Для Башкирии проблема сельской школы ощущалась ещё острее, процент малокомплектных, особенно начальных и восьмилетних школ, был относительно высок. Размышляя об этих школах, Фатыма Хамидовна категорически выступает против их закрытия. Так, она пишет: «Одно время считалось, что малокомплектная школа себя изживает. Но практика показывает, закрытие малой школы влечет за собой, как правило, ликвидацию важных производственных участков хозяйств и запустение целых деревень». Не согласиться невозможно.
Согласен, с тем, что существуют достаточно внятные аргументы сегодняшней оптимизации, считается, что экономически нецелесообразно содержать малокомплектные школы. Но мне почему-то кажется, что подобная позиция тактического плана. Если размышлять стратегически, то вкладывать основные ресурсы Россия должна в сельское производство и конечно в сельскую школу. Именно этот сектор может стать одним из хребетных столпов России, не вечно же мы будем качать недра земли.
Попутно хотел бы поразмышлять о национальной школе. Россия во все времена, об этом утверждало множество мыслителей, была самобытной. Одной из главных скреп этой самобытности является то, что наши народы, объективно интегрируясь, но, даже иногда вопреки официальным установкам, старались сохранить собственный национальный язык и культуру. Уровень названной сохранности у разных народов оказался неодинаковым. Тем не менее, считаю, что для России, интенсивно входящую в глобализационные процессы, сегодня сохранение самобытности является основой её национальной безопасности. И в это смысле, национальная школа и является одним из главных средств сохранения культур всех народов страны.
В этом отношении национальная школа Башкирии советского периода, на мой взгляд, становилась, развивалась и функционировала более или менее продуманно.
Поэтому определенное ослабление в развитии национальных школ и снижение уровня изучения родных языков, истории и культуры скорее вызывает озабоченность. Думаю, что акцент в этой проблеме должен быть перенесен с вопроса «нужно или не нужно?» на вопрос «как это нужно делать лучше?».
д) Впервые, период её деятельности совпал с организацией сети школ-интернатов
- Впервые в истории народного образования республики были подготовлены и организованы съезды учителей. Так было проведено 6 съездов: в 1955, 1957, 1959, 1964, 1967 и 1969 соответственно.