Далее сошлемся на одного из исследователей творчества Акмуллы Рашита Шакура, который в прозаичной форме приводит остальные составляющие хорошего человека: «Четвертое драгоценное качество для поэта – умение довольствоваться, быть благодарным счастью жизни; пятое – воспитанность, благопорядочность; шестое – терпеливость…; седьмое – пристрастие, душевное, искренне отношение к делу. И, как итог всего перечисленного: «Умные люди знают эти слова: вера, разум, воспитанность, искренность – спутники человека»
Горячий призыв Акмуллы к знанию, к просвещению и наукам в стихотворении «Башкиры мои, ученье нужно!» было важно не только в XIX веке, оно не теряет своей актуальности и сегодня.
Таким образом, Мифтахетдин Акмулла, являясь выразителем народных чаяний, его защитником и рупором, отразил прогрессивные философские, этические, эстетические и педагогические ценности своего времени. Его отношение к народу как основному созидателю и носителю культуры, гуманистическая и демократическая позиция к человеку и обществу, следование общечеловеческим ценностям, призывы к постоянному самосовершенствованию, познанию, мудрости и духовности имели огромное значение, с одной стороны, в обогащении общечеловеческой культуры, с другой – в просвещении, воспитании и образовании всех народов тюркоязычного мира.
В целом, общечеловеческие, гуманистические и демократические идеи, в размышлениях Акмуллы занимают особое место. Как идеолог джадидизма, он выступает за широкое образование представителей всех социальных групп, также идея народности образования, стержнем которого должны стать родной язык и национальная культура. Он выступает за усиление светского компонента в содержании образования. Являясь глубоко верующим, выстраивает свои этическую систему на основе исламского вероучения. Причем выступает против фанатизма и слепого подражания. Стержнем его этической системы является нравственность воспитанника и человека. В организации педагогического процесса, как и в организации в целом социальной действительности, рекомендует принципы разумности и рациональности.