Фатыхова Алевтина Леонтьевна
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики начального образования факультета педагогики и психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета
Родилась 28 февраля 1954 года в городе Кумертау БАССР. Закончила Тюльганскую среднюю школу Оренбургской области, а затем – филологический факультет Башкирского государственного университета. Наибольшее влияние на становление как личности и профессионала оказали академик Ураксин Зиннур Газизович, преподаватели-филологи БГУ Дмитриева Нина Степановна, Гарипова Нина Дмитриевна, профессор Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова Комарова Тамара Семеновна.

Работала учителем в Тюльганской 8-летней школе, организатором внеклассной и воспитательной и работе в средней школе № 9 г. Стерлитамак, преподавателем русского языка и литературы Стерлитамакского филиала Уфимского нефтяного института.

С 1979 года преподаватель Стерлитамакского государственного педагогического института, в настоящее время профессор Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета.

В 1981-1983 и 1989-1996 годы работала заместителем декана факультета начальных классов по учебной работе СГПИ.
Закончила заочную аспирантуру Башкирского государственного университета, была соискателем кафедры педагогики высшей школы Московского государственного педагогического университета.

В 2001 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Профессиональное развитие личности социального работника в системе регионального педагогического образования» (по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования), а в 2005 году – докторскую диссертацию на тему «Формирование социально-перцептивной компетентности социальных педагогов в процессе обучения в вузе» (по специальностям 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности (по всем уровням образования) по педагогическим наукам и 13.00.08 – теория и методика профессионального образования) в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А. Шолохова.
Занимается исследованиями в области психолого-педагогического обеспечения учебного процесса и совершенствования филологической подготовки будущего учителя начальных классов. Опубликовала более 500 научных работ, в том числе статьи в журналах, рекомендованных ВАК. Ею изданы учебно-методических издания, монографии и главы в коллективных монографиях, статьи в журналах Web of Science, SCOPUS. Выступает ответственным и научным редактором, рецензентом учебных пособий, монографий, авторефератов и диссертаций на соискание ученой степени по педагогике. Является членом редколлегии международного периодического журнала «Научные труды SWorld», Е-Журнала, электронного научного журнала «Вестник Оренбургского государственного педагогического, журнала «Образовательный вестник «Сознание».

Руководит научно-исследовательской работой студентов, магистрантов и аспирантов. Студенческие, аспирантские научные работы, выполненные под ее руководством, были опубликованы в сборниках материалов внутривузовских, всероссийских и международных конференций. С целью активизации научно-исследовательской деятельности студентов Фатыховой А.Л. осуществляется межвузовское сотрудничество с вузами таких городов, как Волгоград, Казань, Москва, Оренбург, Рязань, Санкт-Петербург, Ульяновск, Уфа, Элиста.
Активно сотрудничает с органами образования города и районов Республики Башкортостан, с профильными кафедрами вузов России (Волгоград, Казань, Махачкала, Москва, Элиста). Принимала участие в работе хоздоговорных тем по работе с учителями начальных классов и учащихся старших классов (Альшеевский, Белебеевский, Давлекановский, Зилаирский районы, город Стерлитамак). Оказывает консультационную и методическую помощь в организации и проведении семинаров, круглых столов, открытых дней для руководителей учреждений и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе города Стерлитамака.

Фатыхова А.Л. оказывает сопровождение научно-исследовательской деятельности учителей начальных классов в рамках деятельности кафедры и филиала (написание научных статей, учебно-методических рекомендаций, обучение в магистратуре и аспирантуре).

Принимает участие в организации городских и региональных научно-практических конференций средних общеобразовательных учреждений Стерлитамака («Я – исследователь», «Старт в науку», «Шаг в будущее»).

Является академиком Международной академии наук педагогического образования (МАНПО).

Награждена Почетной грамотой Министерства образования Республики Башкортостан, Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».
Некоторые публикации за последние годы
  1. Теоретические основы формирования социально-перцептивной компетентности студентов в процессе подготовки в вузе: Монография. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2014. – 151 с. (В соавт.).

  2. Теоретические основы начального лингвистического образования. Русский язык: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по профилю «Начальное образование» направления «050100 – Педагогическое образование» / Отв. ред. А.Л. Фатыхова. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. – 253 с. (В соавт.).

  3. Ценностно-целевые приоритеты в подготовке педагога // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: Материалы XI Международной научной конференции, 14-24 августа 2014 г., Прага – Марианские Лазни. – М.: МАНПО, 2015. – 444 с. – С. 150-154. (В соавт.).

  4. Трудные случаи языкового анализа: Учеб. пособие для магистрантов, обучающихся по программе магистерской подготовки «Начальное образование» направления подготовки «44.04.01 – Педагогическое образование». – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2016. – 95 с. (В соавт.).

  5. Педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов в современном образовательном процессе: учебное пособие для магистрантов, обучающихся по программе магистерской подготовки «Начальное образование» направления подготовки «44.04.01 – Педагогическое образование». – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2016. – 71 с. (В соавт.).

  6. Педагогика и психология в современной системе образования: монография. Книга 6 / под общ. ред. И. В. Ткаченко. – Ставрополь: Логос, 2016. – 127 с. – С. 21-41. (В соавт.).

  7. Теоретико-методические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности: Коллективная монография. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2017. – Ч. 3. – 84 с.

  8. Активизация речевой деятельности на мотивационно-прагматическом уровне: Монография. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2017. – 99 с. (В соавт.).

  9. A Mathematical Blended Learning Model for University Students // International Journal of Engineering & Technology. Vol 7, No 4.38 – 2018. – P. 34-36. (В соавт.) (Scopus)

  10. Становление профессионально-личностной компетентности педагога в саморазвивающемся культурно-образовательном пространстве вуза Европа и Современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: Материалы ХIV Международной научной конференции, 24-25 мая 2018, Париж. - М.: МАНПО, Ярославль: Ремдер, – 2018. – С. 300-306. (В соавт.)

  11. Development of corporate standard model of ict-competence of academic staff of a modern university // International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET) Volume 9, Issue 13, December 2018, pp. 1027-1034, Article ID: IJCIET_09_13_103(В соавт.) (Scopus)

  12. Modern Problems and Ways of Their Solution in System of Regional Suupport of Small and Medium Bisiness // Proceeding of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018) // Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR), 201, February 2019 volume 289. – P. 35-39) (В соавт.) (Scopus)

  13. Исследования ценностно-смысловых ориентаций студентов технологических и гуманитарных направлений подготовки // Вестник РМАТ. – 2019. – № 3. – С. 80-86. (В соавт.)

  14. Теоретико-методические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности: коллективная монография. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2019. – 83 с.

  15. Morphemics as a branch of linguistics in the bashkir language: comparative aspect // Journal of Critical Reviews ISSN- 2394-5125 Vol 7, Issue 2, 2020. – P. 152-157. (В соавт.) (Scopus)