Автор: Аминов Т.М.
СТОЛП, ИЛИ ПОЛЮС ВРЕМЕНИ
ЗАЙНУЛЛА РАСУЛЕВ
Расулев Зайнулла родился в 1833 году в деревне Шарипово (Авязово) Тунгатарской волости Троицкого уезда Оренбургской губернии, скончался в 1917 году, похоронен в городе Троицке. Выдающийся башкирский мыслитель, философ, педагог, просветитель, исламский религиозный деятель, суфий братства Накшбандийа, джадидист, реформатор мусульманского образования. Прошел достаточно сложный, но традиционный для многих, ставших известными впоследствии личностей, этап «университетов» - образования. Первоначально учился у себя в деревне в медресе своего деда. Затем, в течение шести лет, продолжал обучение в соседней деревне, а в 18 лет в городе Троицке поступил в медресе Ахметшаха Рахманкули аль-Мингирея, который был последователем суфизма. Здесь Зайнулла познакомился и подружился с Мифтахетдином Акмуллой, их идейная связь и дружба продолжалась до трагической смерти последнего. Если предположить, что З. Расулев начал свое образование в 7-8 лет, то в общей сложности он проучился 17 или 18 лет.

В 1858 году его назначают имам-хатыбом мечети и мударрисом медресе башкирской деревни Аккужа Учалинской волости Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (ныне деревня Юлдашево Учалинского района Республики Башкортостан). В 1859 и 1869 годах дважды прошел обряд посвящения в братство Накшбандийа. Эти обстоятельства, его вторичный хадж и религиозная деятельность в целом способствует приобретению им огромного авторитета и популярности, круг последователей нового суфия начинает быстро расти. Нередко желающих послушать его проповеди было столько, что они не вмещались в мечети, поэтому место обряда переносили во двор мечети.
Шакирды и педагоги Расулии (1914)
Но популярность и независимый характер просветителя вызывали недовольство догматически настроенной религиозной верхушки. На него стали поступать доносы и жалобы, адресованные и на имя муфтия и в царскую администрацию. Итогом всего стала его административная высылка в 1873 году в город Никольск Вологодской губернии, а через три года перевели в Кострому. Сегодня нет однозначной позиции, раскрывающей причины того, почему З. Расулева подвергли столь жесткому наказанию, никаких установленных законом того времени правил он не нарушал. На наш взгляд, заслуживает внимания позиция, высказанная Р.М. Булгаковым. Он считает, что «в начале 1870-х деятельность Зайнуллы ишана и его сподвижника Гатауллы Абдулмаликова в корне противоречили государственной социально-экономической политике в Башкирии. Они были сосланы за пределы Оренбургско-Уфимского края, прежде всего, потому, что их активная религиозно-проповедническая деятельность могла помешать мероприятиям по размежеванию и продаже башкирских земель, задуманным и даже частично осуществленным в пореформенный период» [1, С. 42]. Отсюда вытекает, что ишан Зайнулла мешал царской администрации и ее приспешникам разворовывать башкирские земли.

В 1881 году он З. Расулев возвращается на родину в деревню Аккужа, а в 1883 году переезжает в г. Троицк, где становится имам-хатыбом пятой соборно мечети. Уже на следующий год он открывает при мечети медресе, которое впоследствии стало официально называться «Расулией». Учебное заведение, которое быстро завоевало признание образованной части населения не только Урала и Поволжья, но и всех мусульманских регионов России. Более того, в этом медресе учились и иностранные шакирды из Турции, Индии и других стран. Количество обучающихся также было достаточно заметным, иногда их число достигало до 400 шакирдов в год. Для сравнения можно взять количество обучающихся уфимского медресе «Галия», где число шакирдов не превышало 220-240 человек.
Реконструированное медресе Расулия (2017)
Зайнулла Расулев начинает активное обустройство медресе и в плане материального обеспечения и в отношении организации образовательного процесса. Так при медресе была построена столовая и общежитие для приезжающих шакирдов и гостей. Постепенно была создана огромная по тем временам библиотека, книгами из которой могли пользоваться не только преподаватели и шакирды, а также население города. В начале XX века Зайнулла ишан отводит под учебное заведение три дворовых места с постройками, жертвует огромные суммы денег. Но главное, почему медресе стало центром притяжения, конечно, являлся авторитет самого организатора. Его религиозное и социально ориентированное мировоззрение, а также просветительская и реформаторская деятельность в области образования. Медресе «Расулия» становится одним из первых учебных заведений, где стали вводить новый метод обучения (усул-и джадид).

Меняется структура организации учебно-воспитательного процесса: вводится строгое расписание уроков, по предметам формируют новые программы, обращается внимание на организацию досуга шакирдов. В учебный курс вводится множество так называемых светских предметов: математику, историю, географию, природоведение, арабский и родной языки, литературу, музыку, рисование. Кроме этого, учащиеся получали начальные сведения по психологии, педагогике, анатомии, хронологии. В свободное от учебы время силами учащихся и педагогов стали организовываться литературные, музыкальные и театральные вечера.
Открытие Медресе Расулии (Троицк, 2018)
Расулия (Троицк, 2018)
В этом отношении необходимо отметить следующее, дело в том, что большинство названных предметов и в традиционном исламском образовании имели место. И разделения между знанием в религиозном мировоззрении не существовало, т.е. не было деления предметов на богословские и светские. Считалось, что все знание от бога, значит математика, естествознание, география и т.п., также как акаид или фикх являются науками, необходимыми для изучения в исламском образовании. Получается проблема лишь в том, каков был объем изучаемого содержания в той или иной дисциплине, а также в соотношении богословских и так называемых светских предметов. После реформирования объем последних предметов в медресе «Расулия» стал, безусловно, преобладать. Все нововведения привели к тому, что это учебное заведение по качеству подготовленности шакирдов, по мнению Г. Баттала, стало заметно «опережать учащихся хваленых оренбургских и каргалинских медресе».

Зайнулла ишан оставил небольшое письменное наследие, но среди них есть работы, раскрывающие авторские позиции общепедагогического характера, а также учебная литература. Например, такие как «Приведение доказательств против носителей ложных мнений и мыслей», «Похвальные качества [шейха Ахмеда] Зийаэтдина ал-Кюмюшханави», «О букваре», «Троицкие духовные ученые и новый метод [обучения грамоте]». Конечно, педагогические взгляды мыслителя взаимосвязаны с его этическим мировоззрением. Основным стержнем становления человека и его совершенствования является нравственность. Он призывал своих последователей к праведной жизни, честности, скромности, терпению, терпимости к мнению и позициям другого человека, трудолюбию, любви к родине, активному деятельному отношению к собственной судьбе и окружающей действительности, помощи нуждающимся.
Религиозные идеи, в его представлении, не должны становиться догмой, они должны быть направлены на внутреннее самосовершенствование и внешнее разумное переустройство мира. Например, шакирдам он всегда внушал мысль о том, что самое главное их дело не зикр – многократное повторение молитвы, прославляющей Аллаха, а познание и учеба. Поэтому, почти ежедневные встречи ишана с учениками и многочисленными гостями, приезжающими к суфию, проходили в научно-познавательных беседах и диспутах.

Кроме этого, З. Расулев обращал внимание на формирование ценности здорового образа жизни. Обладая достаточным опытом народной медицины того, что накопила исламская литература и, конечно, огромными психологическими приемами воздействия и внушения он реально помог вылечиться сотням людей. Педагогическая и психотерапевтическая работа способствовала отказу от пьянства и табака многих его последователей. По инициативе Зайнуллы ишана и его сына при мечети была открыта аптека, где нуждающиеся не только приобретали лекарства, но могли получить и консультацию медицинского характера.
В целом, мыслитель оказал огромное влияние на развитие прогрессивного мировоззрения башкир, татар, казахов и других представителей исламского мира. К нему обращались по разным вопросам, имеющим общественную значимость, на него ссылались множество известных людей, среди которых М. Акмулла, Р. Фахретдинов, З. Валиди, И. Гаспринский и другие. Не случайно, еще при жизни ишану присвоили почетное звание «кутб-и заман», в переводе с арабского означающее «столп, или полюс времени». А после смерти в некрологах назвали «духовным королем» российских мусульман. Звания этого Зайнулла Расулев действительно заслужил даже потому, что его идеи имели силу фетвы, то есть закона.
Литература
1
Фархшатов М.Н. «Дело» шейха Зайнуллы Расулева (1872-1917): Власть и суфизм в пореформенной Башкирии: Сборник документов. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2009.