Юричка Юрий Иванович
Доктор педагогических наук, профессор. Последнее место работы – Бирский филиал БашГУ. В настоящий момент на пенсии.

Родился 28 марта 1939 года в селе Люта, Великоберезнянского района Закарпатской области Украины. Окончил Лютянскую среднюю сельскую школу в 1956 году, после чего поступил в Ужгородский государственный университет, на историко-филологический факультет. По специальности – учитель истории и украинской филологии (учитель украинского языка и литературы). Кандидат в мастера спорта СССР по боксу.

После окончания университета в 1961 году был направлен в город Херсон в среднюю школу № 3, где и проработал учителем истории и украинской литературы. Через год, вернулся в родное село, где продолжил свою педагогическую деятельность в школе учителем украинской филологии и истории.
Проработав в школе около четырех лет, Юрий Иванович заинтересовался научной деятельностью. Мотивом к этому стало знакомство с трудами великих педагогов – А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Первоначально сферой его научных интересов стал научный атеизм. Однако, впоследствии, тематика была изменена на профилактику подростковых правонарушений. По всей видимости, на подобный научный выбор повлиял большой опыт работы в школе.

В 1968 году, в связи с событиями в Чехословакии был призван в Советскую Армию, так как был младшим лейтенантом запаса. Был назначен заместителем по политической части (замполит). Принимал участие в боевых действиях на территории Чехословакии (операция «Дунай»), известные в истории как «Пражская весна».

Возможность заняться исследовательской деятельностью появилась только при переезде в Башкирскую АССР с 1971 года, где Юрий Иванович продолжил свою трудовую деятельность в должности преподавателя кафедры педагогики Бирского государственного педагогического института.
В 1974 году поступил в аспирантуру, где основной темой его научных изысканий стали «трудные» подростки. Итогом напряженной научной работы стала защита в 1980 году кандидатской диссертации «Идейно-нравственное и трудовое воспитание как фактор предупреждения отклонений в поведении подростков».

В этом же году Юрий Иванович возглавил кафедру педагогики Бирского пединститута. Но почивать на лаврах – это не в его правилах. Практически сразу начал собирать материал для своей будущей докторской диссертации. Однако путь этот был непростым. Буквально через десять лет не стало той страны, на благо которой трудился Юрий Иванович. Жизнь стала трудной, особенно в бытовом плане. Но трудности только ускорили темпы научной работы. Сказалось крестьянское упорство (очень сильные корни, до последнего времени он старался в свободное время работать на земле, в огороде, который, в общем-то, и помогал кормить семью в 90-е) и спортивный азарт – победить во что бы то ни стало!
Фортуна любит упорных. В 1984 году Юрию Ивановичу было присвоено ученое звание доцента. А уже в 1992 году, после успешной защиты докторской диссертации «Комплексный подход к профилактике отклонений в поведении школьников (социально-педагогические аспекты)» ему была присвоена ученая степень доктора педагогических наук.

Но если вы думаете, что Юрий Иванович – это только ученый, вы глубоко заблуждаетесь. В первую очередь он педагог. Педагог с Большой Буквы. Все его научные изыскания и достижения шли параллельно основной работе – преподавательской деятельности в вузе. Постоянно со студентами. И всегда – непререкаемый авторитет для них. Многих он учил поколениями – к нему студентами приходили на занятия дети его выпускников, а в последние годы и внуки.

С конца 1970-х годов и до конца 1980-х годов Юрий Иванович являлся секретарем партийной ячейки вуза.

Много сделал он и для развития Бирского государственного педагогического института. Так была внедрена в учебный процесс социально-педагогическая практика, которую проходили студенты всех факультетов. Кроме того, им было инициировано и реализовано открытие специальности «Социальный педагог» и соответствующей кафедры.
С 1980 года Юрий Иванович является почти бессменным (до 2011 г.) заведующим кафедрой педагогики. Благодаря этому на кафедре длительное время ведутся исследования по проблеме профилактики девиантного поведения правонарушений несовершеннолетних на уровне кандидатских и докторских диссертаций. Научной школой Ю.И. Юрички накоплен банк данных теоретико-методологического, содержательно-процессуального, технологического, опытно-экспериментального характера. Апробация комплексной социально-педагогической программы профилактики девиантного поведения учащихся проводится по таким направлениям: 1) профилактика отклонений в нравственном развитии и поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста; 2) коррекция асоциального поведения школьников; 3) роль и место социальных служб в структуре воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними; 4) изучение, предупреждение и преодоление социально-педагогических конфликтов в среде несовершеннолетних; 5) профилактика наркомании; 6) формирование общечеловеческих ценностей у школьников как условие профилактики асоциального поведения несовершеннолетних; 7) девиантное поведение в теории и практике отечественной и зарубежной школы; 8) народные традиции в воспитании как средство профилактики отклонений в поведении учащихся.

Кроме этого, вклад в образование и в науку страны Юрий Иванович сделал еще и тем, что только под его научным руководством стали кандидатами наук более 10 аспирантов и соискателей.

В активе профессора Юрички Ю.И. более 300 научных, научно-методических и научно-популярных публикаций. Образно, «вишенкой» в его научных трудах является многократно переиздаваемая монография «Девиантология», в которой системно представлена, разобрана и проанализирована вся эта вечная и крайне многогранная проблема.

Карма нетороплива, но неумолима. Настигла она и нашего героя. За многолетний преподавательский труд и научные достижения он был награжден значком отличника образования Республики Башкортостан (1995), медалью К.Д. Ушинского (2000), нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», медалью А.С. Макаренко (2002). Он является Почетным членом-корреспондентом МАНПО.

Время идет, годы берут свое... Но глаза загораются молодым азартным блеском, когда он видит и слышит о достижениях своих учеников, их успехах и победах.