Фатыхова Римма Мухаметовна
Доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор. Академик Академии педагогических и социальных наук. Член-корреспондент международной академии наук педагогического образования. Профессор кафедры педагогики и психологии БГПУ им. М. Акмуллы.

Родилась 1 августа 1948 г. в Салаватском районе РБ. Закончила Первомайскую среднюю школу этого же района. Большое влияние на становление личности и профессиональное самоопределение оказали учителя школы. Это были профессионалы, увлеченные своим делом, люди, которым удалось создать большой дружный педагогический коллектив единомышленников-педагогов и учащихся. Профессиональные интересы начали определяться еще в школе. Этому способствовала работа в качестве учителя английского языка 5 класса той же школы, 11 класс который я заканчивала. То же можно сказать и о работе секретаря комсомольской организации школы, которую мне доверяли в течение 3-х лет (9-11 классы).

В 1966 году поступила и в 1971 году окончила Башкирский государственный университет по специальности – филолог, преподаватель английского языка.
Профессиональный путь начала учителем английского языка в Башкирской школе-интернат того же Салаватского района. В школе обучались дети из разных сел и деревень. Не все они владели русским языком. А учебники были ориентированы на русскоговорящих учеников. Это создавало значительные трудности для усвоения английского языка. Учащимся приходилось переводить слова сначала на русский и только затем на английский язык. Это породило необходимость создания новой методики преподавания иностранного языка в национальной школе. Собственно, пожалуй, здесь и возникают первые научные поиски молодой учительницы, связанные с исследованием учебной деятельности и общения школьников.

Через год по семейным обстоятельствам пришлось переехать в город Свердловск, где свою профессиональную карьеру я продолжила в качестве учителя школы рабочей молодежи при Уралмашзаводе. Здесь уже нужна была другая методика. Моими учениками были молодые рабочие завода-гиганта, коим тогда являлся знаменитый на весь Советский союз – Уралмашзавод. Эти молодые люди приходили учиться только вечером, отработав рабочую смену, усталые, едва успевающие умыться от заводской копоти. Не все каждый день посещали школу, некоторые часто пропускали. Вот тогда учитель обязан был пойти на завод, найти своего ученика, поговорить с мастером. Нельзя было терять ни одного ученика. Что я и делала. Все это очень напоминает эпизоды из полюбившихся фильмов «Весна на Заречной улице» и «Большая перемена». Через год я оказалась в Уфе, в Башкирском государственном педагогическом институте в который была принята на работу в качестве младшего научного сотрудника, а затем ассистента кафедры иностранных языков. С этого дня (февраль 1974 г.) и по сегодняшний тружусь в нашем университете.
Мои научные интересы, определившиеся еще в школе, привели меня в психологию. Руководством университета (тогда института) была направлена в целевую аспирантуру МГПИ им. Ленина на кафедру психологии. В аспирантуре проучилась 4 года: 1 год по заочной форме и 3 года по очной форме обучения (1977-1981 гг.). Моим научным руководителем был назначен доктор психологических наук, профессор Николай Федорович Добрынин, который является основателем кафедры психологии в МПГУ (МГПИ) им. В.И. Ленина и первым доктором психологических наук в СССР. До него ученым-психологам присуждалась ученая степень доктора педагогических наук (по психологии).

Годы в аспирантуре были временем постижения интереснейшей и сложнейшей науки психологии и научной работы по теме исследования. Темой моей диссертационной работы явилось изучение общения студентов педагогического вуза, а именно «Влияние характера общения на формирование профессиональной направленности студентов педвуза». Предложенная для диссертационного исследования проблема общения была одной из самых актуальных в психологической науке 70-80х годов. Разработки различных ее аспектов только начинались. На страницах журналов «Вопросы психологии» и «Вопросы философии» разворачивались острые научные дискуссии относительно феноменологии общения и его связи с деятельностью. Литературы было не так много. Вот тут свою роль сыграло знание языка. В диссертации мною использованы оригиналы источников на английском языке.
В те годы аспирантам других вузов разрешалось посещать лекции известных ученых-психологов факультета психологии МГУ. Большое влияние на мое становление как преподавателя психологии и молодого ученого-исследователя оказало знакомство с такими известными, можно сказать выдающимися учеными, являвшимися основателями кафедр, научных лабораторий и научных направлений в психологии, как Н.Ф. Добрынин, Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский, Л.И. Божович, В.А. Крутецкий, В.С. Мухина, И.А. Зимняя, И.В. Дубровина, П.А. Просецкий, Е.М. Никиреев, А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов и многие другие преподаватели и ученые. До сих пор помню спецкурс по «Психологии общения» А.А. Леонтьева, который я прослушала в МГУ. Для меня это было очень важно в связи с темой диссертации и не только. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук была защищена 4 ноября 1982 г. в диссертационном совете МГПИ им. В.И. Ленина. Было задано много вопросов и в свободной дискуссии выступили В.А. Крутецкий, И.А. Зимняя, В.С. Мухина и другие известные ученые.

После защиты кандидатской диссертации я продолжила работу в институте в качестве ассистента кафедры психологии. В 1983 г. была назначена заведующей кафедрой психологии и проработала в этой должности 15 лет. Эти годы были временем становления кафедры, подготовки кадров с учеными степенями, концептуального определения психологической подготовки и психологического образования будущего учителя.
Следующий этап моей профессиональной карьеры связан с началом подготовки профессиональных психологов для республики. Постановлением правительства СССР 1989 г. в школах вводилась должность школьного психолога, которая ставила не простую задачу – подготовку в короткие сроки достаточного количества практических психологов для общеобразовательных школ. В 1998 г. я была назначена деканом факультета педагогики и психологии, а с 2001 г. деканом факультета психологии и проработала в этой должности до 2011 года. Это уже были годы создания и становления первого факультета психологии в РБ, формирования коллектива единомышленников, определения концепции и учебно-методического сопровождения, развития профессиональных контактов со многими службами и организациями республики Башкортостан и страны.

Все это позволило создать свой уникальный опыт подготовки психологов. Практической базой для подготовки психологов явилось сотрудничество коллектива преподавателей с профессиональными организациями и психологическими центрами г. Уфы, Республики и РФ. В 2003 г. на базе факультета открывается региональное отделение ФПО России, председателем которого я была избрана и являюсь им до сих пор. Примечательно, что мы являемся первым региональным отделением федерации. Нельзя не упомянуть о совете социально-психологической помощи при ГУНО г. Уфа, который просуществовал 10 лет (2000-2010 гг.) и сыграл огромную роль в психологическом просвещении и психологической помощи населению. Впервые по нашей инициативе совместимо с ГУНО был проведен Республиканский конкурс на звание лучший психолог РБ». Его победители стали победителями на аналогичном Всероссийском конкурсе.
Работа в должности декана факультета была настолько разноплановой, ответственной и объемной, что не оставляла времени на научные исследования. Однако, в мыслях и планах всегда была докторская диссертация. По моей настоятельной просьбе руководство университета предоставило мне полугодовой творческий отпуск. Времени, конечно, было недостаточно. И все же я успела завершить работу. Защита моей докторской диссертации состоялась 22 февраля 2001 г. в Российском государственном профессионально-педагогическом университете (г. Екатеринбург). Волею судьбы через 19 лет я вновь оказалась на площади Уралмашзавода в школе рабочей молодежи, с которого начинался профессиональный путь молодой учительницы. Выбор диссовета для защиты докторской был не случаен.

Во-первых, его председателем являлся Е.В. Ткаченко, который был министром просвещения РСФСР. Евгений Викторович дважды приезжал к нам в университет. Мне посчастливилось обсуждать с ним планы развития кафедры психологии. Это был год 1984.

Во-вторых, членом отмеченного выше диссовета был заведующий кафедрой культурологи, БГПУ им. М. Акмуллы д.п.н., профессор В.Л. Бенин. Сотрудничество с ним у нас началось опять в те же 80-е, когда молодые кандидаты философских и психологических наук объединили свои усилия в деле развития профессионально-педагогического образования и научных исследований в этой области. В результате деятельности этого тандема родилось новое научное направление – культура педагогического общения.
Конец 90-х начало 2000-х ознаменовалось психологическим бумом в России, обусловленным обнажившимся дефицитом психологического образования населения и стремлением его восполнить. Во многих вузах, в том числе негосударственных, открывались кафедры психологии, организовывались краткосрочные курсы. Квалифицированных кадров не хватало. По настоятельной просьбе руководства вуза пришлось создавать кафедру психологии в ВЭГУ, заведующей которой я являлась в течение 7 лет (1993-2000 гг.).

1 октября 2010 я была назначена заведующей кафедрой психологии как избранная по конкурсу и проработала в этой должности 8 лет до конца 2017-2018 учебного года. В сентябре 2018 года была назначена заведующей кафедрой профессионального развития ИДО БГПУ им. М. Акмуллы и проработала в этой должности по июнь 2019 года. В настоящее время я являюсь профессором кафедры педагогики и психологии.

Направления моих научных интересов связаны с проблемой общения личности и ее развития. Это связано с тематикой кандидатской (1) и докторской (2) диссертаций:

1. «Влияние характера общения на формирование профессиональной направленности студента педвуза»;

2. Теоретические основы формирования культуры педагогического общения».
Вкладом в психолого-педагогическую науку, по мнению экспертов, можно рассматривать исследование культуры педагогического общения: исследование сущности феномена и определения его понятия, закономерности, методы и методики диагностики развития и формирования. В моих исследованиях, кроме указанной, затрагиваются проблемы, связанные с исследованием педагогической деятельности и личностью учителя и обучающегося, вопросы профессионального развития и саморазвития.

Отдельным направлением исследований является «Психология одаренности». Разработка этой проблематики осуществлялась в рамках Республиканского гранта. В своей концепции выявления и психолого-педагогического сопровождения развития одаренности детей мы исходили из того, что у каждого ребенка есть способности, которые нужно грамотно выявлять и развивать. Именно такое понимание лежит в создании индивидуальной траектории развития. Разработанная нами программа выявления и развития детской одаренности апробировалась в 35 школах Республики и г. Уфы, которые были определены инновационной площадкой (руководители З.А. Аллаяров, Р.М. Фатыхова). В соответствии с этой программой проведено 2 всероссийских конкурса «Одаренный школьник», изданы учебные и учебно-методические пособия, рекомендации, научные статьи, разработаны программы повышения квалификации учителей, социальных педагогов и психологов общеобразовательных организаций.

На сегодняшний день опубликовано более 240 работ. Это монографии, учебные пособия, статьи в отечественных журналах, включая журналы «Вопросы психологии», «Психологический журнал» и зарубежные журналы. Большое внимание уделяется изданию учебных пособий для студентов педвузов, нацеленных на психологическую подготовку и психологическое образование будущего педагога. Среди них есть издания, рекомендованные УМО Министерства образования и науки в качестве учебных пособий для педвузов России.

Результаты научных исследований докладывались на конференциях разного масштаба в разных городах. Многие коллеги приезжали на наши конференции. Ежегодно, начиная с 1999 года, факультет психологии выступал организатором международных научных конференций, которые, начиная с 2002 года, проходили под рубрикой «Психологические чтения» с изданием материалов конференции. Некоторые конференции организовывались совместно с министерством образования и науки РФ и Федерацией психологов образования России (ФПО).
Значительное место в научной деятельности занимает руководство научной работой аспирантов, магистрантов и дипломников.

Под моим руководством защитили свои исследования более 200 дипломников, десятки магистрантов и 7 аспирантов. Некоторые из них защищали свои кандидатские диссертации в Диссертационном совете при БГПУ им. М. Акмуллы, членом которого я являюсь с 2003 года. Многие мои ученики работают преподавателями психологии в нашем университете.

Признана лучшим профессором БГПУ им. М. Акмуллы 2005 года.

Общее количество опубликованных работ более 240, из них 7 монографий, 11 учебных пособий, в том числе 2 учебных пособия с Грифом УМО Минобразования и науки РФ; статьи в журналах базы данных SCOPUS и WEB of Scince – 5.

1. Член редакционной коллегии рецензируемого научного издания «Педагогический журнал Башкортостана».

2. Член редакционной коллегии государственного автономного научного учреждения «Башкирская энциклопедия».

3. Член института рецензентов «Медицинский вестник Башкортостана».
Членство в организациях и советах:
  1. Председатель регионального отделения федерации психологов образования (ФПО) России – с 2003 г.
  2. Вице-президент регионального отделения РПО (Российского психологического общества) России – (1984-2004 гг.).
  3. Председатель совета социально-психологической помощи при ГУНО г. Уфа (1993-2003 гг.).
  4. Научный консультант городского психологического центра «Подросток» (1990-1955 гг.).
  5. Научный консультант Республиканского психологического центра Социально-психологической помощи семье, детям и молодежи (1998-2000 гг.).
  6. Член диссертационного совета Д 212.012.01 при ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы».
Награды:
  1. Государственная награда РБ почетное звание «Заслуженный работник образования Республики Башкортостан (2008).
  2. Нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2006).
  3. Отличник образования РБ (1997).
  4. Почетная грамота Минобразования России (2000).
  5. Почетная грамота Минпроса РСФСР и Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР (1985)
  6. Почетная грамота Федерации психологов образования России (2008).
  7. Грамота Российской академии образования «Уральское отделение» (2009).
  8. Медаль БГПУ им. М. Акмуллы «Созидая будущее». Удостоверение № 29.
  9. Нагрудный знак БГПУ им. М. Акмуллы. Удостоверение № 33 (2017).
  10. Медаль «В.А. Сухомлинский» (2019).