Аминов Тахир Мажитович
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии, заведующий лабораторией истории педагогики и образования Научно-исследовательского института стратегии развития образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
Родился 12 декабря 1961 года в городе Ургут Самаркандской области Узбекской ССР. Среднее образование получил в школе № 54 им. Н.Г. Чернышевского. Затем год учился в СПТУ (сельское профессионально-техническое училище), окончив которое получил специальность автослесаря и водителя грузового автомобиля. Юношеский задор и романтика советских комсомольских строек «потянули» к поиску приключений и неизведанных доселе земель. Как оказалось навсегда, в солнечном Узбекистане в дальнейшем бывал только наездами. Плотничал на стройке, затем работал огнеупорщиком в мартеновском цеху металлургического завода в городе Череповецк Вологодской области. Следующей ступенью «моих университетов» была служба в Советской Армии, вначале в учебке (Горьковская область), затем в городе Кутаиси (Грузинская ССР). Воинское звание не было смыслом или целью, тем не менее, было присвоено звание «старший сержант». После армии учился на рабфаке, а затем на историко-английском факультете Башкирского государственного педагогического института. К слову, надо сказать, что в вуз поступил только с четвертого раза. К чему отношусь совершенно по-философски, мои сверстники не дадут соврать, поступить в наше время, даже в техникум (среднее специальное учебное заведение) было непросто.
Рядом с Учителем Р.Г. Кузеевым
Одним из немаловажных смыслов считаю то, каких людей мы определяем для себя как оказавших влияние на наше личностное и профессиональное становление и взросление. Как гласит житейская истина: «скажи, кто твои учителя, я скажу, кто ты». В этом смысле, я благодарен судьбе, у меня было и есть множество таких Учителей с большой буквы. В первую очередь, это конечно мои родители. Папа – Мажит Батырханович, уроженец с. Габдурафиково Оренбургской области, фронтовик, майор в отставке, Начальник гражданской обороны района, заместитель директора вечерней школы. Мама – Хусаинова Миннинур Кульмухаметовна, уроженка д. Карламан, Кармаскалинского района Башкортостана, всю жизнь проработавшая учителем начальных классов и воспитателем школы-интерната. Моими «учителями жизни» также были классный руководитель Мамонтова Елена Григорьевна, педагоги моей «альма матер»: Кузеев Рустем Гумерович, Давлетбаев Булат Сабирович, Кузнецов Валерий Борисович, Ямалов Марат Барыевич, Асадуллин Раиль Мирваевич, Леонова Татьяна Алексеевна; родные, друзья, одноклассники, однокашники, коллеги и даже мои ученики и студенты. Из последних, безымянных, конечно не все, но многие.
Вручение диплома за профилактику экстремизма
После окончания БГПИ три года работал учителем истории в школе № 4 города Благовещенска нашей Башкирии. Запомнилось, увлек школьников туризмом, водил детей в многодневные походы по нашему родному Башкортостану. Затем ассистент, доцент, профессор вуза, где я вырос и стал педагогом.

В 1997 году в Оренбурге защитил кандидатскую диссертацию «Становление и развитие системы педагогического образования в Башкирии». В 2012 году в Уфе прошла защита докторской «Развитие системы профессионального образования в Башкирии (начало XVII века – до 1917 года)». Обе работы по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.
В диссертациях и последующих работах основное внимание было уделено анализу и систематизации всех форм и направлений развития профессионального, в том числе педагогического образования в Башкортостане. Также есть работы в целом по истории образования в России. Было дано несколько авторских определений таких понятий как «система педагогического образования», «система профессионального образования», «религиозное образование», «духовное образование и др. Была обоснована и сформулирована авторская концепция историко-педагогического исследования, построенная на современном понимании логики педагогического процесса. Раскрыта история развития педагогического, религиозного, медицинского, юридического, ремесленного, технического, коммерческого, сельскохозяйственного образования в регионе дореволюционного, а также частично советского периода. Были написаны истории отдельных учебных заведений республики, таких как Уфимская татарская учительская школа, Уфимский политехникум, медресе «Галия», Уфимское землемерное училище и мн. др. Раскрыта профессиональная педагогическая деятельность и взгляды таких выдающихся личностей как Ф.Х. Мустафина, Р. Фахретдинов, З. Камали, М. Акмулла, А.П. Пинкевич и др.
Научная командировка. Иран
Другими направлениями научных исследований являются история мусульманского образования и педагогической мысли Средневекового Востока, а также проблемы исламской педагогики. В этом ключе было опубликовано множество учебников и учебных пособий. Среди них: История исламской педагогики и образования: Учебник для бакалавров по направлению 47.03.03 Религиоведение. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2018. – 159 с.; Исламская педагогика: Учебник для бакалавров по направлению 47.03.03 Религиоведение Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. – 162 с.;

Исламская педагогика: Учебное пособие для бакалавров по направлению 47.03.03 Религиоведение Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. – 136 с.; Исламская педагогика: Хрестоматия Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. – 165 с. В целом, опубликовано боле 300 научных работ: монографий, учебников, учебных пособий, хрестоматий, статей. Среди них более 70 статей в различных энциклопедиях. Около 50 статей опубликованы в отечественных и зарубежных журналах, рецензируемых ВАК, Web of Science и Scopus.
Презентация книги о Ф.Х. Мустафиной
Являюсь членом Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО (Москва), научным консультантом «Башкирской энциклопедии», председателем совета Музея истории развития образования Минпросвещения РБ. Являюсь членом диссертационного совета БГПУ им. М. Акмуллы по защите кандидатских и докторских исследований по педагогике. Под моим руководством защищена одна диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук, соискатель – Саяхов Р.Л. Вхожу в состав редакционных коллегий таких журналов как «International Journal of Advanced Studies», «Журнал Министерства народного просвещения», «Образование и духовная безопасность», «Russian Journal of Education and Psychology: Электронный журнал».

Принимал участие в подготовке республиканских программ «Кадры народного образования РБ на 2000-2003 годы» (утверждена МНО РБ 18. 06.1998 г. № 5 и Кабинетом Министров РБ 29. 06. 2000 № 185) и «Педагогические кадры Республики Башкортостан: состояние и перспективы развития», при организации IX съезда учителей РБ, а также 100-летних юбилеев Уфимского учительского института и коммерческого образования в Башкортостане.
На мусульманском форуме
Под моим руководством было организовано множество знаковых международных и российских конференций: «Общее и профессиональное образование в России: традиции и инновации»: Республиканская НПК, приуроченная к 100-летию со дня рождения Ф.Х. Мустафиной (Уфа, 26 декабря 2013 г.); «Творча спадщина А.С. Макаренка в контекстi iнновацiйного розвитку освiти XXI столiття»: II Мiжнародн. науково-практич. конференц. (15-16 березня 2018 року, Суми)»; «Выдающийся педагог XX века В.А. Сухомлинский: вчера, сегодня, завтра»: III Международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения (Уфа, 4-6 октября 2018 г.); «… И помнит мир спасенный»: система образования, как залог победы советского народа в Великой Отечественной войне»: Международная научно-практическая конференция, посвященной 75-летию Победы (Уфа, 17-18 апреля 2020).

Неоднократно был победителем российских, региональных и внутривузовских грантов. Среди них: «Развитие системы профессионального образования в регионах России в XX-XXI веках (на примере республики Башкортостан) (РГНФ № 13-16-02006 а (р)), «Творчество Мустая Карима и мировая художественная литература» (РГНФ № 14-14-02501 г(р)), «Ремесленное образование в России: теория и практика реализации» (РФФИ № 20-013-00648), «Музей педагогического образования и педагогической науки в Республике Башкортостан: от истоков прошлого к перспективам будущего» (БГПУ им. М. Акмуллы, приказ № 524/0 от 27.07.2020) и др.
Вручение диплома Научного совета по проблемам истории образования... РАО
Дважды был лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу (2009, 2012), лауреат республиканского конкурса «Педагогические династии Башкортостана» в номинации «За вклад в науку» (2014), за одну из монографий был удостоен сертификата «За фундаментальное исследование УрО РАО в области образования» (2005).

О научных и общественных достижениях есть множество публикаций в печати и передачах телевидения. Среди них: статьи в «Башкирской энциклопедии» (электронный вариант), монографии «Предпринимательство Уфы: события, факты, люди», в республиканских газетах «Вечерняя Уфа», «Уфимские ведомости», «Кызыл тан». 6 октября 2017 года на канале «Россия – Культура. Башкортостан» был показан репортаж о деятельности в сфере образования. Часть моих публикаций внесены в биобиблиографический словарь-справочник «Ислам и мусульмане постсоветской России в работах отечественных исследователей (1992-2017). – Москва: МГИМО-Университет, 2018.

Отличник образования РБ (2011), награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ (2017), медалью В.А. Сухомлинского (2018).
Историческая реконструкция Медресе Галия
Список монографий:
  1. Аминов Т.М. История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII века – до 1917 года. – М.: Наука, 2006. – 346 с.

  2. Аминов Т.М. Система педагогического образования в Башкирии. Конец XVIII-начало XX века: под научной редакцией Е.Г. Осовского. – Уфа: Башгоспединститут, 1999. – 184 с.

  3. Аминов Т.М. Дореволюционная Уфа как центр профессионального образования. – Уфа: Изд-во «Гилем», 2004. – 218 с.

  4. Аминов Т.М. Дореволюционная Уфа как центр профессионального образования. 2-е изд., перераб. – Уфа: Изд-во «Гилем», 2006. – 216 с.

  5. Аминов Т.М. Профессионально-педагогические учебные заведения Башкирии в конце XIX – начале XX века / Развитие школьного образования Республики Башкортостан в XX веке: Коллективная монография. – Уфа: Изд-во «Восточный университет», 2001. – С. 6-26.

  6. Аминов Т.М. Педагогическое образование в Башкортостане и на Южном Урале в дореволюционный период / История образования в южно-уральском регионе Башкортостана: Коллективная монография. – Уфа: Изд-во БИПКРО, 1996. – С. 44-54.

  7. Аминов Т.М., Хусаинов Р.М. Развитие коммерческого образования в Башкирии (1908 – 1967): от Торговой школы до Уфимского профессионального торгового училища. – Уфа: Изд-во «Гилем», 2009. – 128 с.

  8. Аминов Т.М. Нескучная классика, или Ф.Х. Мустафина как исследователь историко-педагогических и современных проблем системы образования в Башкирской АССР. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. – 160 с.

  9. Аминов Т.М., Ерёмина А.И. Уфимский народный политехникум – первое многоуровневое высшее учебное заведение в Башкирии. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. – 144 с.

  10. Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы: 50 лет созидания: коллективная монография. – Уфа: Изд-во «Лето», 2017. – 296 с.

  11. 100 лет Духовному управлению мусульман Республики Башкортостан: история и современность: коллективная монография. – Уфа: Китап, 2018. – 432 с.