Давлетбаева Раиса Губайдулловна
Доктор педагогических наук, доцент, научный сотрудник БГПУ
им. Мифтахетдина Акмуллы.
Родилась 22 ноября 1939 года в с. Якшимбетово Куюргазинского района БАССР. Училась в Якшимбетовской, затем в Ермолаевской школе, которую окончила в 1957 году. Получила специальность учителя начальных классов в Белорецком педагогическом училище в 1965г. Продолжила учебу на филологическом факультете БГУ им. 40 лет Октября, окончив который в 1975 году получила специальность «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы».

В 1999 году в Диссертационном совете при БГУ в г. Уфа защитила кандидатскую диссертацию: «Обучение русской грамоте учащихся башкирской школы», в 2010 г. – докторскую диссертацию по педагогике «Методическая система формирования билингвальной личности младших школьников» в г. Казань в Диссертационном совете при Татарском государственном педагогическом университете.
Научно-практическая конференция в Уфе на базе БГПУ им М Акмуллы
Детство и школьные годы, прошедшие в трудное военное и послевоенное время, закалили мой характер, научили преодолевать жизненные преграды, не бояться трудностей и достигать поставленной перед собой цели. Большую роль в моем становлении как личности и профессионала сыграли такие замечательные люди, известные не только в России, но и в международном научном сообществе, как доктора педагогических наук Хайруллина Мусалия Галеевна, Саяхова Лена Галеевна, Закирьянов Кабир Закирьянович, Ибрагимова Венера Латыповна, кандидат педагогических наук Альмухаметов Рашит Валиахметович. Благодаря им, мне удалось войти в сферу педагогической науки, приобрести практические навыки. Именно они были наставниками в моей жизни, в последствие стали коллегами и близкими друзьями. Низкий им мой поклон и пожелания долгих лет жизни.

Педагогическую деятельность начала в СОШ №10 г. Кумертау учителем начальных классов (1962). С 1965 преподавала русский язык и была заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

В 1979 году продолжила работу учителем русского языка, директором (1984) Якшимбетовской средней школы Куюргазинского района, затем методистом и инспектором Куюргазинского РОНО.
Просмотр открытого урока русского языка в МБОУ №1 с Малояз
Назначение директором Сибайского филиала Башкирского института повышения квалификации работников образования (1992), плотная работа с учителями русского языка и литературы школ районов и городов Зауралья, благоприятствовали началу исследовательской деятельности в области педагогики. Приглашение на работу (2000), после защиты кандидатской диссертации, преподавателем в Сибайский институт БГУ на кафедру педагогики и методики начального образования (в последствие заведующей этой кафедрой), позволило мне принять активное участие в подготовке кадров учителей начальных классов.

С 2005 года мне представилась возможность работать в столичном вузе – Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы, одновременно быть директором вновь открывшегося в вузе Лингвометодического центра по изучению государственных языков РБ. В процессе его функционирования проводились консультации, круглые столы, научно-практические семинары по проблемам обучения лингвистическим дисциплинам (русскому языку как родному и неродному, башкирскому языку как родному и государственному РБ, английскому языку; позже была назначена заведующей кафедрой методики преподавания лингвистических дисциплин на факультете башкирской филологии. Работать с такими умелыми и идейными руководителями, как Асадуллин Раиль Мирваевич и др., умеющими увлекать новыми подходами к подготовке кадров, всегда было легко и просто.
Семинар с учителями русского языка
В 2012 году в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» был выигран грант под моим руководством с девятью исполнителями по теме «Этносы и их социально-духовный мир в поликультурном пространстве», оцененный в 2760000 рублей. За короткий срок творческим коллективом было выполнено комплексное многоаспектное изучение источников по проблемам языков, литератур и культур тюркских народов, успешно проведена стажировка молодых ученых и преподавателей, приглашенных нами из Саха-Якутии, Москвы и города Сибай РБ за счет финансов гранта. На средства гранта приобретено техническое оборудование в кабинет методики преподавания лингвистических дисциплин. Кроме того участвовала еще в трех грантах в статусе исполнителя.

Результаты научной работы нашли отражение в монографиях, словарях, учебниках русского языка и литературного чтения, программах и учебно-методических пособиях для начальных классов школ с родным языком обучения, опубликованы многочисленные статьи и тезисы докладов в научных сборниках и материалах научных конференций, посвященных актуальным проблемам методики преподавания русскому языку, многие из которых вышли в журналах, рецензируемых ВАК и индексируемых в Скопусе.

Основной моей научной проблемой последних лет является проблема лингвокультурологического подхода к обучению русскому языку как неродному обучающихся школ с родным языком обучения Республики Башкортостан, казахскому языку в русскоязычных школах Республики Казахстан, русскому языку как иностранному китайских студентов-филологов (будущих учителей русского языка) в процессе профессиональной подготовки в китайских вузах. Являюсь научным руководителем аспирантов из России, Казахстана и КНР.
Вручение удостоверения и медали на звание
«Почетный работник высшего
профессионального образования РФ» (2014).
Разработано 16 программ, в том числе две магистерские: "Лингвокультурологическое образование" и "Сравнительно-сопоставительное языкознание", по которым успешно обучались и обучаются работники школ Башкортостана и Казахстана; программы повышения квалификации учителей русского языка, такие как "Реализация требований ФГОС к обучению русскому языку в общеобразовательных учреждениях", "Лингвокультурологический подход к формированию языковой личности школьников в процессе обучения русскому языку" и др; программы по профессиональной переподготовке учителей русского языка, имеющих гуманитарное образование.

За время работы в БГПУ им. М. Акмуллы были открыты инновационные (экспериментальные) площадки в школах Республики Башкортостан: в городах Уфа, Стерлитамак, Белебей, Октябрьский, в школах Салаватского, Дуванского, Абзелиловского, Баймакского, Куюргазинского районов. По результатам совместной работы с педагогическими коллективами проведены 6 научно-практических конференций с публикацией материалов в сборниках, соответствующих теме конференций "Компетентностный подход к обучению русскому языку в рамках ФГОС", "Лингвокультурологическая направленность уровков русского языка", "Актуальные проблемы обучения русскому языку в процессе реализации требований ФГОС" и др.

Тесно сотрудничаю с зарубежными коллегами и Республики Тува. По их приглашению были проведены курсы повышения квалификации учителей русского языка: в Тувинской Республике в г. Кызыл (2012), в Республике Казахстан в г. Актюбинск (2015), в Республике Киргизии в г. Бешкек (2016).
Участники научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения русскому языку в процессе реализации требований ФГОС", проведенной по результатам работы инновационной площадки на базе МБОУ №3
Баймакского района РБ.
Награды:
  • Почетная грамота Министерства просвещения и республиканского комитета профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений РСФСР (1976).
  • Отличник народного просвещения РСФСР (1984).
  • Почетная грамота Министерства образования РБ (1994).
  • Почетная грамота Министерства образования РБ (2013).
  • Диплом «Лучший профессор» БГПУ им. М. Акмуллы (2013).
  • Звание «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2014).
  • Медаль «В.А.Сухомлинский» (2017).
Круглый стол с директорами школ Салаватского района РБ
Монографии:
1. Психолого-педагогические и лингвистические основы обучения русской грамоте учащихся начальных классов башкирской школы. – Сибай, СиБГУ, 2001. – 198 с.

2. Формирование современной билингвальной личности учащихся начальных классов. - Уфа, БГПУ им. М. Акмуллы, 2008. – 128с.

3. Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся башкирской школы в условиях двуязычия. – Уфа, 2011.

4. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся /Под ред. Давлетбаевой Р.Г. – Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы. 2011. – 221с.

5. Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся башкирской национальной школы: Коллективная монография. – Уфа, 2011. 186 с.

6. Коммуникативно-культурологический подход к формированию билингвальной личности младшего школьника. – Уфа, 2013. – 248 с.

7. Избранные статьи по методике русского языка в начальных и средних классах школ с родным языком обучения. - Уфа: БГПУ, 2015. – 240 с.

8. Концепция формирования языковой личности школьника в процессе обучения русскому языку как неродному. – Уфа: БГПУ, 2017. - 64с.
На карте отмечены инновационные площадки на базе школ РБ
Словари:
1. Лингвокультурологический словарь. Диалог русского и башкирского языков и культур – Уфа, 2003. – 160 с.

2.Коннотативный словарь-минимум русского языка. – Уфа. 2017. – 118 с.