Штейнберг Валерий Эмануилович
Доктор педагогических наук (к.п.н., к.т.н.), профессор, старший научный сотрудник (ВАК), Заведующий Научно-исследовательской лабораторией моделирования визуальных регулятивов логико-смыслового типа Научно-исследовательского института стратегии развития образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

Родился в 1944 году в городу Термез Узбекской ССР; закончил СОШ №39 г. Уфы (8 кл.), Уфимский авиатехникум (1964), Уфимский авиационный институт (1971). Запомнились учителя математики СОШ №39, преподаватели приборостроения Уфимского авиатехникума, преподаватели электронных приборов Уфимского авиационного института, разработчик ТРИЗ Г. Альтшуллер, сотрудники НИИД Б. Касич и В. Толокновский, профессора Ф. Терегулов и Е.Ткаченко.
Профессиональная траектория:
ехник-электромеханик УПЗ, инженер НИИД, заведующий кафедрой БИРО, преподаватель БГПУ, зам. главного редактора «Педагогического журнала Башкортостана», заведующий Научно-исследовательской лаборатории моделирования визуальных регулятивов логико-смыслового типа НИИ СРО БГПУ им. М. Акмуллы.
1995 год, Поздравление Лицея №5/6 с юбилеем – 135-летием школы,
Справа – директор лицея Р.И. Файрузова
(Из архива, в то время проректор БИРО, доцент, к.т.н., к.п.н.)


Научная деятельность:
В 1988 году открыты три проекта лонгэтюдного типа, завершенные в 2020 году:
  • Проект «Визуальные дидактические регулятивы логико-смыслового типа» по технологии логико-смыслового моделирования.
  • Проект «Жизнь замечательных мелодий» по технологии сравнительного музыкослушания.
  • Лонгэтюдный проект «Дидактическая микроюмористика» по технологии малых текстовых и графических форматов.
Вечер, думы о судьбе российского образования….
Диссертации:
  • Штейнберг В. Э. Исследование и разработка цифровых полигональных аппроксиматоров функций. Дис. … к-та техн. наук. – Уфа, 1979.
  • Штейнберг В. Э. Конструкторско-технологическая деятельность преподавателя в современных условиях. Дис. … к-та пед. наук. – Уфа, 1998.
  • Штейнберг В. Э. Теоретико-методологические основы дидактических многомерных инструментов для технологий обучения. – Екатеринбург, 2000.
В Редакции ГТРК «Башкортостан» – передача в фонд Редакции
Проекта «Жизнь замечательных мелодий»
Вклад в педагогическую науку:
Научно-исследовательская лаборатория моделирования визуальных регулятивов логико-смыслового типа (НИЛ МВР) – единственная в России ведущая научные исследования, а также выполняющая экспериментальные разработки в области визуализации метода логико-смыслового моделирования. Научно-исследовательской лаборатории принадлежат все результаты теоретических и экспериментальных исследований нового класса дидактических средств – логико-смысловых моделей (ЛСМ) и дидактических регулятивов на их основе.

Созданные и реализованные в координатно-матричной графике дидактические регулятивы логико-смыслового типа прошли апробацию по всей вертикали системы образования: ДОУ, СОШ, СПО, ДО, ВО; успешно применяются в научных исследованиях и профессиональном творчестве. Разрабатываемые Научно-исследовательской лабораторией визуальные концепт-регулятивы логико-смыслового типа (ВКР-ЛСМ) применяются при проектировании современных образовательных систем и процессов.
На «втором рабочем месте» – ведется разработка будущих визуальных дидактических регулятивов логико-смыслового типа.
Научная школа:
  • «Дидактический дизайн в профессионально-педагогическом образовании», Свидетельство №3 от 08.02.2010.
  • Под руководством и при консультировании подготовлены и защищены пять кандидатских и одна докторская диссертация.
  • Участие в работе редакционных коллегий и редакционных советов научных изданий: «Педагогический журнал Башкортостана», «Искусство. Культура. Образование. Научные исследования», «Профессиональное образование. Столица», «Ценности и смыслы», «Профессиональное образование в современном мире».
Г. Мелеуз, Гимназия №1 – Экспериментальная площадка БГПУ им. М. Акмуллы, завершение проекта.
Работа в научных сообществах:
  • Член академий «Академия профессионального образования» и «Академия педагогических и социальных наук».
  • Участие в работе диссертационных советов Оренбургского педагогического университета и Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
Г. Мелеуз, Гимназия №1 – Экспериментальная площадка БГПУ им. М. Акмуллы,
открытие проекта.
Организация знаковых конференций:
Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний», Москва – Уфа, 28 января 2013 г.
Екатеринбург, заседание Диссертационного совета РППГУ.
Слева на право: соискатель Ф.Ф.Ардуванова, председатель Диссертационного
совета Е.В.Ткаченко, ученый секретарь диссовета Г.Д.Бухарова;
справа – член диссовета А.С.Белкин.

Достижения в грантах:
Грант «Технология проектирования кейс-программ на основе когнитивной навигации в профессиональной подготовке будущего учителя», 2012-1.4-12-000-3011-1789; Грант БГПУ им. М. Акмуллы «Теория и технология моделирования регулятивов логико-смыслового типа для образовательных проектов» (Приказ 207/0 от 04.06.2020).
Публикационная активность (2020):
число публикаций в РИНЦ - 166, число цитирований из публикаций, входящих в РИНЦ - 1635. Индекс Хирша по публикациям в РИНЦ – 16.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образователь­ных технологий»). (Дидактическая многомерная технология В.Э.Штейнберга – С. 507–520). ISBN 5-87953-227-5
Публикации в СМИ:
  • Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий») (Раздел 1.7. Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга. – С. 136 – 151);
  • Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»). (Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга – С. 507–520);
  • Штейнберг В.Э., Манько Н.Н. Научная школа «Дидактический дизайн». Уфа: Изд-во БГПУ, 2017. – 224 с.
Знаковые награды:
Заслуженный изобретатель Республики Башкортостан (1979), Серебряная медаль ВДНХ СССР (1991), Отличник образования Республики Башкортостан (2005), Золотая медаль ВВЦ РФ (2009), Лауреат Премии УрО РАО (2010).
2003 г., Екатеринбург, вручение Премии Уральского отделения РАО,
В центре – Президент РАО, академик РАО Н.Д.Никандров, справа –
Председатель Уральского отделения РАО, академик РАО Г.М.Романцев
Монографии:
  1. Штейнберг В.Э. Дидактическая многомерная технология (монография) - Уфа: БИРО, 1999 - 86 с.
  2. Штейнберг В.Э. Крылья профессии - введение в технологию проектирования образовательных систем и процессов (монография) - Уфа: БИРО. 1999. - 214 с.
  3. Штейнберг В.Э. Образование - технологический рубеж: инструменты, проектирование, творчество (монография). - Уфа: БИРО, 1998. - 156 с.
  4. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика (монография). – М.: Народное образование, 2002. – 304 с.
  5. Штейнберг В.Э. Дидактическая многомерная технология + дидактический дизайн (поисковые исследования): монография. – Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2007. – 136 с.
  6. Штейнберг В.Э. Дидактическая многомерная технология (поисковые исследования): монография. – Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2010. – 136 с.
  7. Штейнберг В.Э., Калимуллин Р.Х., Манько Н.Н., Галиев Р.Г. Изобразительные средства в духовном образовании мусульманской молодёжи. – Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2011. – 188 с.
  8. Штейнберг В.Э., Калимуллин Р.Х., Манько Н.Н., Галиев Р.Г. Исламский дидактический шамаиль как детерминант толерантности: для студентов с углубленным изучением истории и культуры ислама – Уфа: Изд-во БГПУ, 2012, - 164 с.
  9. Штейнберг В.Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии. – М.: Народное образование, 2015. - 351 с.
  10. Штейнберг В.Э., Сытина Н.С., Манько Н.Н. Технология когнитивной навигации в кейс-программах подготовки специалиста: для студентов и аспирантов педагогических вузов – М.: Народное образование, 2017. – 148 с.
По пути в редакцию, у баннера с ЛСМ «Педагогические новации БГПУ им. М. Акмуллы
Сборники научных методологических материалов:
  1. Штейнберг В.Э., Манько Н.Н. Научная школа «Дидактический дизайн в профессиональном педагогическом образовании» // Приложение к «Педагогическому журналу Башкортостана». Выпуск №2. Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. – 238 с.
  2. Исследования гуманитарных систем. Вып. 6. Константы бытия и инварианты образования / Научн. ред. и сост. В.Э. Штейнберг. – М.: НИИ школьных технологий, 2018. – 176 с.