Гуров Валерий Николаевич
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики управления образованием в Институте развития образования РБ.
Родился в 1949 году в п. Маяк Миякинского района Башкирской АССР. Закончил в 1966 году среднюю школу с золотой медалью, поступил в Бирский государственный педагогический институт на биолого-химический факультет.

На первом курсе обучения в институте активно занимался неорганической химией, синтезировал одну из красок, и уже тогда совместно с преподавателем вел лабораторно-практические занятия. Также увлекался историей и в 19 лет, на основе архивных материалов, опубликовал свою первую научную статью.

В 1972 году был призван в ряды Советской Армии, после службы работает учителем в средней общеобразовательной школе №3 г. Белебея. На выбор профессии оказала влияние его мама, которая была учительницей, и ректор Бирского государственного педагогического института член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор К.Ш. Ахияров. В этой школе Гуров В.Н. прошел путь от учителя до директора, в должности которого работал 5 лет.

В 1982 году был награжден почетным знаком «Отличник народного просвещения» В этот период и возникла идея об организации работы групп продленного дня по месту жительства как эффективной формы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. На основе этой работы была написана кандидатская диссертация, которая была защищена в 1985 году в НИИ общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР.

В 1983 году стал директором средней школы №117 Октябрьского района г. Уфы. Школа становится одной из лучших. В 1984 году назначен заведующим отделом народного образования, где за полтора года вывел район с 7 места на 1. После этого его приглашают работать в Обком КПСС в отдел науки и учебных заведений. В этот же период начинается его деятельность в качестве преподавателя Башкирского государственного педагогического института. В 1988 году было присвоено ученое звание доцента.

В 1990-е годы переезжает в Ставрополье, где был принят деканом факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров образования Ставропольского государственного университета.
В конце 1980-х – начале 1990-х разрабатывает авторский вариант модели взаимодействия школы с семьей, обосновав его теоретико-методологические составляющие. В итоге была написана докторская диссертация по теме «Теория и методика социальной работы школы с семьей», защищенная в 1997 году в НИИ педагогики социальной работы Российской академии образования. В 1988 г. присвоено звание профессора.

За вклад в развитие социальной педагогики по работе школы с семьей, раскрытой в монографии «Теория и методика социальной работы школы с семьей», был удостоен в 2001 году премии Правительства Российской Федерации в области образования. На рост уровня профессиональной компетентности позитивно повлияло прохождение в 1996 году стажировки по социальной работе в университетах городов Чико и Сакраменто (США, штат Калифорния).

С 2011 года Валерий Николаевич работает директором Института педагогики Башкирского государственного университета им. М. Акмуллы. С августа 2014 года принят заведующим кафедрой ИРО РБ. За эти годы открыты инновационные кластерные педагогические лаборатории, занимающиеся повышением качества функционирования образовательных комплексов муниципалитетов в г. Нефтекамске, Бурзянском и Миякинском районах. По итогам этой работы опубликовано 5 различных сборников.

Под его научным руководством защищено 59 диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, 4 диссертации – ученой степени доктора наук. Сфера научных интересов – проблемы социальной педагогики, общая педагогика, менеджмент, поликультурная среда. Гуров В.Н. автор более 280 научных и учебно-методических работ, в т.ч. 9 монографий. Индекс Хирша в РИНЦ – 13.

Входит в состав редакционных коллегий трех зарубежных журналов издательства «East West» (Association For Advanced Studies and Higher Education)/ «Восток-Запад» (Ассоциация перспективных исследований и высшего образования):

1. European Science Review / Европейское научное обозрение;

2. European Journal of Education and Applied Psychology / Европейский журнал образования и прикладной психологии;

3. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences / Австрийский журнал гуманитарных и общественных наук.