Автор: Шакур р.з.
МИФТАХЕТДИН АКМУЛЛА – ВЕЛИКИЙ ПОЭТ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ
Мифтахетдин Акмулла – выдающийся поэт-философ, поэт-просветитель, оставивший уникальное литературное наследие. Он вошел в историю башкирской литературы XIX века как продолжатель лучших традиций устной и письменной поэзии, воплотивший в своем творчестве передовые идеи своего времени, как вдохновенный певец света и разума, знаний и просвещения. Мыслитель, будучи создателем самобытной поэтической школы и Учителем народа в подлинном смысле этого слова, оказал и продолжает оказывать огромное влияние на развитие литературы и в целом духовной культуры многих народов России, Средней Азии и Казахстана, в том числе казахов, татар, туркмен, каракалпаков. Его влияние испытали на себе Г. Тукай, М. Гафури, Ш. Бабич, Д. Юлтый, С. Кудаш, Ш. Аминев-Тамьяни, С. Якшыгулов и многие другие или деятели культуры. Акмулла стоял у истоков зарождения новой, реалистической поэзии в Башкортостане, его творческое наследие способствовало формированию башкирской литературы.

Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов, впоследствии прозванный народом Акмуллой (светлым, праведным учителем), родился 14 (26) декабря 1831 г. в семье муллы в старинной башкирской деревне Туксанбаево бывшей Кульиль-Минской волости 12-го Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии (ныне Миякинский район Республики Башкортостан). По архивным данным установлено, что родной отец поэта – Камалетдин Ишкузя-улы (Ишкужа-улы), мать – Бибиуммугульсум Салимьян-кызы, оба башкиры племени мин.
Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, затем – у башкирского муллы Лукман в деревне Елбулактамак, что недалеко от Туксанбаево. Учился в Менеузтамакском и Анясевском медресе того же уезда, затем стал шакирдом известного в те времена Стерлибашевского медресе, получал уроки у знаменитого поэта – суфия Шамсетдина Заки. Достигнув зрелого возраста, вернулся в родную деревню, однако вскоре отправился в Оренбург, оттуда его путь проходил по башкирским аулам верховьев Яика (Урала) и долины реки Миасс. Через некоторое время становится шакирдом медресе в городе Троицке. В годы обучения в этом медресе Мифтахетдин, выезжая в летнее время в близлежащие казахские аулы, начинает свою деятельность учителя, которая продолжалась у него на протяжении всей жизни. С 25-летнего возраста начинается долгий путь странствований поэта по аулам, городам, кочевьям Башкортостана и Казахстана. Скитаясь среди башкир и казахов, обучая детей, он занимался различными ремеслами, принимал участие в поэтических состязаниях (айтышах) среди сэсэнов и акынов. Прославился как остроумный и правдивый поэт-импровизатор. Будучи мастером поэтической сатиры, остро высмеивал невежественных мулл, разоблачал произвол и беззаконие властей. Находясь в заточении, создал одно из глубоких в социальном плане стихотворений «Место мое в зиндане» («Урыным – зиндан»). В конце 1880-х завершил свою известную «Элегию в память о Шигабутдине Марджани» («Шиһабетдин Мәржәни мәрҫиәһе»), в которой выступил сторонником идей реформаторства в деле воспитания и образования.
Акмулла, впервые после Салавата Юлаева, обратился к своему народу со словами «Мои башкиры!», горячо призывая его к знаниям и ремеслам, к овладению основами наук. Впрочем, не только к своим современникам, но и к нам, своим потомкам, из далекого прошлого обращается поэт в стихотворении «Башкиры мои, ученье нужно!» («Башҡорттарым, уҡыу кәрәк!»), подчеркивая особое место знаний и образования в жизни человека:
Кто просвещен и ремеслу обучен,
Тот славен и горд, в общении не скучен,
Источник мудрости ему доступен,
А неуч с унижением неразлучен.

Сложением шести и единицы
Десятка, как ни бейся, не добиться.
Смещением стрелок время не ускорить,
Без помощи наук мечтам не сбыться.
(Перевод Марселя Гафурова).
Между тем знания, по убеждению просветителя, не самоцель, а лишь путь к совершенствованию человека. И в жизни, и в поэтическом искусстве, пережившем самого творца, важнейшим критерием воспитанности считал Акмулла внутреннюю, нравственную чистоту, стремление личности к моральному совершенству. «О, друзья! Пусть очистится нутро. Иначе не будет проку от одних лишь знаний», - утверждает он.

Истинным новатором выступил поэт и в деле народного образования. Он не признавал устаревших методов в обучении детей, включающих в себя телесное наказание, призывал к чуткому и внимательному отношению к детям, к простоте и доступности уроков. И в этом смысле поэт-просветитель предстает перед нами как педагог, разрабатавший наиболее прогресивные принципы преподавания школьных дисциплин:
Не шарахайтесь прочь от ученых людей,
В них – потребность великая наша.
Воздавайте им должное! Только злодей
И глупец им на двери укажет.

Муллы! Палки отбросьте и хлысты,
Будьте с детской душой осторожны.
От серьезных наук не бегите в кусты,
Все другое – и пусто, и ложно.

Ничего нет грустнее невежества мулл,
Пустозвонов под тогой ученых.
Будьте бдительны, дабы никто не задул
Детский разум, мечтой увлеченный!

(Перевод Газима Шафикова).
Прогрессивность педагога-просветителя проявилась и в его взглядах на язык обучения: важнейшим условием он считал воспитание и обучение подрастающего поколения на родном языке. И если в Башкортостане он обучал детей на башкирском языке, то в Казахстане детям казахов он стремился давать знания на казахском.

Значительным достижением национальной поэзии и в целом башкирской общественно-философской мысли второй половины XIX в. стало программное стихотворение поэта – «Назидания» («Нәсихәттәр»). Именно это стихотворение заучивали наизусть многие поклонники творчества поэта.

«Назидания» поэта-просветителя – удивительный кладезь мыслей, само воплощение мудрости. Они воспринимаются нами как моральный кодекс, как непременная основа на пути достижения человеком внутренней, духовной зрелости. Мыслитель и в этом плане – создатель своей собственной школы – школы духовности. Поэтому не удивительно, что и в наши дни, спустя века, еще жива традиция исполнительства среди любителей творчества поэта.

Акмулла в своих наставлениях вполне четко, ясно и доступно перечисляет все те важнейшие качества, которые составляют основу моральных устоев, нравственности человека. Их, этих основополагающих качеств, которые так необходимы человеку, он насчитал семь. Это – совесть, честь и честность, ум, умение быть благодарным, порядочность, терпение, страсть. На первом месте при этом, конечно же, стоит совесть:

В жизни, первое, совесть нужна, совестливость,

Совестливость как божья дается нам милость.

Мало молвить с усердием: «Прости меня, Боже!» –

Молча совесть блюсти в себе – всего дороже.

Примечательно, что в этом замечательном произведении особенно ярко и проникновенно выражены божественные истины и наставления, созвучные с аятами Корана – священной книги мусульман. Служение этим истинам и составляло важнейший смысл жизни и деятельности башкирских просветителей, в том числе и Акмуллы. Следует при этом подчеркнуть, что он стал одним из наиболее известных представителей той могучей плеяды башкирского просветительства, духовным отцом которой был признан великий религиозный деятель шейх Зайнулла Расулев.

Перу Акмуллы принадлежат вдохновенные строки, прославляющие высокую миссию поэта и поэзии в жизни общества. По его меткому определению, «слова поэтов таинства полны». Не случайно стихи Акмуллы и поныне восхищают образностью и афористичностью языка, изяществом формы и богатством содержания. Исключительно большую роль сыграл поэт в развитии и обновлении языка дореволюционной башкирской письменной литературы. Язык его произведений послужил в дальнейшем основой национального литературного языка башкир.
Знакомясь со стихотворениями Акмуллы, постигаешь его воззрения на жизнь, воспитание, мораль, этику и эстетику, которые, несомненно, отразили не только личные позиции мыслителя, но и позиции самых передовых людей его времени. Вот почему творчество поэта имеет столь широкое общественно-политическое значение и звучание. Строки его щедро наполнены мыслью, которая передана в образной, ярко-метафорической манере, и потому часто звучат как законченные афоризмы.
Нельзя обойти вниманием еще один важный аспект, а именно – мастерство поэта. Он явился своего рода реформатором башкирского стиха, который под его пером освободился от тяжеловесных конструкций и застывших канонов восточного стихотворчества. Его строки звучат легко и лаконично, в них много аллитераций, музыки и света. А если смысл их не всегда доходит до нашего сознания, то в этом, видимо, особенность самого литературного языка, бытовавшего в то время, представлявшего собой смесь традиционного письменного литературного языка тюрки с целым рядом живых тюркских языков. Но и тут проявляется исключительная взыскательность к слову, высокий художественный вкус автора: он отбирает из арсенала арабского языка и языка фарси лишь самые выразительные и точные в данном контексте слова и выражения, обогащая ими родную речь, письменный язык. Именно это необычайное богатство лексики, смелое смешение разных речений, образная выразительность каждой мысли сделали поэтику Акмуллы общеизвестной и любимой, а самого его – одним из самых популярных и демократических поэтов своего времени.

Жизнь поэта трагически оборвалась 8 (20) октября 1895 года. На могиле Акмуллы на мусульманском кладбище города Миасс в период подготовки к празднованию 150-летия со дня рождения в 1980 году воздвигнут памятник из белого мрамора.

В городе Миасс Челябинской области и в селе Киргиз-Мияки, центре Миякинского района Республики Башкортостан, именем Акмуллы названы улицы. На родине поэта, в деревне Туксанбаево Миякинского района Республики Башкортостан, в 1981 г. был открыт музей и установлен бюст поэта. Примечательным событием в развитии национального искусства стала опера Загира Исмагилова «Акмулла». В 2006 году имя Мифтахетдина Акмуллы присвоено Башкирскому государственному педагогическому университету. В Миякинском районе учреждена премия имени Акмуллы, которая с 1989 года присуждается ежегодно за лучшие произведения литературы и искусства. В 2008 году в Уфе, на площади перед главным корпусом Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, открыт памятник великому поэту-просветителю.

Поэзия Акмуллы является национальной гордостью башкирского народа, входит в сокровищницу российской и мировой духовной культуры.
Автор: Аминов Т.м.
АКМУЛЛА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ
Мировоззрение Мифтахетдина Акмуллы, как и многих известных его современников (М. Уметбаев, Р. Фахретдинов, З. Расулев, М. Бекчурин), формировалось на основе национальной культуры башкир, через устное народное творчество, фольклор, своеобразие педагогических установок, культура народов мусульманского Востока, вобравшего в себя мировоззрение и античных философов, а также демократическая культура русских мыслителей. Географическое расположение Башкортостана таково, что регион всегда был одним из центров столкновения традиций и приближающихся социальных изменений. «Здесь соприкасались восточные и западные влияния, и все это… увеличило количество источников морально-воспитательных идей...» [3].

Конечно, одним из важных факторов восхождения просветителя стала мусульманская религия. Мыслитель отмечал прогрессивную роль ислама в распространении просвещения и грамоты среди населения. А этическое ядро религии и правила жизни мусульман, заключенных в шариате, способствуют рациональной организации всех сторон жизнедеятельности человека, тем самым выполняя воспитательные функции. Действительно, идея образования лежит в основе идеологии ислама, так как стремление к знаниям является «одним из главных мусульманских предписаний». Акмулла искренне связывал ислам с такими явлениями, как культура и просвещение. Хотя он и критиковал священнослужителей, его гнев был направлен лишь на их невежественность, стяжательство, а не на религию. Не случайно просветитель придает огромное значение роли муллы-мугаллима в воспитании подрастающего поколения, так как пример учителя является одним из главных методов воспитания и обучения. Поэтому он должен быть и духовно и интеллектуально совершенен.

Из этической системы Мифтахетдина Акмуллы население черпало его идеи педагогического характера. Он исходил из общечеловеческих ценностей, гуманистическая и демократическая позиция просматривается во всех записанных произведениях и устных выступлениях на айтышах. Каждый человек уникален, поэтому воспитание должно быть индивидуальным. В нем необходимо формировать свободную и творческую личность, только в этом случае она может достичь духовного совершенства. Он считал, что воспитание представляет собой целостный процесс в диалектическом единстве слова и дела, просвещенности и духовности, гармонии индивидуальных и социальных интересов. Результатом воспитания должно стать общественно ценное и личностно значимое поведение воспитанника.
Основным положением его педагогической деятельности и теоретических размышлений являлся принцип народности образования. Так же как и К.Д. Ушинский, Акмулла считал организацию образовательного процесса на основе родного языка самой действенной. Поэтому там, где он работал, детей обучал на их родном языке, в башкирской школе – на башкирском, в казахской – преподавал по-казахски, в татарской – по-татарски. Также его общепедагогическими основаниями были принципы природосообразности, культуросообразности, учет общности культур тюркоязычных и русского народов. Из других его принципов воспитания необходимо назвать принципы сознательности, осмысленности обучения, отказа от телесных наказаний, уважительного отношения к ученику.

Нравственное, умственное, физическое и трудовое воспитание являлись главными направлениями формирования детей. Причем ни одно из этих составляющих не должно ставиться выше, чем другое. Так, поэт пишет:

«О, друзья! Нутром чистыми будьте, нутром.

Без этого нет проку от голых знаний!».


Своеобразным гимном приветствуемых Акмуллой качеств совершенного человека, является его стихотворение «Назиданья». В нем поэт выделяет семь главных приоритетов, к чему должно стремиться воспитание и самовоспитание каждой личности.
«То, что прежде всего необходимо – это иман,
Поклоняйся вере своей...

Второе бесценное качество – это душа,
Отрекись от того, чья душа испорчена…

Третье драгоценное качество – это разум,
У глупого пустота вместо порядочности».
Дом-музей М. Акмуллы
Далее сошлемся на одного из исследователей творчества Акмуллы Рашита Шакура, который в прозаичной форме приводит остальные составляющие хорошего человека: «Четвертое драгоценное качество для поэта – умение довольствоваться, быть благодарным счастью жизни; пятое – воспитанность, благопорядочность; шестое – терпеливость…; седьмое – пристрастие, душевное, искренне отношение к делу. И, как итог всего перечисленного: «Умные люди знают эти слова: вера, разум, воспитанность, искренность – спутники человека»

Горячий призыв Акмуллы к знанию, к просвещению и наукам в стихотворении «Башкиры мои, ученье нужно!» было важно не только в XIX веке, оно не теряет своей актуальности и сегодня.

Таким образом, Мифтахетдин Акмулла, являясь выразителем народных чаяний, его защитником и рупором, отразил прогрессивные философские, этические, эстетические и педагогические ценности своего времени. Его отношение к народу как основному созидателю и носителю культуры, гуманистическая и демократическая позиция к человеку и обществу, следование общечеловеческим ценностям, призывы к постоянному самосовершенствованию, познанию, мудрости и духовности имели огромное значение, с одной стороны, в обогащении общечеловеческой культуры, с другой – в просвещении, воспитании и образовании всех народов тюркоязычного мира.

В целом, общечеловеческие, гуманистические и демократические идеи, в размышлениях Акмуллы занимают особое место. Как идеолог джадидизма, он выступает за широкое образование представителей всех социальных групп, также идея народности образования, стержнем которого должны стать родной язык и национальная культура. Он выступает за усиление светского компонента в содержании образования. Являясь глубоко верующим, выстраивает свои этическую систему на основе исламского вероучения. Причем выступает против фанатизма и слепого подражания. Стержнем его этической системы является нравственность воспитанника и человека. В организации педагогического процесса, как и в организации в целом социальной действительности, рекомендует принципы разумности и рациональности.
Литература
1
Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. – М.: Советская энциклопедия. – Т. 1. – 1962.

2
Шакур Р.З. Звезда поэзии. Башкирский поэт-просветитель Мифтахетдин Акмулла. Уфа: Китап, 2006.
3
Шафикова З.Х. Башкирская педагогическая мысль второй половины XIX века и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе / автореферат дисс. … канд. пед. наук. – М., 1994