В целом, аналитика жизни и деятельности М.Ш. Хасанова иллюстрирует идею о том, что каждый человек есть продукт своего времени. Наш герой соприкасается, участвует и даже следует на острие исторических процессов, происходивших в Башкортостане, стране и мире.
Если «крупными мазками, без деталей» представить жизнедеятельность Магарифа Шакировича Хасанова, то он участник Гражданской войны, партийный и государственный деятель, Нарком просвещения Башкирской автономной советской социалистической республики (БАССР), Начальник политотдела 113-й, а затем 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, заместитель министра внутренних дел республики. Очевидно, что жизненная стезя этого человека была неоднозначной, не всегда представляла характер прямой дороги, были и взлеты и неудачи. Тем не менее, история его жизнедеятельности, вклад в поступательном развитие республики и страны: в образовательной сфере, реформировании башкирского языка, работа в управленческих, партийных, правоохранительных системах, а также достойное участие в Великой Отечественной войне, безусловно, имеет и культурологическое и воспитательное значение.
Источников, раскрывающих отдельные, даже не детали, а этапы жизнедеятельности М.Ш. Хасанова, очень мало. Немногочисленные материалы есть в Национальном архиве республики Башкортостан (НА РБ), среди них сведения связанные с его деятельностью по реформированию алфавита и орфографии башкирского языка на основе русской графики [10]. Также есть архивные источники, раскрывающие некоторые страницы его фронтовой биографии, в период когда он служил в должности Начальника политотдела 113-й Башкирской кавалерийской дивизии. Очень скудная, образно маленькими «лоскутками», информация сохранилась в газетах 1930-1940 годов, которые хранятся в фондах Архива печати РБ. Были найдены выступления Магарифа Шакировича в 1940 году, занимавшего тогда пост Наркома просвещения, на сессии Верховного Совета Башкирской АССР. Совсем немного источников сохранилось в семейном архиве нашего героя, любезно предоставленными его внучкой Аидой Фаритовной Валеевой. В этой группе документов есть автобиография, личный листок по учету кадров, фотографии, копии отдельных документов (военный билет, корреспондентское удостоверение). Кроме этого, буквально несколько слов, о М.Ш. Хасанове было найдено в опубликованной книге [3], а также статье в газете «Панорама», издаваемой в городе Благовещенске, где в трех номерах повествуется об истории становления и участия в военных действиях 113-й, одной из двух легендарных кавалерийских дивизий, сформированных в Башкирии [1].
Родился Магариф Шакирович Хасанов в декабре 1900 года, интересно, что ни в одном документе не указан день его рождения, но на памятнике, установленном на его могиле в мусульманском кладбище в Уфе, указана дата: 31 декабря 1900 года. Похоже, что точная дата рождения этого человека так и осталась неизвестной, а на памятнике указали последний день названного месяца.
Вырос он, как свидетельствует его автобиография: «в семье крестьянина-бедняка, в деревне Чукады-Тамаково Кандринского района, Башкирской АССР». Понятно, что в 1900 году этих названий территориально-административных единиц еще не существовало, что не меняет сути наших размышлений. Сегодня село Чукадытамак (пишется слитно), по-башкирски «Соҡаҙытамаҡ», относится к Туймазинскому району Башкортостана и входит в состав Карамалы-Губеевского сельского совета. Название деревни произошло от ее месторасположения – у устья реки Соҡаҙы.
По материалам Национального архива РБ, деревня Чукадытамак, предположительно, была образована в 30-е годы XVIII столетия, она относилась к Урмекеевой тюбе Канлинской волости, Оренбургской губернии. Деревня была образована из безземельных башкир-припущенников, вышедших из Айлинской волости Троицкого уезда. Во всех переписях этническое происхождение населения деревни указывается башкирами, входившими в воинское казачье сословие. С 1864 и до 1919 года Чукадытамак являлся центром Чукадытамакской волости, где находились ее правление, мечеть, три мельницы и в начале XX века, согласно автобиографии М.Ш. Хасанова, школа.
Сложно сказать какой уровень общего образования первоначально получил Магариф, как он писал, «в молодое время я работал в хозяйстве родителей и учился в сельской школе». Что это была за школа, государственная начальная русскоязычная школа или сельский мусульманский мектеб, который обязательно должен был функционировать при мечети? В нашем случае оба названных варианта могли иметь место. Но скорее, первоначальное образование он получил все-таки в мектебе, так как башкиры исстари исповедовали ислам и вряд ли мальчика-подростка, живущего в башкирской деревне, могло обойти названное образование.
С июля 1919 по июль 1922 года молодой Магариф служит в Красной Армии красноармейцем 26-й отдельной команды разведчиков, 2 стрелкового полка, 57 дивизии, 5-й армии. Затем его посылают на курсы по подготовке военно-инженерных кадров в Екатеринбург. Названные курсы были одним из новых форм подготовки младшего и среднего командного состава или военных специалистов. Срок обучения в них составлял от 3 до 10 месяцев. Принимались красноармейцы, унтер-офицеры (младшие командиры), рабочие и крестьяне. Судя по набору, можно предположить, что на курсах занимались подготовкой будущих не только военных, но и гражданских специалистов. Косвенно об этом свидетельствует и дальнейшая судьба нашего героя. Будучи в Екатеринбурге М.Ш. Хасанов был демобилизован, после чего возвращается в родные края, где начинается его гражданская, невоенная карьера.
Если согласиться с данными, которые приводит жена Магарифа Шакировича – Ямал Тухватшиновна, в Личном листке по учету кадров, заполнившая на своего мужа, то М.Ш. Хасанов уже с 1922 года возвращается из армии [9]. Сам он о следующем периоде жизни пишет так: «С момента возвращения из Красной Армии до 09. 1930 г. работал на руководящей советско-партийной работе: секретарем сельсовета, ответ. секретарем Волкома ВЛКСМ, организатором Волполитпросвета, председателем Волисполкома, инспектором Кантфинотдела и ответ. секретарем Волкома ВКП (б) в Буздякской волости» [2]. Как видим, за восемь лет ему пришлось поработать как минимум в шести разных должностях: в органах исполнительной власти, финансовой и просветительской сферах и, конечно, на партийной работе. Этот перечень можно дополнить еще и тем, что в эти годы наш герой был корреспондентом молодёжной газеты «Яш-Юксул» («Юный пролетарий») – органа Башкирского обкома РКСМ (Российский коммунистический союз молодёжи) [8], а в 1926 году вступает в ряды ВКП (б) и становится коммунистом.