Синагатуллин Ильгиз Миргалимович
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования факультета педагогики Бирского филиала Башкирского государственного университета.
Во время стажировки в Кентском государственном университете (США – 2001 год)
Родился 13 июля 1954 года в г. Белебее Республики Башкортостан. В 1971 году окончил среднюю школу №1 в указанном городе, а в 1976 году - факультет романо-германской филологии Башкирского государственного университета по специальности «Английский язык», после чего была присвоена квалификация «Филолог. Преподаватель английского языка».

В 1984 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (13.00.02). В 1992-1994 гг. обучался в очной докторантуре в Московском педагогическом государственном университете и в 1995 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук (13.00.01). В годы учебы в докторантуре и в дальнейшем поддерживал тесные научные связи с такими учеными, как Г. В. Рогова, В.А. Сластенин, Г. Н. Волков, В. Г. Гак, А. А. Леонтьев.

В Бирском филиале Башкирского государственного университета (ранее – Бирская государственная социально-педагогическая академия) работает с 1980 года. С 1995 по 2016 год работал заведующим кафедрой педагогики и методики начального образования. В 1998 ему было присвоено звание профессора. С 2016 года является профессором кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования.
Во время стажировки в Кентском государственном университете (США – 2001 год)
Профессор И. М. Синагатуллин занимается вопросами глобального и поликультурного образования; языковой политики в поликультурном обществе; подготовки учителя к работе в двуязычном (многоязычном) образовательном пространстве; вопросами народной педагогики, этнопедагогики, этнопсихологии. Его работы по вопросам глобального и поликультурного образования известны широкому кругу читателей в России и за рубежом.

Под его руководством 11 человек защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Является лауреатом 6-ти международных научных грантов, которые позволили ему стажироваться в США, Голландии и Германии и выступать с лекциями и презентациями в ряде средних школ и университетов США (1994-2010), Педагогическом университете г. Карлсруэ (2012 - Германия); в ряде средних школ Голландии (1998) и Германии (2012). Владеет английским и французским языками.

Принимал личное участие и выступал на международных научно-практических конференциях: Бирск - 2013, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019; Уфа – 1990, 1998 гг.; Казань – 2015, 2016, 2017, 2018, 2019; Москва – 1991, 1992, 1994 гг.; Санкт-Петербург – 2005, 2006, 2008 гг.; Вашингтон – 1997; Лас Вегас (США - 2001); Кент (США – 2001); Порту (Португалия – 2017); Колдинг (Дания - 2018); Кавала (Греция – 2019).
Выступление во время стажировки в Кентском
государственном университете (США – 2001 год)
Запоминающим событием было его участие в международной конференции «Высшее образование в мире: вопросы равенства, справедливости и качества», которая состоялась в 2017 в г. Порто (Португалия) и где он выступил с докладом по теме «Формирование глобальной компетентности будущего учителя в современных условиях». Доклад был выслушан с большим вниманием, а тема была признана весьма актуальной в эпоху современных глобальных перемен и натиска цифровой техники. Среди других вопросов, затронутых в докладе, автор отметил, что

феномен глобализации и его отношение к вопросам образования широко обсуждаются в мировых политических, ученых и студенческих кругах. Одни полностью отвергают и не принимают этот феномен, другие пытаются понять и в целом принимают данное понятие как объективную реальность, в то время как третьи полностью соглашаются с идеей глобализации и готовы связать с ней все перемены в европейском и мировом образовательных пространствах нового века. Глобализация помогает проведению демократических реформ в системе образования и вызывает необходимость разработки вопросов глобального образования. Одной из важных задач глобального образования как раз выступает формирование глобальной компетентности будущих педагогов.
Стажировка при кафедре международного и
поликультурного образования Университета Сан Франциско (США – 2010 год)
Имеет свыше 180 научных трудов (среди которых - 8 монографий и 4 учебных пособия), опубликованных в России и за рубежом. Статьи И. М. Синагатуллина были опубликованы в центральных журналах России, таких как «Педагогика», «Народное образование», «Педагогическое образование и наука», «Иностранные языки в школе», «Социологические исследования», «Русский язык за рубежом», «Филологические науки», а также в зарубежных журналах «Multicultural Perspectives», «Multicultural Education», «International Journal of Educational Reform», «Teacher Education and Practice», «Scholar Practitioner Quarterly», «PDK Today (США)»; «Educational Review» (Великобритания). Его активная научная деятельность способствует укреплению имиджа педагогической науки в Республике Башкортостан, в России и за ее пределами.

Привлекает к активной научно-практической деятельности студентов, которые под его руководством выступают на научно-практических конференциях, готовят и публикуют научные труды в республиканских и российских изданиях. Регулярно организует и проводит научно-практические конференции для учителей Республики Башкортостан. Синагатуллин И.М. считает, что, «не зная школы, педагогу трудно преподавать в вузе».
Во время международного форума по педагогическому образованию в Казанском (Приволжском) федеральном университете (Казань – 2015 год)
Является членом Ученого совета Бирского филиала БашГУ, заведующим отделом по международным связям Бирского филиала БГУ, членом Диссертационного совета Башкирского госпедуниверситета им. М. Акмуллы, членом ассоциации выпускников программы Фулбрайт.

Имеет награды республиканского и федерального значения, включая нагрудный знак «Отличник образования Республики Башкортостан» (2001), нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2004), медаль им. К. Д. Ушинского (2007), медаль «В. А. Сухомлинский» (2014), медаль «К 100-летию образования Республики Башкортостан» (2018).
Основные монографии:
  1. Синагатуллин И. М. Формирование профессиональной готовности учителя к работе в сельской малокомплектной школе. – Москва-Бирск: Бирский государственный педагогический институт, 1994. – 130 с.

  2. Синагатуллин И. М., Маштакова Л. Ю. Формирование профессиональной готовности учителя начальной классов в поликультурном социуме. - Бирск: Бирский госпединститут, 2012. – 125 с.

  3. Синагатуллин И. М., Закирова Ф. Б. Подготовка учителя к педагогической деятельности в сельской школе. – Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2016. – 100 с.

  4. Синагатуллин И. М., Маштакова Л. Ю. Формирование профессиональной готовности будущего учителя начальной школы к работе в поликультурном социуме. - Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2019. – 116 с.

  5. Sinagatullin I. M. Constructing multicultural education in a diverse society. –Lanham, Maryland:Scarecrow Press, 2003. – 262 p.

  6. Sinagatullin I. M. The impact of globalization on education. – Hauppauge, New York: Nova Science Publishers, 2006. – 221 p.

  7. Sinagatullin I. M. Teaching is more than pedagogical practice: Thirty-three strategies for dealing with contemporary students. - Lanham, New York: Rowman & Littlefield Education, 2009. – 242 p.