Хамитов Эдуард Шайхуллович
Доктор педагогических наук, профессор, почетный академик Академии наук республики Башкортостан. Родился в 1937 году в Бураевском районе деревни Новокизганово БАССР. Педагогическая карьера была предопределена воспитанием в учительской среде родительского дома. Пример отца – директора школы с ранних лет заронил в его добрую и светлую душу семена познания, обильно проросшие в будущем на ниве отечественного просвещения. Проблемы образования часто обсуждались в семье, и, на первый взгляд, вполне закономерно, что Э.Ш. Хамитов выбрал именно педагогическую стезю. Он не только повторил, но прошёл все ступени педагогического и научного роста – от студента до ректора, на каждом этапе демонстрируя высокий уровень достижений.
Как-то Эдуард Шайхуллович вспоминал: «Что касается меня, педагогами были мои родители. Авторитет сельского учителя был в советское время просто непререкаем. Мамин учительский стаж короче – она воспитывала нас с сестрой. А вот отец педагогом был всю жизнь – очень хорошим учителем математики и директором школы. Это я знаю по отзывам его же учеников. У него учился и я. Обе мои дочери тоже стали педагогами – однако, династия. Да и я ещё в школе замечал за собой «слабость»: поделиться чем-то, меня поразившим, с тем, кто рядом. Списывать давал и объяснял, что было непонятно. Поэтому, когда окончил десять классов, ни у меня, ни у родителей сомнений не было: иду в учителя… Сейчас могу уверенно сказать, что ни разу в жизни не пожалел о том, что стал учителем. Внутренне ощущаю, насколько важно то, чем я занимался и занимаюсь. Внутри меня сидит педагог, и сидит там очень уютно».
Уже в студенческие годы Эдуард Шайхуллович проявил и зарекомендовал себя как человек педагогически одарённый, исключительно честный, ответственный, активный и целеустремлённый. Поэтому после окончания с отличием Бирского педагогического института по специальности «учитель математики, физики и черчения» его оставляют в этом же вузе на преподавательскую работу. В 1964 году Э.Ш. Хамитов окончил аспирантуру Куйбышевского государственного педагогического института и стал работать в этом вузе старшим преподавателем, а затем – деканом физико-математического факультета. В 1966 году молодой педагог и учёный становится заведующим кафедрой физики Уфимского нефтяного института.
Его «роман» с педагогическим вузом берёт начало в 1968 году, обрастая всё новыми вдохновенными страницами. Здесь он успешно проходит все мыслимые ступени развития и совершенствования педагога, учёного и организатора образования: заведующий кафедрой, декан физико-математического факультета, с 1972 года – проректор по учебной работе. Ему в это время только 35 лет, а сколько уже было пройдено, осмыслено, сделано. С 1983 по 2005 годы Эдуард Шайхуллович Хамитов был ректором БГПИ, а затем уже и БГПУ. Природный ум, опыт работы в нескольких учебных и научных заведениях, высокая культура, интеллигентность – все эти качества сделали его яркой личностью на посту ректора головного педагогического вуза республики.
Защита докторской диссертации Эдуарда Шайхулловича «Теория и практика формирования контингента гуманитарного вуза» состоялась в 1999 году. Это не просто научная работа, которая в соответствии с требованиями выполнена на должном уровне, а решение свода проблем педагогического образования, теоретическое осмысление опыта многолетней работы талантливого и преданного педагогическому долгу Учителя. В этом исследовании впервые определены методологические и теоретические подходы к формированию контингента студентов как социально-педагогической проблеме. Научная работа была не только личным вкладом ректора в развитие вуза, но и примером того, как можно сочетать невероятно сложную административную работу с научными изысканиями и педагогической деятельностью.
Эдуарда Шайхулловича всегда характеризует основательность во всём, математическая точность в определении целей, задач и детальное знание способов проектирования их решений. Одна из его отличительных черт –перспективное мышление, то есть способность видеть будущее педагогического образования и реальные стратегии развития. Он с уверенностью говорит: «Я верю в образование». Эта вера, подкреплённая ежедневным неустанным трудом и высокими личностными качествами, стала основой непререкаемого авторитета и вектором больших свершений.
Будучи безусловным стратегом, он в первой половине восьмидесятых годов составил список перспективных коллег, которые, по его мнению, могли защитить докторскую диссертацию. Не у всех это в итоге получилось, но его внимание к данному вопросу как одному из важных факторов развития было настолько мощным, что вуз засверкал именами новоиспечённых докторов в последующие годы. Думается, что это внимание к одному из основных показателей вуза и последующие достижения коллектива в этом направлении во многом были предопределены его личным вкладом.
Безусловным достижением Эдуарда Шайхулловича является его способность создавать положительную ауру в коллективе. У него есть чёткий принцип, на котором он строит свои отношения с коллегами: преданность делу и полная самоотдача в работе. Как мудрый руководитель он сформировался уже в ранние годы. Этому способствовали такие черты его характера, как строгость, пунктуальность, честность, преданность работе и своему долгу, деликатность, дипломатичность, тактичность, уважительное отношение к людям.
К Эдуарду Шайхулловичу можно применить латинский термин «новатор» («строящий заново, обновитель, изобретатель»). Примеров тому множество: участие в разработке и создании первого в истории республики Закона «Об образовании»; создание концепции развития Башкирского государственного педагогического университета до 2005 года; обоснование идеологии обновления университетского образования; открытие новых перспективных факультетов и специальностей и так далее. Умение делать прогноз на основе всесторонней оценки, способность видеть, чувствовать и поддерживать новое – определяющие черты его высокого профессионализма в качестве руководителя.
Не случайно то, что Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы стал ведущим в республике учебно-методическим и научным центром кадров образования, на базе которого проходят зональные и межрегиональные конференции и симпозиумы. Учёные, учителя-предметники съезжаются сюда, чтобы обменяться опытом работы по внедрению новых технологий развивающего обучения, наметить перспективы сотрудничества, обсудить последние научные достижения, к числу которых можно отнести, например, работу лаборатории педагогической психологии. На её базе созданы новые школьные учебники по географии и химии – одни их лучших в России. С этой лаборатории начиналось перспективное направление в педагогике и психологии – психодидактика.
Э.Ш. Хамитов по своей натуре настоящий альтруист, поэтому не случайно и неоднократно его выбирают депутатом Горсовета, Верховного совета БАССР, Государственной Думы РФ, где он работал в комитете по народному образованию и науке.

Хамитов Э.Ш. удостоен многих правительственных наград и званий: Заслуженный работник высшей школы РФ, Почётный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный деятель науки РБ, кавалер ордена Дружбы народов, ордена «За заслуги перед Республикой Башкортостан», обладатель медали К.Д. Ушинского, также награждён многочисленными другими медалями и почётными грамотами. О нём написано множество статей, в том числе в различных энциклопедиях: «Лучшие люди России» «Энциклопедия Башкортостана», «Ректоры России».
Основные публикации:
  1. Хамитов Э.Ш. Педагогическая профориентация в школе и вузе. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1988. – 102 с.
  2. Хамитов Э.Ш. Основы педагогическая профориентации: учеб. пособие для студентов и работников сист. подготовки, повыш. квалифик. и переподготовки пед. кадров. – Уфа, 1990. – 173 с.
  3. Хамитов Э.Ш. Контингент гуманитарного вуза: теория, подходы, практика формирования. – Челябинск, 1999. – 211 с.
  4. Хамитов Э.Ш. Общечеловеческие и конкретно-исторические ценности в истории педагогики. – Уфа, 1999. – 85 с.