Канбекова Римма Валеевна
Канбекова Римма Валеевна, доктор педагогических наук (2003), профессор (2010), в настоящее время профессор кафедры теории и методики начального образования Стерлитамакского филиала БашГУ.
Родилась в послевоенном 1947 году. Война для моего отца закончилась с победой над Японией, он вернулся в родную Башкирию в 1946 году и выбрал местом жительства семьи г. Стерлитамак. Там я окончила среднюю школу №14. С самого первого класса училась с увлечением, мне очень нравился сам процесс учебы, «сам дух школы», мои учителя, которые в детстве казались «небожителями», всегда хотелось быть похожими на них. А отец любил хвастаться мной: «дочь так хорошо учится, наверно, учителем будет». Так что с профориентацией я определилась в 7 лет. Окончив школу с золотой медалью, я поступила на математический факультет БГУ (г. Уфа).

Получив в 1969 году диплом по специальности «Математик. Учитель математики», проработала 3 года (тогда было распределение) в Уфимском нефтяном институте. К этому времени я вышла замуж, и мы с мужем уехали по месту его распределения, в далекий Алтайский край, где 3 года проработала учителем математики в школе.

В 1975 году мы приехали в Стерлитамак, я устроилась на работу в пединститут (СГПИ) на физико-математический факультет, меня приняли ассистентом на кафедру математики. Мне посчастливилось работать среди умнейших и замечательных педагогов. На моё становление как преподавателя и, в будущем, как ученого оказали огромное влияние: Курбан Ахметович Губайдуллин, Халим Хабибович Хамзин, Фидая Мигазиевна Рафикова, Абрам Михайлович Тов и многие другие старшие коллеги.

В 1976 году в СГПИ открылся новый факультет по подготовке учителей начальных классов, меня рекомендовали на должность старшего преподавателя кафедры «Педагогика и методика начального образования». Я стала преподавать математику для будущих учителей начальных классов и параллельно заниматься научной работой, связанной с подготовкой учителя начальных классов в вузе. Тогда и определилось основное направление научных интересов: «Подготовка учителя начальных классов в педагогическом институте», это направление было новым, поскольку до этого учителей начальных классов готовили, только в педучилищах.
В 1986 году по этому направлению поступила в аспирантуру на кафедру педагогики Казанского государственного педагогического института и в 1990 году в диссертационном совете этого института успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Интенсификация профессиональной подготовки учителя начальных классов». Моим научным руководителем в аспирантуре была известный в научных кругах профессор Н.А. Половникова, а первым оппонентом на защите – известный российский педагог – В.А. Сластёнин.

Став кандидатом педагогических наук, в течение 20 лет (1990-2009), заведовала кафедрой «Математики, естествознания и их методик», получила ученое звание доцента (1991 г.) Продолжала вести научную работу, стала научным руководителем эксперимента, проводившегося со студентами факультета, по подготовке учителя по основной и дополнительной специальности (по выбору студента: логопед, социальный педагог и др.), начала работу над докторской диссертацией.

Докторскую диссертацию на тему: «Профессиональная подготовка учителя широкого профиля для начальной школы» защитила в МГОПУ им. М.А. Шолохова (г. Москва) в 2003 году. Моим научным консультантом была Е.А. Леванова, а первым оппонентом на защите – известный ученый педагог Г.М. Коджаспирова.
Встреча с известным автором учебников математики А.Г. Мордковичем
С 2004 года по настоящее время руковожу аспирантами. Под моим руководством защитилось 4 соискателя: Тучкина Л.К. (2008, г. Москва), Одинокова Е.В. (2009, г. Москва), Лебедева А.В. (2012, г. Москва), Комиссарова О.А. (2017, г. Уфа).

Ученое звание профессора получила в 2010 году.

В настоящее время основными направлениями научных интересов являются: «Профессиональная подготовка специалистов в вузе и колледже»; «Методико-математическая подготовка в вузе будущего учителя начальных классов». Руковожу научно-исследовательской работой студентов и магистрантов, под моим руководством ими опубликовано в различных изданиях более 50 статей, представляющих широкую географию места публикаций.

Список опубликованных мной работ состоит из 200 наименований, из них 7 монографий, более десятка участий (глав) в коллективных монографиях; 10 учебных пособий (2 из них с грифом УМО РФ, 2 – с грифом УМО РБ); порядка 30 научных статей, рецензируемых ВАК и Skopus, изданных в журналах: «Начальная школа», «Высшее образование в России», «Математика», «Первое сентября», «Среднее профессиональное образование», «Современные наукоёмкие технологии», «Современные проблемы науки и образования», «Мир науки, культуры и образования» и других изданиях.

Остальные статьи и материалы, опубликованы в международных сборниках, изданных в различных городах России: Москва, Воронеж, Казань, Йошкар-Ола, в Казахстане, Турции и др.
Награды:
значок «Отличник народного просвещения» (г. Москва, 1993 г.);
нагрудный знак «Почетный работник ВПО РФ» (г. Москва, 2002 г.).

Считаю, что основной вклад в педагогическую науку состоит в написании учебных пособий и учебников для будущих учителей начальных классов, которыми пользуются наряду со студентами нашего вуза, студенты других вузов страны в течение многих лет; в выступлениях с лекциями для учителей и студентов на конференциях различных уровней (международных, всероссийских, республиканских, вузовских); в воспитании и образовании нескольких поколений учителей.

Мой отец в своих смелых мечтах видел меня директором школы, а я стала ученым педагогом. Моя дочь – кандидат педагогических наук, а внучки еще только учатся «на учителя». Мои близкие, мои племянники (родные и двоюродные) – тоже учителя.

Моя любовь к педагогической профессии не проходит с годами, а как положительный вирус переходит лично от меня ко всем, кого обучаю и с кем соприкасаюсь.
Основные публикации:
  1. Подготовка учителя широкого профиля для начальной школы. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – 232 с.

  2. Модернизация профессиональной подготовки учителя начальных классов. – М.: МПГУ, 2003. – 204 с.

  3. Модель профессиональной подготовки будущего педагога в дидактической системе с элементами открытого образования. – Стерлитамак: Стерлитамак. филиал БашГУ, 2013. – 208 с.

  4. Формирование логических умений у будущих педагогов начальной школы. – Стерлитамак: Стерлитамак. филиал БашГУ, 2014. – 156 с.

  5. Моделирование образовательной среды вуза для профессионально-личностного становления студентов. – Воронеж: ВГПУ; Москва: Наука: информ; 2015. – 154 с.

  6. Синергетический подход к моделированию образовательной среды вуза для профессионально-личностного становления студента. – Стерлитамак: Стерлитамак. филиал БашГУ, 2015. – 159 с.

  7. Энциклопедический словарь по психолого-педагогической инноватике М.: Логос, 2019. – 504 с. (В соавторстве).