История культуры хранит имена множества гениальных и выдающихся мыслителей. Она бережно хранит имена тех, кто внес даже небольшой, на первый взгляд, вклад в развитие науки. Но, как это не парадоксально, есть такие деятели, образно их можно назвать «звездами всемирного значения», о которых, что обидно, наука знает достаточно слабо. К одним из этих «звезд» необходимо отнести и нашего героя. Поражает даже простое перечисление того вклада, который был им внесен в различных областях человеческого знания и деятельности. Ученый-энциклопедист, востоковед и исламовед, философ и историк, писатель и журналист, муфтий и политик, педагог и гуманист, мыслитель и просветитель, образно, «он везде проник», много пережил, все познал и завещал своим потомкам.
Но, как ни странно, его творческое наследие, с одной стороны, имеет достаточную историографию, о нем писали как отечественные, так и зарубежные исследователи (Ф.Н. Баишев, М.Х. Гайнуллин, М.Ф. Рахимкулова, С.Г. Синенко, Г. Тукай, Р.А. Утябай-Карими, Х.Ф. Усманов, М.Н. Фархшатов, Ф. Фаткуллин, А.И. Харисов, Р.З. Шакуров, Б.Х. Юлдашбаев, А.-А.Рорлих и др.). С другой стороны о Р. Фахретдинове мало известно даже искушенному читателю. И это немудрено, об этом деятеле, на наш взгляд, недостаточно монографических работ, нет полных собраний его сочинений. Своего читателя ещё ждут, непереведенные на русский и другие языки, рукописные произведения мыслителя. В вузах, при изучении всеобщей истории или истории педагогики, его имя не упоминается или упоминается очень редко, да что говорить, о нем мало работ даже в формате научных статей.