РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКИРСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1917 – 1956 ГГ.
Автор: Асадуллина Г.А.
В системе среднего педагогического образования БАССР за годы советской власти произошли огромные перемены, она прошло большой исторический путь, от педагогических курсов в первые послереволюционные годы, до разветвленной научно-обоснованной устойчивой системы подготовки учительских кадров в настоящее время.

Башкортостан был и остается самой крупной национальной республикой в составе Российской Федерации. По своему историческому прошлому, многонациональному составу, он занимает одно из ведущих мест по многим показателям, в том числе по количеству обычных и малокомплектных школ.

С первых дней Советской власти партия большевиков взяла курс на перестройку народного образования в соответствии с целями и задачами социалистического общества. Это было время, когда по существу открывается новая страница в области образования и просвещения.

Так сложилась советская система народного образования со всеми ее достижениями и недостатками, специфическими особенностями структуры, типы учебных заведений, формы и методы учебно-воспитательного процесса, подготовки и переподготовки педагогических кадров.

После Октябрьской революции началось строительство новой системы педагогического образования, в основу которой была заложена коммунистическая идеология. Одной из идей этой идеологии была направлена на подготовку учителя новой формации. До начала Великой Отечественной войны в республике постоянно присутствовал дефицит педагогических кадров, особенно учителей начальных классах. Бурный рост сети школ в эти десятилетия усугубляли данную проблему.
Уфимское педагогическое училище Школьное отделение. 1949-1953
В первые годы Советской власти система педагогического образования была неустойчивой, типы и сеть педагогических учебных заведений часто менялись. Учебные заведения, такие как педагогические курсы, созданные в 1918 году, функционировали недолго. Уже в середине 1920-х годов их стали закрывать, но они помогли определить наиболее целесообразные направления, формы и методы подготовки учителей. Вместо педагогических курсов стали создавать стационарные учебные заведения – педагогические техникумы, куда принимали выпускников школ-семилеток, педагогические рабфаки и совпартшколы (советские партийные школы). Так, в 1924 году в Башкирии действовало 8 педтехникумов, 4 совпартшкол и 1 педрабфак имени Б. Нуриманова.

Обучение в этих учебных заведениях было бесплатное, поэтому доступное всем слоям общества: рабочим, беднякам колхозникам, детям красноармейцам и других активных строителей нового общества. Обучение было доступное и. Большое внимание уделялось при приеме на учебу в средние педагогические учебные заведения национальному составу, активно принимались дети башкир, татар, чувашей и других народов региона. Это способствовало формированию большого количества национальной интеллигенции.
Уфимское педагогическое училище Школьное отделение. 1949-1953
Надо сказать, что первые десятилетия советского периода для системы среднего педагогического образования были достаточно непростые. Учебные заведения испытывали большие затруднения в организации деятельности. Слаба была материальная база, учащиеся занимались в холодных, темных деревянных зданиях, иногда в находящихся в разных районах города. В общежитиях не всем студентам хватало места, отсутствовали ученические столовые.

Были определенные трудности и в организации учебно-воспитательного процесса. Непостоянные учебные планы и программы, которые часто менялись, было мало учебников и учебно-методических пособий. Самым сложным вопросом был вопрос кадров, в средних педагогических учебных заведениях ощутимо не хватало преподавателей. Старые преподаватели не готовы были работать в новых условиях, необходимо было переподготовить их, молодые не имели соответствующего образования и опыта. Кроме того, серьезный урон был нанесен кадрам учителей педучилищ репрессиями. Самые лучшие учителя арестованы как «враги народа». Эта беда коснулась каждого учебного заведения. Также в нехватке педагогических кадров значительную роль сыграл принцип «классового подбора» педагогов. Низкая зарплата, отсутствия жилья, другие материально-бытовые проблемы, безусловно, влияли на процент обеспеченности учебных заведений учителями.

Несмотря на трудности, средние педагогические учебные заведения в эти десятилетия с честью выполняли миссию по подготовке педагогических кадров республики и страны в целом.
Уфимское педагогическое училище Школьное отделение. 1949-1953
Система среднего педагогического образования в военные и послевоенные годы развивалась более стабильно, чем в предыдущие десятилетия. Появились единые учебные планы и программы, учебники, большое внимание было уделено улучшению качества учебно-воспитательного процесса, методического и теоретического уровня преподавателей, появились межпредметные цикловые комиссии, сформировался костяк опытных педагогов, проработавших в педучилищах 15 и более лет.

Однако педучилища республики испытывали большие затруднения, вызванные войной. В 1940 году Наркомпрос и Госплан РСФСР предложил Наркомпросу БАССР и Госплану при СНК БАССР пересмотреть сеть существующих специальных средних учебных заведений. На основе этого указания, Наркомпросом БАССР совместно с Госпланом, был составлен список титульных специальных педагогических учебных заведений. Отобранные учебные заведения должны были выполнить функции:

1. Обеспечения 1-4 классов школ учительскими кадрами и детских садов воспитателями дошкольных учреждений.

2. Установления твердого контингента учащихся – национальных кадров в каждом учебном заведении.
Уфимское педагогическое училище Школьное отделение. 1949-1953
В целях экономии бюджетных средств Наркомпрос и Госплан РСФСР установил норму: в каждом педучилище должно быть не менее 3-х классов на каждом курсе, за исключением Зилаирского, Белорецкого и Уфимского русского педучилища, так как здание не позволяет расширить прием. А дошкольному педучилищу разрешили учащихся принимать больше, чем было до этого. Поэтому, если в 1940-1941 учебном году в училище было 182 учащихся, то уже в 1944-1945 их стало уже 420.

9 августа 1941 года СНК БАССР принял постановление № 604 «О слиянии педагогических училищ и представлении помещений детским домам». Согласно нему произошло слияние Серменевского и Темясовского педучилищ, татарского и чувашского педучилищ в г. Белебее. Освободившиеся здания переданы детским домам.

Таким образом происходит укрупнение педучилищ. Если в предвоенный год в БАССР действовало 16 педучилищ, то в 1941-1942 учебном году их осталось 13: 3 башкирских педучилищ (Месягутовское, Давлекановское, Темясовское); 3 татарских педучилищ (Кушнаренковское, Белебеевское, Бирское); 5 русских педучилищ (Уфимское, Зилаирское, Стерлитамакское, Благовещенское, Белорецкое); Краснокамское марийское педучилище и Уфимское дошкольное педучилище.
Уфимское педагогическое училище Школьное отделение. 1949-1953
Слияние 3-х педагогических училищ было
обусловлено следующими причинами:

1
Стерлитамакское башкирское педучилище в 1940-41 учебном году было реорганизовано в учительский институт с оставлением в нем учащихся 2 и 3 классов педучилища. После выпуска 3 класса (курса) в июне 1941 года учащиеся, перешедшие в 3 класс, в количестве 36 человек, переводятся в Давлекановское башкирское педучилище
2
Серменевское башкирское педучилище Белорецкого района с 1941-1942 учебного было объединено с Темясовским. Материальная база Серменевского училища была слабая, кадрами обеспечена недостаточно. А Темясово являлось центральным пунктом для южных и юго-восточных районов Башкирии. Освободившиеся здания Серменевского училища были переданы под детские дома.
3
Белебеевское чувашское педучилище объединили с Белебеевским татарским, где оставили чувашские классы.
Национальный состав педагогических училищ БАССР
Количество выпускников педагогических училищ БАССР
Наркомпрос СССР рекомендовал регионам, с учетом потребности в учительских кадрах, установить твердый план приема учащихся в средние педагогические учебные заведения. В 1941 году Уфимское дошкольное педучилище производит первый выпуск, башкирское и русское отделения подготовили 60 выпускников.

В 1944 - 1945 учебном году в республике сохранена сеть педучилищ: 13 педучилищ со школьными отделениями и одно дошкольное педагогическое училище. В послевоенный период постепенно увеличивается количество школ и контингент учащихся педагогических училищ. Так, если в 1945 - 1946 учебном году обучалось 498592 учащихся, то в 1950 - 51 учебном году их стало уже 618300 человек. Поэтому выросло и число учителей, работающих в школах. Если в 1945 - 1946 учебном году было 22454 учителей, то в 1950 - 1951 учебном году стало 28134 учителя. Республика с трудом, но постепенно восстанавливала народное образование, целенаправленно велась подготовка педагогических кадров в вузах, но, особенно, в средних педагогических учебных заведениях. Педагогические училища внесли большой вклад в обеспечении кадрами учителей в начальных и средних классах школ.
Список училищ в 1949-1950 учебном году
В 1949-50 учебном году педагогические училища готовили кадры, кроме учителей, воспитателей дошкольных учреждений и детских домов, вожатых, физруков. Большое внимание уделялось подготовке национальных кадров, проживающих в республике и за ее пределами. Так, в 1949 - 1950 учебном году было выпущено 374 русских, 271 татар, 170 башкир, 37 украинцев, 5 белорусов, 2 латышей 5 евреев и др.

В 1949 году по просьбе северо-восточных районов Башкирии Министерство народного просвещения РСФСР, на базе Месягутовского педучилища открывается сельский учительский институт по подготовке учителей русского языка и литературы, математики. Поэтому с 1951 года число педучилищ сокращается.
Уфимское педагогическое училище Школьное отделение. 1949-1953
В 1954-1955 учебном году в БАССР функционировали следующие средние педагогические училища:

1. Белебеевское педагогическое училище – школьное татарское отделение, отделение по подготовке воспитателей детских домов.
2. Белорецкое педагогическое училище – школьное русское отделение.
3. Бирское педагогическое училище – школьное татарское отделение.
4. Давлекановское педагогическое училище – школьное башкирское отделение.
5. Зилаирское педагогическое училище – школьное русское отделение.
6. Николо-Березовское педагогическое училище – школьное марийское и удмуртское отделения.
7. Кушнаренковское педагогическое училище – школьное татарское отделение.
8. Мраковское педагогическое училище – школьное башкирское отделение.
9. Стерлитамакское педагогическое училище – школьное русское отделение.
10. Темясовское педагогическое училище – школьное русское и башкирское отделения.
11. Благовещенское педагогическое училище – школьное русское отделение.
12.Уфимское педагогическое училище.
Уфимское педагогическое училище Школьное отделение. 1949-1953
В 1956-57 учебном году вновь открывается Месягутовское педучилище по подготовке учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений.

В 1955-56 гг. происходят изменения сети средних педагогических учебных заведений. В 1955 году в Белорецкое педучилище были переведены учащиеся Стерлитамакского педагогического училища.

В 1956 году из-за резкого сокращения количества учащихся Кушнаренковское педагогическое училище закрывается и переводится в город Белебей. В здании педучилища открывается детский дом, затем школа-интернат для детей сирот и детей из малообеспеченных семей.

В 1954-56 годы в общеобразовательных школах в учебных планах и программах появились новые предметы пение, физическое воспитание, рисование, труд. Поэтому, средние педагогические учебные заведения, приступили к подготовке учителей эстетического, физического и трудового воспитания.

В годы войны и послевоенное время появилась новые типы учебных заведений. Так с 1956 года начинается организация учебно-воспитательных учреждений – школ-интернатов. Педагогическим учебным заведениям также приходилось перестраивать свою работу, реагируя на подобные нововведения, поэтому в эти годы был расширен прием абитуриентов на отделения по подготовке воспитателей и вожатых. Так, средние педагогические учебные заведения готовили специалистов по заказу отделов народного образования с учетом этих изменений.

Необходимо отметить, что из-за отсутствия преподавателей в старших классах в некоторых школах выпускники педучилищ привлекались к работе в средних и старших классах.
Уфимское педагогическое училище Школьное отделение. 1949-1953
Педагогические вузы и педагогические училища постоянно расширяли количество принимаемых абитуриентов на дневные отделения, но они не могли обеспечивать полностью потребность в кадрах. Поэтому были приняты меры по развитию системы заочного педагогического образования учителей. Так, была разработана система заочного обучения при педагогических учебных заведениях.

В 1949-1950 учебном году 12 педагогических училищ имели заочные отделения, на которых обучалось 3012 человек. Безусловно, в период дефицита учителей заочные отделения сыграли огромную роль в подготовке образованных педагогов. Не случайно, заочникам создавались определенные условия, например, в период обучения сохранялась зарплата, оплачивались проездные расходы, годы учебы учитывались в педагогическом стаже. В 1955-56 учебном году наблюдается сокращение заочных отделений, они были оставлены только при 6 педучилищах.

В послевоенный период в педагогических училищах постепенно улучшаются качественные показатели преподавательского корпуса. Большинство директоров училищ и их заместители имели высшее образование. В 1951-1952 учебном году из 259 преподавателей училищ 200 человек имели высшее образование. Повышение образовательного ценза преподавателей способствовало улучшению учебно-воспитательного процесса. Учебный процесс осуществлялся на основе утвержденных учебных планов и программ. Основными формами организации образовательного процесса были уроки, лекции, семинарские занятия, самостоятельные работы, лабораторные работы, а также организации педагогической практики в базовых учебных заведениях.

В годы войны и послевоенный период была усилена политико-идеологическая работа со студентами. Победа советского народа над фашизмом использовалась в патриотическом и интернациональном воспитании студентов – будущих учителей. Воспитательную работу вели под руководством освобожденных секретарей партийных и комсомольских организаций. Студенты и преподаватели были охвачены различными кружками.

В целом, система среднего педагогического образования в БАССР в рассматриваемый период развивалась по восходящей траектории.
Фото старой УФЫ
Литература:
Алибаев С.Р. Школы Башкирской АССР (прошлое, настоящее и пути дальнейшего развития). – Уфа: Башкнигоиздат, 1966.

Мустафина Ф.Х. Расцвет народного образования в Башкирской АССР. – Уфа, 1968.

Национальный архив РБ. – Ф. Р-798. О. 9. Дела: 1073, 2078, 2109, 2067, 2052.

Статистический сборник БСУ. – Уфа, 1941.