Царева Рима Шугаевна
Царева Рима Шугаевна - доктор педагогических наук,
кандидат филологических наук, профессор,
Отличник народного просвещения РСФСР, Заслуженный учитель РБ,
Почетный профессор БашГУ,
Почетный профессор Восточного университета, Почетный работник высшего профессионального образования РФ
Доктор педагогических наук, профессор, родилась в 1941 году в Уфе. Прошла путь от учителя сельской школы до главного научного сотрудника университета. После окончания Стерлитамакского государственного педагогического института, Р.Ш. Царева (дев. фамилия Музафарова) работала в Спартаковской школе Ермекеевского района учителем немецкого языка, русского языка и истории. С 1965-го начала работать в СГПИ (ныне Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета) в должности ассистента кафедры русской и зарубежной литературы. Затем старший преподаватель, доцент, заместитель декана, профессор и профессор-консультант кафедры русской и зарубежной литературы (1997-2018), в 2018-2020 являлась главным научным сотрудником Научно-инновационного управления СФ БашГУ.
Докторская диссертация «Развивающее учебное взаимодействие как условие профессиональной подготовки будущих учителей», Казань, КГПУ (1997), профессор (1999). Р.Ш. Царева – одна из первых в истории филологического факультета получила степень доктора наук. Многие годы являлась ведущим дипломированным специалистом в СФ БашГУ по зарубежной литературе (кандидатская диссертация «Творческая эволюция Генриха Цшокке», кандидатский диплом по специальности «Литература Западной Европы, Америки и Австралии» 1976 года).
Рима Шугаевна в 1997-2018 годы создала и развивала свою научную школу, ежегодно руководила работой аспирантов, научными экспериментами в рамках Лаборатории педагогических исследований, руководила выпускными квалификационными работами по русско-зарубежным литературным связям, читала лекции и проводила семинарские занятия по базовым историко-литературным курсам: античной литературе, истории зарубежной литературы XVII-XXI веков, современной зарубежной литературе. Читала новые спецкурсы по мировой культуре, по немецкой литературе и культуре, англо-американской литературе и культуре, вела просеминарий по дипломным исследованиям по русской литературе. Под ее руководством защищено и утверждено четыре диссертации по общей педагогике и истории педагогики, готовятся к защите еще две диссертации.
Р.Ш. Царева – яркая, энергичная, неординарная личность, трудолюбивый и доброжелательный коллега, талантливый педагог и ученый, вырастивший много замечательных учеников и последователей. Среди лучших своих наставников выделяет выпускницу МГУ, доцента Н.В. Клюшник, профессора МГПИ им. Ленина Б.И. Пуришева и профессора Н.А. Половникову (КГПУ). Фундаментом становления собственного культурно-педагогического и исследовательского опыта и своим подлинным учителем она считает филологический факультет СФ БашГУ, на котором проработала 55 лет. Один из секретов продуктивности и значимости работы преподавателей факультета, по ее мнению, в их личностной уникальности, готовности к открытому общению и конструктивному взаимодействию, в особой самобытности жизненного и профессионального опыта, который был действительно востребован.
Многие годы занимается научными исследованиями в области функционально-коммуникативного пространства филологического образования. Целевой направленностью которой является дальнейшее развитие междисциплинарного направления «Гуманитарный потенциал коммуникативного пространства образования, языка и литературы», включающего параметры фундаментальной и прикладной науки в области педагогики, психологии, литературоведения и лингвистики.
Диалоговый потенциал зарубежной литературы актуализируется ученым как «зеркало» культуры Другого, других народов, способное развивать социальную зрелость и этнокультурную идентичность за счет обретения нового качественного состояния в процессах персонализации, адаптации, в становлении социально-ролевого статуса растущего человека. Исследователь доказывает, что актуализация читателем потенциала литературы как искусства – есть творческий акт и не может быть воссоздан путем чисто сознательных операций без обращения к бессознательному, к «эмоциональной» рефлексии читателя.
По Р.Ш. Царевой, психолого-педагогический потенциал мировой литературной классики включает множество динамичных, ресурсных составляющих. Избранный ею интенсивно-деятельностный подход (на основе антропоцентрической парадигмы) к изучению «чужеземного» произведения включает разные типы освоения потенциала произведения: ориентированного на внутри текстовую коммуникацию (уровень персонажей) и внешнюю текстовую коммуникацию (уровень автора и адресата). Сюда входят изучение познавательной деятельности студентов-читателей средствами текста (диалога автора и читателя, продолжающегося на занятиях диалога между читателями) и анализ своеобразия текстообразующей деятельности автора с учетом различных контекстуальных факторов, отражающих коммуникативную природу художественного текста. Исключительное значение приобретает, по мнению Римы Шугаевны, психолого-педагогический потенциал текстовой деятельности самих студентов (на основе знакомства с художественными текстами зарубежных авторов). Развивающие учебные коммуникации в практике преподавания устанавливаются часто благодаря интерактивным методам интерпретации текстов.
Обучение развивающему взаимодействию с субъектами образовательного процесса, по убеждению автора, ключевой фактор, значимая цель, средство, результат, универсальная форма профессионального становления студентов в педвузе. Ученый справедливо подчеркивает ценность преодоления крайностей предметно-центристских и так называемых личностно-ориентированных подходов, крайностей технолого-центристских и «цифровых» ориентаций, доказывает необходимость исходить из идеи принципиальной незавершенности образования в пространстве непрерывно развивающегося социума. Интерактивные методы познания и опыт освоения форм развивающего взаимодействия в теоретических и опытно-экспериментальных исследованиях профессора характеризуются творческим поиском нового способа жизнедеятельности, когнитивной «специализацией» студента, опережающим и контекстно-ситуационным обучением в междисциплинарном предметном поле.
Педагогические модели, разработанные Р.Ш. Царевой в публикациях, определяются особыми технологиями развивающего взаимодействия в высшем образовании, специальной организацией преподавания и учения, отражающими процессы интеракций, позитивных воздействий обучающего и обучаемых друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение интеллектуального, эмоционального и психофизического состояний студентов в направлении профессионально-личностного и социального роста.
Р.Ш. Царевой опубликовано более 300 научных и научно-методических трудов. Из них – 7 монографий, 16 учебных пособий и более 250 научных и научно-методических статей, из них 15 в журналах ВАК, в том числе с международным цифровым идентификатором. Особое признание в России и за рубежом получили монографии Р.Ш. Царевой «Психолого-педагогический потенциал зарубежной литературы» (2014), «Творческая эволюция Генриха Цшокке – новеллиста» (2003), «Обучение развивающему взаимодействию» (2012); учебные пособия с грифом УМО МО РФ «Зарубежная литература. Типы художественной реальности» (2007), учебное пособие «Развивающее учебное взаимодействие и интерактивные методы» (2009), изданное в Санкт-Петербургском институте психологии и акмеологии. А также учебные пособия для вузов «Страницы истории зарубежной литературы ХХ-ХХ1 веков» (2012), «Зарубежная литература 19 века: романтизм и реализм» (2016). Четыре ее книги получили РИД – зарегистрированы в России ИНИПИ ОФЭРНиО в качестве электронного ресурса, отвечающего требованиям новизны и приоритетности.
Она неоднократно выступала оппонентом на защитах диссертаций по методике преподавания иностранного языка и зарубежной литературы, рецензирует диссертационные работы и научные издания, занимается воспитательной и общественной работой. Около 14 лет бессменно руководила научно-методологическим семинаром преподавателей и аспирантов филологического факультета. Ее заслуги отмечены государственными наградами: «Ветеран труда», «Отличник народного просвещения РФ», «Заслуженный учитель РБ», «Почетный профессор Баш ГУ», «Почетный профессор Восточного Университета», «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», многочисленными Почетными грамотами республики и города Стерлитамака.
Наиболее часто цитируемые научные работы Царевой Р.Ш.: докторская диссертация; монографии: Развивающее учебное взаимодействие: теория и технология. – Казань-Стерлитамак: СГПИ,1996. – 207 с.; Педагогика развивающего учебного взаимодействия (философско-деонтологический и психологический аспекты). – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2000. – 168 с.; Творческая эволюция Генриха Цшокке – новеллиста. – Стерлитамак: СГПИ, 2002. – 219 с.; Обучение развивающему взаимодействию. – СГПА им. З. Биишевой, 2012. – 151 с.; Психолого-педагогический потенциал зарубежной литературы. – Стерлитамак: СФ БашГУ, 2014. – 240 с.