Являясь активным организатором новой советской системы образования, Альберт Петрович также вдохновенно занимается теоретическими проблемами педагогики. В 1918 году ему была присуждено звание профессора, а в 1935 он защищает докторскую диссертацию. Как теоретик он был одним из первых авторов советских учебников и пособий по педагогике, истории педагогики и естествознанию. Написал около 30 книг и более 300 статей по проблемам политехнического образования, дидактики высшей и средней школы, педагогического образования, истории отечественной и зарубежной школы и педагогики. К основным сочинениям необходимо отнести такие, как «Лекции по методике школьного естествознания. – Петроград, 1918», «Основные проблемы современной школы. – Петроград, 1924», «Естествознание, педагогика и марксизм. – Л., 1924», «Марксистская педагогическая хрестоматия XIX – XX вв., ч.1-2. – М.-Л., 1924-1928», «Советская педагогика за десять лет. – М., 1927», «Педагогика. Опыт марксистской педагогики. – Т.1. – М., 1928», «Педагогика. Трудовая школа. – Т.2. – М., 1928», «И.Г. Песталоцци. Его жизнь, учение и влияние на русскую педагогику. – М., 1927» (совместно с А.П. Медынским), «И.Г. Песталоцци. – М., 1933».
Его работы выдержали несколько изданий и широко использовались в качестве учебных пособий в педагогических вузах страны. Они были переведены на языки многих народов СССР, а также на другие языки мира: английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, японский, китайский, сербский [2, с. 3]. Педагог принимал участие в международных педагогических конгрессах и конференциях (Вена, Веймар, Берлин, Лейпциг).
Ученый разрабатывал методологические и теоретические проблемы педагогической науки. Критиковал биологизаторские трактовки развития психики ребенка, утверждал, что содержание психики определяется существующими социальными условиями жизни, особое значение придавал школе. Воспитание рассматривалось как содействие развитию прирожденных свойств человека. Первоначально педагогика определялась им как социально-биологическая и прикладная наука. Затем его подходы изменились, подчеркивая самостоятельный характер педагогической науки, он указывал на её тесную связь со смежными науками: логикой, психологией, физиологией. Педагогику он называл наукой изучающей педагогический процесс, или воспитание и образование.
А.П. Пинкевич последовательно отстаивал учение о политехнизме, о связи обучения с производительным трудом, критиковал сторонников ранней профессионализации, монотехнизма и узкого практицизма. Трудовое воспитание и политехническое образование характеризовались им как одна из основных проблем воспитания. В рамках этого подхода развивал положение об организации коллективной деятельности детей как одного из важнейших факторов воспитания. Проблема формирования детского коллектива, что было новым направлением в развитии советской педагогики, являлось одним из центральных положений в теории мыслителя. Так он пишет, что «чем содержательнее и полнее школьная жизнь, тем ярче, всесторонне будет и школьное самоуправление». Организующим фактором в особенности является коллективный труд.
Он разрабатывал проблемы содержания образования и методов обучения. Школа призвана дать не только определенные знания учащимся, но и научить их самостоятельно приобретать знания, делать выводы и применять знания и навыки в жизни. Поэтому он пропагандировал исследовательский метод обучения. Исследователь всесторонне занимался проблемами подготовки педагогических кадров, вопросами отечественной и зарубежной педагогики. Кроме этого и сегодня представляет интерес его критический анализ теоретических положений известных советских педагогов (П.П. Блонского, А.Г. Калашникова, Е.М. Медынского, С.Т. Шацкого и др.).
Был награжден многочисленными государственными знаками отличия, в том числе персональным автомобилем. Тем не менее, в 1937 году был арестован и расстрелян. В мае 1956 года Альберт Петрович Пинкевич был реабилитирован посмертно.