учебное заведение страны
Авторы: РАМАЗАНОВА А.Л., Аминов Т.М.
Сегодня на одной из центральных улиц села Месягутово расположен Месягутовский педагогический колледж – старейшее учебное заведение в Республике Башкортостан. В 2019 году педагогическому колледжу исполнилось 90 лет. Сколько пройдено за эти годы: педагогический техникум, учительский институт, педагогическое училище, а ныне педагогический колледж. Менялись времена, директора, преподаватели, сотрудники, студенты, но только верность общему делу, как времени связующая нить остается неизменной. За годы существования Месягутовского педагогического колледжа подготовлено более 7 тысяч специалистов, это учителя начальных классов, русского языка и литературы, физики, математики, английского языка, информатики, воспитатели дошкольных учреждений.

История колледжа начинается в 1929 году, с открытия Башкирского педагогического техникума на базе школы-девятилетки в селе Месягутово. Народный комиссариат просвещения Башкирской АССР поставил задачу обеспечить учителями начальных классов школы северо-восточных районов Башкирии, отдаленных от городов и железной дороги. Первым директором был назначен Зиаи Кави Зияевич. В техникум принимались дети трудящихся, окончившие семь классов школы-девятилетки. Для привлечения достаточного количества абитуриентов были организованы подготовительные классы (группы) с двухгодичным сроком обучения. В подготовительные классы принимались дети после окончания первой ступени школы-девятилетки или 4 класса ШКМ (школы колхозной молодежи). Они за два года проходили программу 5-7 классов, после чего, переводились на первый основной класс техникума. Срок обучения в педагогическом техникуме составлял три года. Первая ударная группа учителей начальных классов была выпущена в 1932 году в составе 18 человек. Вспоминает выпускница 1932 года Б. Сахаутдинова: «Ударной называлась группа, которая была принята впервые в техникум при Месягутовском кантоне. В этой группе училась и я, поступив в 1929 году в техникум. В здании техникума и жили, и учились. Как большое событие в нашей жизни запомнилось, когда через год учебы, нам раздали государственное обмундирование, одеяла и по 18 рублей стипендии. Взамен лаптишек мы получили ботинки, и это было для нас настоящем чудом».

За весь довоенный период было выпущено 640 учителей начальных школ. Часть из них получила подготовку в качестве учителя математики и физики, русского языка и литературы для работы в 5-7 классах. Кроме того, в техникуме постоянно работали годичные и трехмесячные курсы по подготовке дошкольных работников и в летние месяцы курсы по подготовке учителей. В своих воспоминаниях директор техникума К. З. Зиаи пишет: «Педагогическому коллективу приходилось много работать над политическим, общественным, антирелигиозным воспитанием студентов. Нужно было готовить не только грамотных учителей, но и общественников, могущих работать среди сельского населения».

За время своего существования учебное заведение завоевало авторитет среди населения близлежащих районов и учительской общественности, его выпускники отличались хорошей педагогической подготовкой в духе новизны, целеустремленности и активности.
Абушахмин А.В. (1947-1952)
директор Месягутовского учительского института
В 1941 году началась Великая Отечественная война, несмотря на трудные военные годы в учебном заведении не прекращалась подготовка педагогических кадров. В техникуме работал немногочисленный педагогический коллектив, который возглавляли директора А. М. Яушев, Г. Г. Хусаинова, Ш. М. Юсупов. Коллектив испытывал сложности с нехваткой преподавательских кадров. В течение I94I-1942 гг. многие преподаватели ушли на фронт: военрук А. С. Усов, преподаватель истории К. Х. Хакимов, преподаватель русского языка и литературы М. Г. Дубровский, директор А. М. Яушев, преподаватель по военно-допризывной подготовке Е. Н. Некрасов и другие.

Выполнение государственных программ, воспитание у учащихся патриотизма, выпуск полноценных учителей – в этом заключалась главная забота педагогического коллектива. Так, в приказе № I32 от 20.06.1943 г. было отмечено, что «несмотря на ряд трудностей в работе, как отсутствие топлива и большие прорывы в снабжение продуктами питания, необеспеченность училища учебниками учеными принадлежностями, педагогический коллектив и коллектив учащихся закончили 1942-43 учебный год в основном хорошо. Преподавательский коллектив проявил в работе исключительную организованность и выдержку».

23 июля I941 года ЦК ВЛКСМ принял Постановление о работе комсомольских организаций в военных условиях. В Постановлении говорилось: «ЦК ВЛКСМ требует, чтобы каждый комсомолец был готов с оружием в руках биться против напавшего на нас, зазнавшегося врага, за Родину, за честь, за свободу». В ответ на призыв ЦК ВЛКСМ выпускники училища добровольцами уходили на фронт. Так, в I942 году после досрочной сдачи государственных экзаменов на фронт ушли 18-летние юноши Борис Мурзин, Галлям Шарипов, Акрам Яркеев, Риза Валеев, позже ушли Октябрина Яруллина, Гранит Жигануров и другие.

В условиях военного времени не прекращалась подготовка педагогических кадров. В техникуме работал немногочисленный коллектив. О годах учёбы в военное время вспоминает Сайфуллина Ляйля, выпускница 1946 года: «… Учиться было трудно: не было учебников, тетрадей. Учили уроки вдвоем, втроем, а писали между строк старых газет и исписанных тетрадей. Не было чернил. Вместо них использовали сок красной свеклы, разводили в воде сажу и писали. В классах печи отапливались сырыми дровами, которые давали мало тепла, мы постоянно мерзли. Вечерами свет зажигали поздно. А свет-то был какой! Керосина не было. Наливали в блюдце жир, опускали туда фитиль из ваты и зажигали. Огонек был маленький, слабенький, сильно коптил. При таком свете мы учили уроки, много читали вслух, ведь учиться очень хотелось».

Среди выпускников Месягутовского педагогического техникума, участников Великой Отечественной войны, есть Герои Советского Союза. Это Латыпов Кутдус Канифович и Михляев Степан Андреевич.

После победоносного окончания Великой Отечественной войны перед страной встала задача не только восстановления народного хозяйства, но и подготовка условий для перехода к всеобщему среднему образованию, следовательно, выросла необходимость значительного увеличения выпуска учителей.
Студенты института, 1956 г.
Поэтому летом 1949 года по просьбе трудящихся Башкирии и по инициативе члена ЦК партии, депутата Верховного Совета СССР второго созыва, первого секретаря Башкирского обкома Сабира Ахметзяновича Вагапова и при поддержке ЦК ВКП(б) и Советского Правительства на базе педагогического училища Министерство просвещения РСФСР создает первое в истории нашей страны сельское педагогическое учебное заведение – Месягутовский государственный учительский институт.

Директором института Министерство просвещения РСФСР назначило опытного и авторитетного педагога Абдуллу Валиулловича Абушахмина - член КПСС, по национальности – башкир. Заместителем директора по учебной и воспитательной работе был назначен Липин Василий Терентьевич – русский, член КПСС. Заместителем директора по отделу заочного обучения утвержден Сидоров Андрей Георгиевич. Андрей Георгиевич – чуваш, член КПСС, работал преподавателем истории Месягутовского педагогического училища.

В институте было открыто два отделения дневного и заочного обучения: русского языка и литературы с плановым набором студентов 75 человек; физики и математики с набором 50 человек для подготовки учителей этих специальностей 5 – 7 классов семилетних и средних школ.

Руководство и преподаватели вновь созданного института летом 1949 г. провели большую работу более чем в десяти районах республики по организации первого набора студентов за счет демобилизованных из рядов Советской армии, имеющих среднее образование, учителей начальных классов, выпускников педагогических училищ и средних школ.

Вот что вспоминает Лида Могильникова-Чигвинцева: «Нина Сикстель поступила в институт, когда уже поработала несколько лет в школе, имея двоих детей, училась только на отлично. Я жила вместе с ней, дружили мы, хотя я была девчонкой… Нина была для меня примером, рядом с ней было стыдно плохо учиться, и я не имела ни одной тройки за все время учебы в институте».

Министерство просвещения РСФСР направило в МГУИ несколько специалистов из Москвы и Ленинграда: на должность заведующего кафедрой педагогики и психологии своего сотрудника научно-методического отдела Софью Хацкелевну Фрейдлин, выпускника МГУ им. Ломоносова Михаила Ивановича Шиповского, аспиранта МГУ Петра Павловича Павлова, аспирантов Ленинградского пединститута им. Герцена Салиху Саитовну Гарееву, Николая Ивановича Ивонина.

Министерство просвещения Башкирии командировало на должность заведующего кафедрой русского языка и литературы Георгия Игнатьевича Дудина – бывшего директора Зилаирского педагогического училища, на должность зав. кафедрой математики и физики – Усмана Салимгареевича Мамлеева, автора учебника по математике для башкирских школ. Из Уфы прибыли опытные педагоги – языковеды Петр Васильевич Вальков и его жена Зоя Петровна Валькова; способный ученик выдающегося ученого – филолога Кипарисова Владимир Васильевич Маланьин. Вскоре прибыли в наш институт после окончания Саратовского Государственного университета им. Н. Г. Чернышевского супруги Ильины Валентина Федоровна и Олег Иванович, Дмитрий Александрович Макаров, выпускник физико–математического факультета Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина Фарид Зиатдинович Зиатдинов. По нашему приглашению из Казахстана прибыл доцент, кандидат педагогических наук Вейсал Нурмамедович Мустафьев и его жена Фаина Раджабовна Раджабова, выпускник Казанского государственного университета Федор Николаевич Косьмин. Из бывших педагогов училища остались в институте: Хаят Валеевна Абушахмина, Мазит Гареевич Шангареев – старший преподаватель физики и методики ее преподавания; Давлет Галимьянович Турьянов – старший преподаватель элементарной математики и методики преподавания математики. Преподавателями физической культуры работали Василий Федорович Мамыкин, прибывший вместе с Г.И. Дудиным из Зилаирского педучилища, и Анатолий Иванович Чердынцев.
Коллектив художественной самодеятельности
После первых двух выпусков заведующие кафедрами марксизма-ленинизма С. С. Гареева, физики и математики У. С. Мамлеев были отозваны для работы в Башкирский пединститут. И в последующие годы кафедрами марксизма – ленинизма заведовали Владимир Александрович Костин, Милиция Степановна Щепетнова; кафедрой физики и математики – Ф.З. Зиатдинов. Преподавательскую работу по введению в языкознание и исторической грамматике продолжил Г. В. Меркурьев, обладающий обширными университетскими знаниями. Современный русский язык вели В. Ф. Ильина и Ф. Р. Раджебова; древнюю русскую литературу преподавал Ф. Н. Косьмин; русскую литературу XIX века – Д. А. Макаров; советскую литературу и введение в литературоведение – О. И. Ильин. Заведующий кафедрой Г. И. Дудин вел методику преподавания русского языка и литературы и мастерство художественного чтения. Лекции и семинарские занятия по основам марксизма-ленинизма вели в разные годы С. С. Гареева, Н. И. Ивонин, В. Т. Липин, В. А. Костин, М. С. Щепетнова. Педагогику и психологию преподавали С. Х. Фрейдлин, В. Н. Мустафаев, М. И. Шиповский. Директор учительского института А. В. Абушахмин вел школьную гигиену и в последние годы эту дисциплину продолжил преподаватель главный врач Месягутовской участковой больницы Дмитрий Федорович Бруякин. Руководство института создало благоприятные условия для научного роста преподавателей.

Не случайно, на пятом году фнкционирования института в педагогическом коллективе работали три кандидата наук, доценты Вейсал Нурмамедович Мустафаев, Петр Павлович Павлов, Николай Иванович Ивонин и более половины педагогов сдали все кандидатские экзамены и приступили к работе над диссертациями, среди них были В. Ф. и О. И. Ильины, В. Т. Липин, Д. А. Макаров, Ф. З. Зиатдинов, М. И. Шиповский, Ф. Р. Раджебова и другие.

Заслуженным уважением и авторитетом всего коллектива пользовались Олег Иванович Ильин. Выпускники Рая Баишева, Лида Нафикова, Нина Сикстель, Роза Халикова, Николай Лесников.
первый выпуск
Евсеева Люба в своих воспоминаниях пишет: «В жизни не так уж часто встречаются люди, в которых природа столь гармонично соединила внешнее обаяние с душевной красотой университетское образование с глубокой внутренней культурой. Поэтому вероятно, мы через всю жизнь несем в своих сердцах и памяти образ настоящего педагога Валентины Федоровны Ильиной. А ее достойный муж – Олег Иванович – участник Великой Отечественной войны, награжденный двумя орденами «Красной звезды» и многими медалями, покорял нас своим великолепным знанием литературы, острым и глубоко принципиальным критическим анализом произведений писателей».

Выпускники физико-математического отделения Т. Ф. Нуриев, В. И. Корзников, В. Г. Лаптев с любовью вспоминают блестящие лекции и практические занятия по математике и физике Ф. З. Зиатдинова, П. П. Павлова, М. Г. Шангареева, Д. Г. Турьянова. Призванным авторитетом и уважением пользовались лекции и практические занятия доцента В. Н. Мустафаева и преподавателя М. И. Шиповского. Эти талантливые педагоги выдавали студентам конкретные задания по изучению и анализу психолого-педагогических особенностей отдельных групп учащихся Сартовской, Зареченской начальных школ, Месягутовской средней школы. Поэтому практические занятия по психологии и педагогике проходили заинтересованно и весьма оживленно, что позволяло студентам постепенно накапливать драгоценный опыт в организации внеклассной работы с детьми в школе.

Массовое развитие в институте получила студенческая художественная самостоятельность под руководством талантливого организатора, артиста первой категории Николая Васильевича Троицкого, связавшего свою жизнь с молодежным коллективом студентов сельского ВУЗа. Николай Васильевич сам обладал высоким профессионализмом артиста, владел и музыкальными, и хоровыми, и хореографическими способностями, притягательным даром увлекать молодежь искусством прекрасного, выраженного художественной самостоятельностью самих исполнителей – студентов.

Вот что пишет выпускник физико-математического отделения В. Корзников: «Нужно отметить очень теплую, доброжелательную и дружескую обстановку в институте. За время обучения я не помню, чтобы в институте была драка или какие-нибудь склоки на национальной основе. Да, мы, студенты, были разных национальностей: башкиры, татары, русские, украинцы, мордва и другие, но никакого различия между нами не было. Учились, трудились, отдыхали одной большой дружной семьей. Лекции, практические занятия проходили интересно, живо, сохранялся тесный контакт преподавателей и студентов… Наша студенческая жизнь не замыкалась только учебной работой. В институте большое внимание уделялось физкультуре и спорту. Проводились захватывающие соревнования по волейболу, футболу, легкой атлетике, лыжным гонкам и эстафетам. Мы – студенты, жили вместе с сельской молодежью, совместно проводили и соревнования по спорту, и вечера художественной самодеятельности. Вот так в напряженной учебе, труде и отдыхе, как один миг, промелькнули эти счастливые институтские годы».
Уроки физической культуры 50-е годы
Первый государственный выпуск состоялся в июле 1951 года. Дипломы об окончании отделения русского языка и литературы получили 72 человека, из них 47 башкир и татар и 25 русскоязычных студентов, с квалификацией учителя русского языка и литературы 5-7 классов семилетних и средних школ. Первыми были Мухаметдинова, Хайретдинов, М. А. Нафиков, Д. Ф. Шафикова, супруги Мазитов и Садыкова, Сальников, Осипов, Водолеева, Загидуллин, Низамутдинов, Корлыханов, Верзаков, Шушков и др.

Диплом об окончании физико-математического отделения получили 40 человек. Первыми выпускниками были: Аккужин, Ахметов, Нусратуллин, Яруллин, Даутова, Сайфуллина, Уразметова и др.

Учительский институт, начиная с 1951 по 1956 гг. осуществил шесть выпусков очного отделения и пять заочного, выпустив около тысячи учителей русского языка и литературы, математики и физики 5-7 классов семилетних и средних школ.

В последнем выпуске 1956 г., русская группа в количестве 25 человек по распоряжению Министерства просвещения Башкирии была направлена на филологический факультет Бирского Государственного педагогического института для продолжения учебы, чтобы стать учителями русского и иностранного (английского или немецкого) языков и литературы средних школ республики.

Вместе со студентами этой группы уехал в город Бирск и Н. В. Троицкий, который весьма успешно продолжил славные традиции Месягутовского учительского института в развитии художественной самодеятельности.

Руководство Бирского пединститута встретило наших выпускников на первых порах с недоверием и сомнением в их подготовленности. Однако, уже через год эта группа заняла по учебе, общественной работе и художественной самодеятельности первое место в институте. Все наши питомцы закончили учебу без троек и показали себя на учительской работе с положительной стороны, многие из них стали директорами и завучами средних школ не только в сельских районах, но и в Уфе.

Многие выпускники пишут о том, что получили за время учебы в сельском ВУЗе знания и приобрели умение в самостоятельной работе, это явилось надежным фундаментом в успешном заочном учении в высших педагогических учебных заведениях страны.

Так Нафикова-Казыева Лида Абдрафиковна вспоминает: «…Вскоре после окончания в 1953 г. учительского института мы с мужем переехали в Среднюю Азию и в 1958-61 гг. училась заочно, окончила историко-филологический факультет Ленинабадского государственного пединститута им. С. М. Кирова. Во время заочной учебы в этом институте я убедилась в том, что преподаватели Месягутовского учительского института дали мне прочные знания по всем предметам, на основе которых успешно получила высшее образование. От всей души благодарю преподавателей Г. И. Дудина, Ф. Н. Косьмина, Г. В. Меркурьева, В. В. Малышева, В. Ф. Ильину, О. И. Ильина, С. Х. Фрейдлин, которые дали мне глубокие знания, терпеливо учили профессиональному мастерству, воспитали нас настоящими педагогами и патриотами нашей Родины».
Драматический кружок института
В своих воспоминаниях В. Т. Липин писал: «Укреплению авторитета нашего института содействовала довольно широкая гласность о практических делах в обучении и воспитании, о жизни и отдыхе студенческого коллектива в районах. Об этом Свердловской киностудией была снята кинопанорама в двух частях. Снимок нашего института и занятия по выполнению лабораторного задания студентами Халиловым и Ушаковой под руководством преподавателя физики М. Г. Шангареева были помещены в статье «Башкирская АССР» 4-го тома Большой Советской Энциклопедии 2-го издания. Наконец нам приятно и радостно сознавать, что энергия, трудовые усилия педагогов и их надежды были оправданы самоотверженным трудом наших питомцев на поприще народного образования. Только в Дуванском районе более 20 выпускников учительского института носят почетные звания Заслуженных учителей школ РСФСР, Башкирской АССР и Отличников народного просвещения РСФСР и СССР».

Учебное заведение, осуществившее всего шесть выпусков, тем не менее, подготовившее необходимое республике учителей русского языка, математики и физики (всего 695 человек). В 1956 году МГУИ был объединен с Бирским педагогическим институтом.


Учительский институт, о котором его студенты и выпускники с любовью отзывались:


«Ты был наш МГУ несомненно,
Ну, с поправкой, конечно, МГУИ»


Примечание. Большой вклад в сборе материалов внесли преподаватели, ветераны педагогического труда Марат Абдрафикович Нафиков и Василий Терентьевич Липин, работавшие в учебном заведении еще в 1950-е годы.
четвертый выпуск
Литература:
Мустафина Ф.Х. Развитие всеобщего среднего образования в Башкирской АССР (1917-1978 гг.). – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979.