Автор: Аминов Т.М., Агте В.С.
Хасанов Магариф Шакирович
Народный комиссар просвещения БАССР
Человек, чье имя неизвестно даже тем, кто занимается историко-педагогическими исследованиями. О нем нет статьи в республиканской семитомной энциклопедии, хотя не только по статусу, но и по вкладу в развитие региона, он должен был занять в издании достойное место. Кроме этого, фигура нашего героя в целом вызывает исследовательский историко-педагогический интерес.

Родившись в семье «крестьянина-бедняка» в глухой башкирской деревне, он проходит путь от ученика обычной сельской школы до работника обкома ВКП (б), наркома просвещения, Начальника политотдела 113-й, а затем 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, заместителя министра МВД республики. Будучи наркомом просвещения, занимается реформированием башкирского языка по его переводу с латинской графики на русскую кириллицу. Руководит политико-просветительской и воспитательной работой, проводимой в воинских подразделениях дивизии.
В целом, аналитика жизни и деятельности М.Ш. Хасанова иллюстрирует идею о том, что каждый человек есть продукт своего времени. Наш герой соприкасается, участвует и даже следует на острие исторических процессов, происходивших в Башкортостане, стране и мире.

Если «крупными мазками, без деталей» представить жизнедеятельность Магарифа Шакировича Хасанова, то он участник Гражданской войны, партийный и государственный деятель, Нарком просвещения Башкирской автономной советской социалистической республики (БАССР), Начальник политотдела 113-й, а затем 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, заместитель министра внутренних дел республики. Очевидно, что жизненная стезя этого человека была неоднозначной, не всегда представляла характер прямой дороги, были и взлеты и неудачи. Тем не менее, история его жизнедеятельности, вклад в поступательном развитие республики и страны: в образовательной сфере, реформировании башкирского языка, работа в управленческих, партийных, правоохранительных системах, а также достойное участие в Великой Отечественной войне, безусловно, имеет и культурологическое и воспитательное значение.

Источников, раскрывающих отдельные, даже не детали, а этапы жизнедеятельности М.Ш. Хасанова, очень мало. Немногочисленные материалы есть в Национальном архиве республики Башкортостан (НА РБ), среди них сведения связанные с его деятельностью по реформированию алфавита и орфографии башкирского языка на основе русской графики [10]. Также есть архивные источники, раскрывающие некоторые страницы его фронтовой биографии, в период когда он служил в должности Начальника политотдела 113-й Башкирской кавалерийской дивизии. Очень скудная, образно маленькими «лоскутками», информация сохранилась в газетах 1930-1940 годов, которые хранятся в фондах Архива печати РБ. Были найдены выступления Магарифа Шакировича в 1940 году, занимавшего тогда пост Наркома просвещения, на сессии Верховного Совета Башкирской АССР. Совсем немного источников сохранилось в семейном архиве нашего героя, любезно предоставленными его внучкой Аидой Фаритовной Валеевой. В этой группе документов есть автобиография, личный листок по учету кадров, фотографии, копии отдельных документов (военный билет, корреспондентское удостоверение). Кроме этого, буквально несколько слов, о М.Ш. Хасанове было найдено в опубликованной книге [3], а также статье в газете «Панорама», издаваемой в городе Благовещенске, где в трех номерах повествуется об истории становления и участия в военных действиях 113-й, одной из двух легендарных кавалерийских дивизий, сформированных в Башкирии [1].

Родился Магариф Шакирович Хасанов в декабре 1900 года, интересно, что ни в одном документе не указан день его рождения, но на памятнике, установленном на его могиле в мусульманском кладбище в Уфе, указана дата: 31 декабря 1900 года. Похоже, что точная дата рождения этого человека так и осталась неизвестной, а на памятнике указали последний день названного месяца.

Вырос он, как свидетельствует его автобиография: «в семье крестьянина-бедняка, в деревне Чукады-Тамаково Кандринского района, Башкирской АССР». Понятно, что в 1900 году этих названий территориально-административных единиц еще не существовало, что не меняет сути наших размышлений. Сегодня село Чукадытамак (пишется слитно), по-башкирски «Соҡаҙытамаҡ», относится к Туймазинскому району Башкортостана и входит в состав Карамалы-Губеевского сельского совета. Название деревни произошло от ее месторасположения – у устья реки Соҡаҙы.

По материалам Национального архива РБ, деревня Чукадытамак, предположительно, была образована в 30-е годы XVIII столетия, она относилась к Урмекеевой тюбе Канлинской волости, Оренбургской губернии. Деревня была образована из безземельных башкир-припущенников, вышедших из Айлинской волости Троицкого уезда. Во всех переписях этническое происхождение населения деревни указывается башкирами, входившими в воинское казачье сословие. С 1864 и до 1919 года Чукадытамак являлся центром Чукадытамакской волости, где находились ее правление, мечеть, три мельницы и в начале XX века, согласно автобиографии М.Ш. Хасанова, школа.

Сложно сказать какой уровень общего образования первоначально получил Магариф, как он писал, «в молодое время я работал в хозяйстве родителей и учился в сельской школе». Что это была за школа, государственная начальная русскоязычная школа или сельский мусульманский мектеб, который обязательно должен был функционировать при мечети? В нашем случае оба названных варианта могли иметь место. Но скорее, первоначальное образование он получил все-таки в мектебе, так как башкиры исстари исповедовали ислам и вряд ли мальчика-подростка, живущего в башкирской деревне, могло обойти названное образование.

С июля 1919 по июль 1922 года молодой Магариф служит в Красной Армии красноармейцем 26-й отдельной команды разведчиков, 2 стрелкового полка, 57 дивизии, 5-й армии. Затем его посылают на курсы по подготовке военно-инженерных кадров в Екатеринбург. Названные курсы были одним из новых форм подготовки младшего и среднего командного состава или военных специалистов. Срок обучения в них составлял от 3 до 10 месяцев. Принимались красноармейцы, унтер-офицеры (младшие командиры), рабочие и крестьяне. Судя по набору, можно предположить, что на курсах занимались подготовкой будущих не только военных, но и гражданских специалистов. Косвенно об этом свидетельствует и дальнейшая судьба нашего героя. Будучи в Екатеринбурге М.Ш. Хасанов был демобилизован, после чего возвращается в родные края, где начинается его гражданская, невоенная карьера.

Если согласиться с данными, которые приводит жена Магарифа Шакировича – Ямал Тухватшиновна, в Личном листке по учету кадров, заполнившая на своего мужа, то М.Ш. Хасанов уже с 1922 года возвращается из армии [9]. Сам он о следующем периоде жизни пишет так: «С момента возвращения из Красной Армии до 09. 1930 г. работал на руководящей советско-партийной работе: секретарем сельсовета, ответ. секретарем Волкома ВЛКСМ, организатором Волполитпросвета, председателем Волисполкома, инспектором Кантфинотдела и ответ. секретарем Волкома ВКП (б) в Буздякской волости» [2]. Как видим, за восемь лет ему пришлось поработать как минимум в шести разных должностях: в органах исполнительной власти, финансовой и просветительской сферах и, конечно, на партийной работе. Этот перечень можно дополнить еще и тем, что в эти годы наш герой был корреспондентом молодёжной газеты «Яш-Юксул» («Юный пролетарий») – органа Башкирского обкома РКСМ (Российский коммунистический союз молодёжи) [8], а в 1926 году вступает в ряды ВКП (б) и становится коммунистом.
Безусловно, каждая из названных сфер деятельности формировала в нем качества будущего министра, военного командира и замминистра. Но остановимся на его деятельности в области просвещения. Работа организатора политпросвета стала первым опытом профессиональной педагогической деятельности. После Октябрьской революции новому государству были необходимы широкие культурные преобразования, среди которых важным считали и формирование нового мировоззрения и сознания населения страны. Для этого необходимо было решать проблему ликвидации неграмотности большинства населения и реформировать систему образования.

Поэтому одной из форм решения назревших проблем стало создание системы Главполитпросвета (Главный политико-просветительский комитет), куда входили губернские, уездные и волостные политпросветы. Именно они стали основными органами управления на местах, занимавшимися ликвидацией неграмотности среди взрослого населения и его просвещения, особенно в сельской местности. Местные политпросветы создавали сеть библиотек, открывали избы-читальни, красные уголки, читали лекции, устраивали коллективные читки газет, журналов и книг, проводили беседы, объединяли группы неграмотных и прикрепляли к ним добровольцев из числа учителей, других представителей интеллигенции, которые непосредственно занимались их обучением. Работа в волостном политпросвете, несомненно, способствовала тому, что в будущем М.Ш. Хасанов будет заниматься схожей деятельностью в масштабах всей республики, будучи наркомом просвещения.

Следующие четыре года, с сентября 1930 и до конца учебного 1934 года, молодой Магариф окунется в студенческую жизнь, будет учиться в Татарском коммунистическом университете в Казани. В найденных нами документах нет определенного ответа на вопрос, кто стал инициатором отправки М.Ш. Хасанова на обучение, он сам, исходя из собственных побуждений, или его мотивировало партийное руководство. Скорее всего, в этом выборе сыграли свою роль и субъективные и объективные предпосылки. С одной стороны, наш герой, занимавшийся организаторской, педагогической и просветительской работой, безусловно, понимал значимость и необходимость повышения собственного интеллектуального статуса и в целом уровня самообразования. С другой стороны, в первые десятилетия советской власти, времени, когда стране были необходимы собственные кадры специалистов, новое государственное и партийное руководство инициировало и внедряло множество проектов, способствующих разрешению возникающих проблем. Поэтому в эти годы наблюдается широкое движение по приобщению населения к грамоте, знаниям и другим ценностям культуры, молодежь всячески мотивируют повышать образовательный уровень.

А для подготовки руководителей партийных и государственных органов управления в системе Главполитпросвета с 1919 года стали создавать коммунистические университеты, являвшиеся высшими учебными заведениями. Поэтому совершенно не случайно, в одном из этих университетов учится и М.Ш. Хасанов. Татарский коммунистический университет был открыт в 1922 году, первоначально срок обучения в нем был трехгодичный. Для выравнивания уровня образованности абитуриентов в университете было подготовительное отделение. Кроме основных отделений (факультетов) в учебном заведении были различные курсы по подготовке и переподготовке специалистов партработников, называемых партактивом.

В 1925 году в этом университете были открыты национальные отделения для башкир, чувашей, мари, мордвы и вотяков (устаревшее название удмуртов). В 1930 году, когда в университете стал учиться Магариф Шакирович, эти отделения были ликвидированы. В вузе были очное, заочное и вечернее формы обучения. Неизвестно на каком отделении учился М.Ш. Хасанов, поэтому чтобы представить примерное направление его образования, назовем все основные отделения университета: партийного строительства, советского строительства, пропагандистское, комсомольское, оргинфак (организаторов народного образования). В 1932 году по Решению ЦК ВКП (б) большинство подобных университетов, в том числе и казанский, были реорганизованы. Поэтому наш герой окончил учебное заведение, новое название, которого звучало как Татарская высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа (ТВКСХШ). Очевидно, что взятый правительством курс на коллективизацию, обусловил внесение корректив и в образовательной политике. Теперь ТВКСХШ стала готовить партработников, разбирающихся и в вопросах организации сельского хозяйства.

После окончания этого вуза М.Ш. Хасанов не прерывает связей со своей альма-матер, он продолжает повышать свою квалификацию, дальше заочно обучаясь в аспирантуре. Кандидатом наук он в итоге не стал, но сам факт обучения в аспирантуре иллюстрирует тягу этого человека к исследовательской деятельности и самообразованию в целом. Кроме того, это указывает и на уровень его способностей. Дело в том, что поступить в аспирантуру в середине 1930-х годов, как впрочем, во все десятилетия советского периода, было достаточно непросто. Количество мест в аспирантуре было ограничено, будущие аспиранты определялись соответствующими кафедрами вузов из числа студентов за полгода до окончания ими высшего учебного заведения. Кандидаты в аспирантуру отбирались из числа проявивших особые способности к научно-исследовательской и/или научно-педагогической деятельности. Преимуществом при поступлении обладали те, кто учился на «отлично» и «хорошо».

Чтобы передать дух времени и особенности обучения в аспирантуре приведем цитату одного из очевидцев, прошедшего подобные «университеты»: «В аспирантуре тридцатых годов общих для всех занятий было немного, и школярское пестование студентов и аспирантов еще не достигло таких размеров, как впоследствии… Основные занятия аспирантов, естественно, были в библиотеках, архивах и дома» [15, с. 158-159].

Следующий, после окончания ТВКСХШ, этап жизнедеятельности М.Ш. Хасанова был полностью связан с партийной работой. Так он работает «инспектором Башкирского обкома ВКП (б) и одновременно преподавателем на парткурсах до июля 1937 года. С июля 1937 года по 02. 1938 года работал секретарем Кушнаренковского РК ВКП (б), откуда выдвинули на должность заведующего отделом по печати Башобкома ВКП (б), где работал до 12. 1938 г.» [2].

20 декабря 1938 года Магарифа Шакировича назначают Народным комиссаром просвещения Башкирской АССР. Можно представить, каким сложным для М.Ш. Хасанова был этот выбор. Дело в том, что названное назначение было назначением буквально на «расстрельную» должность. Пять предыдущих наркомов просвещения БАССР: К.А. Идельгужин, А.Р. Исанчурин, Р.В. Абубакиров, Г.К. Давлетшин, И.Х. Абызбаев уже были репрессированы и расстреляны. А его непосредственный предшественник на этом посту – С.Р. Алибаев был исключён из партии и находился под следствием.

В этих непростых условиях М.Ш. Хасанов начинает руководить образовательным ведомством республики, причем на его долю выпадают сложные задачи. Буквально через четыре месяца, после назначения он становится одним из руководителей процесса реформирования башкирской письменности по переводу ее на русскую графику (кириллицу). Надо сказать, что башкирская письменность первоначально была основана на арабской графике, затем на латинице, последняя официально была введена еще в 1928 году. Названное, безусловно, усложняло и государственное делопроизводство, и процесс обучения в школах и профессиональных учебных заведениях и в целом просвещение населения.
Вот что говорили учителя Федоровского района в процессе обсуждения перевода башкирской письменности на русскую графику: «Каримов. Я работаю в начальной школе, встречаю большие затруднения при изучении башкирского и русского языка. На уроках башкирского языка (учащиеся) изучают один алфавит, а на уроках русского языка… [другой] … введение нового алфавита избавит ребят от этой путаницы … Габбасов. Латинизированный алфавит путал нас при письме, учащиеся тоже путали русский алфавит с башкирским, допускали много ошибок» [10, лл. 112-114]. Учителя Красноусольского района также одобрили эту реформу, которая по их словам, «безусловно, облегчит усвоение башкирского языка, обогатит его словарным богатством, поможет подлинно башкирские слова произносить и писать точно по-башкирски. Кроме того, данное мероприятие облегчит для башкир усвоение русского языка, на котором написаны в подлиннике произведения великих мыслителей современной эпохи» [10, лл. 187].

Реформа башкирской письменности начинается с Постановления бюро Башкирского обкома ВКП (б) о создании специальной комиссии, принятого 21 апреля 1939 года. В эту комиссию вошли восемь человек, среди них и Магариф Шакирович [19, с. 178]. Комиссией была проделана огромная работа и с населением и с научными организациями, непосредственно занимавшимися филологическими вопросами перехода на новую графику. Так как ее внедрение в первую очередь и больше всего должно было затронуть систему образования, то этот вопрос стал основным на августовских совещаниях учителей.

В итоге, уже в сентябре Постановлением бюро обкома был утвержден проект алфавита и орфографии башкирского языка на основе русской графики. А второго ноября этого же 1939 года был принят Приказ №1612 Народного комиссара просвещения РСФСР об утверждении нового башкирского алфавита. По этому приказу Наркома просвещения БАССР М.Ш. Хасанова обязали: «а) обеспечить с 1. IX-40 г. перевод обучения в школах, и в первую очередь в младших классах, на основе русского алфавита; б) подготовить и издать на основе утвержденного мною нового алфавита необходимые учебники для школ к 1. VIII-40 г.; … г) организовать подготовку… учительских кадров к обучению ими учащихся в школах на основе нового башкирского алфавита и орфографии» [12, л. 22]. Окончательная легитимизация перехода на русскую графику происходит посли обнародования Указа Президиума Верховного Совета БАССР 23 ноября 1939 года.

В целом, Наркомпросом за неполный год было сделано достаточно много. Но у него, как и у других ведомств, занимавшихся этим вопросом, было еще множество нерешенных проблем. Вот как об этом говорил Магариф Шакирович Хасанов в своём выступлении на 4-й сессии Верховного Совета БАССР первого созыва, проходившей 15-17 июня 1940 г.: «Товарищи депутаты! Перевод башкирской письменности открывает широкие возможности для овладения русской литературной речью с одной стороны, и с другой – открывает широкие возможности расцвета культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию.

Согласно Указа… начальные и неполные средние школы с первого января 1941 года, а также школы взрослых, переводятся на обучение на основе русской графики.

Правительством Башкирской республики отпущены огромные средства, как для подготовки кадров, так и для расширения полиграфической базы для издания учебников на новом алфавите.

Мы должны издать для начальных школ, т. е. для первых-четвертых классов башкирских школ и для школ взрослых всего 26 учебников, сегодня готовы и можно издать 15 названий, остальные подготовляются к печати.

Задача Наркомпроса, Башгосиздата и типографии заключается в том, чтобы к началу учебного года все школы обеспечить учебниками и программами на алфавите на основе русской графики. Без учебников и программ перевод обучения немыслим…» [18, с. 217-218]. К этому надо добавить и то, что Наркомпрос занимался внедрением нового алфавита и в соседних регионах, где компактно проживали башкиры.

Кроме основной работы М.Ш. Хасанов в эти же годы входил в комиссию по переводу книги И.В. Сталина «Вопросы ленинизма» и «Краткого курса истории ВКП (б)» на башкирский язык. Обе книги были большого объема, например, книга «Вопросы ленинизма» составляла около 50 печатных листов. Сегодня сложно представить, какой ответственности подвергались те, кто занимался переводом и редактированием, для того времени, безусловно, канонических книг. Любой здравомыслящий понимал, что за малейшую ошибку, он будет подвергнут самому суровому наказанию вплоть до расстрела. Причем, за примерами далеко ходить было не нужно, среди репрессированных и расстрелянных в 1937 году стал и Б.З. Ишемгулов – заведующий отделом печати Башкирского обкома ВКП (б), в 1931-32 годах бывший ответственным редактором Комиссии по переводу трудов классиков марксизма-ленинизма. Более того, Магариф Шакирович был хорошо знаком с Б.З. Ишемгуловым, и как минимум дважды находился в его подчинении: во время работы в системе политпросвета и в период корреспондентской деятельности в газете «Яш-Юксул». Газета, организатором которой как раз был Булат Закирович. Очевидно, что знакомство и работа в одной команде с репрессированным прямо и/или косвенно касалась и рассматриваемого нами человека.

Но наступило 22 июня 1941 года, день, разделивший время на две диаметральные части: «довоенное» и «военное». Суровое время, когда тысячи обычных людей искренне желали выполнить свой обычный гражданский долг по защите своего Отечества. Этого, конечно, искренне желал и Магариф Шакирович, который с первых же дней войны, стал проситься на фронт. Об этом свидетельствуют некоторые прямые и косвенные факты. Например, сохранилась характеристика партийного бюро Наркомпроса, выданная ему 28 июня 1941 года. В ней, в частности, читаем следующие строки:

«Находясь в парторганизации Башнаркомпроса тов. Хасанов проявил себя как дисциплинированный, идеологически выдержанный член РКП (б), партии Ленина-Сталина предан. С большим упорством и настойчивостью налаживает работу Наркомата просвещения, разваленную бывшим вредительским руководством.
Авторитетом пользуется, партийные поручения выполняет аккуратно» [13]. Единственным мотивом получения характеристики могло быть лишь желание представить ее в военкомат, иначе зачем наркому, через шесть дней после начала войны, мог понадобиться этот документ? В нашем случае, вопрос риторический.

Или уже в наши дни дочь М.Ш. Хасанова, Динара Магарифовна, рассказывала: «Отец добровольно, как говорили тогда – «по призыву сердца», ушёл с поста Наркома просвещения, и его направили в 112 Башкирскую кавалерийскую дивизию» [6]. На самом деле Магарифа Шакировича первоначально назначают в 113-ю дивизию, но это сути не меняет.

Создание кавалерийских дивизий на территории Башкирии начинается с первых дней войны. Так, буквально за один-два месяца были сформированы 74 и 76 кавалерийские дивизии, которые уже в ноябре 1941 года влились в действующие армии. 13 ноября этого же года выходит новое Постановление Государственного комитета обороны СССР «О формировании национальных войсковых соединений», а 17 ноября было принято совместное Постановление Совнаркома БАССР и Бюро Башобкома ВКП (б) «О формировании двух кавалерийских дивизий из местных национальностей». Так началось формирование легендарных 112-й и 113-й Башкирских кавалерийских дивизий. Первая из них была дислоцирована в Чишминском, вторая – в Благовещенском районе.

Новым армейским соединениям надо было решать множество проблем, одной из которых была недостаток опытных командиров. Один из факторов, обусловивший удовлетворение просьбы М.Ш. Хасанова об освобождении его от должности наркома просвещения БАССР и направляения его на политическую работу в формируемые дивизии. Как он пишет сам: «В связи с формированием башкирской добровольческой кавалерийской дивизии, был назначен и утверждён начальником политотдела этой дивизии» [2, с. 2]. В военном билете Магарифа Шакировича есть несколько интересных деталей, иллюстрирующих его военную квалификацию. Например, следующее: «Прошел высшую вневойсковую квалификацию при Казанском [Татарском] коммунистическом университете в 1933 г.». А также: «Впервые присвоено военное звание Старшего политрука. Приказ НКО «165/пз 1939 г.» [5, с. 2]. Поясним, что звание «старшего политрука» в 1940 году соответствовало званию «капитан». Если прибавить к этому его службу в должности красноармейца, 3 года и 3 месяца, то очевидно, что уровень военной подготовки нашего героя соответствовал его новому назначению.
Хасанов М.Ш. с семьей
Рассматриваемую нами часть фронтовой биографии Магариф Шакирович начинает Начальником политотдела 113-й башкирской кавалерийской дивизии. Политотделы являлись составной частью системы управления воинскими подразделениями. О роли и месте политотделов в системе управления войсками хорошо иллюстрируют 42, 43 и 46 статьи «Полевого устава РККА» (Рабоче-крестьянская красная армия). В частности, в них говорится: «Во главе войскового соединения… стоят командир и военный комиссар. Управление войскового соединения состоит из штаба, политического отдела; и начальников родов войск… Командир и комиссар несут полную ответственность за состояние и боеспособность войскового соединения и за успешность его действий в бою» [14]. Следовательно, М.Ш. Хасанов по «табелю о рангах», в дивизии занимал вторую строчку после командира.

В архивах сохранилось несколько «Политических донесений», составленных М.Ш. Хасановым, раскрывающих масштабы, формы и методы политико-воспитательной работы, проводимой политотделом 113-й дивизии. Например, в донесении от 1 марта 1942 года численность дивизии составляла 4404 человека, коммунистов среди них было 617, комсомольцев – 333. Причем, за два предыдущих месяца в ряды ВКП (б) и ВЛКСМ было принято 74 новых члена [11, л. 41]. Каждый представитель партии и комсомола активно привлекался к работе по воспитанию, повышению морального облика и поддержанию эмоционального состояния бойцов. Так, «в дивизии регулярно проходили политзанятия… Также здесь проводились культурно-массовые мероприятия: лекции, доклады, концерты силами художественной самодеятельности и с участием артистов Башгосфилармонии [3], показывали кино, а также работали с населением города и района.

Так как весной 1942 года в Башкирии не удалось скомплектовать две полновесные кавалерийские дивизии, по решению Наркома обороны СССР 113-я дивизия была расформирована. Часть её личного состава, прежде всего офицерского, пополнила 112-ю Башкирскую кавалерийскую дивизию, которая в апреле 1942 года была отправлена на фронт и вошла в состав 8-го кавалерийского корпуса 3-й армии Брянского фронта. М.Ш. Хасанов в это время состоял уже в должности батальонного комиссара, что соответствовало званию «майор».

28 июня начинается наступление гитлеровской армии на позиции Брянского фронта, что в истории носит название «Воронежско-Ворошиловградской оборонительной операции». В этот же день, 28 июня, Магариф Шакирович политуправлением Брянского фронта направляется в 40-ю армию, как сказано в командировочном предписании, для «выполнения особого задания» [7]. Так он оказывается в одном из самых горячих точек, поскольку к исходу 2 июля 1942 года германские войска, продвинувшись в полосе Брянского фронта на глубину 60-80 км, окружили западнее Старого Оскола части 40-й и 21-й армий.
За проявленную стойкость и героизм М.Ш. Хасанов был награжден Орденом Красной Звезды. Вот какое «описание подвига или заслуг» найдено в наградных документах, хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны: «Будучи… на Брянском фронте Начальником политотдела 112-й кавдивизии в составе 8-го кавкорпуса с 1 мая 1942 г. обеспечил боевую и политическую подготовку дивизии, а затем и успешную оборону населенных пунктов Озерки, Тербуны близ Касторной. По заданию командования дивизия была брошена на ликвидацию прорыва немецких войск в район Мармажи (под Курском), выполнила это задание приостановив продвижение немецких танков. 25-26 июня 1942 года при выполнении этого задания легко ранен и из строя не выбывал.

В боях под Воронежем в составе 121 пехотной дивизии 40-й армии обеспечил успех боевых действий дивизии, не давшей далее продвигаться немцам и нанесшей сокрушительные удары немецким войскам. При атаке под Воронежем тяжело ранен 8. 08. 1942 г. в правую ногу с переломом кости» [17]. Надо сказать, что в «Справке» указана другая дата ранения – 4 июля 1942 года [16]. Понятно, что такие несовпадения в документах встречаются и сейчас, что же говорить о военном времени, когда проблемы подобного рода возникали «сплошь и рядом». Но, суть от этого не меняется, ранение было, и оно было, как характерезуется в той же справке - «тяжелым» [16].
На отдыхе в Юматово (1947)
После ранения его поместили в один из госпиталей прифронтовой полосы, а затем на санитарном самолете перевезли в Уфу, в эвакогоспиталь №289 для дальнейшего лечения. В эти годы в Уфе действовало 29 военных госпиталей, причем тяжелораненных помещали именно в тот, где лечили М.Ш. Хасанова Его дочь, Динара Магарифовна, рассказывала, что когда перевезли отца «…он был загипсован по горло. Мы его встречали на аэродроме (сейчас это район Проспекта Октября). Он лежал в Уфе в госпитале в бывшем (старом) здании медицинского института (сейчас это район ул. Ленина, старые здания института), как помню, на втором этаже. В то время во всех школах, техникумах и институтах размещались госпитали. Всюду на всех этажах – и в комнатах, и в коридорах лежали больные. В комнате, в которой лежал папа, было человек 10 раненых» [6].

Из госпиталя М.Ш. Хасанова выписали только в марте 1943 года, причем в месте перелома его ноги, так и не смогли удалить осколок «размером 3х4 см.». Только через год он обращается в органы здравоохранения и проходит комиссию ВТЭК, после которой Магариф Шакировичу определяют инвалидность II группы.

А 24 марта 1943 года, буквально после выписки из госпиталя его назначают заместителем председателя Совете народных комиссаров БАССР, выполняющего роль руководителя Управления по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. Такое подразделения при СНК стали создаваться после Постановления ЦК ВКП (б) «О мерах улучшения работы советских органов и местных партийных организаций по оказанию помощи семьям военнослужащих», принятого 22 января 1943 года.

Но через год, в марте 1944 года М.Ш. Хасанов был освобожден с этой должности, в связи с переходом на новую работу заместителем начальника отдела НКГБ (Народный комиссариат государственной безопасности) БАССР, а в 1947 году его назначают заместителем министра МВД БАССР [9, с. 2]. Об этом, неполном последнем десятилетии его жизни нет никаких сведений, понятно, что эти документы пока засекречены. Уверены, что будущим исследователям улыбнется удача, и они еще приоткроют завесу неизвестного, на самом деле малоизвестного партийного и государственного деятеля, педагога, фронтовика, отца и гражданина Отечества.

Отметим еще одну примечательную деталь характера нашего героя – его тягу к повышению уровня самообразования, которая не ослабевала на протяжении всей его жизни. Так он в 1947-1948 годах заочно учится на историческом факультете Башкирского государственного педагогического института. Но факультет не окончил, перевелся в Высшую офицерскую школу МВД СССР. Учился в ней в 1948-1953 годах также заочно. Если согласиться с фактами, предоставленными женой М.Ш. Хасанова, то школу МВД он окончил [9].

За боевые и трудовые заслуги Магариф Шакирович неоднократно поощрялся государственными наградами такими как орден Красной Звезды и «Знак Почёта», медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «ХХХ лет Советской Армии и Флота» [9, с. 4].

Он многократно избирался членом Башкирского областного комитета ВКП(б) и депутатом Уфимского городского и Ленинского районного Совета депутатов трудящихся.

Магариф Шакирович Хасанов мог бы ещё послужить Родине, родному Башкортостану, но полученные на фронте раны, да и другие жизненные перипетии, не прошли бесследно. 7 июня 1953 года он скончался и был похоронен на уфимском мусульманском кладбище [9, с. 2].

В целом, аналитика жизни и деятельности М.Ш. Хасанова иллюстрирует идею о том, что каждый человек есть продукт своего времени. Наш герой соприкасается, более того непосредственно участвует и даже следует на острие исторических процессов, происходивших в Башкортостане, стране и мире. Служит красноармейцем на Гражданской войне, участвует в кампании по ликвидации безграмотности, проходит всяческие ступени комсомольской и партийной карьеры, работает руководителем образовательного ведомства, затем одним из руководителей органов госбезопасности и МВД. Занимается реформированием башкирского языка. Является участником Великой Отечественной войны. Безусловно, на каждом посту полностью отдает себя служению идее, людям, Отечеству. У него была непростая, трудная, в какой-то степени, и трагическая судьба, которая имеет полное право, чтобы о ней помнили. Наше исследование не претендует на исчерпывающую аналитику его жизнедеятельности. Считаем, что, когда снимут гриф секретности с документов системы госбезопасности и МВД, будет возможность более полно осветить историю жизни Магарифа Шакировича Хасанова.

Авторы выражают признательность А.Ф. Валеевой за предоставленные материалы семейного архива и краеведу из Благовещенска О.А. Абдуллину за помощь, оказанную при подготовке настоящей работы.
документы с фронта
Источники и литература:

  1. Абдуллин, О. Незабытая сто тринадцатая / О. Абдуллин, Г. Банева / Панорама. - №/№ 26, 28, 30. – 2017. – март-апрель.
  2. Автобиография М.Ш. Хасанова, от 6 мая 1944 г. Рукопись. Копия. Фонды Музея истории развития образования РБ.
  3. Благовещенск в суровые годы войны 1941-1945 гг. / Составители: О.А. Абдуллин, И.И. Бакке, Г.М. Банева, Ю.С. Поздняков. – Благовещенск, 2019. – 96 с.
  4. Богуславский, М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии / М.В. Богуславский. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2012. – 434 с.
  5. Военный билет командного и начальствующего состава запаса РККА. Копия. Фонды Музея истории развития образования РБ.
  6. Вольз Д. Дети войны. Статья о жизни Хасановой Д.М. / Проза.ру. URL: https://www.proza.ru/2010/04/11/192 (дата обращения 18.03.2020)
  7. Командировочное предписание Политического управления Брянского фронта от 28.06.1942 г. Копия. Фонды Музея истории развития образования РБ.
  8. Корреспондентский билет газеты «Яш-Юксул». 1924 г. Копия. Фонды Музея истории развития образования РБ.
  9. Личный листок по учету кадров. Копия. Фонды Музея истории развития образования РБ.
  10. Национальный архив республики Башкортостан (НА РБ) Ф. 122. Оп. 19. Д. 403
  11. НА РБ. Ф. 122. Оп. 22. Д. 427.
  12. НА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 5442
  13. Партийная характеристика М.Ш. Хасанова от 28 июня 1941 г. Копия. Фонды Музея истории развития образования РБ.
  14. Полевой устав РККА. – 1939.
  15. Рабинович, М.Б. Воспоминания долгой жизни / М.Б. Рабинович. – С.-Пб., 1996.
  16. Справка о ранении М.Ш. Хасанова от 28. 11. 1942 г. Копия. Фонды Музея истории развития образования РБ.
  17. Хасанов Магариф Шакирович / Память народа. URL: https://pamyat-naroda.su/awards/46189043 (дата обращения: 18.03.2020).
  18. Четвёртая сессия Верховного Совета Башкирской АССР. 15-17 июня 1940 года. Стенографический отчёт. Издание Верховного Совета БАССР. – Уфа, 1940. – 241 с.
  19. Южноуральский археографический сборник: Выпуск 2. – Уфа, 1976. – 392 с.