Терегулов Филарит Шарифович
Доктор педагогических наук, профессор. Научные исследования посвящены проблемам изучения и использования передового педагогического опыта, формирующей биосоциальной педагогики. Обосновал учение о социогеноме, разработал тополого-генетическую теорию происхождения Вселенной. Автор более 200 работ, в том числе 15 монографий.

Относительно первого направления его исследований можно отметить, что он является автором теории по распознаванию, изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта, защищенной по совокупности работ, как докторская диссертация в форме научного доклада (Челябинск, 1992). И второй теории, связанной с изучением и использованием достижений практических работников образования, ни в России, ни в постсоветском пространстве пока нет.
Следующее направление исследований связано с пересмотром методологических оснований педагогики: предмета и задачи педагогической науки, её понятийно-категориального аппарата. Образование рассматривается как прижизненное формирование органа Интеллекта и основы Личности. Методология педагогики представлена через установление связей с философией, психологией, социологией, естествознанием. Содержание образования раскрывается через понятие социогенома.

Большой интерес могут представить его исследования в области социогенеза. Автор обосновал учение о социогеноме. В обозримом будущем оно будет иметь колоссальное значение для поступательного развития социума, и образования в том числе. Ученым с каждым днем становится все яснее, что изучение картины социальных соглашений достойно самого пристального внимания, что оно может дать не менее грандиозные результаты, чем изучение чисто биологического начала. Известно, например, что биогеном, заключенный в молекуле ДНК, поставил исследователей в тупик своим неожиданным сложнейшим строением. А что уж говорить о феномене социогенома, еще только-только пробивающем путь через частные, разобщенные и никак пока не притертые друг к другу жизненные коллизии и социальную деятельность?
ПОКАЗ КОЛЛЕКЦИИ КОСТЮМОВ ИЗ ВОЙЛОКА
В журнале «Педагогика» (№ 8, 2001) была опубликована его статья с характерным названием «Феномен социогенома». Буквально в следующем году в «Вестнике Академии наук Республики Башкортостан» (2002, № 4) появилась статья «Формула социогенома»; в федеральном журнале «Практическая психология и логопедия» (2003, № 1-2) - статья «Трудности на пути изучения и общественного признания социогенома». Далее, в номерах журнала «Народное образование» (2001, №1; 2005, №1) – «Образование как смысл человеческой жизни»; «Социогеном – механизм самоорганизации человечества». Достаточно развернуто указанная проблема была представлена и в его монографиях и брошюрах. Из представленного списка видно, что автором была проведена значительная работа по ознакомлению коллег по цеху с перспективной идеей и по широкому ее обсуждению.

Относительно последнего направления исследований профессора Ф.Ш. Терегулова «Методологическое моделирование эволюции Вселенной» отметим следующее:

- новая картина эволюции Вселенной основана на представлении её в виде топологической среды. Базовым свойством среды является стремление её составных частей одновременно занять во Вселенной бесконечное большое и бесконечное малое места. Различные соотношения этих устремлений проявляются в обширной пограничной зоне, пребывающей в двух крайних формах (свернутой и развернутой), а своеобразные топологические качели как бы способствуют организации их срединного состояния и обеспечивают круговорот среды в целом. Выявленная логика топологических преобразований охватывает все области и уровни мироздания, и поэтому она, по мнению автора, может быть квалифицирована как Теория Всего Сущего.
Наиболее значимые публикации в журналах:
  1. Терегулов, Ф.Ш. Феномен социогенома // Педагогика. - 2001. - № 8.
  2. Терегулов, Ф.Ш. Формула социогенома // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. - 2002. - № 4.
  3. Терегулов, Ф.Ш. Трудности на пути изучения и общественного признания социогенома // Практическая психология и логопедия. - 2003. - № 1-2.
  4. Терегулов, Ф.Ш. Образование как смысл человеческой жизни // Народное образование. - 2001. - № 1.
  5. Терегулов, Ф.Ш. О соотношении обучения и развития в формирующем образовании // Философия образования. – 2003. - № 9. – С. 209-221.
  6. Терегулов, Ф.Ш. Социогеном – механизм самоорганизации человечества // Народное образование. - 2005. - № 1.
  7. Терегулов, Ф.Ш. Образование третьего тысячелетия // Сибирский педагогический журнал. – 2004. - № 2. – С. 3-14.
  8. Терегулов, Ф.Ш. Социогеном: трудности на пути его изучения и общественного признания // Сибирский педагогический журнал. – 2005. - № 5. – С. 57-74.
  9. Терегулов, Ф.Ш. Образование и смысл жизни человека // Сибирский педагогический журнал. – 2006. - № 1. – С. 56-65.
  10. Терегулов, Ф.Ш. Становление сознания // Сибирский педагогический журнал. – 2006. - № 5. – С. 76-106.
  11. Терегулов, Ф.Ш. Образование и смысл жизни человека // Сибирский педагогический журнал. – 2007. - № 2. – С. 125-134.
  12. Терегулов, Ф.Ш. Интеллект и образование // Сибирский педагогический журнал. – 2007. - № 8. – С. 114-134.
  13. Терегулов, Ф.Ш., Кудашкина, О.В. О некоторых проблемах содержания образования и роли в нем коммуникативного компонента // Сибирский педагогический журнал. – 2007. - № 10. – С. 5-12.
  14. Терегулов, Ф.Ш. Основы вселенской топологии // Сибирский педагогический журнал. – 2007. - № 13. – С. 5-40.
  15. Терегулов, Ф.Ш. Становление сознания – монистический подход // Сибирский педагогический журнал. – 2008. - № 1. – С. 33-48.
  16. Терегулов, Ф.Ш. Эволюция сознания: от Птолемея – к Копернику // Сибирский педагогический журнал. – 2008. - № 2. – С. 33-48.
  17. Терегулов, Ф.Ш. Общая методология проявления материи // Сибирский педагогический журнал. – 2008. - № 3. – С. 39-60.
  18. Терегулов, Ф.Ш. Не было Большого взрыва // Сибирский педагогический журнал. – 2008. - № 8. – С. 109-120.
  19. Терегулов, Ф.Ш. Слово о пространстве и времени // Сибирский педагогический журнал. – 2008. - № 10. – С. 93-106.
  20. Терегулов, Ф.Ш. Слово о пространстве и времени (окончание) // Сибирский педагогический журнал. – 2008. - № 11. – С. 130-152.
  21. Терегулов, Ф.Ш. Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики // Сибирский педагогический журнал. – 2010. - № 1. С. 73-85.
  22. Терегулов, Ф.Ш., Асадуллин, Р.М. Человек как предмет педагогики и педагогической антропологии // Сибирский педагогический журнал. – 2011. - № 1. - С. 49-64.
  23. Терегулов, Ф.Ш. Трудности на пути изучения и общественного признания социогенома // Сибирский педагогический журнал. – 2011. - № 2. - С. 57-74.
  24. Терегулов, Ф.Ш. Новый подход к фундаментальному изложению эволюции Вселенной // Сибирский педагогический журнал. – 2011. - № 10. - С. 80-104.
  25. Терегулов, Ф.Ш., Асадуллин, Р.М. Пространство и время образовательного процесса // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2012. - № 2. - С. 34-53.
  26. Терегулов, Ф.Ш. Учение о социогеноме // Вестник высшей школы Alma mater. - 2014. - № 2. - С. 91-96.
  27. Терегулов Ф. Ш., Жусупова Ж. А. Образование и смысл жизни Человека / Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives 3rd International symposium 28th April, 2014 Vienna 2014. с. 87-97.
  28. Терегулов Ф.Ш., Асадуллин Р.М. Фундаментальное и прикладное в педагогическом образовании // Сибирский педагогический журнал. – 2014. - № 4.
  29. Терегулов Ф.Ш., Асадуллин Р.М. Образование – новый взгляд // Сибирский педагогический журнал. – 2014. - № 5.
  30. Терегулов Ф.Ш. Образование человека: дериват и/или демиург?! // Философия образования. – 2014. - № 2. – С. 188-210.
Книги и монографии:
  1. Терегулов, Ф.Ш. Учителю о передовом педагогическом опыте. – Уфа: Башкнигоиздат, 1990. - 208 с.
  2. Терегулов, Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. – М.: Педагогика, 1992. - 296 с.
  3. Терегулов, Ф.Ш. Методологические проблемы развития образования. – Уфа: БГПИ, 1997. -216 с.
  4. Терегулов, Ф.Ш., Штейнберг В.Э. Образование третьего тысячелетия: от мифологии – через кризис педагогики – к технологии. – М.: Народное образование, 1998. - 48 с.
  5. Терегулов, Ф.Ш., Штейнберг В.Э. Образование – новый взгляд. – Уфа, 1998. -232 с.
  6. Терегулов, Ф.Ш. Формирующая биосоциальная педагогика. – Уфа: Изд-во БИРО, 1999. - 386 с.
  7. Терегулов, Ф.Ш. Образовательный антропогенез во встроенных телах и социальных геномах. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2001. - 52 с.
  8. Терегулов, Ф.Ш. Материя и ее сознание. – М.: Народное образование, 2002. -304 с.
  9. Терегулов, Ф.Ш. Теоретическая педагогика. – Уфа: Изд-во «Восточный университет», 2004. - 332 с.
  10. Терегулов, Ф.Ш. Генетическая теория Вселенной. – Уфа: Изд-во «Гилем», 2006. - 256 с.
  11. Терегулов Ф.Ш. Образование третьего тысячелетия. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 316 с.
  12. Терегулов Ф.Ш. Методологическое моделирование эволюции Вселенной. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 94 с.
  13. Teregulov F.Sh. Methodologic simulation of the Universe evolution. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 90 p.
  14. Терегулов Ф.Ш. Теория всего сущего. Altaspera,Canada. 2012. - 352 c.
  15. Teregulov Filarit. Theory of Everything. - Altaspera, Canada. 2012. - 310 p.