Кашапова Ляля Мухаметдиновна
Доктор педагогических наук (2007), профессор (2012), профессор кафедры педагогики и психологии Института педагогики БГПУ им. М. Акмуллы.
Родилась 22.08.1952 года в поселке Шакша Уфимского района Башкирской АССР, ныне г. Уфа. В 1970 году окончила Республиканскую школу-интернат музвоспитанников, а в 1975 году закончила музыкально-педагогический факультет Казанского государственного педагогического института по специальности «учитель музыки».
Защита кандидатской диссертации (27 ноября 1997г.)
На мое становление как личности и профессионала оказали большое влияние два человека: вначале трудовой деятельности – это моя мама Кашапова Даниша Хабисултановна (педагог-дошкольник), впоследствии Ахияров К.Ш. (научный руководитель и научный консультант при выполнении кандидатской и докторской диссертаций).
Выступление перед студентами-выпускниками Бирского госпединститута по результатам проведенного госэкзамена в качестве председателя ГАК (Июнь 2010 г.)
9 лет работала учителем музыки и мировой художественной культуры в общеобразовательной школе, 15 лет – заведующей кабинетом музыкально-эстетического воспитания в Башкирском институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 23 года преподавателем в педагогическом университете.
Работа в Центре одаренности вуза. Обмен опытом работы образовательных организаций республики (2018)
Участие студентов и преподавателей педвуза на научно-методическом семинаре в лицее № 68 в рамках опытно-экспериментальной работы по инклюзивному образованию (16.02.2018), науч. рук. Кашапова Л.М.)
Область деятельности: преподавательская и научно-исследовательская (руководство аспирантами, магистрантами, бакалаврами, слушателями курсов повышения квалификации); управленческая (руководство Экспертным советом по открытию, сопровождению и контролю деятельности экспериментальных площадок на базе образовательных учреждений РБ при педагогическом университете в 2007-2012 гг., руководство собственными экспериментальными площадками на базе образовательных учреждений республики в 2007-2018 гг.); работа в качестве председателя ГАК в вузах с 2010 г. по настоящее время и председателя республиканских профессиональных конкурсов педагогов в области музыкального, художественного и инклюзивного образования; выступление в качестве рецензента, оппонента в кандидатских и докторских диссертациях по специальностям 13.00.01 и 13.00.08; тесное сотрудничество с педагогическими вузами гг. Казань, Чебоксары, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Москва и др. в области научных интересов.
Выступление на Международной научной конференции «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ» в рамках ВЕСЕННЕЙ СЕССИИ АКАДЕМИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (20-22.05.2019 г., г. Москва)
После обсуждения актуальных проблем инклюзивного образования с магистрантами ФП по направлению научно-методической деятельности в образовательной организации (Октябрь 2019 г.)
Кандидатская диссертация «Содержание, формы и методы использования национальной музыкальной культуры в общеобразовательной школе. – 13.00.01. – Уфа, 1996 и докторская диссертация «Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы. – 13.00.01. – Уфа, 2006.
На вручении дипломов моих
магистранток – Саляховой Айгуль,
Валишиной Эльвиры и Дьяконовой Ирины (Июнь 2020 г.)
Основные направления научных интересов – профессиональная подготовка будущих педагогов в области музыкального, художественного, инклюзивного и юридического образования; формирование их готовности к работе с одарёнными обучающимися; количество подготовленных учеников – бакалавров (29), магистров (14), слушателей курсов повышения квалификации (более 1000) и кандидатов педагогических наук (6), опубликовано более 250 научных работ.
На юбилейном празднике, посвященном 90-летию
член-корреспондента РАО, д.п.н.,
проф.Ахиярова К.Ш. (28.02.2020)
Награды и почётные звания:
1. Серебряная медаль «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР» Решение главного комитета ВДНХ СССР (1991).

2. Отличник народного просвещения (1995, Москва).

4. Отличник образования Республики Башкортостан (2004).

7. Учёное звание «Профессор по кафедре педагогики» (2012).

8. Учёное звание «Член-корреспондент Академии Естествознания» (2016).

9. Почётное звание «Заслуженный деятель науки и образования» Решение Президиума Российской Академии Естествознания (2016).

10. Медаль «В.А. Сухомлинский» (2018, Уфа).

11. Почётное звание «Основатель научной школы» Решение Президиума Российской Академии Естествознания (2019, Москва).

12. Учёное звание «Академик Академии Естествознания» Решение Президиума Российской Академии Естествознания (2019, Москва).

Внесена в биографическую энциклопедию успешных людей России «WHO IS WHO В РОССИИ». – V издание (2011), "Башкирскую энциклопедию" (2012), в Интернет-энциклопедию "Ученые России" (2016).
Запись лекции для дистанционной формы обучения студентов (март 2020 г.).
Монографии:
  1. Кашапова Л.М. Национально-региональная музыкальная культура в образовании школьников: Монография. – Уфа: БГПУ, 2001. – 140 с.

  2. Кашапова Л.М. Непрерывное этномузыкальное образование детей в целостной национально-региональной образовательной системе: Монография. – Уфа: БГПУ, 2004. – 302 с.

  3. Кашапова Л.М. Непрерывное этномузыкальное образование как целостная национально-региональная образовательная система: моделирование и реализация: Монография. – М.: Изд-во «Наука», 2006. – 392 с.

  4. Кашапова Л.М. Непрерывное этномузыкально-педагогическое образование в целостной национально-региональной образовательной системе: Монография. – Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2008. – 292 с.

  5. Гаязов А.С., Голошумова Г.С., Кашапова Л.М. Этнопедагогика: методология и технологии этномузыкального и этнохудожественного образования: Монография. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. – 316 с.

  6. Кашапова Л.М., Калимуллин Р.Х. и др. Экспериментальная площадка в школе: организация, деятельность, перспективы: Монография. – Уфа: РУНМЦ РБ, 2011. – 348 с.

  7. Кашапова, Л.М. Формирование социальной успешности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе: Монография. – Уфа: КП РБ Изд-во «Мир печати», 2017. – 200 с.

  8. Маджуга А.Г., Кашапова Л.М. Инновационные образовательные технологии в проектировании креативно-фасилитационного пространства в современной школе: Практико-ориентированная монография. – М.: Университетская книга, 2020. – 364 с.
Дистанционная форма занятий со студентами (Июнь 2020 г.)