Автор: Аминов Т.М.
ПИНКЕВИЧ АЛЬБЕРТ ПЕТРОВИЧ
История педагогики богатая и, безусловно, интересная часть общечеловеческой культуры. Она хранит имена множества гениальных и выдающихся мыслителей. Она бережно хранит имена тех, кто внес даже небольшой, на первый взгляд, вклад в развитие этой науки. Но, как это не парадоксально, в названной отрасли знания есть такие деятели, образно я бы их назвал «звездами всемирного значения», о которых, что обидно, педагогическая наука знает очень слабо. К одним из этих «звезд» необходимо отнести Пинкевича Альберта Петровича. Поражает даже простое перечисление того вклада, который был им внесен как в области системы образования, так и теории педагогической науки. Но как ни странно, о нем малоизвестно даже искушенному читателю. В работах, посвященных этому педагогу, в том числе в энциклопедических изданиях, встречается множество разночтений. Например, год его трагической, насильственной смерти, преподносится двояко: 1937 или 1939 [3, 8]. И это немудрено, об этом деятеле недостаточно монографических работ, нет и собраний его сочинений. В вузах, при изучении истории педагогики, его имя только упоминается, да что говорить, о нем очень мало работ даже в формате научных статей.

Сведения о жизнедеятельности этого мыслителя, его теоретической и практической деятельности встречаются в работах, раскрывающих историю образования и педагогической мысли нашей страны 1920-1930 годов. В этом ряду необходимо назвать исследования Н.К. Гончарова, М.А. Данилова, О.Д. Кинкладзе, Ф.Ф. Королева и др. Очевидно, что имея собственный угол зрения, названные авторы, не раскрывают весь личностный и научный потенциал рассматриваемого нами педагога. Во второй половине ХХ века, чему способствовала посмертная реабилитация А.П. Пинкевича, было выполнено несколько диссертационных исследований, посвященных его педагогической теории и образовательной практике. Так были выполнены работы на соискание степени кандидата педагогических наук Л.М. Лейко (1975), О.С. Савельевой (1992), Е.А. Мяукиной (1998) [4, 6, 7]. Но диссертация, как известно, всё-таки рукопись и хранится она в единственном экземпляре в диссертационном зале. Поэтому немного кому об этих работах известно, да и времени с тех пор прошло достаточно много.
Исключением из этого ряда является единственная, насколько нам известно, монография В.С. Волкова, изданная в 2007 РГПУ им. А.И. Герцена [1]. Тем не менее, считаем, что на сегодняшний день ещё недостаточно раскрыта вся многогранная деятельность этого человека. Ещё не все архивные материалы, связанные с жизнью Альберта Петровича, в том числе и в Башкортостане, проанализированы, систематизированы и обобщены. Не все теоретическое наследие, мы в этом не сомневаемся, подвергнуто осмыслению.

Сегодня, на основе новых методологических подходов, необходимо осмысление всего, что было сделано этим подвижником, пишу это без тени преувеличения, в теории и практике педагогической действительности. Понятно, что в рамках одной и даже сотен статей сделать это невозможно. Пусть эта работа будет своеобразным приглашением к большому и всестороннему диалогу, системно осмысливающему жизнедеятельность выдающегося педагога XX века.

Итак, годы жизни педагога – 24.12.1883 (5.1.1884) - 25.12.1937. Обе даты, как это ни парадоксально, знаменательны. Как часто размышляя о нем, произносишь слово «парадокс» и почему-то вспоминаешь строчки А.С. Пушкина «… и гений – сын ошибок трудных, и парадоксов друг». День рождения и день смерти – слишком рядом: как будто злой рок специально высчитывал. Вторая же дата относит нас к известно печальным тридцатым годам, когда его жизнь была насильно оборвана в расцвете творческих сил. Как и многие другие видные деятели просвещения (Пистрак, Эпштейн, Кошелев), он оказался жертвой необоснованных репрессий. Не единственный, тем не менее, уже достаточный повод для разговора о нем. Сколько людей, подобных нашему герою, заканчивают жизнь в момент своего наивысшего взлета, тогда, когда они могли расширять и обогащать культуру, но…
Родился будущий педагог в деревне Урунда Иглинского района Башкортостана (до революции Нагаевская волость, Уфимской губернии). Его отцом был ссыльный поляк, мать – немка. С девяти лет в 1893-1902 годах он учится в Уфимской мужской гимназии, которую закончил с серебряной медалью. В гимназии дружил с А.Н. Заварицким, впоследствии ставшим первым академиком из Башкортостана. В 1902 г. Пинкевич А.П., получив 100 рублей от Общества вспомоществования, помогавшее нуждающимся и подававшим хорошие надежды ученикам, поступает на естественное отделение физико-математического факультета Казанского университета.

О своих увлечениях и взглядах в эти годы он пишет следующее: «Как в гимназии (с шестого класса), так и в университете я много занимался самообразованием, гимназистом я отдал много времени естественноисторическим наблюдениям (занятия гербаризацией, геологией и астрономией), а также изучению общественных наук; последними я особенно много занимался во время тюремных заключений (в Екатеринбурге в 1906 г. и в Луганске в 1907 г.), а ещё раньше в гимназических социал-демократических кружках» [3, с. 88]. В 1904 году студента за участие в демонстрации исключили из университета, после чего он занялся революционной работой. Летом 1905 года он руководит забастовкой железнодорожников в Уфе, а осенью – октябрьской демонстрацией в Казани, за что был арестован и находился под гласным надзором полиции. Благодаря поддержке ректора Казанского университета Загоскина был вновь принят в число студентов, что на наш взгляд, делает честь руководителю как поборнику воспитания талантливой молодежи. Не каждый ректор смог бы осмелиться принять в число студентов человека с таким «багажом» официально осуждаемых проявлений.
В 1909 году А.П. Пинкевич блестяще, с дипломом первой степени, оканчивает университет и получает предложение остаться в вузе для продолжения научной деятельности. Но он не принимает этого приглашения, уезжает в г. Вольск Саратовской губернии, где работает в учительской семинарии и кадетском корпусе. С 1914 г. в Петрограде преподавал естествознание в Тенишевском реальном училище, земской учительской школе и на педагогических высших курсах при Фребелевском обществе. В эти годы он отходит от активной политической деятельности и начинает целенаправленно изучать педагогическую литературу. В 1914 г. знакомится с Максимом Горьким и принимает участие в создании сборников рассказов («Летопись», «Новая жизнь» и др.) под псевдонимом Адама Бельского. Это время знаменательно и дружбой нашего героя с великим художником И.Е. Репиным.

В целом отрицательно отнесшись к Октябрьской революции он, тем не менее, сотрудничал с наркомом просвещения А.В. Луначарским, а также с Н.К. Крупской и активно участвовал в создании новой советской системы образования. Участвовал в подготовке первого советского закона в области образования «Положения об единой трудовой школе РСФСР» (1918), разрабатывал для неё первый учебный план и программы. Периодически работал в Наркомпросе РСФСР (член Государственного ученого совета, заведующий отделом Главнауки, заведующий отделом вузов, 1922-1933).

Принимал непосредственное участие в организации высших учебных заведений страны. Был первым ректором Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена (1918-1923) и Уральского государственного университета (Свердловск; Екатеринбург, 1920-1921), ректором и заведующим кафедрой общей педагогики 2-го МГУ (1924-1930), заведующим кафедрой педагогики Московского госпединститута (1936-1937), руководил отделом университетов во Всесоюзном комитете по делам высшей школы при СНК СССР (1936-1937), заведовал кафедрой истории педагогики во Всесоюзном коммунистическом институте просвещения (1936). В 1920 году командируется в Уральскую область для обследования и инструктирования учебных заведений [5, с. 109]. Возможно, его проверке были подвергнуты и школы родного Башкортостана. В качестве члена президиума Всесоюзного комитета по высшему техническому образованию, вместе с Г.М. Кржижановским, разрабатывал учебно-методическую документацию ВТУЗов. Дважды встречался с В.И. Лениным, который проявлял интерес к его работе.
Стенд с книгами А.П. Пинкевича
Являясь активным организатором новой советской системы образования, Альберт Петрович также вдохновенно занимается теоретическими проблемами педагогики. В 1918 году ему была присуждено звание профессора, а в 1935 он защищает докторскую диссертацию. Как теоретик он был одним из первых авторов советских учебников и пособий по педагогике, истории педагогики и естествознанию. Написал около 30 книг и более 300 статей по проблемам политехнического образования, дидактики высшей и средней школы, педагогического образования, истории отечественной и зарубежной школы и педагогики. К основным сочинениям необходимо отнести такие, как «Лекции по методике школьного естествознания. – Петроград, 1918», «Основные проблемы современной школы. – Петроград, 1924», «Естествознание, педагогика и марксизм. – Л., 1924», «Марксистская педагогическая хрестоматия XIX – XX вв., ч.1-2. – М.-Л., 1924-1928», «Советская педагогика за десять лет. – М., 1927», «Педагогика. Опыт марксистской педагогики. – Т.1. – М., 1928», «Педагогика. Трудовая школа. – Т.2. – М., 1928», «И.Г. Песталоцци. Его жизнь, учение и влияние на русскую педагогику. – М., 1927» (совместно с А.П. Медынским), «И.Г. Песталоцци. – М., 1933».

Его работы выдержали несколько изданий и широко использовались в качестве учебных пособий в педагогических вузах страны. Они были переведены на языки многих народов СССР, а также на другие языки мира: английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, японский, китайский, сербский [2, с. 3]. Педагог принимал участие в международных педагогических конгрессах и конференциях (Вена, Веймар, Берлин, Лейпциг).

Ученый разрабатывал методологические и теоретические проблемы педагогической науки. Критиковал биологизаторские трактовки развития психики ребенка, утверждал, что содержание психики определяется существующими социальными условиями жизни, особое значение придавал школе. Воспитание рассматривалось как содействие развитию прирожденных свойств человека. Первоначально педагогика определялась им как социально-биологическая и прикладная наука. Затем его подходы изменились, подчеркивая самостоятельный характер педагогической науки, он указывал на её тесную связь со смежными науками: логикой, психологией, физиологией. Педагогику он называл наукой изучающей педагогический процесс, или воспитание и образование.

А.П. Пинкевич последовательно отстаивал учение о политехнизме, о связи обучения с производительным трудом, критиковал сторонников ранней профессионализации, монотехнизма и узкого практицизма. Трудовое воспитание и политехническое образование характеризовались им как одна из основных проблем воспитания. В рамках этого подхода развивал положение об организации коллективной деятельности детей как одного из важнейших факторов воспитания. Проблема формирования детского коллектива, что было новым направлением в развитии советской педагогики, являлось одним из центральных положений в теории мыслителя. Так он пишет, что «чем содержательнее и полнее школьная жизнь, тем ярче, всесторонне будет и школьное самоуправление». Организующим фактором в особенности является коллективный труд.

Он разрабатывал проблемы содержания образования и методов обучения. Школа призвана дать не только определенные знания учащимся, но и научить их самостоятельно приобретать знания, делать выводы и применять знания и навыки в жизни. Поэтому он пропагандировал исследовательский метод обучения. Исследователь всесторонне занимался проблемами подготовки педагогических кадров, вопросами отечественной и зарубежной педагогики. Кроме этого и сегодня представляет интерес его критический анализ теоретических положений известных советских педагогов (П.П. Блонского, А.Г. Калашникова, Е.М. Медынского, С.Т. Шацкого и др.).

Был награжден многочисленными государственными знаками отличия, в том числе персональным автомобилем. Тем не менее, в 1937 году был арестован и расстрелян. В мае 1956 года Альберт Петрович Пинкевич был реабилитирован посмертно.
Литература
1
Волков В.С. Первый ректор Третьего педагогического института в Петрограде: страницы жизни А.П. Пинкевича. – С.-Пб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
2
Кларин В., Лейко Л. А.П. Пинкевич // Советская педагогика. – 1984. - № 2.
3
Королев Ф.Ф. А.П. Пинкевич – видный советский педагог // Советская педагогика. – 1962. – № 5.
4
Лейко Л.М. Вопросы теории педагогики в работах А.П. Пинкевича. Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – М., 1975.
5
Муталов М. Первый академик Башкортостана // Бельские просторы. – 2008. – № 2.
6
Мяукина Е.А. Проблема гуманизации и демократизации образования, обучения и воспитания в педагогическом наследии А.П. Пинкевича. Дисс. …канд. пед. наук. – Пятигорск, 1998.
7
Савельева О.С. А.П. Пинкевич как теоретик и организатор высшего педагогического образования. Дисс. …канд. пед. наук. – М., 1992.
8
Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. – М., 1999. – Т.2.
9
Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. Р-801. О. 1. Д. 449. Л. 109.