Автор: Алмаев Р.З.
Агадуллина Лиза Киямовна
Башкортостан, с крупнейшей системой образования в стране, славится и замечательными учителями. Среди них достойное место занимает учитель химии средней школы №42 города Уфы Агадуллина Лиза Киямовна. Ее называют женщиной-легендой. На протяжении многих лет она из обыкновенных ребят растит вундеркиндов-химиков, победителей и призеров олимпиад всевозможных уровней, включая международные. Л.К. Агадуллина будучи Народным учителем РБ, одной из первых в республике была удостоена звания «Народного учителя РФ». Заслуженный учитель РБ и РФ, Соросовский учитель – она проработала в школах республики и ее столицы более 50 лет, подготовила свыше 100 победителей и призеров республиканских, всероссийских, международных олимпиад, причем некоторые побеждали неоднократно.
Детские и юношеские годы
Лиза Киямовна родилась 1 января 1942 г. в селе Нижние Киги Кигинского района. Шла Великая Отечественная война. Седьмой самый младший ребенок появился в семье сельского муллы Кияма Мухаметовича и акушерки Фариды Исхаковны. Отец до революции получил религиозное образование в медресе «Расулия» в городе Троицке Оренбургской губернии. Поскольку известный мударрис Зайнулла Расулев был приверженцем джадидизма – прогрессивно-реформаторского движения в исламе, уже к началу XX в. медресе превратилось в популярное полусветское учебное заведение. Медресе притягивало к себе на учебу башкир, татар и казахов. Позднее французский историк Александр Бенигсен назвал эту школу в Троицке (ныне Челябинская область) как «один из лучших академических институтов в мусульманском мире». Отец знал наизусть Коран, хорошо владел арабским, русским языками, писал на латыни. Как и все в Нижних Кигах говорил на смеси татарского с башкирским.
Лиза Мухаметдинова - ученица 7 класса
Нижне-Кигинской школы
Великая Отечественная война ворвалась в маленький дом Мухаметдиновых, когда Кияму было уже за 50. Несмотря на возраст, взяли в трудовую армию. Но после полученной контузии комиссовали. Фариде-апе исполнилось 49, когда в конце декабря 1941-го - начале 42-го (точную дату рождения в деревнях тогда редко кто знал) родилась девочка, самая младшая, «топчек», названная родителями необычным для мусульман именем – Лиза. Это – в честь Лизы Чайкиной. Современное поколение вряд ли знает, кем была эта героическая девушка. Но тогда ее знали все (вышла и книга о ней). Секретарь районной комсомольской организации на территории, оккупированной немцами, она была схвачена в ноябре 1941 года. Несмотря на жестокие пытки, не выдала фашистам своих товарищей. Гитлеровцы расстреляли ее. За преданность Родине, мужество и самоотверженность Елизавете Чайкиной было присвоено звание Героя Советского Союза, а ее именем названы предприятия, школы, пионерские дружины, улицы. В далекой башкирской деревне Нижние Киги пошли еще дальше: только на одной улице, где жила семья Мухаметдиновых, шесть девочек получили имя отважной девушки!
Годы учебы: 1949 – 1959
О профессии учителя химии Лиза Киямовна и не мечтала. Она собиралась стать детским врачом педиатром. «Часто нам кажется, что многое в нашей жизни происходит случайно, на самом деле – от Бога. Я это говорю, наверное, как дочь муллы», - рассуждает педагог-профессионал высочайшего класса. Одна из таких счастливых «случайностей» произошла в первые послевоенные годы. Среди Лизиных педагогов были учителя, эвакуированные из Ленинграда и других городов. А химию преподавала Изида Алексеевна Алексеева. Дети во всем старалась походить на нее – интеллигентную, бескорыстную, добрую. Были и другие замечательные учителя-предметники. Такой неординарный педколлектив позволил ей уже в Верхне-Кигинской школе получить прекрасное базовое образование. Девочке нравились все предметы. Когда в школе проходили инспекторские проверки учителя обычно спрашивали и Лизу, как одну из лучших учениц класса. К тому же она писала стихи, играла на мандолине. Ей даже пророчили поэтическое будущее.

Как в школу пошла – родители, очень занятые, не сильно обратили внимание, – вспоминает Лиза Киямовна. – Я была самой маленькой в классе. Нужной обуви не было, поэтому старшие братья-сестры возили меня в школу на санках. Когда переходили реку, весной на льду выступала вода. Приходилось идти босиком, снимать лапти или галоши. Но природные препятствия не мешали, желание учиться было велико.
Студенческая группа Бирского пединститута.
Л. Мухаметдинова в нижнем ряду вторая справа 1963 г.
Лиза вспоминает, как в детстве перед праздником Уразы в особый для мусульман день «кадер киче» (ночь Предопределения) она увидела ночью на небе яркие проблески дневного света («Кук кобаге очалганнэ»). Эти знаки заметили всего несколько человек. Тогда отец вдруг сказал: «Люди, наблюдавшие такое явление, обязательно будут счастливыми!».

Соседом Лизы по парте был детдомовец Масалим, который, проголодавшись, вытаскивал из сумки на перемене кусок хлеба. Вечно голодную девчушку этот запах сводил с ума. Суп из крапивы или лебеды, которые обычно варила мать, только заполнял желудок, и есть хотелось еще больше. Хлеб заменяла лепешка из гнилой картошки. Лиза ела ее тайком, чтобы не засмеяли. «Вкусно, наверное? Давай поменяемся?», – заметив, предложил как-то одноклассник. Лиза съела его хлеб мгновенно. А Масалим еще долго выплевывал липкую массу и удивлялся: неужели эти лепешки и дают его маленькой соседке такую жажду знаний, отличные оценки? А потом он, бывший двоечник, неожиданно стал хорошо учиться. Когда его спросили, что вдруг такого произошло, он ответил: «Да это Лизин хлеб меня заниматься заставил!». «Наверное, стыдно стало, что я так хорошо учусь, хотя все время полуголодная», – задумчиво говорила Лиза позже.

А через много лет, став директором техникума, Масалим Гумеров убежденно скажет: «Я многого добился благодаря Лизиному хлебу».

Настоящий учитель непременно должен быть человеком творческим, неважно, какой предмет преподает – литературу или химию. Лиза Киямовна на любом музыкальном инструменте может сыграть – подбирает мелодию на слух. А самым любимым инструментом оставалась мандолина, когда-то кормившая ее и семью…
Старшая пионервожатая Араслановской, Абзаевской средних школ Кигинского района (1959–1961)
С победителями Евгением Ваниным и Азатом Халиуллиным
на III Международной ко-мандной олимпиаде. Москва. 1995 г.
В Нижних Кигах была только семилетка. Окончив ее, деревенские ребята вынуждены были пешком ходить много километров в среднюю школу Верхних Кигов. Занятия начинались в девять, поэтому в дорогу собирались в шесть, только светать начинало. Так целым классом в любую распутицу и отправлялись за знаниями, оставаясь ночевать в школьном интернате только в суровые морозы. Учителя скидок на трудности не делали – обычное дело по тем временам. Лиза окончила школу на круглые «пятерки». Она всегда знала, что будет учительницей, но в начале 60-х, чтобы поступить в институт, нужно было два года трудового стажа.

Так в 1959 году появилась в соседнем Арсланово 16-летняя пионервожатая Лиза Мухаметова. Неистощимая на выдумки, веселая, танцующая и поющая девушка вскоре сделалась любимицей местной ребятни. Парни на нее тоже засматривались. И когда однажды один из них, положивший глаз на красивую вожатую, решил ее украсть, Лизу предупредили, предостерегли. «Акция» не состоялась…

Приходилось вести и уроки. Спустя десятилетия семиклассник Усман Халилов прямо на уроке заявил: «А знаете, вы еще моих дедушку с бабушкой учили!». – «Не может быть, не такая уж я старая!» – сопротивлялась Лиза Киямовна. Но парень оказался прав, действительно, она учила их тогда, в абзаевской школе. Потом в шутку так и называла его правнуком!
Система Школа - Вуз в действии. В.М.Пухова,
Т.Ф.Петрушина, Ю.С.Зимин. 2002 г.
На первую свою зарплату – 39 рублей – она купила кожаные коричневые ботинки со шнурками. А еще – оранжево-черный в клетку теплый платок. Детей, в семье которых жила на квартире, тоже не забывала. Из синей ткани, привезенной пионервожатой из Уфы, девчонкам сшили сарафаны. Не успела в Арсланово работу наладить, как ее отправили усилить абзаевскую среднюю школу. Был тогда такой метод «подтягивания отстающих» знаменитого передовика труда – ткачихи Валентины Гагановой.

Так, став старшей пионервожатой, Лиза Киямовна и не предполагала, что связала свое будущее со школой раз и навсегда.
Учеба в Бирском государственном педагогическом институте (1961–1966)
Окончательный выбор был сделан с поступлением на химико-биологический факультет Бирского педагогического института. В 1961 году Лиза подала документы в Башкирский государственный университет на химфак, но подружки уговорили ее за компанию поехать в Бирский педагогический. Так все семеро и поступили!

Уже на 4-м курсе началась практика в школе. Лиза Киямовна вспоминает, как во время прохождения педпрактики самый первый ее урок посетил ректор института К.Ш. Ахияров.

Важную роль в формировании будущего педагога-химика сыграли преподаватели. Среди высококвалифицированного преподавательского состава Лиза Киямовна выделяет химика Е.В. Белоногова, биолога Г.В. Артемьева, историков П.Г. Трапезникова, В.Г. Чухрова, куратора группы Ф.Г. Харрасову. Многие преподаватели жили вместе со студентами в общежитии. Лиза Киямовна с теплотой вспоминает семью Артемьевых, попавшую под репрессии и приехавшую в Бирск из Сибири. Его жена вязала студентам варежки. «Жалко, что мои украли, остались бы на добрую память», – вздыхает Лиза Киямовна.

Среди сокурсников было немало прилежных, трудолюбивых студентов, занимающихся общественной работой. Они считали, что профессия педагога – это их призвание. На химико-биологическом факультете обучался ленинский стипендиат Аухади Шаяхметов, трудолюбивый, скромный парень. Впоследствии выяснилось, что он племянник Заки Валиди! Одногрупник С.В. Сафронов удостоился звания заслуженного учителя Республики Башкортостан. Выпускники факультета 1961 года – В. Запольских и Л. Черных стали преподавателями Бирского педагогического института. Не затерялись в жизни и другие ребята.

Во время обучения в институте стихи ее печатали в городской газете, в том числе и на первой полосе. А редакторами ее творчества стали позже признанные, а тогда еще молодые поэты, Сагит Агиш и Баязит Бикбай! Они были примером, поощряли к творчеству. Впрочем, поэтическая муза в студенческие годы не раз и выручала. Случалось, порой неделю жили всей комнатой в общежитии на гонорары от опубликованных в городской газете стихов. Да еще сирот подкармливали! Но все же главное – поэзия учила думать, точно говорить.

В начале 1960-х годов немало студентов педагогических вузов были вынуждены прерывать учебу. Во многих регионах, включая Башкирию, катастрофически не хватало учителей. Это было следствием демографических колебаний военных и послевоенных лет. Весь курс, на котором училась Лиза Агадуллина, в полном составе отправили по распределению на «длительную практику». Лиза выбрала родное село Нижние Киги. Практика заняла весь учебный год. Здесь она получила первое «педагогическое крещение», ведя занятия почти на полторы ставки, осуществляя классное руководство. Кроме того, в свободное от преподавания время учительский коллектив школы вместе со строителями возводил новое школьное здание. Кстати, эта «Лизина школа» отмечена десятками замечательных выпусков. Когда она сгорела, уже в новом веке, на средства республики была построена современная школа. В 2009 году Лиза Киямовна вместе с министром образования республики Зиннатом Аллаяровым и другими почетными гостями участвовала в открытии родной Нижне-Кигинской средней школы.
После открытого урока с учителями
города в школе №42 г.Уфы 2004 г.
Так в 1959 году появилась в соседнем Арсланово 16-летняя пионервожатая Лиза Мухаметова. Неистощимая на выдумки, веселая, танцующая и поющая девушка вскоре сделалась любимицей местной ребятни. Парни на нее тоже засматривались. И когда однажды один из них, положивший глаз на красивую вожатую, решил ее украсть, Лизу предупредили, предостерегли. «Акция» не состоялась…

Приходилось вести и уроки. Спустя десятилетия семиклассник Усман Халилов прямо на уроке заявил: «А знаете, вы еще моих дедушку с бабушкой учили!». – «Не может быть, не такая уж я старая!» – сопротивлялась Лиза Киямовна. Но парень оказался прав, действительно, она учила их тогда, в абзаевской школе. Потом в шутку так и называла его правнуком!

На первую свою зарплату – 39 рублей – она купила кожаные коричневые ботинки со шнурками. А еще – оранжево-черный в клетку теплый платок. Детей, в семье которых жила на квартире, тоже не забывала. Из синей ткани, привезенной пионервожатой из Уфы, девчонкам сшили сарафаны. Не успела в Арсланово работу наладить, как ее отправили усилить абзаевскую среднюю школу. Был тогда такой метод «подтягивания отстающих» знаменитого передовика труда – ткачихи Валентины Гагановой.

Так, став старшей пионервожатой, Лиза Киямовна и не предполагала, что связала свое будущее со школой раз и навсегда.
На рубежах восхождения к мастерству
После завершения Бирского педагогического института в 1966-1968 гг. она трудилась учителем Малоязовской средней школы Салаватского района. В этом выборе главную роль сыграл брат Радил. Он работал тогда в Малоязе первым секретарем райкома партии. А братья для нее всегда являлись непререкаемым авторитетом, как было принято в их семье. И Лиза Киямовна с головой погрузилась в школьную жизнь на родине Салавата Юлаева.

Неожиданно пришло известие о болезни любимой сестры. Сауда оказалась в больнице, дома остались четверо детей. И она помчалась в родные Киги. Смотреть за племянниками помогала мама.

В родном селе Нижние Киги она проработала учителем химии и организатором внеклассной работы с 1968 по 1970 год. Здесь и начал проявляться ее талант как педагога и воспитателя. Она успевала сделать многое, что поражало всех. Достаточно перечислить новшества: школьный музей, тимуровские команды, переписка со сверстниками других регионов и стран, поездки по городам. Наметились первые серьезные успехи и по своему предмету. В течение этих двух лет она работала без второгодников. Тогда это был серьезный показатель качественной работы предметника.

На ее успехи руководители образования не могли не обратить внимания. Энергичную, знающую свое дело учительницу в 1970 г. перевели заведующей методическим кабинетом Кигинского РОНО. Под ее руководством проводилась методическая работа уже во всех школах района. Методический кабинет РОНО превратился в центр управления познавательной и поисковой деятельности учителей, постоянного контроля качества уроков, уровня знаний учащихся, внедрения разнообразных форм и методов уроков. Она занималась повышением квалификации, обменом и распространением передового опыта.

К молодой, талантливой учительнице, организатору стало присматриваться и районное начальство. Чем не кандидатура на пост первого секретаря райкома комсомола? Тем более, что она уже привлекалась к работе с молодежью в качестве внештатного сотрудника. Но Мухаметову такое предложение совсем не обрадовало. Она чувствовала свою востребованность в школе. Ей больше всего хотелось быть учителем, ее тянуло к работе с детьми. Поэтому, правдами и неправдами, она снялась с учета, выписалась и поехала в Уфу. С тех пор более сорока лет она живет и трудится в столице республики. Это были плодотворные годы, которые принесли ей широкую известность.

Сделано действительно немало. Благодаря ее труду, таланту, неиссякаемой энергии, энтузиазму и подвижничеству из года в год в столице растет число лучших юных химиков республики и страны. Начало уфимского этапа преподавательской деятельности Л.К. Агадуллиной было связано с республиканской средней художественной школой-интернатом (РСХШ-И), где она проработала в 1971-1973 гг. В 1994 году школа была преобразована в республиканскую художественную гимназию-интернат имени К.А. Давлеткильдеева.

Около четверти века – в 1973-1996 гг. она проработала в уфимской школе №27. В последние годы дети с интересом изучают ее предмет в школе №42 города Уфы и Республиканском башкирском лицее-интернате.

Работа в художественной школе оказалась непростой. Когда ее направляли туда из уфимского гороно, инспектор сразу предупредил о возможных трудностях. Интернатские дети – это особый контингент, собранный из отдаленных районов. У многих из них нет родителей. Семьи, как правило, многодетные, малообеспеченные. К тому же предыдущий классный руководитель сбежал… И когда в классе появилась небольшого роста безупречно одетая молодая женщина, по рядам прошел смешок: мол, нашли кого прислать! Но не прошло и недели, как учитель химии и воспитатель Лиза Агадуллина стала для девятиклассников непререкаемым авторитетом. Она не повышала голос, но смотрела так, что ослушаться было невозможно.
На форуме победителей олимпиад. З.Я.Рахматуллина,
Л.К.Агадуллина, Р.Хусаинов (РБЛИ). 2006 г.
Среди учащихся ее класса выделялся Валера Мельников. Мальчик рано лишился родителей. Прошел несколько школ, прежде чем его определили сюда. Он был неугомонен, любил похулиганить. Для него перспектива попасть в колонию для несовершеннолетних казалась вполне реальной. Ситуация в корне изменилась с появлением новой учительницы. Ее уважительное, внимательное отношение, поощрение творчества оказались решающими. Через год его было уже трудно узнать. Он по-настоящему увлекся изобразительным искусством, стал профессионалом. Много лет учительница о нем ничего не знала, но и не забывала. Случайно в газете Лиза Киямовна увидела анонс об открывающейся в музее имени Нестерова выставке художника Валерия Александровича Мельникова. Смотри-ка, все совпадает, неужели это он? – подумала учительница.

Они встретились на его персональной выставке сорок лет спустя. Сегодня Валерий Александрович – известный в Башкирии и за ее пределами человек. Он заслуженный художник РБ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Архитектуры» УГНТУ. Является членом Союза художников и дизайнеров России.

«Думаю, что моя жизнь сложилась совершенно иначе, если бы не она, – откровенно признается В. Мельников. – Нам вечно хотелось, есть, воровали по ночам хлеб из столовой. Лиза Киямовна приносила нам из дома две набитые едой сумки. А когда она тяжело заболела, все сорок наших учеников нарисовали любимой учительнице по рисунку, чтобы поддержать ее».

Сегодня педагог-новатор с большой теплотой отзывается о советской системе образования, считая ее лучшей в мире. Она вспоминает, как настойчиво учителя работали со всеми учениками, в том числе и отстающими. Существовала система шефства ребят друг над другом. Они широко вовлекались в различные кружки, профильные внешкольные учреждения.

Сами учителя активно участвовали в общественной жизни, культурных мероприятиях. Мы уже упоминали художественные способности Лизы Киямовны. Они в полной мере оказались задействованы и в Уфе. Традиционными были конкурсы художественной самодеятельности среди районов школ города, приуроченные ко дню рождения В.И. Ленина. Очередной апрельский концерт совпал с приятным событием. Лиза ждала второго ребенка, была уже почти на седьмом месяце. Но всячески скрывала этот важный факт от своих коллег. Она отказывалась танцевать, соглашаясь на демонстрацию других талантов. Директор средней школы №27 Тамара Семеновна Дерюгина грозила выговором, если молодая учительница химии сорвет мероприятие, и они упустят первое место. Пришлось Лизе Киямовне на свой страх и риск вместе с физруком школы Валерием Санейко на 22 апреля танцевать «Молдавский Жок». Учителя школы не могли понять, почему Лиза так непривычно низко прыгает. Зато, когда 8 июля их коллега родила сына Наиля, от души хохотала вся школа. Но, конечно, и восхищались тоже!

На 55-летний юбилей Лиза Киямовна официально никого не приглашала. Пусть приходит, кто захочет. Каким же было удивление четы Агадуллиных, когда на юбилей в 27 школе пришли все коллеги и сотрудники, включая техничек, чтобы высказать ей свою любовь и уважение.

Автор этой публикации Рустам Алмаев, тоже учился у педагога Л.К. Агадуллиной. Бывший ученик 7 класса уфимской средней школы №27 и его одноклассники с благодарностью вспоминают своего классного руководителя за доброжелательность, прямоту, помощь, интеллигентность. Вот и сегодня, по прошествии многих лет, Лиза Киямовна продолжает наставлять своего ученика, ныне доцента Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы: «Всегда надо говорить только правду, делать людям только добро».

Очень не простым в 1996 г. оказался переход в другую уфимскую школу – №42. Причина была банальной, просто в Советском районе не выделяли деньги на участие в российских олимпиадах. Руководство же Октябрьского РОНО обещало оказывать Лизе Киямовне финансовую помощь для поездок не только на республиканские и зональные конкурсы. Открывались перспективы участия в российских, международных олимпиадах.

Обо всех своих школах Лиза Киямовна вспоминает с большой теплотой. Особое отношение народного учителя к Республиканскому башкирскому лицею-интернату. Когда в конце 1990-х годов поступило приглашение от ее директора Ганиева Тахирьяна Мухаметовича, это учебное заведение еще именовалось башкирско-турецким лицеем.

Через некоторое время это учебное заведение перепрофилировали в республиканский башкирский лицей интернат. Директор башкирского лицея попросил опытного педагога-химика не бросать детей из отдаленных районов республики. Среди учащихся были и сироты. По мнению Лизы Киямовны, многие из них отличались стремлением получить прочные знания по химии, трудолюбием, воспитанностью. В настоящее время в РБЛИ учителями химии работают уже ее ученики, призеры республиканских олимпиад. Это аспиранты Гумеров Айнур (БГУ) и Багишаев Вахит (УГНТУ).

Не даром в народе говорят, что не место красит человека! Во всех учебных заведениях Лиза Киямовна оставалась верна своему высокому призванию.
Педагогическое мастерство Л.К. Агадуллиной
Уже многие годы Лиза Киямовна преподает по собственной авторской программе для классов с углубленным изучением химии. Программа прошла экспертную оценку совета Башкирского института развития образования. Учитель учитывает возрастные особенности учащихся. Поэтому ее ученики начинают изучать химию с опережением на один год с седьмого класса. На уроках реализуется личностно-ориентированный, деятельностно-творческий подход. Лиза Киямовна работает на развитие ребенка, приучает его логически мыслить. Такие педагоги ценятся очень высоко. Еще немецкий педагог первой половины XIX века Адольф Дистервег отмечал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

Агадуллина Л.К. очень возмущается, когда слышит от детей, что тот или иной учитель заставляет их переписывать учебник. Такие горе-педагоги облегчают свой труд тем, что заставляют учащихся на уроке читать новую тему по учебнику и отвечать на вопросы в конце параграфа. И это называется самостоятельная работа! Вряд ли такая методика преподавания вызовет интерес у детей к предмету, и уж точно не привьет навыки самостоятельной работы.

Лиза Киямовна с уважением относится к старым советским учебникам. Их авторы не пытались «придумать велосипед», а ставили своей задачей как можно проще и доступнее объяснить ребенку даже самый сложный предмет. Она с недоверием относится ко всяким усложненным инновациями школьным программам, которые далеки от реальной жизни, являются лишь данью моде на вариативность образования. Набившие оскомину новые образовательные технологии, стандарты, так красиво звучащие в устах ученых педагогов и чиновников от образования, на практике не дают результатов, потому что оторваны от действительности и не учитывают человеческий фактор, в данном случае – учителей.

Лиза Киямовна видит секрет своей успешной педагогической деятельности в ежедневном кропотливом труде со школьниками. Она всегда повторяет, что ее ученик – это ребенок со средними способностями. Многие ее «олимпийцы» вышли из так называемых классов коррекции или трудных семей. Сейчас Лиза Киямовна переживает, что из-за всех реформ в школьном образовании сократились часы на уроки химии. В непрофильных классах урок химии теперь один час в неделю!

Конечно, Лиза Киямовна нашла выход: объявила учащимся, что желающие могут приходить на ее занятие перед первым уроком. Из таких набрался полный класс! Учащиеся приходят на ее уроки к семи часам утра. Всегда решают сложные, нестандартные задачи, проблемные задания. Ее воспитанники считают нормой занятия даже в воскресные и праздничные дни.
Л.К.Агадуллина и Р.Г.Хазанкин первые народные учителя РБ. 2008 г.
Как же можно вызвать у современных детей такой интерес к ныне не очень популярной химии? Еще великий ученый Д.И. Менделеев выделил такую черту талантливого учителя, как умение увлечь, заинтересовать своим предметом. К примеру, говорит она, взять хотя бы бытовую химию, которую непременно надо знать всем. Для чего нужна сода, можно ли пользоваться средством для мытья посуды? Кальцинированная сода, если в нее попадет вода, превратится в камень. Это уже будет не порошок. Почему лед плавает на поверхности, а все другие вещества падают вниз? Если дома разбился термометр, как собрать ртуть, что бы это не вызвало испарений, опасных для здоровья человека? Существуют ли термометры без ртути? Дети включаются в процесс познания, забывают о времени и даже не слышат звонка на перемену.

Ее главное требование к уроку – активная работа ученика. Объяснение нового материала проводится в виде беседы с опорой на межпредметные связи, знания и навыки по предыдущим занятиям. Обязательно создаются проблемные ситуации. Лиза Киямовна свою линию объясняет так: «Урок я начинаю с создания проблемной ситуации, в решении которой участвует весь класс. Веду урок таким образом: даю объяснение, отталкиваясь от знаний самих учеников, далее развиваю их познавательный интерес, увлекая дополнительным материалом, расширяю круг вопросов, связанных с темой. Когда я в первый раз встречаюсь со своими будущими учениками, то все объяснения связываю с повседневной жизнью. Для меня это очень важно. Начинаю задавать вопросы, которые для детей особенно интересны. Некоторые ответы подтверждаю опытами. Но на первом уроке опытами не увлекаюсь, чтобы не превратить урок химии в набор фокусов».

Умение думать и размышлять вырабатываются на лабораторных работах. Этому учат химические эксперименты. И конечно, очень полезны работы над ошибками. Не забывает Лиза Киямовна и о патриотическом воспитании ученика. Она считает, что не только историки и филологи могут прививать любовь к Родине. На уроках эта работа ведется на примере достижений отечественных ученых-химиков.

Известный педагог не применяет традиционные методы обучения, отказывается от логически выверенного изучения законов химии. Одну из ее методик дети называют БПО («Было. Прореагировало. Образовалось»). Немало задач решается «на избыток». Такая схема обучения позволяет легко разобраться в сути заданий. По ней, кстати, продолжают работать и ее выпускники, поступившие в вузы.
Праймериз Единой России. Август 2011 год.
Лиза Киямовна старается, прежде всего, найти своего ученика. В конце каждого учебного года она по своей инициативе проводит классные часы в 6-7 классах, где рассказывает о чудесах химии. Дети, для которых это интересно, переходят из обычных в химико-биологические классы.

Пропедевтический курс химии для желающих школьников начинается с 6 класса в виде привлечения в химический кружок и пришкольный химический лагерь «Изотоп».

Особого внимания заслуживает методический кабинет учителя. Уникальные дидактические и раздаточные материалы, разработанные ею за много лет, аккуратно собраны в папках. Каждый школьник в течение учебного года составляет обобщающие таблицы по химии. К их услугам большая библиотека. Занятия проводятся по учебникам, предназначенным для углубленного изучения по химии, для профильных классов. Они обычно приобретаются на собственные средства Лизы Киямовны. «Какое счастье, что есть продолжатели моего дела во главе с молодым педагогом Айнуром Гумеровым. Есть кому передать бесценную методическую копилку», – говорит она.

В средней общеобразовательной школе № 42 (Октябрьский район) с углубленным изучением отдельных предметов не прекращается напряженная работа с детьми даже в летнее время. По желанию и запросам родителей и учащихся 7-11 классов уже двенадцать лет функционирует пришкольный химический лагерь «Изотоп». Он действует в июне в течение двух недель. Специфика работы – «Учимся, отдыхая!».

Данный лагерь создан в рамках целевой программы «Одаренные дети», реализацию которой успешно осуществляет педагогический коллектив на протяжении нескольких лет совместно с химическим факультетом Башкирского государственного университета.

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений деятельности школы. Поэтому учебное учреждение постоянно совершенствует формы и методы работы с данной группой детей.

Содержание работы лагеря строится по плану на принципах демократии и гуманизма, развития инициативы и самостоятельности, привития норм здорового образа жизни. Создаются условия для осуществления спортивно-оздоровительной работы, трудового воспитания, развития творческих способностей учащихся.

В программу деятельности пришкольного лагеря «Изотоп» включены лекции специалистов ведущих кафедр химического факультета БГУ Ф.Х. Кудашевой, Ю.С. Зимина, В.М. Пуховой, Г.Г. Гарифуллиной, Т.Ф. Петрушиной, Н.А. Аминевой, Р.Н. Ширяевой, С.А. Васильевой, лабораторные работы, олимпиады, большое внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся.
Подготовка победителей и призеров всероссийских и международных олимпиад
За последние 30 лет Л.К. Агадуллиной, пожалуй, нет равных среди учителей столицы и республики по подготовке победителей и призеров всевозможных олимпиад. Однажды известный химик заслуженный учитель РБ Петр Викторович Чигрик во время проверки олимпиадных работ сказал про нее: «Ах уж эта «бессмертная» Лиза Киямовна, опять все первые места ее!».

Среди ее питомцев – победители невероятных уровней, включая международные. Они поступают в самые престижные вузы страны. А ведь наибольшая радость для Учителя – когда ученики добиваются серьезных творческих и жизненных высот.

Вместе со своими учениками Лиза Киямовна объездила всю страну. Она вывозила своих питомцев в Москву, Казань, Чебоксары, Волгоград, Ульяновск, Йошкар-Олу, Ижевск, Архангельск, Челябинск также города ближнего и дальнего зарубежья. Трижды Всероссийские олимпиады проходили в Уфе. Своих детей – участников, призеров и победителей республиканских, зональных, всероссийских олимпиад Лиза Киямовна и не пыталась сосчитать – это непросто.

Приятно осознавать, что школьники из Башкортостана не уступают в своих знаниях и умениях сверстникам не только из других регионов России, но и мира. Она гордится всеми, кто сумел доказать, что знатокам химии из ее школ нет равных. Самой большой награды ее воспитанники добились в Москве. Команда из четырех человек в составе Халиуллина Азата (капитан), Ванина Евгения, Балатовской Марии, Гарифуллиной Юли заняла первое место в международной олимпиаде по химии среди школьников. Другим крупным триумфатором, уже в личном зачете, стал Гарифуллин Булат. Воспитанник Лизы Киямовны победил на международной химической олимпиаде в Сиднее. Талантливый юноша также удостаивался дипломов I степени на международной Менделеевской олимпиаде в Ереване и на Всероссийской олимпиаде в Казане. Шарипов Ирик и Урманцев Марат, будучи девятиклассниками, стали обладателями международной премии Сороса.
На государственном экзамене по химии у студентов
БГПУ им. М.Акмуллы. 5 июня 2012 г.
Ирик Шарипов – это особая гордость Лизы Киямовны. Ученик школы №42 на Всероссийской олимпиаде в Ульяновске был удостоен диплома «Лучший экспериментатор России». В проведении химических опытов ему не было равных. Три года подряд, так совпадало, отмечали его дни рождения на олимпиадах. Сегодня Ирек преподает на кафедре фармацевтической химии Башкирского государственного медицинского университета, причем учит по методике Лизы Киямовны. Сейчас он готовится к защите кандидатской диссертации.

Восьмиклассник Роберт Габдуллин, выступая по программе девятого класса, занял второе место на Всероссийской олимпиаде. В настоящее время он студент V курса химфака МГУ. Десятиклассник Юрий Бадретдинов удостоился приза «Гран-при» на республиканской химической олимпиаде среди учащихся одиннадцатых классов и на следующий год стал призером Всероссийской олимпиады.

Здесь будет уместно привести более полный список ее учеников-победителей и призеров по всем школам, где она работала:

Нижне-Кигинская средняя школа: Анис Адиуллин, Рим Гарипов, Фарит Нуров;

Уфимская средняя школа №27: Татьяна Тенькова, Евгений Тодрамович, Вадим Иванченко, Урал Тимергалиев, Татьяна Савинцева, Татьяна Кукушкина, Ирина Кузнецова, Ольга Тесленко, Евгения Буйлова, Андриан Войцехович, Сергей Серенко, Загир Хакимов, Гузель Галиева, Эльвира Давлетгареева, Кристина Егорова, Сергей Караванов, Мария Хлопина, Наиль Агадуллин, Наталья Нечаева, Вероника Гаврикова, Людмила Хакимова, Гульназ Габбасова, Сергей Мурзинов, Марина Шангина, Игорь и Галина Калашниковы, Максим Вавилов, Ирик Султангулов;

Уфимская средняя школа №42: Наталья Масленникова, Вадим Семенов, Ринат Гилязетдинов, Марат Маликов, Юлия Хейфец, Ильнара Исмагилова, Ольга Карпусь, Анна Мурзина, Татьяна Рогожнева, Сергей Дегтярев, Юлия Халилова, Александра Ключарева, Юлия Юнусова, Салават Ихсанов, Айгуль Садрова, Азат Мавлютов, Валентина Дьяконова, Оля Мухачева, Дмитрий Пешкин, Дмитрий Кудашев, Анастасия Бодрова, Ирина Музипова, Максим Сырватка, Павел Малышев, Татьяна Руссиянова, Эльвира Курмаева, Регина Шаяхметова, Альберт Адуллин, Вадим Тажбеков, Тагир Нуртдинов, Юлия Кириллова, Мария Шумилова;

Республиканский башкирский лицей-интернат: Раушан Гайсин, Ильнур Байгильдин, Ансар Киргизбаев, Руслан Рахимов, Ринат Калмантаев, Айгиз Шарипов, Спартак Сафаргалин, Айнур Гумеров, Вахит Башигаев, Руслан Сафаров, Тимур Хамидов, Салават Зарипов, Салават Аширбаев, Рушан Гайсин, Рустем Сабитов, Ильяс Исмагилов.

Большинство из них получили возможность без экзаменов поступить в различные вузы страны. И те, кто продолжил образование по химии, в ходе обучения продемонстрировали отличные результаты в этой области.

Многие ее питомцы выбрали профессии врачей, учителей, научных работников, специалистов нефтяной и строительной отраслей, стали успешными людьми. Недаром накануне юбилея в адрес Лизы Киямовны пришло много благодарственных писем. Свою признательность за многолетнюю профессиональную подготовку абитуриентов выразили: декан химического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова академик РАН В.В. Лунин, ректоры Башкирского государственного медицинского университета профессор В.М. Тимербулатов, Уфимского государственного нефтяного технического университета профессор А.М. Шаммазов, Башкирского государственного университета профессор А.Г. Мустафин, Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы профессор Р.М. Асадуллин.

Лиза Киямовна рада за многих своих воспитанников, выбравших педагогическую профессию. Немало среди них учителей химии и биологии. Наталья (Нечаева) Пушкарева и Светлана (Хазиева) Муталлимова – ведущие предметники в средней школе №27. Лилия Ахметшина (Туктарова) – там же учитель русского языка и литературы. Айнур Гумеров и Вахит Багишаев преподают уроки химии в республиканском башкирском лицее интернате. Татьяна Кукушкина – кандидат химических наук, работает в средней школе №88 города Уфы. Преподавательскую работу в УГНТУ ведут доценты Валерий Мельников и Евгения Буйлова, в БГМУ – доцент Гузель Мухетдинова и ассистент Ирик Шарипов.
Общественная деятельность и заслуженное признание учителя
Одним из педагогов, обеспечивающих престиж образованности и культуры, уже многие годы является Лиза Киямовна Агадуллина. Для нее быть Учителем – это призвание, служение, смысл жизни, а не просто работа. Она не озабочена промежуточными результатами своих учеников. Они добиваются больших творческих и жизненных высот.

Еще древними мудрецами сказано: «Кто хочет идти вперед, того судьба ведет, а кто не хочет – того влачит». Более 50 лет народный учитель Лиза Агадуллина учит своих питомцев идти к поставленной цели, не теряя при этом своих лучших человеческих качеств. Недаром в 2011 году ее среди 860 кандидатов выдвинули в Зал национальной трудовой славы России. И в составе 202 сограждан из 80 регионов страны она была удостоена этой чести.

Лизу Киямовну отличает активная жизненная позиция, неравнодушное отношение к проблемам не только школы, но и города, республики, страны.

В Москве 30 мая 2011 года состоялся VI съезд Всероссийского педагогического собрания. Там был и день работы по секциям. Лизу Киямовну распределили в группу «Одаренные дети». Знакомых оказалось мало. Так, 80-летняя Раиса Андреевна из Барнаула, ее неизменная коллега по всероссийским олимпиадам, уже не приехала. Такие мастера становятся «последними динозаврами».

Начались выступления, говорили о работе с одаренными детьми. Делегаты Всероссийского педагогического собрания долго находились под впечатлением от ее выступления. «Меня тревожит, что дети наши стали жестокими, – обратилась она к залу, – что любой ценой стремятся к результату, забывая о совести. Гораздо важнее воспитать Человека, чем победителя олимпиад». Учитель-новатор постаралась передать делегатам свое видение ситуации в современной школе, предложить пути решения наболевших вопросов. На вопрос, кого она считает одаренным ребенком: того, кто много знает, или умеет творить? Лиза Киямовна, не задумываясь, ответила – одаренность состоит в способности находить выход из трудной ситуации. Зал ей долго аплодировал, не отпускал, задавая вопросы. Уфимскому педагогу было предложено написать книгу для молодых учителей.
Москва. Кремль. Президент РФ В.В. Путин и народный
учитель РФ Л.К.Агадуллина. 27 января 2017г.
Ее решения порой неожиданные, но они основаны на житейской мудрости. Иначе чем можно объяснить ее участие в общенародном праймеризе «Единой России» в Республике Башкортостан в августе 2011 года (63 место, 285 голосов)? По ее мнению, кто, как не учитель, должен защищать интересы образования? Лиза Киямовна выступила на семи площадках Уфы и двух районов республики. Везде ее провожали аплодисментами и не хотели отпускать. Конечно, она могла бы достойно представлять интересы республики в парламенте страны. Хотя сама Лиза Киямовна в ходе праймериз неоднократно повторяла: «Мне депутатство не нужно. Эта трибуна мною используется только для защиты престижа учителя и решения проблем образования».

14 декабря 2011 года состоялся I Форум Ассоциации лучших учителей столицы республики. До его проведения только в Брянской области существовала Ассоциация лучших учителей. Среди поставленных задач – вопросы профессионального роста педагогических работников, организация диалога между учительским сообществом и властью. У Л.К. Агадуллиной, участницы этого форума, много собственных предложений относительно дальнейшего развития системы школьного образования. О каком престиже, авторитете, высоком статусе учительской профессии можно говорить, считает она, если педагог не представлен в органах законодательной и представительной власти? Как тут не вспомнить советские времена, когда для значительной части партийно-государственных работников региона именно учительская профессия была определяющим социальным лифтом в их жизни. Учителей как наиболее грамотную, активную категорию населения, тогда охотно выдвигали на партийную и советскую работу, в депутаты.

Заслуженным признанием педагогического труда Л.К. Агадуллиной стало вручение ей президентом Российской Федерации В.В. Путиным, 27 января 2017 года, высокого звания «Народного учителя Российской Федерации». «Эта награда очень дорога для меня, – признается Лиза Киямовна. – Ведь это признание не только моего труда, но и достижений моих учеников».

Лиза Киямовна считает, что учителям необходимо давать больше государственных наград и присуждать их пораньше. Ведь любое признание – это стимул для дальнейшего труда. «Долгие годы у меня кроме почетных грамот РОНО, благодарственных писем министерства образования и юбилейной медали к 100-летию В.И. Ленина не было никаких наград, – делится мыслями ветеран педагогического труда. – Звание заслуженного учителя РБ было присуждено в возрасте 55 лет, заслуженного учителя РФ в 62 года, народного учителя РБ в 68 лет, народного учителя РФ в 76 лет».

Еще раз о положении учителя в России. Существует ли еще столь же нужная профессия? Если скажете – врач, то ошибаетесь. Разве он идет ежедневно на протяжении многих лет по жизни с ребенком, как это делает учитель? Вот и хорошо бы у нас в Башкирии поставить памятник Учителю, размышляет Лиза Киямовна. Памятник простому учителю, который символизировал бы преданность своему делу, профессии. Она слышала, что такой памятник есть на Кавказе. И у нас какой был бы пример всенародного уважения к самой благородной и нужной на Земле профессии!

Все эти мысли она излагает с нескрываемой болью в душе. И сама делает все, чтобы помочь исправить положение. Лизу Киямовну Агадуллину можно назвать человеком «на гребне волны».
Литература
1
Алмаев Р.З., Ямалов М.Б. Народный учитель Башкортостана Л.К. Агадуллина. – Уфа: Вагант, 2012.