Гайсина Гузель Иншаровна
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики Института педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
Родилась в 1955 году в городе Уфе Республики Башкортостан. Любимым школьным учебным предметом был английский язык, что и явилось осознанным мотивом поступления на факультет иностранных языков Башкирского государственного педагогического института. После успешного окончания вуза в 1977 году вся ее трудовая деятельность связана с родным вузом, преподавательской, научной и административной деятельностью.

Она прошла весь путь профессионального становления от ассистента кафедры английского языка историко-английского факультета, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики до доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой социальной педагогики социально-гуманитарного факультета.

Важнейшее место в процессе формирования личности Г.И. Гайсиной как ученого-педагога занимает обучение в очной аспирантуре при кафедре педагогики и психологии высшей школы Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (1982-1985). Там происходит приобщение к известной всей стране научной школе действительного члена РАО, доктора педагогических наук, профессора В.А. Сластенина. Он остается для Гузель Иншаровны высоким примером служения педагогической науке, колоссальной работоспособности, целеустремленности и принципиальности, поддержки самостоятельности мышления и независимости суждений своих учеников.

Основными направлениями научной деятельности Г.И. Гайсиной в разные годы являлись реализация компетентностного, культурологического и социально-педагогического подходов в высшем педагогическом образовании; теоретико-методологические основы социальной педагогики; профессиональная подготовка социально-педагогических кадров; сопровождение социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Логическим завершением ее теоретических и экспериментальных изысканий в области профессионально-педагогического образования стала успешная защита докторской диссертации на тему «Культурологический подход в теории и практике педагогического образования» (2002) в диссертационном совете Московского педагогического государственного университета.
Материалы научно-теоретических исследований и опыт практической деятельности Г.И. Гайсиной по указанным направлениям представлены в более 140 научных публикациях, в том числе 6 монографиях, 7 статьях в журналах, индексируемых в базе данных Scopus, 15 статьях в рецензируемых журналах и многих других.

На протяжении 15 лет Г.И. Гайсина являлась членом и Ученым секретарем диссертационного совета Д 212.012.01 по педагогическим наукам при Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы. Под ее научным руководством защищены три кандидатские и более 30 магистерских диссертаций.

Научный руководитель и исполнитель четырех грантовых проектов РГНФ и грантового проекта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Член редколлегии научных журналов «Педагогический журнал Башкортостана» и «Казанский педагогический журнал».

Г.И. Гайсина имеет звания «Отличник образования Республики Башкортостан», «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», награждена знаком «За заслуги перед городом».
Список монографий:
  1. Гайсина Г.И. Образование как социокультурный феномен: монография [Текст] / Г.И. Гайсина. – Москва-Уфа: МПГУ, БашГПИ, 2000. – 148 с.
  2. Гайсина Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: монография [Текст] / Г.И. Гайсина. – М.: Прометей, 2002. – 315 с.
  3. Гайсина Г.И. Культурологический подход в педагогическом исследовании: монография [Текст] / Г.И. Гайсина. – Уфа: «Вагант», 2007. – 302 с.
  4. Гайсина Г.И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: российский и зарубежный опыт [Текст] / Г.И. Гайсина. Монография. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. – 150 с.
  5. Энциклопедический словарь по психолого-педагогической инноватике [Текст] / авт.-сост. Л.Б. Абдуллина, А.Ф. Амиров, Г.И. Гайсина и др. – М.: Логос, 2019. – 504 с.
  6. Маджуга А.Г., Завражин С.А., Гайсина Г.И. Педагогическая синергетика в контексте постнеклассического образования: опыт концептуализации: монография [Текст] / под науч. ред. Академика РАО А.А. Вербицкого. – М.: Университетская книга, 2020. – 235 с.